Что такое Иллюстрация? Значение слова Иллюстрация в философском словаре

Иллюстрация - (от лат. illustratio - прояснять) - факт или частный случай , призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение , И. проясняет известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью целого ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании аудитории. С различием задач примера и И. связано различие критериев их выбора . Пример должен выглядеть достаточно твердым, однозначно трактуемым фактом. И. вправе вызывать небольшие сомнения, но она должна особенно живо воздействовать на воображение аудитории, останавливать на себе ее внимание . И. в гораздо меньшей степени, чем пример, рискует быть неверно интерпретированной, т. к. за нею стоит уже известное положение. Различие между примером и И. не всегда является отчетливым. Аристотель различал два употребления примера, в зависимости от того, имеются у оратора к.-л, общие принципы или нет: "...необходимо бывает привести много примеров тому, кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце, для того достаточно одного [примера], ибо свидетель, заслуживающий веры, бывает полезен даже в том случае, когда он один " ( Риторика . Кн. II, 20, 1394а). Роль частных случаев является, по Аристотелю, разной в зависимости от того, предшествуют они тому общему положению, к которому относятся, или следуют после него. Дело, однако, в том, что факты , приводимые до обобщения, - это, как правило , примеры, в то время как один или немногие факты, даваемые после него, представляют собой И. Об этом говорит и предупреждение Аристотеля, что требовательность слушателя к примеру более высока, чем к И. Неудачный пример ставит под сомнение то общее положение, которое он призван подкрепить. Противоречащий пример способен даже опровергнуть это положение. Иначе обстоит дело с неудачной, неадекватной И.: общее положение, к которому она приводится, не ставится под сомнение, и неадекватная И. расценивается скорее как негативная характеристика того, кто ее применяет, свидетельствующая о непонимании им общего принципа или о его неумении подобрать удачную И. Неадекватная И. может иметь комический эффект: "Надо уважать своих родителей. Когда один из них вас ругает, тут же ему возражайте". Ироническое использование И. является особенно эффектным при описании какого-то определенного лица: сначала этому лицу дается позитивная характеристика, а затем приводится И., прямо несовместимая с нею. Так, в "Юлии Цезаре" Шекспира Антоний, постоянно напоминая, что Брут - честный человек , приводит одно за другим свидетельства его неблагодарности и предательства. Конкретизируя общее положение с помощью частного случая, И. усиливает эффект присутствия. На этом основании в ней иногда видят образ , живую картинку абстрактной мысли. И. не ставит, однако, перед собой цель заменить абстрактное конкретным и тем самым перенести рассмотрение на другие объекты . Это делает аналогия , И. же - не более чем частный случай, подтверждающий уже известное общее положение или облегчающий более отчетливое его понимание . Часто И. выбирается с учетом того эмоционального резонанса , который она способна вызвать. Так поступает, напр., Аристотель, предпочитающий стиль периодический стилю связному, не имеющему ясно видимого конца: "... потому что всякому хочется видеть конец ; по этой-то причине [состязающиеся в беге] задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как раньше они не чувствовали утомления, видя перед собой предел бега" (Риторика. Кн. III, 9,1409а). Сравнение , используемое в аргументации и не являющееся сравнительной оценкой (предпочтением), обычно представляет собой И. одного случая другим, при этом оба случая рассматриваются как конкретизация одного и того же общего принципа. Типичный пример сравнения: "Людей показывают обстоятельства. Стало быть, когда тебе выпадает какое-то обстоятельство, помни, что это бог, как учитель гимнастики, столкнул тебя с грубым концом" ( Эпиктет . Беседы. Кн. 1, 24, 1).

Иллюстрация

(от лат. illustratio - прояснять ) - факт или частный случай , призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и приня того положения. Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение , И. проясняет известное общее положение , демонстрирует его значение с помощью целого ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании аудитории. С различием задач примера и И. связано различие критериев их выбора . Пример должен выглядеть достаточно твердым, одно значно трактуемым фактом. И. вправе вызывать небольшие сомнения, но она должна особенно живо воздействовать на воображение аудитории, останавливать на себе ее внимание . И. в гораздо меньшей степени, чем пример, рискует быть неверно интерпретированной, т. к. за нею стоит уже известное положение. Различие между примером и И. не всегда является отчетливым. Аристотель различал два употребления примера, в зависимости от того, имеются у оратора к.-л, общие принципы или нет: "...необходимо бывает привести много примеров тому , кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце, для того достаточно одного [примера], ибо свидетель , заслуживающий веры, бывает полезен даже в том случае, когда он один " ( Риторика . Кн. II, 20, 1394а). Роль частных случаев является, по Аристотелю, разной в зависимости от того, предшествуют они тому общему положению, к которому относятся, или следуют после него . Дело , однако , в том, что факты , приводимые до обобщения, - это, как правило , примеры, в то время как один или немногие факты, даваемые после него, представляют собой И. Об этом говорит и предупреждение Аристотеля, что требовательность слушателя к примеру более высока, чем к И. Неудачный пример ставит под сомнение то общее положение, которое он призван подкрепить . Противоречащий пример способен даже опровергнуть это положение. Иначе обстоит дело с неудачной, неадекватной И.: общее положение, к которому она приводится, не ставится под сомнение, и неадекватная И. расценивается скорее как негативная характеристика того, кто ее применяет, свидетельствующая о непонимании им общего принципа или о его неумении подобрать удачную И. Неадекватная И. может иметь комический эффект: "Надо уважать своих родителей. Когда один из них вас ругает, тут же ему возражайте". Ироническое использование И. является особенно эффектным при описании какого-то о предел енного лица : сначала этому лицу дается позитивная характеристика, а затем приводится И., прямо несовместимая с нею. Так, в "Юлии Цезаре" Шекспира Антоний , постоянно напоминая, что Брут - честный человек , приводит одно за другим свидетельства его неблагодарности и предательства. Конкретизируя общее положение с помощью частного случая, И. усиливает эффект присутствия. На этом основании в ней иногда видят образ , живую картинку абстрактной мысли. И. не ставит, однако, перед собой цель заменить абстрактное конкретным и тем самым перенести рассмотрение на другие объекты . Это делает аналогия , И. же - не более чем частный случай, подтверждающий уже известное общее положение или облегчающий более отчетливое его понимание . Часто И. выбирается с учетом того эмоционального резонанса , который она способна вызвать . Так поступает, напр., Аристотель, предпочитающий стиль периодический стилю связному, не имеющему ясно видимого конца: "... потому что всякому хочется видеть конец ; по этой-то причине [состязающиеся в беге] задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как раньше они не чувствовали утомления, видя перед собой предел бега" (Риторика. Кн. III, 9,1409а). Сравнение , используемое в аргументации и не являющееся сравнительной оценкой (предпочтением), обычно представляет собой И. одного случая другим, при этом оба случая рассматриваются как конкретизация одного и того же общего принципа. Типичный пример сравнения: "Людей показывают обстоятельства . Стало быть, когда тебе выпадает какое-то обстоятельство , помни, что это бог, как учитель гимнастики, столкнул тебя с грубым концом" ( Эпиктет . Беседы. Кн. 1, 24, 1).

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Иллюстрация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Интерсубъективность - особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия ...
  • Интенциональность - (лат. intentio стремление, внимание ) основное ...
  • Инструментализм - исходно одна из основных методологических установок ...
  • Имманентный - (лат. immanens пребывающий внутри) понятие обозначающее ...
  • Идеология - понятие посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, ...
  • Идеализм - (фр. idealisme от гр. idea идея ) ...
  • Избрание - Философский смысл термина : Выбор ( Аристотель ); ...
  • Интеграция - единство функциональное и структурное, культурное и организационное ...
  • Импринтинг - способность личности эмоционально воспринять новую идею, новый ...
  • Иерархия - важнейший организационный принцип сложных систем, включая общество ...
  • Идеал - фокус системы ценностей, гиперцентр нравственного идеала (суб)культуры, ...
  • Инободрствование - Фундаментальные (базовые) психологические состояния различного происхождения и значимости, ...
  • Идеометрическое - . Относящееся к сфере строгих идеальностей, т. е. ...
  • Зороастризм - — дуалистическая древнеиранская религия создание крой приписывается пророку ...
  • Поверхность - понятие постмодернистской номадологии (см. Номадология ), выражающее ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари