Что такое Интеллигибельный? Значение слова Интеллигибельный в философском словаре

1) Интеллигибельный - (лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория , образующая пару понятий с категорией сенсибельный. Термином И. обозначают такой объект , который является предметом интеллектуального созерцания. Термином "сенсибельный" (лат. sensibilis - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название " идея ", обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного - изменчивость . Соответственно, критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения - это не "иномнение", когда мнится один чувственный предмет вместо другого, но соотнесение с "идеей" умопостигаемого "небытия". В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение , собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием " универсалии ". Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием " трансцендентный ", а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием " имманентный ".

2) Интеллигибельный - (лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория , образующая пару понятий с категорией сенсибельный. Термином И. обозначают такой объект , который является предметом интеллектуального созерцания. Термином "сенсибельный" (лат. sensibills - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название " идея ", обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного - изменчивость . Отсюда критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения - это не "иномнение", когда мнится один чувственный предмет вместо другого, скорее это соотнесение с "идеей" умопостигаемого "небытия". В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение , собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием " универсалии ". Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием " трансцендентальный ", а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием " имманентный ". А.Н.Шуман

3) Интеллигибельный - (лат. intelligibilis - постигаемый, мыслимый) - доступный пониманию лишь с помощью интеллекта , или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по Канту, то, что дано разуму , рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет , думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты , у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (Кант, Критика чистого разума ; см. также " Пролегомены "). См. Трансинтеллигибельный .

4) Интеллигибельный - (лат. in telligibilis — рассудочный) — философский термин , означающий предмет или явление , постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией. Термину “И.” противополагают термин “сенсибельный”, означающий предмет, постигаемый при помощи чувств. Широкое применение понятие “И.” получило в схоластике и в философии Kama.

Интеллигибельный

(лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория , образующая пару понятий с категорией сенсибельный . Термином И. обозначают такой объект , который является предмет ом интеллектуального созерцания. Термином "сенсибельный" (лат. sensibilis - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название " идея ", обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного - изменчивость . Соответственно, критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения - это не "иномнение", когда мнится один чувственный предмет вместо другого, но соотнесение с "идеей" умопостигаемого "небытия". В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение , собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием " универсалии ". Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием " трансцендентный ", а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием " имманентный ".

(лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория , образующая пару понятий с категорией сенсибельный . Термином И. обозначают такой объект , который является предмет ом интеллектуального созерцания. Термином "сенсибельный" (лат. sensibills - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название " идея ", обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного - изменчивость . Отсюда критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения - это не "иномнение", когда мнится один чувственный предмет вместо другого, скорее это соотнесение с "идеей" умопостигаемого "небытия". В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение , собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием " универсалии ". Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием " трансцендентальный ", а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием " имманентный ". А.Н.Шуман

(лат. intelligibilis - постигаемый, мыслимый) - доступный пониманию лишь с помощью интеллекта , или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по Канту, то, что дано разуму , рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет , думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты , у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (Кант, Критика чистого разума ; см. также " Пролегомены "). См. Трансинтеллигибельный .

(лат. in telligibilis — рассудочный) — философский термин , означающий предмет или явление , постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией. Термину “И.” противополагают термин “ сенсибельный ”, означающий предмет, постигаемый при помощи чувств. Широкое применение понятие “И.” получило в схоластике и в философии Kama.

Значение слова Интеллигибельный в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Иерей - (греч. hiereus, букв. жрец) офиц. название ...
  • Иезуиты - (лат. Societas Jesu Общество Иисуса) члены ...
  • Иегова - см. Яхве . см. Свидетели ...
  • Идол - (от греч. eidolon маленькое изображеньице) материальный ...
  • Иджма - (араб. согласие ) в суннизме согласное ...
  • Идеализм - (от греч. idea идея образ ) ...
  • Игуменья - (от греч. hegumenos ведущий) — монахиня, настроятельница ...
  • Истина - мысль или высказывание соответствующие своему предмету . ...
  • Интуиция - (от лат. intuitio пристальное, внимательное всматривание, созерцание ...
  • Интерсубъективный - (от лат. inter между) межличностный, общий ...
  • Индукция - (от лат. inductio наведение) умозаключение в ...
  • Имя - выражение естественного или искусственного, формализованного языка обозначающее ...
  • Иллюстрация - (от лат. illustratio прояснять) факт или ...
  • Интерсубъективность - факт множественности субъектов, выступающий основой их общности ...
  • Нестяжательство - религ.политич. течение в России кон. 15 в.нач. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари