Что такое Идея? Значение слова Идея в философском словаре

1) Идея - Идеальное , не представимое по своему существу в чувственных образах, т. е. идеальное, не переводимое в субъективное реальное ; то идеальное, какое ни при каких условиях не может быть феноменальным. Идеи нужно отличать от типа идеального, которое не представимо только в своей тотальности, но представимо в частности ("испанский язык ", " сфера искусства", "сфера обслуживания г. Новороссийска"). Действительным субстратом такого неидейного идеального является досубъективная поглощенность, маскируемая антропоморфными выделенностями. Пример собственно идей: " число ", "три миллиарда семьсот двадцать один ", "равнобедренный треугольник", "прямая", "зеленое красное", "одиннадцатимерное пространство ", "напряженность электромагнитного поля" и т. д. Идеальности типа "четырехголовый человек ", "василиск", "снеговой огонь " идеями не являются.

2) Идея - - понятие , широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона , обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения И. трактуются чисто онтологически. В Новое время И. рассматриваются преимущественно гносеологически, как одна из основных форм человеческого познания. Возникают споры по поводу происхождения И. и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма . Докантовский рационализм рассматривал И. как "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту . Эмпиризм видел в И. лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал как пассивное отражение действительности. В философии Канта И. - это понятие разума , которому ничего не соответствует в опыте. И. возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом как принципы , задающие цель познанию. Для Гегеля абсолютная И. является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность . В философии 20 в. слово "И." практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь как синоним термина "понятие". (См. также Эйдос .)

3) Идея - - форма отражения окружающего мира, синтезирующая определенную совокупность понятий и представлений в целостное единство , выражающее их сущность . И. активно воздействуют на ход развития общества, способствуя или препятствуя его изменению. С т. зр. религии и объективного идеализма И. предшествуют материальным вещам, они выступают как «мысли бога», как ступени в развитии «мир духа» { Гегель ) и т. п. Идеализм рассматривает И. как определяющий фактор в жизни человеч. общества. Диалектич. материализм видит в И. особую форму отражения объективного мира. «Все идеи извлечены из опыта , они — отражения действительности, верные или искаженные», — подчеркивал Ф. Энгельс (т. 20, с. 629). Те или иные общественные И. овладевают людьми лишь тогда, когда социально-экономич. условия рождают в них потребность .

4) Идея - Он (Беркли) называет "идеей" все, что известно нам непосредственно, как, например, известны факты ощущений .

5) Идея - (вид, образ , форма ) - во многих философских учениях понятие , имеющее символическое значение ; относится не только к эпистемологии, но и к онтологии, эстетике и др. разделам. Не во всякой философии И. ассоциируется с мыслью (в субъективно-человеческом смысле ). В античной философии И. понималась как умозримо-телесная форма, как высшее выражение самого бытия. Так, Парменид понимает мысль онтологически, когда отождествляет ее с созданной им категорией бытия: "одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия, в котором она высказана" (перевод М. К. Петрова). С возникновением категории И. последняя тоже противопоставляется небытию и пустоте (пространству). И. понимается как активное мужское начало , а оформляемая ею пустота - как женское. Затем складывается еще менее напряженная оппозиция "понятие - идея " в связи с формированием категории " материя ". Смысл древесной метафоры, образующей данную категорию, переносится на всякий материал в качестве возможности для эйдоса -формы. Одним из первых термин "эйдос" категориально употребляет Анаксагор . Он называет эйдосы частиц, из которых возник мир, "семенами всех вещей" и говорит о том, что "все явления суть зрение невидимого". Демокрит также говорит о недоступных чувственному восприятию идеях-атомах, из которых слагаются все явления, как из букв слагаются слова. Идея- атом как единое и неизменное бытие наследует некоторые черты Парменидова бытия. Пустота располагается между движущимися атомами. Несмотря на то, что термины "эйдос" и И. не часто употребляются Платоном, его теория И. представлена лучше благодаря сохранности текстов. В целом, при всей изменчивости и неоднозначности взглядов, Платон ближе к элейской традиции , чем Демокрит. Его И. образуют как бы самостоятельный мир, подобно бытию Парменида, открываемому восхождением по "пути истины". В отличие же от последнего, мир И. Платона не столь статичен и обладает собственной иерархией с И. блага во главе (влияние моральной философии Сократа ). И. также подобны геометрическим фигурам (влияние пифагорейцев), они выступают порождающими образцами всего существующего. Человек в мире подобен узнику пещеры, созерцающему лишь тени, лишь подобия И. Познание должно отвратиться от чувственных вещей, и тогда душа , посредством припоминания, совершит восхождение к совершенным эйдосам. Эрос , любовь и символизируют данное стремление. Термин "эйдос" у Аристотеля обычно переводится как "форма". Основание данного перевода в том, что Аристотель отрицает самостоятельное, т. е. независимое от вещей, существование И. Для него И. - это основа бытия и целевая причина становления самой вещи . Эрос самостоятельного становления выражается у Аристотеля категориями энергии и энтелехии. Эйдосы всеобщего космического становления образуют иерархию, на вершине которой И. идей - неподвижный ум ( подобный миру И. Платона), как причина всего становления. Материя же есть возможность эйдоса. Представление о реальном существовании общего в самих вещах стало впоследствии теоретическим основанием умеренного реализма , или концептуализма , т. к. общее постигается в концепте . Истолкование процесса познания у Аристотеля стало теоретическим основанием эмпиризма . Для него слова есть знаки душевных впечатлений, а последние есть подобия действительных вещей. Стоики объясняли возникновение понятия через ассоциации ощущений и восприятий. Слово -понятие есть элемент речи. И. как смысл высказывания называлась стоиками "лектон" (отглагольное прилагательное от "говорить"). Лектон - это то, что говорящий "имеет в виду", т. е. И. называемых им вещей. Полнота лектона возрастает соответственно развернутости и сложности высказывания. От стоиков, через У. Оккама , англо-саксонский эмпиризм и вплоть до лингвистической философии, идет линия номиналистического понимания И. В среднем платонизме и неоплатонизме мир И. противопоставляется чувственному, но в рамках античной интуиции космоса . Привлекаются элементы учения Аристотеля о мировом уме, учения стоиков о логосе и др. С возникновением христианства меняются символические основания теорий И.: представление о трансцендентном миру Боге, его личностном воплощении, триединстве и др. До возникновения схоластической философии в обоснованиях нового мировоззрения господствует платонизм. Так, Бл. Августин говорит об И. Творца, предшествующих сотворению мира (его линию продолжают Иоанн Скот Эриугена , Ансельм Кентерберийский и др.). В средневековой философии большое значение придается проблеме универсалий, т. е. проблеме реальности общих понятий. Это связано с теологической проблемой истолкования триединства. Как следует понимать единство трех ипостасей? Если общее есть только имя (отсюда термин " номинализм "), то возникает опасность троебожия, для избежания которой необходимо четко разграничить области теологии и науки (У. Оккам, Н. Орем, И. Буридан и др.). Если же реальность родового понятия противопоставляется реальности его видовых определений, возникает опасность пантеизма (крайний реализм). Католическая церковь канонизировала решение проблемы универсалий в духе умеренного реализма (Фома Аквинский). В схоластике преобладает аристотелизм , "сущности" Аристотеля и их познание номиналисты понимали больше в духе "Метафизики", а реалисты - в духе "Категорий". В рационализме нового времени И. понимаются как общие для людей и присутствующие в душе значения. Предлагаются различные логико-теологические обоснования. Антропоцентрический поворот начинается с Р. Декарта. Как Платон и схоласты, он считает И. врожденными, но понимает врожденность как способность души к мышлению. Чувственные восприятия - лишь повод для И. как априорных значений души. И. могут выражаться в различных знаковых формах. Б. Спиноза видит в мышлении атрибут Бога. Бог причина как И., так и вещей, поэтому " порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей". Познаются И. в интеллектуальном созерцании, а затем выражаются дискурсивно. Г. В. Лейбниц говорит об И. как "экспрессиях" (выражениях) души, они не подобны, но лишь аналогичны вещам. Знаковое соответствие И. вещам установил Бог. Знаки обозначают И., а И. есть знаки вещей, имеющиеся в душе (ср. Аристотель, стоики , У. Оккам). Понятия (концепты), в отличие от И., есть искусственные знаки вещей. В британском эмпиризме (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.) происхождение И. связывается с чувственным опытом. Дж. Локк отрицает наличие врожденных И. и принципов. Для него И. - это индивидуальные значения ума, образуемые либо через ощущения, либо через самонаблюдение ума (рефлексию). И. - это некоторое " восприятие ума" ( ощущение , представление, фантазия и т. д.). Сходство с вещами имеют И. "первичных качеств" (фигура, движение , протяженность , плотность), И. "вторичных качеств" (цвет, запах, звук, вкус) такого сходства не имеют. Абстрактные понятия существуют в уме, но сходства с вещами также не имеют. Общие термины используются лишь для произвольной классификации вещей и удобства в общении. Дж. Беркли отходит от эмпиризма Локка, уникальность его позиции заключается в соединении примата ощущений для познания с элементами неоплатонизма. Беркли называет ощущения "реальными идеями" Творца, из них слагаются вещи и мир в целом. Все же абстрактные понятия, которые сконструированы человеком по собственной воле, ложны. Существуют только духовные субстанции. И. творятся на воле, а познаются в качестве объекта пассивных восприятий души. В отличие от Беркли, Д. Юм агностически решает вопрос о существовании духовной субстанции, он также отказывается от отождествления И. с восприятием (Локк). Восприятия делятся им на впечатления (внешние и внутренние ощущения) и И. как их вторичные образы в мышлении. Кант отграничивает И. разума от понятий и категорий рассудка. В познании И. могут функционировать только в качестве проблематических понятий, для которых нет предмета в чувственном опыте . Они служат архитектонике разума, выполняют регулятивную функцию объединения и систематизации познания в форме науки. Роль И. передается оптической метафорой "мнимого фокуса". Если модальность категорий рассудка - "возможно..." (область возможного опыта), то модальность И. - "как если бы...". В практической философии И. понимается как идеал (моральный). Для Г. В. Ф. Гегеля "вещи суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и поэтому творческие мысли". Однако, в отличие от Беркли, последние открываются у Гегеля не в ощущениях, а в логическом саморазвертывании. Истина же заключается в соответствии вещей И., истина есть должное. Неистинное, заблуждение есть плохое как неполнота воплощения И. Абсолютная И. является " снятием ", синтезом всех конечных определений, она обладает наибольшей полнотой и "конкретностью". Логическому развертыванию И. соответствует ее развертывание в природе (самоотчуждение абс. И.) и в человеческом духе (снятие самоотчуждения, " отрицание отрицания"). Врожденные И. признаются как И. "в себе", в ходе развития становящиеся "в себе и для себя", т. е. как способности . Э. Гуссерль строго разграничивает сущность от существования. " Эпохе " для него есть воздержание от суждений о существовании рассматриваемого предмета, т. е. от экзистенциальных суждений обыденного сознания. Сущность же предмета есть его эйдос. И. Кант тоже не считал существование реальным предикатом, тоже понимал И. как чисто смысловую форму, однако подход Гуссерля весьма своеобразен. Он отрицает все традиционные теории понятийного абстрагирования: И. постигаются в особого рода интеллектуальной - эйдетической интуиции. Усмотрение сущности, эйдоса начинается с "эпохе". Затем предмет, взятый в чисто смысловом аспекте , рассматривается как частный случай , частный вариант некоторой сущности. Это достигается методом свободной вариации рассматриваемого предмета в воображении. Смысловая вариация предмета имеет свои границы, свой горизонт . Эйдос и есть этот горизонт возможностей, сохраняющий инвариантность сущности предмета. Эйдосы есть элементы сознания и не зависят от конкретной психологической и знаковой формы. Моральные, религиозные и др. И. рассматриваются как важный фактор общественной интеграции и солидарности в социологии Э. Дюркгейма. Исследователи идеологии отмечают "натурализацию" И. в последней, когда должное представляется как " истинное ", идеальное в качестве "природного" и т. д. Д. В. Анкин

6) Идея - В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению (см. Платон ). У Канта И. есть априорное понятие чистого разума , не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума - завершать высшим единством всякое рассудочное познание (см. Кант). У Гегеля своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с упразднением их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне процесса , а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя. - У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение : идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и простые представления. Вл. С.

7) Идея - (греч.-букв. «то, что видно», образ ): философский термин , с помощью которого обозначают смысл , значение , сущность предметов, явлений и процессов окружающего мира. В различных философских школах и направлениях идея означает либо то, что находится в человеческом сознании (тогда идея понимается как средство, при помощи которого человек формирует знание о мире), либо то, что присуще самой реальности (тогда идея, как в философии Г. Гегеля, есть «логически разумная» сторона самой действительности, к которой человеческое сознание только «подключается»). Кроме того, в одних философских учениях идея означает «основной замысел» объекта ; способ его построения, а также отвечает на вопрос : «Для чего он существует?»; в других, наоборот, сам « логический каркас» мира представляется как сложная иерархия идей, универсально охватывающих все «этажи» объективной реальности.

8) Идея - - мысленное образование , включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

9) Идея - (от греч. idea — образ , представление ) — многозначное понятие , использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. — это форма , вид, природа , образ или способ, класс или вид. У Платона И. — вневременная сущность , динамический и творящий архетип существующего; И. образуют иерархию и органическое единство , являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания. У стоиков И. — общие понятия человеческого ума. В неоплатонизме И. истолковываются как архетипы вещей, находящиеся в космическом Уме. В раннем христианстве и в схоластике И. являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога. В Новое время , в 17—18 вв. понятие «И.» субъективируется, и И. отождествляются с понятиями человеческого ума. Согласно Р. Декарту и Дж. Локку, И. означает «образ вещи , создаваемый духом», представление, которому реальная вещь соответствует лишь несовершенным образом. В нем. идеализме на первый план выдвигается динамический, нормативный аспект И.: если И. правильна, она, несмотря на препятствия, непременно реализуется. Для Г.В.Ф. Гегеля И. является объективной истиной и одновременно истинным бытием ; И. — это развертывающееся в диалектическом процессе мышление , а действительность есть развитая И. Марксизм сохранил динамическую трактовку И.: она отражает реальность не только в ее наличности, но и в необходимости и возможности, в тенденции развития. «...Ниспровергающий характер истины придает мышлению качество императивности... предикат «есть» подразумевает «должно быть», — пишет неомарксист Г. Маркузе. — Этот основывающийся на противоречии двухмерный стиль мышления составляет внутреннюю форму не только диалектической логики, но и всей философии, вступающей в схватку с действительностью».

10) Идея - (от греч. idea) - мысль , представление ; намерение, план ; понятия разума , которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте .

11) Идея - - выражение смысла в познавательной интенции. Если смысл - отношение содержания изначального самоопределения воли и ее инобытийных воплощений, то идея - это отношение изначального самоопределения воли к познавательной интенции. Идея частный аспект смысла.

12) Идея - - понятие , широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона , обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения И. трактуются чисто онтологически. В Новое Время И. рассматривается преимущественно гносеологически, как одна из основных форм человеческого познания. Возникают споры по поводу происхождения И. и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма . Докан-товский рационализм рассматривал И. как "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту . Эмпиризм видел в И. лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал как пассивное отражение действительности. В философии Канта И. - это понятие разума , которому ничего не соответствует в опыте. И. возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом как принципы , задающие цель познанию. Для Гегеля абсолютная И. является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность . В философии 20 в. И. практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь как синоним понятия. (См. также Эйдос ). А.В. Филиппович

13) Идея - (греч "idea") - философский термин , означающий "небесный прообраз" вещи , духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.

14) Идея - (от греч. idea) - в собственном смысле слова зрительный образ , наглядный образ; в философии со времени Платона метафизическая сущность вещи , которую Аристотель мыслил как силосозидающую и формообразующую (см. Энтелехия ), неоплатонизм - как излучение высшего мирового принципа , средневековое христианство - как "божественную мысль ". Постепенно идею начинают понимать все более субъективистски. Начиная с Декарта и Локка идея означает лишь "образ вещи, создаваемый духом", представление , которому действительная вещь соответствует лишь несовершенным образом. Платоновское понятие идеи тем самым бледнеет; ибо, по Платону, идеи суть вечные и неизменные, постигаемые не чувственно, а лишь духовно, на основе врожденной способности воспоминания, реально существующие прообразы вещей. Вещь является отражением идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней. Идеи являются "подлинно-сущим". Со времени нем. идеализма (Шеллинг, Фихте) подготовлялось новое , динамическое понимание идей: идея есть не что иное, как понятие совершенства, которого (совершенства) еще не существует в опыте , напр. идея совершенного, справедливо управляемого государства. Пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению, она не будет невозможной (Кант). Гёте находит идеальное "в духе действительного". "Идея, там, где она проникает в жизнь , дает неизмеримую силу и мощь, и только идея является источником силы" (Фихте). Гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие . Идея есть развертывающееся в диалектическом процессе мышление , действительность есть развитая идея. Исторический материализм (см. Материализм , Материализм исторический) рассматривает идею как обусловленную экономическими отношениями, а провозглашение идеи - просто как идеологию; представители идеалистического понимания истории ищут движущие силы исторических событий в идеях.

15) Идея - (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ ) — философский термин , обозначающий “ смысл ”, “ значение ”, “ сущность ” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория “И.” употребляется в различных смыслах. Когда И. рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов ( Наивный реализм ); 2) “смысл” или “сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир ( Субъективный идеализм ). В нек-рых философских системах И. обозначала и материалистический принцип (так, Демокрит называет свои атомы “идеями”). В системах объективного идеализма . И. считается объективно существующей сущностью всех вещей ( Объективная идея ). У Гегеля, напр., И.— смысл и творец всех вещей,— развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную, субъективную и абсолютную. Решение вопроса об И. зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно научно он разработан только в диалектическом материализме , где И. рассматривается как отражение объективной реальности. Вместе с тем подчеркивается и обратное влияние И. на развитие материальной действительности в целях ее преобразования. Под И. понимается также одна из форм, способ познания, смысл к-рых заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, напр., идеи о материальности мира, о двойственном корпускулярно-волновом характере вещества и поля и т. д.

Идея

Идеальное , не представимое по своему существу в чувственных образах, т. е. идеальное, не переводимое в субъективное реальное ; то идеальное, какое ни при каких условиях не может быть феноменальным. Идеи нужно отличать от типа идеального, которое не представимо только в своей тотальности, но представимо в частности ("испанский язык ", " сфера искусства", "сфера обслуживания г. Новороссийска"). Действительным субстратом такого не идей ного идеального является досубъективная поглощенность, маскируемая антропоморфными выделенностями. Пример собственно идей: " число ", "три миллиарда семьсот двадцать один ", "равнобедренный треугольник", "прямая", "зеленое красное", "одиннадцатимерное пространство ", "напряженность электромагнитного поля" и т. д. Идеальности типа "четырехголовый человек ", "василиск", "снеговой огонь " идеями не являются.

- понятие , широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона , обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения И. трактуются чисто онтологически. В Новое время И. рассматриваются преимущественно гносеологически, как одна из основных форм человеческого познания. Возникают споры по поводу происхождения И. и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма . Докантовский рационализм рассматривал И. как "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту . Эмпиризм видел в И. лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал как пассивное отражение действительности. В философии Канта И. - это понятие разума , которому ничего не соответствует в опыте. И. возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом как принципы , задающие цель познанию. Для Гегеля абсолютная И. является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность . В философии 20 в. слово "И." практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь как синоним термина "понятие". (См. также Эйдос .)

- форма отражения окружающего мира, синтезирующая определенную совокупность понятий и представлений в целостное единство , выражающее их сущность . И. активно воздействуют на ход развития общества, способствуя или препятствуя его изменению. С т. зр. религии и объективного идеализма И. предшествуют материальным вещам, они выступают как «мысли бога», как ступени в развитии «мир духа» { Гегель ) и т. п. Идеализм рассматривает И. как определяющий фактор в жизни человеч. общества. Диалектич. материализм видит в И. особую форму отражения объективного мира. «Все идеи извлечены из опыта , они — отражения действительности, верные или искаженные», — подчеркивал Ф. Энгельс (т. 20, с. 629). Те или иные общественные И. овладевают людьми лишь тогда, когда социально-экономич. условия рождают в них потребность .

Он (Беркли) называет "идеей" все, что известно нам непосредственно, как, на пример , известны факты ощущений .

(вид, образ , форма ) - во многих философских учениях понятие , имеющее символическое значение ; относится не только к эпистемологии, но и к онтологии, эстетике и др. разделам. Не во всякой философии И. ассоциируется с мыслью (в субъективно-человеческом смысле ). В античной философии И. понималась как умозримо-телесная форма, как высшее выражение самого бытия. Так, Парменид понимает мысль онтологически, когда отождествляет ее с созданной им категорией бытия: "одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия, в котором она высказана" (перевод М. К. Петрова). С возникновением категории И. последняя тоже противопоставляется небытию и пустоте (пространству). И. понимается как активное мужское начало , а оформляемая ею пустота - как женское. Затем складывается еще менее напряженная оппозиция "понятие - идея " в связи с формированием категории " материя ". Смысл древесной метафоры, образующей данную категорию, переносится на всякий материал в качестве возможности для эйдоса -формы. Одним из первых термин "эйдос" категориально употребляет Анаксагор . Он называет эйдосы частиц, из которых возник мир, "семенами всех вещей" и говорит о том, что "все явления суть зрение невидимого". Демокрит также говорит о недоступных чувственному восприятию идеях-атомах, из которых слагаются все явления, как из букв слагаются слова. Идея- атом как единое и неизменное бытие наследует некоторые черты Парменидова бытия. Пустота располагается между движущимися атомами. Несмотря на то, что термины "эйдос" и И. не часто употребляются Платоном, его теория И. представлена лучше благодаря сохранности текстов. В целом, при всей изменчивости и неоднозначности взглядов, Платон ближе к элейской традиции , чем Демокрит. Его И. образуют как бы самостоятельный мир, подобно бытию Парменида, открываемому восхождением по "пути истины". В отличие же от последнего, мир И. Платона не столь статичен и обладает собственно й иерархией с И. блага во главе (влияние моральной философии Сократа ). И. также подобны геометрическим фигурам (влияние пифагорейцев), они выступают порождающими образцами всего существующего. Человек в мире подобен узнику пещеры, созерцающему лишь тени, лишь подобия И. Познание должно отвратиться от чувственных вещей, и тогда душа , посредством припоминания, совершит восхождение к совершенным эйдосам. Эрос , любовь и символизируют данное стремление. Термин "эйдос" у Аристотеля обычно переводится как "форма". Основание данного перевода в том, что Аристотель отрицает самостоятельное, т. е. независимое от вещей, существование И. Для него И. - это основа бытия и целевая причина становления самой вещи . Эрос самостоятельного становления выражается у Аристотеля категориями энергии и энтелехии. Эйдосы всеобщего космического становления образуют иерархию, на вершине которой И. идей - неподвижный ум ( подобный миру И. Платона), как причина всего становления. Материя же есть возможность эйдоса. Представление о реальном существовании общего в самих вещах стало впоследствии теоретическим основанием умеренного реализма , или концептуализма , т. к. общее постигается в концепте . Истолкование процесса познания у Аристотеля стало теоретическим основанием эмпиризма . Для него слова есть знаки душевных впечатлений, а последние есть подобия действительных вещей. Стоики объясняли возникновение понятия через ассоциации ощущений и восприятий. Слово -понятие есть элемент речи. И. как смысл высказывания называлась стоиками "лектон" (отглагольное прилагательное от "говорить"). Лектон - это то, что говорящий "имеет в виду", т. е. И. называемых им вещей. Полнота лектона возрастает соответственно развернутости и сложности высказывания. От стоиков, через У. Оккама , англо-саксонский эмпиризм и вплоть до лингвистической философии, идет линия номиналистического понимания И. В среднем платонизме и неоплатонизме мир И. противопоставляется чувственному, но в рамках античной интуиции космоса . Привлекаются элементы учения Аристотеля о мировом уме, учения стоиков о логосе и др. С возникновением христианства меняются символические основания теорий И.: представление о трансцендентном миру Боге, его личностном воплощении, триединстве и др. До возникновения схоластической философии в обоснованиях нового мировоззрения господствует платонизм. Так, Бл. Августин говорит об И. Творца, предшествующих сотворению мира (его линию продолжают Иоанн Скот Эриугена , Ансельм Кентерберийский и др.). В средневековой философии большое значение придается проблеме универсалий, т. е. проблеме реальности общих понятий. Это связано с теологической проблемой истолкования триединства. Как следует понимать единство трех ипостасей? Если общее есть только имя (отсюда термин " номинализм "), то возникает опасность троебожия, для избежания которой необходимо четко разграничить области теологии и науки (У. Оккам, Н. Орем, И. Буридан и др.). Если же реальность родового понятия противопоставляется реальности его видовых определений, возникает опасность пантеизма (крайний реализм). Католическая церковь канонизировала решение проблемы универсалий в духе умеренного реализма (Фома Аквинский). В схоластике преобладает аристотелизм , "сущности" Аристотеля и их познание номиналисты понимали больше в духе "Метафизики", а реалисты - в духе "Категорий". В рационализме нового времени И. понимаются как общие для людей и присутствующие в душе значения. Предлагаются различные логико-теологические обоснования. Антропоцентрический поворот начинается с Р. Декарта. Как Платон и схоласты, он считает И. врожденными, но понимает врожденность как способность души к мышлению. Чувственные восприятия - лишь повод для И. как априорных значений души. И. могут выражаться в различных знаковых формах. Б. Спиноза видит в мышлении атрибут Бога. Бог причина как И., так и вещей, поэтому " порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей". Познаются И. в интеллектуальном созерцании, а затем выражаются дискурсивно. Г. В. Лейбниц говорит об И. как "экспрессиях" (выражениях) души, они не подобны, но лишь аналогичны вещам. Знаковое соответствие И. вещам установил Бог. Знаки обозначают И., а И. есть знаки вещей, имеющиеся в душе (ср. Аристотель, стоики , У. Оккам). Понятия (концепты), в отличие от И., есть искусственные знаки вещей. В британском эмпиризме (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.) происхождение И. связывается с чувственным опытом. Дж. Локк отрицает наличие врожденных И. и принципов. Для него И. - это индивидуальные значения ума, образуемые либо через ощущения, либо через самонаблюдение ума (рефлексию). И. - это некоторое " восприятие ума" ( ощущение , представление, фантазия и т. д.). Сходство с вещами имеют И. "первичных качеств" (фигура, движение , протяженность , плотность), И. "вторичных качеств" (цвет, запах, звук, вкус) такого сходства не имеют. Абстрактные понятия существуют в уме, но сходства с вещами также не имеют. Общие термины используются лишь для произвольной классификации вещей и удобства в общении. Дж. Беркли отходит от эмпиризма Локка, уникальность его позиции заключается в соединении примата ощущений для познания с элементами неоплатонизма. Беркли называет ощущения "реальными идеями" Творца, из них слагаются вещи и мир в целом. Все же абстрактные понятия, которые сконструированы человеком по собственной воле, ложны. Существуют только духовные субстанции. И. творятся на воле, а познаются в качестве объекта пассивных восприятий души. В отличие от Беркли, Д. Юм агностически решает вопрос о существовании духовной субстанции, он также отказывается от отождествления И. с восприятием (Локк). Восприятия делятся им на впечатления (внешние и внутренние ощущения) и И. как их вторичные образы в мышлении. Кант отграничивает И. разума от понятий и категорий рассудка. В познании И. могут функционировать только в качестве проблематических понятий, для которых нет предмета в чувственном опыте . Они служат архитектонике разума, выполняют регулятивную функцию объединения и систематизации познания в форме науки. Роль И. передается оптической метафорой "мнимого фокуса". Если модальность категорий рассудка - "возможно..." (область возможного опыта), то модальность И. - "как если бы...". В практической философии И. понимается как идеал (моральный). Для Г. В. Ф. Гегеля "вещи суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и поэтому творческие мысли". Однако, в отличие от Беркли, последние открываются у Гегеля не в ощущениях, а в логическом саморазвертывании. Истина же заключается в соответствии вещей И., истина есть должное. Неистинное, заблуждение есть плохое как неполнота воплощения И. Абсолютная И. является " снятием ", синтезом всех конечных определений, она обладает наибольшей полнотой и "конкретностью". Логическому развертыванию И. соответствует ее развертывание в природе (самоотчуждение абс. И.) и в человеческом духе (снятие самоотчуждения, " отрицание отрицания"). Врожденные И. признаются как И. "в себе", в ходе развития становящиеся "в себе и для себя", т. е. как способности . Э. Гуссерль строго разграничивает сущность от существования. " Эпохе " для него есть воздержание от суждений о существовании рассматриваемого предмета, т. е. от экзистенциальных суждений обыденного сознания. Сущность же предмета есть его эйдос. И. Кант тоже не считал существование реальным предикатом, тоже понимал И. как чисто смысловую форму, однако подход Гуссерля весьма своеобразен. Он отрицает все традиционные теории понятийного абстрагирования: И. постигаются в особого рода интеллектуальной - эйдетической интуиции. Усмотрение сущности, эйдоса начинается с "эпохе". Затем предмет, взятый в чисто смысловом аспекте , рассматривается как частный случай , частный вариант некоторой сущности. Это достигается методом свободной вариации рассматриваемого предмета в воображении. Смысловая вариация предмета имеет свои границы, свой горизонт . Эйдос и есть этот горизонт возможностей, сохраняющий инвариантность сущности предмета. Эйдосы есть элементы сознания и не зависят от конкретной психологической и знаковой формы. Моральные, религиозные и др. И. рассматриваются как важный фактор общественной интеграции и солидарности в социологии Э. Дюркгейма. Исследователи идеологии отмечают "натурализацию" И. в последней, когда должное представляется как " истинное ", идеальное в качестве "природного" и т. д. Д. В. Анкин

В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению (см. Платон ). У Канта И. есть априорное понятие чистого разума , не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума - завершать высшим единством всякое рассудочное познание (см. Кант). У Гегеля своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с упразднением их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне процесса , а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя. - У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение : идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и простые представления. Вл. С.

(греч.-букв. «то, что видно», образ ): философский термин , с помощью которого обозначают смысл , значение , сущность предметов, явлений и процессов окружающего мира. В различных философских школах и направлениях идея означает либо то, что находится в человеческом сознании (тогда идея понимается как средство, при помощи которого человек формирует знание о мире), либо то, что присуще самой реальности (тогда идея, как в философии Г. Гегеля, есть «логически разумная» сторона самой действительности, к которой человеческое сознание только «подключается»). Кроме того, в одних философских учениях идея означает «основной замысел» объекта ; способ его построения, а также отвечает на вопрос : «Для чего он существует?»; в других, наоборот, сам « логический каркас» мира представляется как сложная иерархия идей , универсально охватывающих все «этажи» объективной реальности.

- мысленное образование , включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

(от греч. idea — образ , представление ) — многозначное понятие , использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. — это форма , вид, природа , образ или способ, класс или вид. У Платона И. — вневременная сущность , динамический и творящий архетип существующего; И. образуют иерархию и органическое единство , являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания. У стоиков И. — общие понятия человеческого ума. В неоплатонизме И. истолковываются как архетипы вещей, находящиеся в космическом Уме. В раннем христианстве и в схоластике И. являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога. В Новое время , в 17—18 вв. понятие «И.» субъективируется, и И. отождествляются с понятиями человеческого ума. Согласно Р. Декарту и Дж. Локку, И. означает «образ вещи , создаваемый духом», представление, которому реальная вещь соответствует лишь несовершенным образом. В нем. идеализме на первый план выдвигается динамический, нормативный аспект И.: если И. правильна, она, несмотря на препятствия, непременно реализуется. Для Г.В.Ф. Гегеля И. является объективной истиной и одновременно истинным бытием ; И. — это развертывающееся в диалектическом процессе мышление , а действительность есть развитая И. Марксизм сохранил динамическую трактовку И.: она отражает реальность не только в ее наличности, но и в необходимости и возможности, в тенденции развития. «...Ниспровергающий характер истины придает мышлению качество императивности... предикат «есть» подразумевает «должно быть », — пишет неомарксист Г. Маркузе. — Этот основывающийся на противоречии двухмерный стиль мышления составляет внутреннюю форму не только диалектической логики, но и всей философии, вступающей в схватку с действительностью».

(от греч. idea) - мысль , представление ; намерение, план ; понятия разума , которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте .

- выражение смысла в познавательной интенции. Если смысл - отношение содержания изначального самоопределения воли и ее инобытийных воплощений, то идея - это отношение изначального самоопределения воли к познавательной интенции. Идея частный аспект смысла.

- понятие , широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона , обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения И. трактуются чисто онтологически. В Новое Время И. рассматривается преимущественно гносеологически, как одна из основных форм человеческого познания. Возникают споры по поводу происхождения И. и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма . Докан-товский рационализм рассматривал И. как "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту . Эмпиризм видел в И. лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал как пассивное отражение действительности. В философии Канта И. - это понятие разума , которому ничего не соответствует в опыте. И. возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом как принципы , задающие цель познанию. Для Гегеля абсолютная И. является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность . В философии 20 в. И. практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь как синоним понятия. (См. также Эйдос ). А.В. Филиппович

(греч "idea") - философский термин , означающий "небесный прообраз" вещи , духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.

(от греч. idea) - в собственно м смысле слова зрительный образ , наглядный образ; в философии со времени Платона метафизическая сущность вещи , которую Аристотель мыслил как силосозидающую и формообразующую (см. Энтелехия ), неоплатонизм - как излучение высшего мирового принципа , средневековое христианство - как "божественную мысль ". Постепенно идею начинают понимать все более субъективистски. Начиная с Декарта и Локка идея означает лишь "образ вещи, создаваемый духом", представление , которому действительная вещь соответствует лишь несовершенным образом. Платоновское понятие идеи тем самым бледнеет; ибо, по Платону, идеи суть вечные и неизменные, постигаемые не чувственно, а лишь духовно, на основе врожденной способности воспоминания, реально существующие прообразы вещей. Вещь является отражением идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней. Идеи являются "подлинно-сущим". Со времени нем. идеализма (Шеллинг, Фихте) подготовлялось новое , динамическое понимание идей : идея есть не что иное, как понятие совершенства, которого (совершенства) еще не существует в опыте , напр. идея совершенного, справедливо управляемого государства. Пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению, она не будет невозможной (Кант). Гёте находит идеальное "в духе действительного". "Идея, там, где она проникает в жизнь , дает неизмеримую силу и мощь, и только идея является источником силы" (Фихте). Гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие . Идея есть развертывающееся в диалектическом процессе мышление , действительность есть развитая идея. Исторический материализм (см. Материализм , Материализм исторический) рассматривает идею как обусловленную экономическими отношениями, а провозглашение идеи - просто как идеологию; представители идеалистического понимания истории ищут движущие силы исторических событий в идеях.

(греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ ) — философский термин , обозначающий “ смысл ”, “ значение ”, “ сущность ” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория “И.” употребляется в различных смыслах. Когда И. рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов ( Наивный реализм ); 2) “смысл” или “сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир ( Субъективный идеализм ). В нек-рых философских системах И. обозначала и материалистический принцип (так, Демокрит называет свои атомы “идеями”). В системах объективного идеализма . И. считается объективно существующей сущностью всех вещей ( Объективная идея ). У Гегеля, напр., И.— смысл и творец всех вещей,— развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную, субъективную и абсолютную. Решение вопроса об И. зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно научно он разработан только в диалектическом материализме , где И. рассматривается как отражение объективной реальности. Вместе с тем подчеркивается и обратное влияние И. на развитие материальной действительности в целях ее преобразования. Под И. понимается также одна из форм, способ познания, смысл к-рых заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, напр., идеи о материальности мира, о двойственном корпускулярно-волновом характере вещества и поля и т. д.

Значение слова Идея в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Индукция - (от лат. inductio наведение) умозаключение в ...
  • Имя - выражение естественного или искусственного, формализованного языка обозначающее ...
  • Иллюстрация - (от лат. illustratio прояснять) факт или ...
  • Интерсубъективность - факт множественности субъектов, выступающий основой их общности ...
  • Интернализм - интерналистская трактовка языкового значения представляет собой картезианский ...
  • Искусство - специализированная форма человеческой деятельности, особая сторона любой ...
  • Инфантильность - отставание способности принимать удовлетворительные решения массовым сознанием ...
  • Зороастр - см. Заратустра . ...
  • Значимость - признание понятия или суждения, его логическая "допустимость" ...
  • Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее ...
  • Зло - 1) противоположность добра (см. Добро и зло ...
  • Запад - западная часть Старого Света в переносном смысле ...
  • Задатки - см. Диспозиция . ...
  • Зависимость - см. Функция Отношение . ...
  • Культурантропология - ветвь бурж. антропологии филос. (Э. Ротхаккер, М. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари