Что такое Определение? Значение слова Определение в философском словаре

1) Определение - (лат. definitio) - логическая операция, раскрывающая содержание понятия . Напр., обычное О. термометра указывает, что это, во-первых, прибор и, во-вторых, именно тот, с помощью которого измеряется температура. О. понятия " термин " говорит, что это слово или сочетание слов, имеющее точное значение и применяемое в науке, технике или искусстве. Важность О. подчеркивал еще Сократ , говоривший, что он продолжает дело своей матери, акушерки, и помогает родиться истине в споре . Анализируя вместе со своими оппонентами различные случаи употребления конкретного понятия, он стремился прийти в конце концов к его прояснению и О. О. решает две задачи. Оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных: приведенное О. термометра позволяет однозначно отграничить термометры от всех предметов, не являющихся приборами, и отделить термометры по присущим только им признакам от всех иных приборов. Далее, О. раскрывает сущность определяемых предметов, указывает те основные признаки , без которых они не способны существовать и от которых в значительной мере зависят все иные их признаки. Напр., О. человека как животного с мягкой мочкой уха или как существа, способного смеяться, отграничивает людей от всех иных животных, но не раскрывает сколь-нибудь глубокой сущности человека. Более удачным в этом смысле является О. человека как разумного животного или как животного, производящего орудия труда . О. может быть более глубоким и менее глубоким, и его глубина зависит прежде всего от уровня знаний об определяемом предмете. Необходимо также учитывать известную относительность сущности: существенное для одной цели может оказаться второстепеным с точки зрения другой цели. Напр., в геометрии могут использоваться разные, не совпадающие между собой О. понятия "линия", и вряд ли можно сказать, что одно из них раскрывает более глубокую сущность этого понятия, чем другие. Конкретные формы, в которых реализуется операция О., чрезвычайно разнообразны. Прежде всего нужно отметить различие между О. явными и О. неявными. Первые имеют форму равенства двух имен, вторые не имеют такой формы. К первым относится, в частности, наиболее употребительное родо-видовое О., наз. также "классическим", ко вторым относятся контекстуальное, остенсивное, аксиоматическое и др. О. Принципиально важным является различие между реальным О. и номинальным О. Первое представляет собой описание определяемых предметов и является истинным или ложным, второе является предписанием (нормой), говорящим о том, какое значение следует придавать вводимому понятию, и не имеющим истинностного значения. Относительно О. иногда высказывается общий принцип : "Об О. не спорят", или: "О словах не спорят". Однако мнение , будто по поводу О. неразумно или даже бессмысленно спорить, является явно ошибочным. Оно не согласуется с общим представлением об О. и его задачах в обычной жизни и в научном исследовании. Это мнение противоречит также тому очевидному факту , что споры об О. являются обычным делом. За указанным принципом стоит, судя по всему, предостережение, что споры о реальных О. и споры о номинальных О. принципиально различны. Реальное О. есть описание какой-то совокупности объектов, и проверка его правильности заключается в сопоставлении его с описываемым объектом. Адекватное описание - истинно, описание, не соответствующее действительности, - ложно. Споры относительно реальных О. - это обычно споры по поводу истинности описательных (дескриптивных) высказываний. Номинальное О. не описывает что-то, а требует это реализовать. Поэтому спор здесь будет не об истинности некоторого описания, а о целесообразности, правомерности и т. п. выдвигаемого требования. Положим, что кто-то определяет "бегемота" как "хищное парнокопытное млекопитающее отряда нежвачных". На такое О. можно возразить, что оно неверно, поскольку является ложным: бегемоты - не хищники, а травоядные животные. Но, допустим, кто-то говорит, что он будет отныне называть "бегемотами" всех представителей отряда пресмыкающихся, включающего аллигаторов, гавиалов и настоящих крокодилов. В данном случае нельзя сказать, что О. ложно. Человек, вводящий новое слово, ничего не описывает, а только требует - от себя или от других, - чтобы рассматриваемые объекты именовались этим, а не другим словом. Но спор возможен и уместен и здесь. Аллигаторов, гавиалов и настоящих крокодилов принято называть "крокодилами", нет смысла менять это устоявшееся имя на "бегемот", тем более что последнее закрепилось уже за совсем иными животными. Такая замена нецелесообразна, она не принесет пользы. Хуже того, неизбежная в случае переименования путаница принесет прямой вред. Возражения сводятся, таким образом, к тому, что предложение - или даже требование - переименовать крокодилов в бегемоты нецелесообразно и неэффективно. О. любого вида в принципе может быть предметом спора. Но споры об О.-требованиях ведутся иначе, чем об О.-описаниях.

2) Определение - - понятие , по содержанию и объему отграниченное от др. понятий. Определение понятий называется детерминацией. Определение человека есть цель и смысл его бытия. Взгляд, согласно которому воля человека в каждом случае определена (обусловлена) причинной зависимостью , называется детерминизмом. Определенность сущего состоит в том, что в нем может быть (категориальная определенность) высказано (см. Категория ); если сущее дано в его наглядности, то определенность сущего означает то же самое, что устойчивость , ясность понимания его и ограничение данности. К определяющим моментам сущего относится все то, что составляет его определенное бытие . Если все определяющие моменты сущего собраны вместе, то сущее из модуса возможного бытия переходит в модус действительного бытия. Пример : определяющие моменты параллелограмма суть то, что 1) параллелограмм образуется из прямых линий, 2) он есть четырехугольник, 3) противолежащие стороны его параллельны. Определяющий момент уже создает возможность для образования параллелограмма, затем эта возможность увеличивается с увеличением возможности, она превращается в действительность параллелограмма.


Синонимы: дефиниция, определение

Определение

(лат. definitio) - логическая операция , раскрывающая содержание понятия . Напр., обычно е О. термометра указывает, что это, во-первых , прибор и, во-вторых , именно тот, с помощью которого измеряется температура . О. понятия " термин " говорит, что это слово или сочетание слов, имеющее точное значение и применяемое в науке, технике или искусстве. Важность О. подчеркивал еще Сократ , говоривший, что он продолжает дело своей матери , акушерки, и помогает родиться истине в споре . Анализируя вместе со своими оппонентами различные случаи употребления конкретного понятия, он стремился прийти в конце концов к его прояснению и О. О. решает две задачи . Оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных: приведенное О. термометра позволяет одно значно отграничить термометры от всех предметов, не являющихся приборами, и отделить термометры по присущим только им признакам от всех иных приборов. Далее , О. раскрывает сущность определяемых предметов, указывает те основные признаки , без которых они не способны существовать и от которых в значительной мере зависят все иные их признаки. Напр., О. человека как животного с мягкой мочкой уха или как существа, способного смеяться , отграничивает людей от всех иных животных, но не раскрывает сколь-нибудь глубокой сущности человека. Более удачным в этом смысле является О. человека как разумного животного или как животного, производящего орудия труда . О. может быть более глубоким и менее глубоким, и его глубина зависит прежде всего от уровня знаний об определяемом предмете. Необходимо также учитывать известную относительно сть сущности: существенное для одной цели может оказаться второстепеным с точки зрения другой цели. Напр., в геометрии могут использоваться разные, не совпадающие между собой О. понятия "линия", и вряд ли можно сказать , что одно из них раскрывает более глубокую сущность э того понятия, чем другие. Конкретные формы, в которых реализуется операция О., чрезвычайно разнообразны. Прежде всего нужно отметить различие между О. явными и О. неявными. Первые имеют форму равенства двух имен, вторые не имеют такой формы. К первым относится, в частности, наиболее употребительное родо-видовое О., наз. также "классическим", ко вторым относятся контекстуальное, остенсивное, аксиоматическое и др. О. Принцип иально важным является различие между реальным О. и номинальным О. Первое представляет собой описание определяемых предметов и является истинным или ложным, второе является предписанием (нормой), говорящим о том, какое значение следует придавать вводимому понятию, и не имеющим истинно стного значения. Относительно О. иногда высказывается общий принцип : "Об О. не спорят", или: "О словах не спорят". Однако мнение , будто по поводу О. неразумно или даже бессмысленно спорить , является явно ошибочным. Оно не согласуется с общим представлением об О. и его задачах в обычной жизни и в научном исследовании. Это мнение противоречит также тому очевидному факту , что споры об О. являются обычным делом. За указанным принципом стоит, судя по всему, предостережение , что споры о реальных О. и споры о номинальных О. принципиально различны. Реальное О. есть описание какой-то совокупности объектов, и проверка его правильности заключается в сопоставлении его с описываемым объектом. Адекватное описание - истинно, описание, не соответствующее действительности, - ложно. Спор ы относительно реальных О. - это обычно споры по поводу истинности описательных (дескриптивных) высказываний. Номинальное О. не описывает что-то , а требует это реализовать . Поэтому спор здесь будет не об истинности некоторого описания, а о целесообразности, правомерности и т. п. выдвигаемого требования. Положим, что кто-то определяет "бегемота" как "хищное парнокопытное млекопитающее отряда нежвачных". На такое О. можно возразить , что оно неверно, поскольку является ложным: бегемоты - не хищники, а травоядные животные . Но, допустим , кто-то говорит, что он будет отныне называть "бегемотами" всех представителей отряда пресмыкающихся, включающего аллигаторов, гавиалов и настоящих крокодилов . В данном случае нельзя сказать, что О. ложно. Человек , вводящий новое слово, ничего не описывает, а только требует - от себя или от других, - чтобы рассматриваемые объекты именовались этим , а не другим словом . Но спор возможен и уместен и здесь. Аллигаторов, гавиалов и настоящих крокодилов принято называть "крокодилами", нет смысла менять это устоявшееся имя на "бегемот", тем более что последнее закрепилось уже за совсем иными животными. Такая замена нецелесообразна, она не принесет пользы. Хуже того, неизбежная в случае переименования путаница принесет прямой вред . Возражения сводятся, таким образом, к тому, что предложение - или даже требование - переименовать крокодилов в бегемоты нецелесообразно и неэффективно. О. любого вида в принципе может быть предметом спора . Но споры об О.-требованиях ведутся иначе , чем об О.-описаниях.

- понятие , по содержанию и объему отграниченное от др. понятий. Определение понятий называется де термин ацией. Определение человек а есть цель и смысл его бытия. Взгляд, согласно которому воля человека в каждом случае определена (обусловлена) причинной зависимостью , называется детерминизмом. Определенность сущего состоит в том, что в нем может быть (категориальная определенность) высказано (см. Категория ); если сущее дано в его наглядности, то определенность сущего означает то же самое, что устойчивость , ясность понимания его и ограничение данности. К определяющим моментам сущего относится все то, что составляет его определенное бытие . Если все определяющие моменты сущего собраны вместе , то сущее из модуса воз можно го бытия переходит в модус действительного бытия. Пример : определяющие моменты параллелограмма суть то, что 1) параллелограмм образуется из прямых линий, 2) он есть четырехугольник, 3) противолежащие стороны его параллельны. Определяющий момент уже создает возможность для образования параллелограмма, затем эта возможность увеличивается с увеличением возможности, она превращается в действительность параллелограмма.

Значение слова Определение в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Образ - изображение лика Иисуса Христа, богоматери, святого; икона ...
  • Обо - (монг. — куча, у тувинцев — оваа) ...
  • Облатки - см. Гостии. ...
  • Оберон - король эльфов; персонаж старофранц. сказаний 12 в. ...
  • Отчуждение - философская категория для обозначения общественного процесса в ...
  • Ортодоксия - (лат. ortos правильный doxa мнение ) ...
  • Онтология - (греч. on, ontos сущее logos учение ...
  • Отчуждение - важнейшая форма социокультурного противоречия. нарушения социокультурного закона ...
  • Ответственность - основное этическое понятие фиксирует сферу реальности, подлежащую ...
  • Организация - а) синоним сообщества; б) особый тип отношений ...
  • Озлобление - один из результатов дискомфортного состояния, связанный с ...
  • Обман - представление о коварстве, предательстве, опасном оборотничестве явлений, ...
  • Отсубъективное - См. также ИДЕАЛЬНОЕ ПСЕВДОСРЕДА . Несуществующее, полагаемое субъектом ...
  • Онейромонтаж - Индуцирование, благодаря ассоциациям бесструктурных ощущений (положительных, отрицательных) с ...
  • Реинкарнация - (франц. reincarnation перевоплощение олицетворение ) — термин ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари