Что такое Закон? Значение слова Закон в философском словаре

1) Закон - - модель , не более. Следует отличать законы - результат моделирования человеческим интеллектом тех или иных свойств мира, вещей или общества от самих этих свойств. Учитывая практику применения слова "закон" в основном к общественным системам , необходимо понимать, что выражение " закон природы ", является результатом антропоморфного восприятия природы. Наделение ее качествами, идущими от человека к природе, животному миру, а не наоборот. Совпадение звучания слов (закон, принятый к исполнению в обществе, и естественный закон ) - весьма неприятная вещь , являющаяся одним из движущих факторов глупости, демагогии, богоискательства. В нашем понимании мир обладает некоторыми свойствами, а не действует по закону природы. В области права закон это - правила и права действия данные чиновникам, принятые обществом на тот или иной исторический период и для тех или иных жизненных сценариев. В отличие от морали, закон, по своей сути, является обязательным для выполнения государственными чиновниками, и только ими, хотя практика показывает, что в обществе трактуют закон как правила для населения, что в общем случае совершенно неверно.... . По [10] закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. Сила законов заключается в их относительной незыблемости. Если же законы начинают произвольно изменяться, то они теряют свою силу по ряду причин: - частое изменение законов ставит под сомнение их качество , причем вполне обоснованно, что заметно ослабляет механизм сознательного подчинения закону - люди начинают подчиняться не закону, а силе; - для изучения законов как гражданами, так и чиновниками, приобретение навыков пользования требуются условия и время , причем немалое; у простого человека его, как правило , нет - это для чиновника оплачиваемая работа , для остальных же обуза, правда , если не считаться с реалиями и не думать о народе , то это не так; - в обществе появляются силы, стремящиеся и способные использовать правовой вакуум и неразбериху в собственных корыстных целях... - возникает вопрос , что за силы стоят у власти, каковы их цели, и так ли уж необходимо этим силам и принимаемым ими законам подчиняться, т.е. речь идет уже не о качестве законов, а о честности законодателя - законодатель теряет презумпцию невиновности и обязан доказывать, что он выражает мнение именно народа, а не третьих сил; как любят сейчас говорить, харизма власти (всех ветвей) разрушается. В экономике закон является принятым обществом правилом, позволяющим с минимальными издержками достигать поставленной цели (обычно это получение прибыли), не более. Ассоциативный блок. Представляется, что основная особенность закона заключается в том, что он выполним и должен исполняться. Ассоциативный блок. Древние говорили: “Закон суров, но это закон” - но они не говорили: “Закон - глуп, но это закон”.

2) Закон - устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. Законы постигает и формулирует человек в процессе познания и преобразования действительности. В зависимости от сфер проявления, законы делятся на физические, химические, биологические, психологические, духовные, а также природные и общественные (например, закон тяготения и исторические законы и т. п.). Законы различаются и по степени общности, т. е. имеют более узкую или более широкую сферу действия. По мере расширения, углубления знаний о мире раскрываются более глубокие, существенные связи между различными объектами, выявляются универсальные (всеобщие, фундаментальные) законы, которые уточняют, конкретизируют, ограничивают сферу действия частных законов. Различаются еще законы динамические и законы статистические, законы функционирования и законы развития… Закон может также определяться как моральный закон , в смысле «категорического императива », непосредственно проявляющегося в человеческом сознании как чувство невозможности совершить определенные поступки (лгать, красть), или же не совершить таковые (не помочь человеку в ситуации смертельной опасности). Именно в таком «практическом» смысле закон может обозначать общественный закон в смысле обязательства , налагаемого жизнью в коллективе : это обязательство может быть эксплицитным ( позитивный закон) или имплицитным (« общественное сознание » социологов, подспудное влияние обычая). Законы помогают человеку описывать, объяснять явления и процессы действительности, принимать решения и осуществлять практические преобразования в мире, предвидеть результаты своей деятельности и в случае отрицательных последствий изменять ее характер .

3) Закон - - необходимые, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения вещей.

4) Закон - - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь ( отношение ) между явлениями. Категория 3. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт , что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты 3. - необходимость , всеобщность , повторяемость и инвариантность . Традиционно принято полагать, что существуют различные типы 3. В макромире принято различать три типа 3.: 3. - тенденция , 3. однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический 3. - 3. больших чисел. В микромире действуют вероятностные 3., обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов. В философских системах Древнего Востока и Греции под 3. понимался объективный порядок , внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину "3. природы" Фома Аквинский. Понятие 3. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления божественного разума . Религиозная трактовка 3. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина "3.". Леонардо да Винчи, Галилей, Кеплер и другие ученые предпочитали ему такие выражения как " аксиома ", " правило ", "разумное основание " и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Бруно использует понятие "3. природы" для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие "3. природы" подвергается коренному переосмыслению. Под 3. природы начинают понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия "3. природы" в философии и науке Нового времени было положено Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами 3. являются неизменность и вечность . Гоббс делает понятие 3. важнейшим элементом своей социологической концепции . Согласно Гоббсу, человек как часть природы подчинен всеобщему 3. природы - стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе данного 3. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными 3. Спиноза полагал, что 3. природы - это такие "решения" и "постановления" Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его собственное существование , что в них выражена абсолютная необходимость. В учениях французских просветителей и философов-материалистов 17-18 вв. утверждается, что " законы ... есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей" (Гольбах). Понятие 3. у Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта . Чаще всего Кант использовал понятие 3. для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, 3. науки являются высшей формой рассудочного знания. Гегель увязывает 3. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные 3. диалектики . Т.К. Самущик

5) Закон - - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь объективно существующую между составными элементами данного предмета , в совокупности вещей, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи .

6) Закон - - 1) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе ( нравственный закон , правовой закон ); предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить; 2) в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью ; " правило необходимого существования" (Кант). Научный закон - это знание , формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии). Эмпирические законы, получаемые из опыта , имеют лишь относительное значение , поскольку они имеют силу только при определенных условиях и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки. Возможность устанавливать законы, т.е. вскрывать закономерные отношения , в естественных науках является большей (и среди них в физике и химии большей, чем в биологии), чем в науках о духе (истории, языкознании и т. д.), потому что в естественных науках можно легче и полнее учесть все факторы, определяющие какое-либо событие или состояние , и рассмотреть связь условий. Явления происходят не вследствие какого-либо закона, они не вызываются законом, а всегда бывают следствием соответствующих законов. Человек, как звено естественного процесса , сам подчинен естественному закону, в котором он ничего не может изменить. Но благодаря своему знанию природы он может внутри известных границ подчинить себе ее собственную закономерность, создав условия, при которых в соответствии с определенным естественным законом следует определенное событие.

7) Закон - — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение . На основе знания 3. возможно достоверное предвидение течения процесса . Понятие 3. близко к понятию закономерности, к-рая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию 3., обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. Вместе с тем 3. выражает одну из сторон сущности, познание к-рой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к формулировке законов изучаемых процессов. “3акон есть отражение существенного в движении универсума ” (Ленин В. И. Т. 29. С. 137). Типы 3. в объективном мире весьма многообразны. Одни 3. выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта (напр., 3. взаимосвязи массы и энергии), др.— взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах (напр., 3. электромагнитных и гравитационных взаимодействий), между самими системами либо между различными состояниями или стадиями в развитии систем (напр., 3. возрастания энтропии, 3. перехода количественных изменений в качественные и др.). 3. различаются также по степени общности и сфере действия. Частные, или специфические, 3. выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел. Всеобщие 3. выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи. Они проявляются на всех известных структурных уровнях материи и изучаются диалектическим материализмом на основе синтеза достижений др. наук. Все явления в мире подчиняются определенным 3., т. е. все детерминировано, обусловлено объективными 3. Существуют различные формы и 3. детерминации. Если предшествующие состояния системы однозначно предопределяют ее последующие состояния, то изменение такой системы подчиняется динамическим 3., однозначной детерминации. Если же в сложной системе предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно, то изменение такой системы подчиняется вероятностно-статистическим 3. В природе 3. реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В об-ве все социальные 3. реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору. Реализация 3. зависит от наличия соответствующих условий. Создание последних обеспечивает переход следствий, вытекающих из 3., из сферы возможного в сферу действительного. Но люди при этом не создают сами 3., а только ограничивают или расширяют сферу" их действия в соответствии со своими потребностями и интересами. Сами же 3. существуют объективно, независимо от сознания людей, как выражение необходимых, существенных, внутренних отношений между свойствами вещей или различными тенденциями развития.

Закон

- модель , не более . Следует отличать законы - результат моделирования человеческим интеллектом тех или иных свойств мира , вещей или общества от самих этих свойств. Учитывая практику применения слова "закон" в основном к общественным системам , необходимо понимать , что выражение " закон природы ", является результатом антропоморфного восприятия природы. Наделение ее качествами, идущими от человека к природе, животному миру, а не наоборот . Совпадение звучания слов (закон, принятый к исполнению в обществе, и естественный закон ) - весьма неприятная вещь , являющаяся одним из движущих факторов глупости, демагогии, богоискательства. В нашем понимании мир обладает некоторыми свойствами, а не действует по закону природы. В области права закон это - правила и права действия данные чиновникам, принятые обществом на тот или иной исторический период и для тех или иных жизненных сценариев. В отличие от морали, закон, по своей сути, является обязательным для выполнения государственными чиновниками, и только ими, хотя практика показывает, что в обществе трактуют закон как правила для населения, что в общем случае совершенно неверно.... . По [10] закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. Сила законов заключается в их относительной незыблемости. Если же законы начинают произвольно изменяться , то они теряют свою силу по ряду причин: - частое изменение законов ставит под со мнение их качество , причем вполне обоснованно, что заметно ослабляет механизм сознательного подчинения закону - люди начинают подчиняться не закону, а силе; - для изучения законов как гражданами, так и чиновниками, приобретение навыков пользования требуются условия и время , причем немалое; у простого человека его, как правило , нет - это для чиновника оплачиваемая работа , для остальных же обуза , правда , если не считаться с реалиями и не думать о народе , то это не так; - в обществе появляются силы , стремящиеся и способные использовать правовой вакуум и неразбериху в собственных корыстных целях... - возникает вопрос , что за силы стоят у власти, каковы их цели, и так ли уж необходимо этим силам и принимаемым ими законам подчиняться, т.е. речь идет уже не о качестве законов, а о честности законодателя - законодатель теряет презумпцию невиновности и обязан доказывать , что он выражает мнение именно народа, а не третьих сил; как любят сейчас говорить , харизма власти (всех ветвей) разрушается. В экономике закон является принятым обществом правилом, позволяющим с минимальными издержками достигать поставленной цели ( обычно это получение прибыли), не более. Ассоциативный блок . Представляется, что основная особенность закона заключается в том, что он выполним и должен исполняться . Ассоциативный блок. Древние говорили: “Закон суров , но это закон” - но они не говорили: “Закон - глуп, но это закон”.

устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. Законы постигает и формулирует человек в процессе познания и преобразования действительности. В зависимости от сфер проявления, законы делятся на физические, химические, биологические, психологические, духовные, а также природные и общественные (например, закон тяготения и исторические законы и т. п.). Законы различаются и по степени общности, т. е. имеют более узкую или более широкую сферу действия. По мере расширения, углубления знаний о мире раскрываются более глубокие, существенные связи между различными объектами, выявляются универсальные (всеобщие, фундаментальные) законы, которые уточняют, конкретизируют, ограничивают сферу действия частных законов. Различаются еще законы динамические и законы статистические, законы функционирования и законы развития… Закон может также определяться как моральный закон , в смысле «категорического императива », непосредственно проявляющегося в человеческом сознании как чувство невозможности совершить определенные поступки (лгать, красть), или же не совершить таковые (не помочь человеку в ситуации смертельной опасности). Именно в таком «практическом» смысле закон может обозначать общественный закон в смысле обязательства , налагаемого жизнью в коллективе : это обязательство может быть эксплицитным ( позитивный закон) или имплицитным (« общественное сознание » социологов, подспудное влияние обычая). Законы помогают человеку описывать, объяснять явления и процессы действительности, принимать решения и осуществлять практические преобразования в мире, предв идет ь результат ы своей деятельности и в случае отрицательных последствий изменять ее характер .

- необходимые, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения вещей.

- существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь ( отношение ) между явлениями. Категория 3. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт , что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты 3. - необходимость , всеобщность , повторяемость и инвариантность . Традиционно принято полагать, что существуют различные типы 3. В макромире принято различать три типа 3.: 3. - тенденция , 3. однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический 3. - 3. больших чисел. В микромире действуют вероятностные 3., обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов. В философских системах Древнего Востока и Греции под 3. понимался объективный порядок , внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину "3. природы" Фома Аквинский. Понятие 3. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления божественного разума . Религиозная трактовка 3. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина "3.". Леонардо да Винчи, Галилей, Кеплер и другие ученые предпочитали ему такие выражения как " аксиома ", " правило ", "разумное основание " и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Бруно использует понятие "3. природы" для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие "3. природы" подвергается коренному переосмыслению. Под 3. природы начинают понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия "3. природы" в философии и науке Нового времени было положено Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами 3. являются неизменность и вечность . Гоббс делает понятие 3. важнейшим элементом своей социологической концепции . Согласно Гоббсу, человек как часть природы подчинен всеобщему 3. природы - стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе данного 3. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными 3. Спиноза полагал, что 3. природы - это такие "решения" и "постановления" Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его собственное существование , что в них выражена абсолютная необходимость. В учениях французских просветителей и философов-материалистов 17-18 вв. утверждается, что " законы ... есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей" (Гольбах). Понятие 3. у Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта . Чаще всего Кант использовал понятие 3. для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, 3. науки являются высшей формой рассудочного знания. Гегель увязывает 3. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные 3. диалектики . Т.К. Самущик

- необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь объективно существующую между составными элементами данного предмета , в совокупности вещей, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи .

- 1) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе ( нравственный закон , правовой закон ); предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить; 2) в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью ; " правило необходимого существования" (Кант). Научный закон - это знание , формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии). Эмпирические законы, получаемые из опыта , имеют лишь относительное значение , поскольку они имеют силу только при определенных условия х и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки. Возможность устанавливать законы, т.е. вскрывать закономерные отношения , в естественных науках является большей (и среди них в физике и химии большей, чем в биологии), чем в науках о духе (истории, языкознании и т. д.), потому что в естественных науках можно легче и полнее учесть все факторы, определяющие какое-либо событие или состояние , и рассмотреть связь условий. Явления происходят не вследствие какого-либо закона, они не вызываются законом, а всегда бывают следствием соответствующих законов. Человек, как звено естественного процесса , сам подчинен естественному закону, в котором он ничего не может изменить. Но благодаря своему знанию природы он может внутри известных границ подчинить себе ее собственную закономерность, создав условия, при которых в соответствии с определенным естественным законом следует определенное событие.

— внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение . На основе знания 3. возможно достоверное предвидение течения процесса . Понятие 3. близко к понятию закономерности, к-рая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию 3., обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. Вместе с тем 3. выражает одну из сторон сущности, познание к-рой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к формулировке законов изучаемых процессов. “3акон есть отражение существенного в движении универсума ” (Ленин В. И. Т. 29. С. 137). Типы 3. в объективном мире весьма многообразны. Одни 3. выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта (напр., 3. взаимосвязи массы и энергии), др.— взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах (напр., 3. электромагнитных и гравитационных взаимодействий), между самими системами либо между различными состояниями или стадиями в развитии систем (напр., 3. возрастания энтропии, 3. перехода количественных изменений в качественные и др.). 3. различаются также по степени общности и сфере действия. Частные, или специфические, 3. выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел. Всеобщие 3. выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи. Они проявляются на всех известных структурных уровнях материи и изучаются диалектическим материализмом на основе синтеза достижений др. наук. Все явления в мире подчиняются определенным 3., т. е. все детерминировано, обусловлено объективными 3. Существуют различные формы и 3. детерминации. Если предшествующие состояния системы однозначно предопределяют ее последующие состояния, то изменение такой системы подчиняется динамическим 3., однозначной детерминации. Если же в сложной системе предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно, то изменение такой системы подчиняется вероятностно-статистическим 3. В природе 3. реализуются бессознательно, в результат е объективного взаимодействия материальных тел. В об-ве все социальные 3. реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору. Реализация 3. зависит от наличия соответствующих условий. Создание последних обеспечивает переход следствий, вытекающих из 3., из сферы возможного в сферу действительного. Но люди при этом не создают сами 3., а только ограничивают или расширяют сферу" их действия в соответствии со своими потребностями и интересами. Сами же 3. существуют объективно, независимо от сознания людей, как выражение необходимых, существенных, внутренних отношений между свойствами вещей или различными тенденциями развития.

Значение слова Закон в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Зомбирование - процедура программирования поведения человека с помощью специальных препаратов ...
  • Зодиак - пояс на небесной сфере, простирающийся приблизительно на 8 ...
  • Злорадсгво - чувство радости, которое возникает у человека при ...
  • Зикр - (араб.упоминание): прием суфийской мистической практики, заключающийся в непрерывном ...
  • Здравомыслие - способность мыслить, опираясь на жизненный практический опыт ...
  • Заслуга - моральная ценность делающая человека достойным уважения, награды. Цель ...
  • Закон - устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. ...
  • Знать - Вообще, я предпочитаю употреблять слово " знать " ...
  • Зависть - Зависть третья из психологических причин, которыми ...
  • Зоолатрия - см. Анимализм. ...
  • Знахари - т. е. знающие люди . В России ...
  • Зелоты - (от греч. Zelotai ревнители) соц.политич. и ...
  • Зевс - в др.греч. мифологии верховн. божество, отец богов ...
  • Закят - (араб. очищение ) обязат. «очистительная» милостыня, ...
  • Вакуум - субстанция заполняющая всю Вселенную, обладающая определенными свойствами. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари