Что такое Разум? Значение слова Разум в философском словаре

1) Разум - Исходя из привычки, можно воссоздать особенности того, что мы называем "разумом"; разум - это след совокупностей соприсутствующих событий в некоторой области пространства-времени, где есть материя , особенно склонная к формированию привычек. Чем больше склонность , тем более сложным и организованным становится разум. Таким образом, разум и мозг в действительности не различаются, но когда мы говорим о разуме, мы думаем главным образом о совокупности событий, соприсутствующих в рассматриваемой области, и об их отдельно взятых отношениях к другим событиям , составляющим части других периодов истории рассматриваемого нами пространственно-временного туннеля. В то же время , говоря о мозге, мы берем совокупность соприсутствующих событий как целое и рассматриваем его внешние отношения к другим совокупностям соприсутствующих событий, также взятых как целое; одним словом , мы рассматриваем форму туннеля, а не события, из которых составлен каждый его срез. Таким образом, "разум" и "ментальное" - всего лишь приблизительные понятия, дающие удобное сокращение для некоторых приблизительно верных законов. В законченной науке слова "разум" и "материя" должны исчезнуть и быть заменены на каузальные законы , связывающие "события". Единственными событиями, известными нам иначе, чем через их математические и каузальные свойства, являются перцепты - события, расположенные в той же области, что и мозг, и обладающие последствиями особого рода, которые называются "реакциями знания". Что есть разум? Очевидно, разум должен быть прежде всего группой ментальных событий, поскольку мы отказались от точки зрения, согласно которой разум является единичной простой сущностью , такой же, какой прежде считалось эго.

2) Разум - - способность человека осмысливать бытие в целом и его смысл , смысл человеческой жизни и деятельности, призвание человека, а также соотнесенность мирового бытия с трансцендентным. Разум , как и вся природа человека , частично потемнен и ранен грехом, но это не лишило его способности постигать видимые и невидимые реальности. Разумная способность - одно из выражений духовности человека, она возвышает его над всем тварным миром. Человек мыслит посредством своего разума, но содержанием мышления становится опыт разного рода - от чувственного восприятия до личностного общения и религиозного прозрения. Действие разума теснейшим образом связано с речью , со словесным выражением мышления. Разум не ограничивается отдельными фактами, явлениями или событиями, относящимися к чему-то частному, - его задача искать истину высшего порядка. Разум стремится к пониманию, но ведет за пределы понимания. Постичь сущность Абсолюта разум не в силах , т.к. мыслит, соотнося одни земные реальности с другими. Но томизм настаивает, что разум человека может, опираясь только на свои силы, открыть существование Первосущества-Бога. Раскрытие сил разума неотрывно от духовной свободы человека, его духовной жизни в целом: "Разумная тварь была создана для того, чтобы любить Высшую сущность превыше всех благ, так как эта сущность есть высшее благо " (св. Ансельм Кентерберийский). Разум совершенствуется и раскрывает свои высшие возможности через восприятие и осмысление Премудрости, в жизни согласно правде Божией, в любви и святости.

3) Разум - (Vernunft - нем.) В кантовской философии - обозначение высшей познавательной и практической способности . В своей логической функции разум проявляется как способность к умозаключениям (в отличие от рассудка как способности суждений в широком смысле ). Разум возвышается над рассудком, задавая принципы единства его законов, подобно тому, как рассудок задает правила единства явлений. Существо как логических, так и реальных (т.е. направленных на познание предметов) актов разума состоит в поисках безусловных условий для всего обусловленного ( аналогия большей посылки в умозаключении). Соответственно, основные предметные понятия разума - идеи - выражают возможные виды безусловного ( душа , мир, бог). Идеи не являются элементарными понятиями, а вырастают из категорий. Роль разума в познании - регулятивная: направлять рассудок ко все более глубокому проникновению в законы природы в поисках их систематического единства. Попытка дополнить регулятивные функции разума конститутивными (т.е. доказывать бытие безусловного) неправомерна, так как разум не в состоянии обеспечить соблюдение условий, необходимых для априорного синтетического познания (все рациональные познания должны иметь аподиктический , а значит, априорный характер ). Невозможность полновесных теоретических познаний компенсируется практическими возможностями разума. Разум становится практическим, когда определяет волю по всеобщим принципам. Анализ условий и предпосылок практического применения разума позволяет Канту построить своеобразную "практическую онтологию", в которой идеи разума все-таки обретают свои предметы , хотя полученные результаты (в частности, тезисы о бытии бога и бессмертии души) по- прежнему не соответствуют строгим критериям теоретического познания и остаются в статусе веры.

4) Разум - - Кроме значения Р. как особого вида мыслительной деятельности по соотношению с рассудком, под Р. в более широком смысле понимается существенная для человека , как такого, способность мыслить всеобщее , в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно, включает в себя и рассудок , в силу чего в некоторых языках, напр. французском, коренного различия между Р. и рассудком вовсе не полагается (raison - raisonnement) Действие Р., как мышление всеобщего, теснейшим образом связано с человеческою речью , закрепляющею одним словесным значком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собою. Если брать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается или изрекается, то должно признать, что в слове и словах дана действительная сущность разумного мышления (греч. ????? - слово = Р.), из которой рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы . В древней философии, после того, как Аристотель , определивший Божество как самомышление, и стоики (учившие о мировом Р.) признали за разумным мышлением абсолютную ценность , скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме , ставившем Р. и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной - за сверхразумным Благом или безразличным Единством , а со стороны субъекта - за умоисступленным восторгом (????????). Более определенное и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении между Р. как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным или благодатным просвещением (illuminatio divina s. lux gratiae). Когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века , и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием , тогда как Р. (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму , как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще. Столь же неосновательно противоположение, делаемое в новой философии между Р. и естественным опытом или эмпирией. Оно имело бы смысл лишь при отожествлении Р. с панлогизмом Гегеля (см.), утверждавшего, что наше разумное мышление создает из самого себя, т.е. из себя как формы, все свое содержание. Но так как это учение , единственное по смелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так как наш Р. получает свое содержание из. опыта , то прямого противоположения между ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремление - выводить самый Р. или самую идею всеобщности из единичных фактов опыта. Вл. С.

5) Разум - - достояние человечества, рассудок и интеллект - человека .

6) Разум - - это способность обрабатывать информацию, находящуюся в памяти, адекватно ее содержанию", то есть в соответствии с действительностью . Таким образом, мы говорим, что человек разумен, если он из имеющейся в его памяти информации делает выводы или принимает решения, которые соответствуют действительности, отраженной в этой информации. Если он выходит за рамки действительности, то мы считаем, что такой человек неразумен. Если он не в состоянии увидеть всей действительности, то считаем, что он не очень умен. Повторим еще раз другими словами: - если из имеющегося информационного блока человек сделал все возможные выводы, то такая обработка информации адекватна (разумна); - если сделаны не все выводы, то обработка адекватна, но не полна; - если выводов сделано больше, чем содержится в исходном блоке, то обработка информации неадекватна (говорят нерациональна). В общем случае разум - самопроизвольное движение ума - и в этом смысле он тождествен глупости, отличительным моментом является то, что разум в конечном итоге и с фатальной неизбежностью совершит адекватную обработку информации, а глупость неадекватную. По [7] термин "разум" употребляется минимум в трех смыслах. В первом он обозначает рассудок и противопоставляется неразумению, глупости. Во втором имеется ввиду способность к умозаключению, способность делать выводы. В этом смысле разум противоположен непосредственному опыту , интуиции. В третьем (просветительском) смысле фраза "познать с помощью разума" обозначает то же, что "познать с помощью опыта и основанного на нем умозаключения", здесь "разум" исключает авторитет и веру (см. рационализм ). В нашем понимании разум - одна из составляющих интеллекта . Составляющими элементами разума являются: логическое мышление , ассоциативное мышление , подсознательное мышление , спонтанное мышление. В быту, а иногда и в научных спорах, часто отождествляют понятия разум и сознание , считая, что " человек сознающий"- это и есть " человек разумный " - homo sapiens . Вполне допустимым представляется использовать термин разум применительно ко всей совокупной мыслительной деятельности человечества, оставив непосредственно человеку лишь рассудок, то есть считать человеческий разум понятием собирательным, говоря, например: "нет ничего такого, что бы не смог познать человеческий разум", "нет такой вещи , которую бы человеческий разум постиг до конца"... Ассоциативный блок. В человеческом обществе в гуманитарной сфере отношений, для того чтобы достичь цели (получить признание других людей), обычно достаточно быть умнее других, аналогично обстоит дело , кстати, и в естественных науках , где человек лишь изучает существующий мир, в технике и технологии создаются вещи, до этого не существовавшие, что требует доведения процесса решения задачи до конца: созданная вещь обязана работать. Опыт показывает, что "Если ТЫ не видишь решения, то это совершенно не значит, что его нет и/или что его не видят другие".

7) Разум - философская категория , выражающая высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия); способность понимать и схватывать умственные отношения . В этом смысле совпадает с рассудком. По примеру Паскаля часто противопоставляют разум и сердце (способность чувствовать); но тут следует отметить, что Руссо и, вслед за ним, Кант отождествляли разум с моральным чувством : практическим проявлением разума, или практическим разумом. Вообще, разум определяется как способность к пониманию, причем не только теоретическому, но также практическому и аффективному (Шелер): дух тонкости, позволяющий нам, благодаря симпатии к другому, понять природу его чувств – это тоже одно из проявлений разума.

8) Разум - - высший уровень мышления, для которого характерно, прежде всего, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы; это высшая ступень познавательной деятельности человека , способность логически и творчески мыслить. Разум выступает как творческая и познавательная сила , с помощью которой раскрывается сущность действительности. Разум присущ только человеку. Он охватывает не только умственную, но и всю практическую сознательную деятельность людей. Важнейшее свойство разума - свобода воли , т. е. способность делать выбор и принимать решение в неоднозначной ситуации.

9) Разум - - ум, способность осмысления и понимания реалий действительности в ходе формирования позитивных уровней сознания; умение не только отличить истинное от ложного, добро от зла, ценности от пороков, ноосферное от негасферного, но и уточнять неясные понятия, создавать, творить новые, выбраковывать и отбрасывать бредовые, мусорные и негапонятия более широкого значения, все более обогащая тем самым общечеловеческие знания. Кант под разумом подразумевал также способность человека осуществлять связь с окружающим миром через долженствование ; творчество нового знания, способность образования метафизических идей.

10) Разум - - ум; способность , деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок ), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Стремление понять мир с помощью разума и преобразовать его в соответствии с разумом называют рационализмом; метафизическим рационализмом является вера в разум, управляющий мировыми событиями. Кант понимает под разумом всю высшую способность познания. Наряду с чувственностью (см. Чувственный ) разум является основой нашего познания. Благодаря ему создаются систематизирующие принципы ; систематизирующие идеи - идеи души, мира и Бога. Он может, согласно этим принципам, или судить ( теоретический разум), или действовать ( практический разум ). В логическом мышлении осн. принципом разума является нахождение безусловного для условного познания рассудка. Вслед за понятием разума (греч. "нус"), появившимся сначала у Анаксагора и Аристотеля, у стоиков встречаем понятие мирового разума, идентичного с закономерностью природы. Гегель сделал разум принципом -мира: что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. Гаманн и Гердер выводили разум из слушания: он представляет собой тот орган души, с помощью которого мы воспринимаем невидимое, трансцендентное , божественное; см. также Предчувствие . Для Фихте, придерживающегося этического понимания разума, единственной и последней конечной целью , которую может ставить перед собой разумное существо, является единоличное господство разума.


Синонимы: разум, рассудок, ум, сознание

Разум

Исходя из привычки , можно воссоздать особенно сти того , что мы называем "разумом"; разум - это след совокупностей соприсутствующих событий в некоторой области пространства-времени, где есть материя , особенно склонная к формированию привычек. Чем больше склонность , тем более сложным и организованным становится разум. Таким образом, разум и мозг в действительности не различаются, но когда мы говорим о разуме, мы думаем главным образом о совокупности событий, соприсутствующих в рассматриваемой области, и об их отдельно взятых отношения х к другим события м , составляющим части других периодов истории рассматриваемого нами пространственно-временного туннеля. В то же время , говоря о мозге, мы берем совокупность соприсутствующих событий как целое и рассматриваем его внешние отношения к другим совокупностям соприсутствующих событий, также взятых как целое; одним словом , мы рассматриваем форму туннеля, а не события, из которых составлен каждый его срез . Таким образом, "разум" и "ментальное" - всего лишь приблизительные понятия, дающие удобное сокращение для некоторых приблизительно верных законов. В законченной науке слова "разум" и "материя" должны исчезнуть и быть заменены на каузальные законы , связывающие "события". Единственными событиями, известными нам иначе , чем через их математические и каузальные свойства, являются перцепты - события, расположенные в той же области, что и мозг, и обладающие последствиями особого рода , которые называются "реакциями знания". Что есть разум? Очевидно, разум должен быть прежде всего группой ментальных событий, поскольку мы отказались от точки зрения, согласно которой разум является единичной простой сущностью , такой же, какой прежде считалось эго.

- способность человека осмысливать бытие в целом и его смысл , смысл человеческой жизни и деятельности, призвание человека, а также соотнесенность мирового бытия с трансцендентным. Разум , как и вся при рода человека , частично потемнен и ранен грехом, но это не лишило его способности постигать видимые и невидимые реальности. Разумная способность - одно из выражений духовности человека, она возвышает его над всем тварным миром. Человек мыслит посредством своего разума, но содержанием мышления становится опыт разного рода - от чувственного восприятия до личностного общения и религиозного прозрения. Действие разума теснейшим образом связано с речью , со словесным выражением мышления. Разум не ограничивается отдельными фактами, явлениями или события ми, относящимися к чему-то частному, - его задача искать истину высшего порядка. Разум стремится к пониманию, но ведет за пределы понимания. Постичь сущность Абсолюта разум не в силах , т.к. мыслит, соотнося одни земные реальности с другими. Но томизм настаивает, что разум человека может, опираясь только на свои силы, открыть существование Первосущества-Бога. Раскрытие сил разума неотрывно от духовной свободы человека, его духовной жизни в целом: "Разумная тварь была создана для того , чтобы любить Высшую сущность превыше всех благ, так как эта сущность есть высшее благо " (св. Ансельм Кентерберийский). Разум совершенствуется и раскрывает свои высшие воз можно сти через восприятие и осмысление Премудрости, в жизни согласно правде Божией, в любви и святости.

(Vernunft - нем.) В кантовской философии - обозначение высшей познавательной и практической способности . В своей логической функции разум проявляется как способность к умозаключениям (в отличие от рассудка как способности суждений в широком смысле ). Разум возвышается над рассудком, задавая принципы единства его законов, подобно тому, как рассудок задает правила единства явлений. Существо как логических, так и реальных (т.е. направленных на познание предметов) актов разума состоит в поисках безусловных условий для всего обусловленного ( аналогия больше й посылки в умозаключении). Соответственно, основные предметные понятия разума - идеи - выражают возможные виды безусловного ( душа , мир, бог). Идеи не являются элементарными понятиями, а вырастают из категорий. Роль разума в познании - регулятивная: направлять рассудок ко все более глубокому проникновению в законы природы в поисках их систематического единства. Попытка дополнить регулятивные функции разума конститутивными (т.е. доказывать бытие безусловного) неправомерна, так как разум не в состоянии обеспечить соблюдение условий, необходимых для априорного синтетического познания (все рациональные познания должны иметь аподиктический , а значит, априорный характер ). Невоз можно сть полновесных теоретических познаний компенсируется практическими возможностями разума. Разум становится практическим, когда определяет волю по всеобщим принципам. Анализ условий и предпосылок практического применения разума позволяет Канту построить своеобразную "практическую онтологию", в которой идеи разума все-таки обретают свои предметы , хотя полученные результаты (в частности, тезисы о бытии бога и бессмертии души) по- прежнему не соответствуют строгим критериям теоретического познания и остаются в статусе веры.

- Кроме значения Р. как особого вида мыслительной деятельности по соотношению с рассудком, под Р. в более широком смысле понимается существенная для человека , как такого, способность мыслить всеобщее , в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно , включает в себя и рассудок , в силу чего в некоторых языках, напр. французском, коренного различия между Р. и рассудком вовсе не полагается (raison - raisonnement) Действие Р., как мышление всеобщего, теснейшим образом связано с человеческою речью , закрепляющею одним словесным значком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собою. Если брать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается или изрекается, то должно признать, что в слове и словах дана действительная сущность разумного мышления (греч. ????? - слово = Р.), из которой рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы . В древней философии, после того , как Аристотель , определивший Божество как самомышление, и стоики (учившие о мировом Р.) признали за разумным мышлением абсолютную ценность , скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме , ставившем Р. и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной - за сверхразумным Благом или безразличным Единством , а со стороны субъекта - за умоисступленным восторгом (????????). Более определенное и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении между Р. как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным или благодатным просвещением (illuminatio divina s. lux gratiae). Когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века , и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием , тогда как Р. (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого воз можно го содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму , как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще. Столь же неосновательно противоположение, делаемое в новой философии между Р. и естественным опытом или эмпирией. Оно имело бы смысл лишь при отожествлении Р. с панлогизмом Гегеля (см.), утверждавшего, что наше разумное мышление создает из самого себя, т.е. из себя как формы, все свое содержание. Но так как это учение , единственное по смелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так как наш Р. получает свое содержание из. опыта , то прямого противоположения между ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремление - выводить самый Р. или самую идею всеобщности из единичных фактов опыта. Вл. С.

- достояние человечества, рассудок и интеллект - человека .

- это способность обрабатывать информацию, находящуюся в памяти, адекватно ее содержанию", то есть в соответствии с действительностью . Таким образом, мы говорим, что человек разумен, если он из имеющейся в его памяти информации делает выводы или принимает решения, которые соответствуют действительности, отраженной в этой информации. Если он выходит за рамки действительности, то мы считаем, что такой человек неразумен. Если он не в состоянии увидеть всей действительности, то считаем, что он не очень умен. Повторим еще раз другими словами: - если из имеющегося информационного блока человек сделал все возможные выводы, то такая обработка информации адекватна (разумна); - если сделаны не все выводы, то обработка адекватна, но не полна; - если выводов сделано больше , чем содержится в исходном блоке, то обработка информации неадекватна (говорят нерациональна). В общем случае разум - самопроизвольное движение ума - и в этом смысле он тождествен глупости, отличительным моментом является то, что разум в конечном итоге и с фатальной неизбежностью совершит адекватную обработку информации, а глупость неадекватную. По [7] термин "разум" употребляется минимум в трех смыслах. В первом он обозначает рассудок и противопоставляется неразумению, глупости. Во втором имеется ввиду способность к умозаключению, способность делать выводы. В этом смысле разум противоположен непосредственному опыту , интуиции. В третьем (просветительском) смысле фраза "познать с помощью разума" обозначает то же, что "познать с помощью опыта и основанного на нем умозаключения", здесь "разум" исключает авторитет и веру (см. рационализм ). В нашем понимании разум - одна из составляющих интеллекта . Составляющими элементами разума являются: логическое мышление , ассоциативное мышление , подсознательное мышление , спонтанное мышление. В быту, а иногда и в научных спорах, часто отождествляют понятия разум и сознание , считая, что " человек сознающий"- это и есть " человек разумный " - homo sapiens . Вполне допустимым представляется использовать термин разум применительно ко всей совокупной мыслительной деятельности человечества, оставив непосредственно человеку лишь рассудок, то есть считать человеческий разум понятием собирательным, говоря, например: "нет ничего такого, что бы не смог познать человеческий разум", "нет такой вещи , которую бы человеческий разум постиг до конца"... Ассоциативный блок. В человеческом обществе в гуманитарной сфере отношений, для того чтобы достичь цели (получить признание других людей), обычно достаточно быть умнее других, аналогично обстоит дело , кстати, и в естественных науках , где человек лишь изучает существующий мир, в технике и технологии создаются вещи, до этого не существовавшие, что требует доведения процесса решения задачи до конца: созданная вещь обязана работать. Опыт показывает, что "Если ТЫ не видишь решения, то это совершенно не значит, что его нет и/или что его не видят другие".

философская категория , выражающая высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное ис след ование их собственной природы (саморефлексия); способность понимать и схватывать умственные отношения . В этом смысле совпадает с рассудком. По примеру Паскаля часто противопоставляют разум и сердце (способность чувствовать); но тут следует отметить, что Руссо и, вслед за ним, Кант отождествляли разум с моральным чувством : практическим проявлением разума, или практическим разумом. Вообще, разум определяется как способность к пониманию, причем не только теоретическому, но также практическому и аффективному (Шелер): дух тонкости, позволяющий нам, благодаря симпатии к другому, понять природу его чувств – это тоже одно из проявлений разума.

- высший уровень мышления, для которого характерно, прежде всего , творческое оперирование абстракциями и сознательное ис след ование их собственной природы; это высшая ступень познавательной деятельности человека , способность логически и творчески мыслить. Разум выступает как творческая и познавательная сила , с помощью которой раскрывается сущность действительности. Разум присущ только человеку. Он охватывает не только умственную, но и всю практическую сознательную деятельность людей. Важнейшее свойство разума - свобода воли , т. е. способность делать выбор и принимать решение в неоднозначной ситуации.

- ум, способность осмысления и понимания реалий действительности в ходе формирования позитивных уровней сознания; умение не только отличить истинное от ложного, добро от зла, ценности от пороков, ноосферное от негасферного, но и уточнять неясные понятия, создавать, творить новые, выбраковывать и отбрасывать бредовые, мусорные и негапонятия более широкого значения, все более обогащая тем самым общечеловеческие знания. Кант под разумом подразумевал также способность человека осуществлять связь с окружающим миром через должен ствование ; творчество нового знания, способность образования метафизических идей.

- ум; способность , деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок ), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Стремление понять мир с помощью разума и преобразовать его в соответствии с разумом называют рационализмом; метафизическим рационализмом является вера в разум, управляющий мировыми события ми. Кант понимает под разумом всю высшую способность познания. Наряду с чувственностью (см. Чувственный ) разум является основой нашего познания. Благодаря ему создаются систематизирующие принципы ; систематизирующие идеи - идеи души, мира и Бога. Он может, согласно этим принципам, или судить ( теоретический разум), или действовать ( практический разум ). В логическом мышлении осн. принципом разума является нахождение безусловного для условного познания рассудка. В след за понятием разума (греч. "нус"), появившимся сначала у Анаксагора и Аристотеля, у стоиков встречаем понятие мирового разума, идентичного с закономерностью природы. Гегель сделал разум принципом -мира: что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. Гаманн и Гердер выводили разум из слушания: он представляет собой тот орган души, с помощью которого мы воспринимаем невидимое, трансцендентное , божественное; см. также Предчувствие . Для Фихте, придерживающегося этического понимания разума, единственной и последней конечной целью , которую может ставить перед собой разумное существо, является единоличное господство разума.

Значение слова Разум в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Репрезентация - может быть понята в обобщенном смысле представления, ...
  • Рекурсивность - термин обозначающий повторяющийся характер человеческой деятельности и ...
  • Регрессия - переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным, ...
  • Рациональное - (от лат. rationalls разумный ) обусловленное ...
  • Развитие - понятие характеризующее качественные изменения объектов, появление новых ...
  • Разум - (Vernunft нем.) В кантовской философии обозначение ...
  • Религия - (от лат. relegere вновь воспроизвести, religari ...
  • Ремонстранты - см. Арминиане. ...
  • Религия - (лат. rcligio набожность, святыня, предмет культа ) — ...
  • Религиоведение - совокупность дисциплин, изучающих религию. 1. Р. бурж. ...
  • Реинкарнация - (франц. reincarnation перевоплощение олицетворение ) — термин ...
  • Ревивализм - (от англ. revival возрождение ) религ. ...
  • Рационализм - (лат. rationalis разумный ) 1) в ...
  • Раскол - религ.обществ. движение в России, крое возн. в ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари