Что такое Стоицизм? Значение слова Стоицизм в философском словаре

1) Стоицизм - - одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 - начале 3 в. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа - ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа - ученика Клеанфа. К более поздней Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вавилонии), ставшего впоследствии афинским послом в Риме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия - учителя Цицерона, Посидония, также жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2-1 вв. до н.э. Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает здесь все более риторический и назидательно- этический характер , теряя собственно физическую часть учения своих древнегреческих предшественников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета , Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков - главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдельным сохранившимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью . В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции - разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона , изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека , в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала - деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция , материя ). Под влиянием идей Гераклита стоики отводят роль активного, всепроизводящего начала огню, постепенно переходящему во все остальные стихии - воздух, воду, землю (как в свои формы). Причем, это саморазвитие мира осуществляется циклически, т.е. в начале каждого нового цикла огонь (он же Бог и Логос) вновь и вновь порождает другие первоначала, которые в конце цикла превращаются в огонь. Рано или поздно, таким образом, совершится космический пожар, все станет огнем; "весь процесс будет повторяться опять и опять до бесконечности. Все, что случается в этом мире, случалось и раньше и случится вновь бесчисленное число раз". Из мирового Логоса каждый раз изливаются так называемые "осеменяющие логосы", которые и определяют природу всех единичных тел. Таким образом, Логос пронизывает собой весь этот мир и управляет его телом , являясь тем самым не только промыслом, но и судьбой, своего рода необходимой цепью всех причин всего существующего. Речь идет о космическом детерминизме , в соответствии с которым направление всех природных процессов оказывается строго определено естественными законами. Каждое тело жестко включено во всеобщую природу благодаря "его собственной природе", т.е. все вещи суть части единой системы. Надо сказать, что только ранние стоики обращали внимание на этот отдел в своей философии; римские их последователи гораздо больше акцентировали роль логики и этики. В логике стоиков речь шла по преимуществу о проблемах теории познания - разуме, истине, ее источниках, а также о собственно логических вопросах. Говоря о единстве постигающего мышления и бытия, они отводили решающую роль в познании не чувственному представлению, а "представлению постигнутому", т.е. "ушедшему назад в мысль и ставшему присущим сознанию". Чтобы быть истинным, представление должно быть постигнуто посредством мышления. Разум при этом как бы дает свое согласие на такое представление, признавая его истинным. Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм", уделяя особое внимание простым и сложным высказываниям, теории вывода и т.д. Однако главной частью их учения, сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика , центральным понятием которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривается как часть единой системы природы, т.к. в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы . Жить согласно природе и Логосу - основное назначение человека . Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добродетель - это и есть воля . Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом , а т.к. она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях : в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. В этике стоиков мы встречаем элементы формализма , напоминающие этический формализм Канта. Так как все возможные благодеяния не являются таковыми на самом деле, ничто не имеет истинного значения кроме нашей собственной добродетели. Добродетельным же следует быть вовсе не для того, чтобы делать добро , а наоборот, делать добро надо для того, чтобы быть добродетельным. Большой интерес и сегодня вызывают идеи поздних стоиков - Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др., из которых первый был важным сановником и воспитателем будущего императора Нерона, второй - рабом, а третий - самим императором, оставившим нам интереснейшие размышления "Наедине с собой", пронизанные идеей терпения и необходимости сопротивляться земным желаниям. Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему "зеленый виноград": "мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы". С., особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время , привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.

2) Стоицизм - - одна из школ элластич., римск. философии. Др. С. (3-2 вв. до н. э.: Зенон из Китио-:ia, Клеанф , Христипп) возрождает учение Гераклита об огне как космич. начале, однако толкует его ?? духе теологии, провиденииализ-:ла и фатализма , как одновременно материю, мир. разум ( логос ), судьбу и бога. В системе С., к-рая состоит из физики (включающей теологию), логики и этики, ведущее место занимает последняя. Этич. принципе . – жить «согласно природе», а следовательно, и разуму, пронизывающему всю природу, — определяет идеал мудреца : подчинение судьбе ( amor fati - « любовь к року»), бесстрастие, воздержание , строгое выполнение долга . Средний (2—1 вв. до н. э.) и поздний (1—2 вв. н. э.: Семка, Эпиктет , Марк Аврелий ) С. постепенно включают в свое учение элементы платонизма , в результате усиливается религ.-этич. направленность его, а общая пантеистич. установка все более заменяется монотеизмом. С. оказал влияние на становление христианства, о чем свидетельствует, напр., заимствование у Клеанфа формулы о боге, «в котором мы живем и движемся и существуем» (ср. Деян. Апост. 17 : 28). Ф. Энгельс назвал Сенеку ,дядей христианства» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 307).

3) Стоицизм - (от stoa poikile - "узорчатый портик " в Афинах) - одна из самых влиятельных религиозно-философских школ древнего языческого мира. В религиозном плане стоики - пантеисты , Высшее начало - космический Логос , руководящий миром как Судьба . Идеал стоического мудреца - апатия (апафея), бесстрастие, независимость от любых жизненный обстоятельств, максимальное послушание Судьбе, тщательное исполнение своей роли в заданном ею сценарии происходящих событий. Мир, где господствует Логос, считали стоики, лучший из миров; жить в нем нравственно и благочестиво значит жить согласно разуму и по природе, ибо Высший разум - источник нравственности - действует в глубинах природы. Достигший апафеи, считали стоики, становится божественным. Они - постоянные оппоненты христианства, начиная с проповеди ап. Павла в афинском ареопаге (Деян.17.18-33). Со стоицизмом были связаны некоторые ереси , напр., пелагианство . Нравственное учение стоиков является их самой сильной и лучшей стороной. Известные западноевропейские моралисты XVI-XVII вв. широко использовали стоическое наследие. (См. также: АВТАРКИЯ ).

4) Стоицизм - пантеистическое и материалистическое учение , возникшее е конце 1У в. до Р.Х. и связанное, прежде всего, с именем Зенона из Китона. Для стоиков Бог и природа – одно и то же, а человек представляет часть этой природобожественной целостности. Все действительное у стоиков обладало телесностью разного "качества". Различают: 1) Древнюю Стою - Зенон, Клеанф , Хрисипп ), делавшую упор на теорию универсума и логику: мудрость здесь считалась « знанием дел божественных и человеческих» (Эмпирик), т.е. знанием законов, управляющих всем универсумом, а не только человеческим поведением ; 2) Среднюю Стою (Панеций, Посидоний); 3) Позднюю Стою ( Эпиктет , Сенека, Марк Аврелий), акцентирующую внимание на морали, основанной на усилии и стремлении к благу. Мудрость определяется здесь как «обладание необходимым искусством – добродетелью ». Как мы видим, эволюция стоицизма протекала в направлении от пантеистической «физики» (отождествлявшейся с теологией) к строгой «морали».

5) Стоицизм - - одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 - начале 3 вв. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа - ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа - ученика Клеанфа. К более поздней Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вавилонии), ставшего впоследствии афинским послом в Риме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия - учителя Цицерона, Посидония, также жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2-1 вв. до н.э. Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает здесь все более риторический и назидательно- этический характер , теряя собственно физическую часть учения своих древнегреческих предшественников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета , Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков - главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдельным сохранившимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью . В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции - разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона , изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека , в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала - деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция , материя ). Под влиянием идей Гераклита стоики отводят роль активного, всепроизводящего начала огню, постепенно переходящему во все остальные стихии - воздух, воду, землю (как в свои формы). Причем, это саморазвитие мира осуществляется циклически, т.е. в начале каждого нового цикла огонь (он же Бог и Логос) вновь и вновь порождает другие первоначала, которые в конце цикла превращаются в огонь. Рано или поздно, таким образом, совершится космический пожар, все станет огнем; "весь процесс будет повторяться опять и опять до бесконечности. Все, что случается в этом мире, случалось и раньше и случится вновь бесчисленное число раз". Из мирового Логоса каждый раз изливаются так называемые "осеменяющие логосы", которые и определяют природу всех единичных тел. Таким образом, Логос пронизывает собой весь этот мир и управляет его телом , являясь тем самым не только промыслом, но и судьбой, своего рода необходимой цепью всех причин всего существующего. Речь идет о космическом детерминизме , в соответствии с которым направление всех природных процессов оказывается строго определено естественными законами. Каждое тело жестко включено во всеобщую природу благодаря "его собственной природе", т.е. все вещи суть части единой системы. Надо сказать, что только ранние стоики обращали внимание на этот отдел в своей философии; римские их последователи гораздо больше акцентировали роль логики и этики. В логике стоиков речь шла по-преимуществу о проблемах теории познания - разуме, истине, ее источниках, а также о собственно логических вопросах. Говоря о единстве постигающего мышления и бытия, они отводили решающую роль в познании не чувственному представлению, а "представлению постигнутому", т.е. "ушедшему назад в мысль и ставшему присущим сознанию". Чтобы быть истинным, представление должно быть постигнуто посредством мышления. Разум при этом как бы дает свое согласие на такое представление, признавая его истинным. Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм", уделяя особое внимание простым и сложным высказываниям, теории вывода и т.д. Однако, главной частью их учения, сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика , центральным понятием которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривается как часть единой системы природы, так как в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы . Жить согласно природе и Логосу - основное назначение человека . Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добродетель - это и есть воля . Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом , а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях : в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. В этике стоиков мы встречаем элементы формализма , напоминающие этический формализм Канта. Так как все возможные благодеяния не являются таковыми на самом деле, ничто не имеет истинного значения кроме нашей собственной добродетели. Добродетельным же следует быть вовсе не для того, чтобы делать добро , а наоборот, делать добро надо для того, чтобы быть добродетельным. Большой интерес и сегодня вызывают идеи поздних стоиков - Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др., из которых первый был важным сановником и воспитателем будущего императора Нерона, второй - рабом, а третий - самим императором, оставившим нам интереснейшие размышления "Наедине с собой", пронизанные идеей терпения и необходимости сопротивляться земным желаниям. Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему "зеленый виноград": "мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы". С, особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время , привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе. Т.Г. Румянцева

6) Стоицизм - - философско-этическое учение , возникшее в Древн. Греции в конце IV в. до н. э, ( Зенон ) и развивавшееся в Риме в первые века н. э. (Сенека, Эпиктет , Аврелий). По мнению стоиков, в мире господствует рок, фатальная необходимость , установленная богом. Высшая нравственность поэтому состоит в том, чтобы жить «сообразно природе», божественному миропорядку, к-рый человек ни в чем не способен изменить. Отсюда и специфическое толкование стоиками добродетели - полная покорность року, пассивное принятие судьбы, отрешенность от земных страстей и чувственных влечений, созерцание своего внутреннего мира. Этот душевный настрой одновременно рассматривался стоиками как состояние подлинного счастья человека ( Эвдемонизм ). Учение С. отразило в себе глубокий кризис античного об-ва, умонастроения мн. его слоев, не видевших путей изменения общественных отношений к лучшему. Идеи стоической морали были затем восприняты христианством ( Грех , Фатализм , Эсхатология , Терпимость , Смирение ) и стали служить оправданию эксплуатации и социальной несправедливости. В дальнейшем С. стали называть моральный принцип жизни, предполагающий аскетическое ограничение потребностей ( Аскетизм ), строгое соблюдение моральных требований даже в неблагоприятных обстоятельствах, смирение перед враждебными жизненными условиями, принятие ударов судьбы и отказ от борьбы за осуществление личных интересов. Принцип С. теоретически обосновывается экзистенциализмом и нек-рыми др. направлениями совр. этического иррационализма . Отвергая официальную буржуазную мораль , дух приспособленчества и потребительства ( Нигилизм ), предписывая людям самоотверженность , принцип С. одновременно исключает исторически обоснованную уверенность в революционном преобразовании общественных отношений, а потому вменяет людям пассивное отношение к социальным условиям и, кроме того, ограничивает их нравственную задачу лишь личным самосовершенствованием ( Самовоспитание ). Моральные установки С- нацелены на выработку у личности способности противостояния враждебному миру отчуждения путем самодисциплины и исполнения долга . С. допускает лишь слепую веру в моральное преображение людей, в утопические проекты переделки общественных отношений путем ограничения развития науки , техники и потребления, внедрения «новой этики», построенной на внеклассовых принципах взаимопомощи, любви и ненасилия. Такие установки приводят к моральному релятивизму , к потере социальных ориентиров морального выбора . Коммунистическая нравственность , хотя она и требует от людей стойкости и мужества, а в определенных обстоятельствах самопожертвования и героизма , отрицательно относится к С. как общему жизненному принципу. Аскетическому ограничению потребностей людей она противопоставляет борьбу за возможно более полное их удовлетворение, социальной пассивности - деятельное отношение к жизни об-ва ( Активность ).

7) Стоицизм - - духовная позиция , основанная на идеях стоиков.

Стоицизм

- одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона ( город на острове Кипр ), живший в конце 4 - начале 3 в. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа - ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа - ученика Клеанфа. К более поздней Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вавилонии), ставшего впоследствии афинским послом в Риме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия - учителя Цицерона, Посидония, также жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2-1 вв. до н.э. Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает здесь все более риторический и назидательно- этический характер , теряя собственно физическую часть учения своих древнегреческих предшественников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета , Антонина , Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика , Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков - главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдел ьным сохранившимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается о собой оригинальностью . В ее основе лежит идея о Логос е как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции - разумной мировой душе или Боге. Вся при рода есть воплощение всеобщего закон а , изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человек а , в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала - деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция , материя ). Под влияние м идей Гераклита стоики отводят роль активного, всепроизводящего начала огню, постепенно переходящему во все остальные стихии - воздух , воду, землю (как в свои формы). Причем , это саморазвитие мира осуществляется циклически, т.е. в начале каждого нового цикла огонь (он же Бог и Логос) вновь и вновь порождает другие первоначала, которые в конце цикла превращаются в огонь. Рано или поздно , таким образом, совершится космический пожар , все станет огнем; " весь процесс будет повторяться опять и опять до бесконечности. Все, что случается в этом мире, случалось и раньше и случится вновь бесчисленное число раз". Из мирового Логоса каждый раз изливаются так называемые "осеменяющие логосы", которые и определяют природу всех единичных тел. Таким образом, Логос пронизывает собой весь этот мир и управляет его тело м , являясь тем самым не только промыслом, но и судьбой, своего рода необходимой цепью всех причин всего существующего. Речь идет о космическом детерминизме , в соответствии с которым направление всех природных процессов оказывается строго определено естественными законами. Каждое тело жестко включено во всеобщую природу благодаря "его собственной природе", т.е. все вещи суть части единой системы. Надо сказать , что только ранние стоики обращали внимание на этот отдел в своей философии; римские их последователи гораздо больше акцентировали роль логики и этики. В логике стоиков речь шла по преимуществу о проблемах теории познания - разуме, истине, ее источниках, а также о собственно логических вопросах. Говоря о единстве постигающего мышления и бытия, они отводили решающую роль в познании не чувственному представлению, а "представлению постигнутому", т.е. "ушедшему назад в мысль и ставшему присущим сознанию". Чтобы быть истинным, представление должно быть постигнуто посредством мышления. Разум при этом как бы дает свое согласие на такое представление, признавая его истинным. Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм", уделяя особое внимание простым и сложным высказываниям, теории вывода и т.д. Однако главной частью их учения, сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика , центральным понятие м которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривается как часть единой системы природы, т.к. в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы . Жить согласно природе и Логосу - основное назначение человека . Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добро детель - это и есть воля . Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом , а т.к. она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях : в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более того , каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. В этике стоиков мы встречаем элементы формализм а , напоминающие этический формализм Канта . Так как все возможные благодеяния не являются таковыми на самом деле, ничто не имеет истинного значения кроме нашей собственной добродетели. Добродетельным же следует быть вовсе не для того, чтобы делать добро , а наоборот , делать добро надо для того, чтобы быть добродетельным. Большой интерес и сегодня вызывают идеи поздних стоиков - Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др., из которых первый был важным сановником и воспитателем будущего императора Нерона, второй - рабом, а третий - самим императором, оставившим нам интереснейшие размышления "Наедине с собой", пронизанные идеей терпения и необходимости сопротивляться земным желаниям. Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему "зеленый виноград": "мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе , что пока мы добры, неважно , что мы несчастливы". С., особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время , привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.

- одна из школ элластич., римск. философии. Др. С. (3-2 вв. до н. э.: Зенон из Китио-:ia, Клеанф , Христипп) возрождает учение Гераклита об огне как космич. начале, однако толкует его ?? духе теологии, провиденииализ-:ла и фатализма , как одновременно материю, мир. разум ( логос ), судьбу и бога. В системе С., к-рая состоит из физики (включающей теологию), логики и этики, ведущее место занимает последняя. Этич. принципе . – жить « согласно природе», а следовательно, и разуму, пронизывающему всю природу, — определяет идеал мудрец а : подчинение судьбе ( amor fati - « любовь к року»), бесстрастие, воздержание , строго е выполнение долга . Средний (2—1 вв. до н. э.) и поздний (1—2 вв. н. э.: Семка, Эпиктет , Марк Аврелий ) С. постепенно включают в свое учение элементы платонизма , в результате усиливается религ.-этич. направленность его, а общая пантеистич. установка все более заменяется монотеизмом. С. оказал влияние на становление христианства, о чем св идет ельствует, напр., заимствование у Клеанфа формулы о боге, «в котором мы живем и движемся и существуем» (ср. Деян. Апост. 17 : 28). Ф. Энгельс назвал Сенеку ,дядей христианства» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 307).

(от stoa poikile - "узорчатый портик " в Афинах) - одна из самых влиятельных религиозно-философских школ древнего языческого мира . В религиозном плане стоики - пантеисты , Высшее начало - космический Логос , руководящий миром как Судьба . Идеал стоического мудрец а - апатия (апафея), бесстрастие, независимость от любых жизненный об стоя тельств, максимальное послушание Судьбе, тщательное исполнение своей роли в заданном ею сценарии происходящих событий. Мир, где господствует Логос, считали стоики, лучший из миров; жить в нем нравственно и благочестиво значит жить согласно разум у и по природе, ибо Высший разум - источник нравственности - действует в глубинах природы. Достигший апафеи, считали стоики, становится божественным. Они - постоянные оппоненты христианства, начиная с проповеди ап. Павла в афинском ареопаге (Деян.17.18-33). Со стоицизмом были связаны некоторые ереси , напр., пелагианство . Нравственное учение стоиков является их самой сильной и лучшей стороной. Известные западноевропейские моралисты XVI-XVII вв. широко использовали стоическое наследие. (См. также : АВТАРКИЯ ).

пантеистическое и материалистическое учение , возникшее е конце 1У в. до Р.Х. и связанное, прежде всего , с именем Зенон а из Китона. Для стоиков Бог и при рода – одно и то же, а человек представляет часть этой природобожественной целостности. Все действительно е у стоиков обладало телесностью разного "качества". Различают: 1) Древнюю Стою - Зенон, Клеанф , Хрисипп ), делавшую упор на теорию универсума и логику: мудрость здесь считалась « знанием дел божественных и человеческих» (Эмпирик), т.е. знанием закон ов, управляющих всем универсумом, а не только человеческим поведением ; 2) Среднюю Стою (Панеций, Посидоний); 3) Позднюю Стою ( Эпиктет , Сенека, Марк Аврелий), акцентирующую внимание на морали, основанной на усилии и стремлении к благу. Мудрость определяется здесь как «обладание необходимым искусством – добро детель ю ». Как мы видим, эволюция стоицизма протекала в направлении от пантеистической «физики» (отождествлявшейся с теологией) к строго й «морали».

- одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона ( город на острове Кипр ), живший в конце 4 - начале 3 вв. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа - ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа - ученика Клеанфа. К более поздней Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вавилонии), ставшего впоследствии афинским послом в Риме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия - учителя Цицерона, Посидония, также жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2-1 вв. до н.э. Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает здесь все более риторический и назидательно- этический характер , теряя собственно физическую часть учения своих древнегреческих предшественников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета , Антонина , Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика , Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков - главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдел ьным сохранившимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается о собой оригинальностью . В ее основе лежит идея о Логос е как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции - разумной мировой душе или Боге. Вся при рода есть воплощение всеобщего закон а , изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человек а , в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала - деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция , материя ). Под влияние м идей Гераклита стоики отводят роль активного, всепроизводящего начала огню, постепенно переходящему во все остальные стихии - воздух , воду, землю (как в свои формы). Причем , это саморазвитие мира осуществляется циклически, т.е. в начале каждого нового цикла огонь (он же Бог и Логос) вновь и вновь порождает другие первоначала, которые в конце цикла превращаются в огонь. Рано или поздно , таким образом, совершится космический пожар , все станет огнем; " весь процесс будет повторяться опять и опять до бесконечности. Все, что случается в этом мире, случалось и раньше и случится вновь бесчисленное число раз". Из мирового Логоса каждый раз изливаются так называемые "осеменяющие логосы", которые и определяют природу всех единичных тел. Таким образом, Логос пронизывает собой весь этот мир и управляет его тело м , являясь тем самым не только промыслом, но и судьбой, своего рода необходимой цепью всех причин всего существующего. Речь идет о космическом детерминизме , в соответствии с которым направление всех природных процессов оказывается строго определено естественными законами. Каждое тело жестко включено во всеобщую природу благодаря "его собственной природе", т.е. все вещи суть части единой системы. Надо сказать , что только ранние стоики обращали внимание на этот отдел в своей философии; римские их последователи гораздо больше акцентировали роль логики и этики. В логике стоиков речь шла по-преимуществу о проблемах теории познания - разуме, истине, ее источниках, а также о собственно логических вопросах. Говоря о единстве постигающего мышления и бытия, они отводили решающую роль в познании не чувственному представлению, а "представлению постигнутому", т.е. "ушедшему назад в мысль и ставшему присущим сознанию". Чтобы быть истинным, представление должно быть постигнуто посредством мышления. Разум при этом как бы дает свое согласие на такое представление, признавая его истинным. Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм", уделяя особое внимание простым и сложным высказываниям, теории вывода и т.д. Однако , главной частью их учения, сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика , центральным понятие м которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривается как часть единой системы природы, так как в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы . Жить согласно природе и Логосу - основное назначение человека . Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добро детель - это и есть воля . Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом , а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях : в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более того , каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. В этике стоиков мы встречаем элементы формализм а , напоминающие этический формализм Канта . Так как все возможные благодеяния не являются таковыми на самом деле, ничто не имеет истинного значения кроме нашей собственной добродетели. Добродетельным же следует быть вовсе не для того, чтобы делать добро , а наоборот , делать добро надо для того, чтобы быть добродетельным. Большой интерес и сегодня вызывают идеи поздних стоиков - Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др., из которых первый был важным сановником и воспитателем будущего императора Нерона, второй - рабом, а третий - самим императором, оставившим нам интереснейшие размышления "Наедине с собой", пронизанные идеей терпения и необходимости сопротивляться земным желаниям. Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему "зеленый виноград": "мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе , что пока мы добры, неважно , что мы несчастливы". С, особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время , привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе. Т.Г. Румянцева

- философско-этическое учение , возникшее в Древн. Греции в конце IV в. до н. э, ( Зенон ) и развивавшееся в Риме в первые века н. э. (Сенека, Эпиктет , Аврелий). По мнению стоиков, в мире господствует рок, фатальная необходимость , установленная богом. Высшая нравственность по этом у состоит в том, чтобы жить «сообразно природе», божественному миропорядку, к-рый человек ни в чем не способен изменить. Отсюда и специфическое толкование стоиками добро детели - полная покорность року, пассивное принятие судьбы, отрешенность от земных страстей и чувственных влечений, созерцание своего внутреннего мира . Этот душевный настрой одновременно рассматривался стоиками как со стоя ние подлинного с часть я человека ( Эвдемонизм ). Учение С. отразило в себе глубокий кризис античного об-ва, умонастроения мн. его слоев, не видевших путей изменения общественных отношений к лучшему. Идеи стоической морали были затем восприняты христианством ( Грех , Фатализм , Эсхатология , Терпимость , Смирение ) и стали служить оправданию эксплуатации и социальной несправедливости. В дальнейшем С. стали называть моральный принцип жизни, предполагающий аскетическое ограничение потребностей ( Аскетизм ), строго е соблюдение моральных требований даже в неблагоприятных обстоятельствах, смирение перед враждебными жизненными условиями, принятие ударов судьбы и отказ от борьбы за осуществление личных интерес ов. Принцип С. теоретически обосновывается экзистенциализмом и нек-рыми др. направлениями совр. этического иррационализма . Отвергая официальную буржуазную мораль , дух приспособленчества и потребительства ( Нигилизм ), предписывая людям самоотверженность , принцип С. одновременно исключает исторически обоснованную уверенность в революционном преобразовании общественных отношений, а потому вменяет людям пассивное отношение к социальным условиям и, кроме того , ограничивает их нравственную задачу лишь личным самосовершенствованием ( Самовоспитание ). Моральные установки С- нацелены на выработку у личности способности противостояния враждебному миру отчуждения путем самодисциплины и исполнения долга . С. допускает лишь слепую веру в моральное преображение людей, в утопические проекты переделки общественных отношений путем ограничения развития науки , техники и потребления, внедрения «новой этики», построенной на внеклассовых принципах взаимопомощи, любви и ненасилия. Такие установки приводят к моральному релятивизму , к потере социальных ориентиров морального выбора . Коммунистическая нравственность , хотя она и требует от людей стойкости и мужества, а в определенных обстоятельствах самопожертвования и героизма , отрицательно относится к С. как общему жизненному принципу. Аскетическому ограничению потребностей людей она противопоставляет борьбу за воз можно более полное их удовлетворение, социальной пассивности - деятельное отношение к жизни об-ва ( Активность ).

- духовная позиция , основанная на идея х стоиков.

Значение слова Стоицизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Священное - см. Сакральное . ...
  • Святцы - — список святых правосл. церкви, составленный в порядке ...
  • Сверхъестественное - согласно религ. мировоззрению, сверхчувствен, реальность противопоставляемая действительному, ...
  • Сатурн - (от лат. satus посев) в др.римск. ...
  • Сатана - (от др.евр. сатан, букв. — противодействующий), дьявол — ...
  • Санкхья - одна из ортодокс. школ др.инд. философии. Учение ...
  • Самокрещенцы - см. Спасовский толк . ...
  • Скептицизм - (1) античный древнегреческое учение впервые ...
  • Симулякр - (фр. simulacres, от simulation симуляция ) ...
  • Семиотика - (греч. semeion знак ) научная дисциплина ...
  • Семанализ - (semanalyse) " теория текстуального означивания"; семиотическая концепция ...
  • Свобода - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности ...
  • Самость - (1) в аналитической психологии Юнга архетип ...
  • Судьба - Философский смысл термина : 1. Судьба участь (Софокл); ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари