- исх одно - одна из основных методологических установок прагматизма , в более узком смысле - версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А. Мерфи и др.). Значение принцип ов, разработанных в И., вышло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления ( операционализм П. Бриджмен а, " социальный бихевиоризм " Дж.Г.Мида, семиотическая концепция Моррис а), так и будучи осмысленным в современных концепциях по знания и знания в целом . И. переформулировал субъект - объект ную проблему в проблему обоснования знания как такового, которую в свою очередь сформулировал как проблему понятийного схватывания опыт а . Сам опыт был истолкован как серия сменяющих друг друга ситуаций, в которых, оценивая и достраивая условия среды, субъект структурирует свою жизнедеятельность , стремясь найти эффективные и рационалистически обоснованные решения жизненных (экзистенциальных) вопросов и задач. Устойчивые ситуации выстраиваются на основе заложенных в человек е и приобретаемых им в процесс ах обучения и воспитания привычек (навыков), осознанных и закрепленных как верования , т.е. готовность действовать определенным образом. Жизнедеятельность индивидов подчинена действию " принципа непрерывности", уравнивающего любые виды и типы действий по критерию их способности слу жить эффективным средством вписывания в ситуацию. В этом отношении снимаются и границы между познанием и действием . Понятия, идеи , теории суть лишь средства, орудия, инструменты ( откуда и название - "И."), " ключи к ситуации", " планы действия" субъекта, оцениваемые функционально, т.е. с точки зрения (не) обеспечения успеха в данной ситуации. Отсюда и функциональная концепция истины ( впервые по следовательно развернутая и аргументированная в прагматизме), последовательно акцентирующая принцип практической целесообразности и интенциональное понимание познания как движения в направлении обеспечения реализации цели, задаваемой ситуацией. Основное отношение субъекта к миру - практическое, заинтересованное, всегда субъективно окрашенное. В силу э того снимается и противопоставление теоретической и оценочной деятельности. Путь к истине и путь к ценности суть одно и то же. Познание должно быть понято (на уровне его механизма ) как процесс вынесения оценки ( истинно то, во что лучше верить ). Непрерывность опыта дополняется его ценностной интерпретируемостью. Отсюда он то, что нами пережито и воспринято. Однако выработанные в опыте привычки ( навыки ) и опробированные инструменты не являются универсальными, не обеспечивают стандартность и автономность наши х решений, а наоборот , при их догматизации, сужают горизонт наших возможностей. Большинство ситуаций, в которые включен человек, носят не устойчивый ( стационарный ) характер , а полны неопределенностей, т.е. проблемны. Они проблемны (а следовательно и опасны для человека) до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структурировать , не можем их перевести в ситуацию реализации решений. Ситуации локализуют наш опыт, контекстуализируют и его и наши инструментальные ( познавательные ) возможности, актуализируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе выстраивания выгодных и эффективных отношений с объектами). Задача интеллекта в том и заключается, чтобы дать человеку возможность нормально жить в неустойчивом и полном опасностей мире, обеспечивая его адекватными социальными технологиями. "Инструментальная логика " познания, заканчивающаяся технологизированным решением , задается адекватностью схватывания проблемы и правильностью постановки целей, диктующих выбор средств-инструментов. Тезисы контекстуальности и функциональности познания дополняются тезисом экспериментальности (операциональности и технологичности). Познание - это "делание", умение решать проблемы, преобразовывать ситуации. Познать - значит не столько выявить предпосылки возможного действия, сколько оценить возможные его последствия , характер порождаемых принятым решением новых проблем. Одну версию того, как это сделать , предложил Бриджмен, конституировав тем самым операционализм как отдельное направление , другую Дьюи в своей модели пятиуровневой процедуры. (Моррис "текстуализировал", а Мид "социализировал" эту проблематику, версии же Бридж-мена и Дьюи соотносимы между собой ). Из этой процедуры выводится концепция истины Дьюи как оправданной утверждаемости, ставшей основополагающей для И. в целом. Таким образом, объект знания для И. есть созданный , экзистенциально произведенный объект. В нем это положение не радикализируется до утверждения конструирования реальности знанием , но возможность такого " хода " в И. заложена, как и собственная трактовка соотношения концептов повседневного уровня познания ( анализ прагматизмом в целом здравого смысла) и конструктов научного знания, получившая детальную разработку в феноменологической версии социологии знания.
- одна из важнейших методологических установок прагматизма . Согласно Джеймсу, сознание есть средство приспособления к действительности, а не отражения объект ивной реальности. Для И. в трактовке Дьюи понятия, идеи , гипотезы, научные теории являются интеллектуальными инструментами, служащими для решения задач и ориентации в проблемных ситуациях , возникающих в различных сферах опыт а . Хотя каждая ситуация, по Дьюи, уникальна и требует специфического способа ее решения, некоторые используемые для этой цели понятия и идеи могут оказаться пригодными для употребления и в друг их ситуациях в качестве некоторых общих инструментов. Вместе с тем все понятийные средства предназначены лишь для преобразования опыта, предвидения и учета последствий и не являются образами реальности как таковой. В соответствии с этим для И. характер но функциональное понимание истины как знания , обеспечивающего успех в конкретной ситуации. В философии науки И. выражается в виде трактовки научных законов и теорий как свободных изобретений ученых, не имеющих дескриптивного значения (т.е. не описывающих и не объясняющих реальный мир) и представляющих собой совокупности правил, инструкций для вывода одно го фактуального суждения из других фактуальных суждений В этом смысле И. пересекается с конвенционализмом и операционализм ом, и его модификации обнаруживаются у Беркли, Маха, Дюэма, Пуанкаре и некоторых представителей неопозитивизма . Оппозицией И. в этом отношении являются различные виды реализма и прежде всего научный реализм . Поппер К. Три точки зрения на человеческое познание // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- исх одно - одна из основных методологических установок прагматизма , в более узком смысле - версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А. Мерфи и др.). Значение принцип ов, разработанных в И., вышло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления ( операционализм П. Бриджмен а, " социальный бихевиоризм " Ми-да, семиотическая концепция Моррис а), так и будучи осмысленным в современных концепциях по знания и знания в целом . И. переформулировал субъект - объект ную проблему в проблему обоснования знания как такового, которую, в свою очередь , сформулировал как проблему понятийного схватывания опыт а . Сам опыт был истолкован как серия сменяющих друг друга ситуаций, в которых, оценивая и достраивая условия среды, субъект структурирует свою жизнедеятельность , стремясь найти эффективные и рационалистически обоснованные решения жизненных (экзистенциальных) вопросов и задач. Устойчивые ситуации выстраиваются на основе заложенных в человек е и приобретаемых им в процесс ах обучения и воспитания привычек (навыков), осознанных и закрепленных как верования , т.е. готовность действовать определенным образом. Жизнедеятельность индивидов подчинена действию " принципа непрерывности", уравнивающего любые виды и типы действий по критерию их способности слу жить эффективным средством вписывания в ситуацию. В этом отношении снимаются и границы между познанием и действием . Понятия, идеи , теории суть лишь средства, орудия, инструменты ( откуда и название - "И"), " ключи к ситуации", " планы действия" субъекта, оцениваемые функционально, т.е. с точки зрения (не) обеспечения успеха в данной ситуации. Отсюда и функциональная концепция истины ( впервые по следовательно развернутая и аргументированная в прагматизме), последовательно акцентирующая принцип практической целесообразности и интенциональное понимание познания как движения в направлении обеспечения реализации цели, задаваемой ситуацией. Основное отношение субъекта к миру - практическое, заинтересованное, всегда субъективно окрашенное. В силу э того снимается и противопоставление теоретической и оценочной деятельности. Путь к истине и путь к ценности суть одно и то же. Познание должно быть понято (на уровне его механизма ) как процесс вынесения оценки ( истинно то, во что лучше верить ). Непрерывность опыта дополняется его ценностной интерпретируемостью. Отсюда он то, что нами пережито и воспринято. Однако выработанные в опыте привычки ( навыки ) и опробированные инструменты не являются универсальными, не обеспечивают стандартность и автономность наши х решений, а наоборот , при их догматизации, сужают горизонт наших возможностей. Большинство ситуаций, в которые включен человек, носят не устойчивый ( стационарный ) характер , а полны неопределенностей, т.е. проблемны. Они проблемны (а следовательно и опасны для человека), до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структрурировать, не можем их перевести в ситуацию реализации решений. Ситуации локализуют наш опыт, контекстуализируют и его и наши инструментальные ( познавательные ) возможности, актуализируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе выстраивания выгодных и эффективных отношений с объектами). Задача интеллекта в том и заключается, чтобы дать человеку возможность нормально жить в неустойчивом и полном опасностей мире, обеспечивая его адекватными социальными технологиями. "Инструментальная логика " познания, заканчивающаяся технологизированным решением , задается адекватностью схватывания проблемы и правильностью постановки целей, диктующих выбор средств-инструментов. Тезисы контекстуальности и функциональности познания дополняются тезисом экспериментальности (опе-рациональности и технологичности). Познание - это "делание", умение решать проблемы, преобразовывать ситуации. Познать - значит не столько выявить предпосылки возможного действия, сколько оценить возможные его последствия , характер порождаемых принятым решением новых проблем. Одну версию того, как это сделать , предложил Бриджмен, конституировав тем самым операционализм как отдельное направление , другую Дьюи в своей модели пятиуровневой процедуры. (Моррис "текстуализировал", а Мид "социализировал" эту проблематику, версии же Бриджмена и Дьюи соотносимы между собой ). Из этой процедуры выводится концепция истины Дьюи как оправданной утверждаемости, ставшая основополагающей для И. в целом. Таким образом, объект знания для И. есть созданный , экзистенциально произведенный объект. В нем это положение не радикализируется до утверждения конструирования реальности знанием , но возможность такого " хода " в И. заложена, как и собственная трактовка соотношения концептов повседневного Уровня познания ( анализ прагматизмом в целом здравого смысла) и конструктов научного знания, получившая детальную разработку в феноменологической версии социологии знания. В.Л. Абушенко
- защищавшийся Джоном Дьюи и друг ими взгляд, согласно которому ум и интеллект (логические, этические и др. формы) точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условия м , как части тела и зубы. Инструментализмом является прагматизм амер. философии.
(лат. instru mentum — орудие ) — учение амер. философа Дьюи и его последователей, разновидность прагматизма . Различия субъект а и объект а , мыслей и фактов, психического и физического, по Дьюи,— это лишь различия внутри “ опыт а ”, элементы “ситуации”, аспекты “ события ”. Согласно И., понятия, научные законы и теории суть лишь инструменты ( отсюда и название этой формы идеализма ), орудия, “ ключи к ситуации”, “ планы действия” в “сыром материале” переживаний. Признавая познание жизненной функцией организма , И. отрицает, что значение ее как раз и состоит в способности отражать объективный мир, и рассматривает истину субъективистски, как нечто “оправданное”, “обеспечивающее успех в данной ситуации”. Дьюи и его приверженцы не признавали реальности общественных классов. Согласно инструментальной теории прогресса как постепенного у лучше ния (“мелиоризм”), прогресс состоит не в достижении об-вом определенных целей, а в самом процесс е движения . В этом И. видел залог сохранения социальной стабильности. Гл. последователи И. Дьюи (А. Чайлд, бихевиорист Дж. Мид) активно выступали против марксизма .