Что такое Неоплатонизм? Значение слова Неоплатонизм в философском словаре

1) Неоплатонизм - - философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма , идей халдейских оракулов и египетской религии. Корни некоторых идеи (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение Н. существовал в виде отдельных школ: александрийская ( Аммоний Саккас ), римская ( Плотин , Порфирий ), сирийская ( Ямвлих ), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл ). Основное философское содержание Н. составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое - Ум - Душа . Н. представляет иерархию бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо . Оно зманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чувственный Космос . Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека - преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма , теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза . На Н. оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека и о периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю. Н. признает учение о переселении душ ( метемпсихоз ), эманации Божества, духовных иерархиях , учит освобождению души из материи. Н. элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Мистика , утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основателем Н. является Аммоний Саккас (ум. в 242), который не оставил письменного изложения своего учения. Продолжателем и систематизатором Н. стал Плотин, создавший школу в Риме (244). С 270 его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку Н. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в Н. практику теургии. Сочинение Ямвлиха "О мистериях" объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия "Жизнеописания философов и софистов" содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и ближнем круге императора Юлиана. Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием. В дальнейшем ее руководителем становится Сирин (5 в.), который определяет круг текстов Н.: труды Платона, пифагорейцев, Гомер, орфическая литература , "Халдейские оракулы". Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма . После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор, ставившие озарение выше теоретических исследований. Александрийская школа тесно связана с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха - Гиерокл, автор комментариев к "Золотым стихам" пифагорейцев, у Сириана - Гермий , у Прокла - Аммоний. В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и Н. были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем Н. оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения и теизма в целом. Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение Н. для истории философии особо отмечал Гегель : "в неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира". В 20 в. Н. выступает специальным предметом исследования и реинтернретации. (См. также Плотин, Прокл.)

2) Неоплатонизм - - последнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии 3—6 вв., возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.-римск. эклектизма и религ.-филос. синкретизма . Основателем Н. был александрийский платоник Аммоний Саккас . Неоплатоники стремились оживить умирающее язычество путем интерпретации поли-теистич. мифологии в терминах греч. философии. Теология Н. включает учение о божеств. Перво-едином, из к-рого путем эманации (истечения) происходят все остальные разряды сущего - «мировой ум» и « мировая душа », порождающие природу. Нижним пределом эманации Н. полагает материю, отождествляя ее с небытием. Процесс эманации дополняется процессом возвращения всего сущего к единому первоначалу — верховному богу, завершающимся в человеке . Христианство при выработке своей догматики заимствовало у Н. ряд кардинальных идей. Н. оказал влияние на философию отцов церкви и на всю ср.-век. философию.

3) Неоплатонизм - - религиозно-философский синтез античной философии, в центре которого - следующая иерархическая схема бытия: 1) Единое - высший первоисток всякого бытия, пребывающий превыше всякой мысли, которому невозможно дать никакое определение ; 2) Ум - высший божественный светоносный Ум, объединяющий множество божественных умов или Идей, пребывающих в вечности над потоком времени и вне всяких изменений; лишь в экстатическом созерцании можно войти в мир этих умов и вместе с ними - в созерцание Единого; 3) Душа или Мировая Душа - высшее рождающее лоно всех индивидуальных человеческих и демонских душ, душ животных и разных бестелесных душ в мировых стихиях, а также богов низшего ранга; Мировая Душа по-своему разумна, но ее мышление качественно ниже, чем у Ума, и некоторые аспекты мышления Мировой Души воспроизводятся в философии; она же - динамическое и оживляющее начало космоса , а в ее мышлении - источник идеальных прообразов всего созданного в телесном мире; 4) Космос - сферическое тело огромных размеров с многоплановой внутренней жизнью , низшим проявлением которой является биологическая жизнь; 5) Материя - нижний уровень мировой иерархии и предельная ступень распада на множественность любого мыслимого конкретного бытия. Неоплатонизм подвел итоги всего, что было создано тысячелетним развитием античной культуры, и выступил как оппонент христианства, поддержал традиционное язычество и проиграл в борьбе с христианской духовностью . Оказал большое влияние на раннехристианскую мысль , на философию Возрождения и на русскую религиозную философию.

4) Неоплатонизм - - обширное философское направление конца античного мира (III-VI вв. н. э.), основным содержанием которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейства и стоицизма о диалектической триаде Единое -Ум- Душа с ее последующим применением к учению о космосе и материи по образцу платоновского "Тимея".

5) Неоплатонизм - Букв., "новый Платонизм " или Платоновская Школа. Эклектическая, пантеистическая школа философии, основанная в Александрии Аммонием Саккасом, во главе которой стоял его ученик Плотин (189-270 г. н.э.). Она стремилась примирить учения Платона и систему Аристотеля с восточной Теософией. Ее главным занятием была чисто духовная философия , метафизика и мистицизм . В последующие годы была введена Теургия . Это было последнее усилие высочайших умов пресечь все возрастающее невежественное суеверие и слепую веру тех времен; последний отпрыск греческой философии, который в конце концов был разбит и предан смерти грубой силой.

6) Неоплатонизм - - философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма , идей халдейских оракулов и египетской религии. Корни некоторых идей (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуискую философию. Как социальное движение Н. существовал в виде отдельных школ: александрийская ( Аммоний Саккас ), римская ( Плотин , Порфирий ), сирийская ( Ямвлих ), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл ). Основное философское содержание Н. составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое -Ум- Душа . Н. представляет иерархию бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо . Оно эманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чувственный Космос . Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека - преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма , теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза . На Н. оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека, и о периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю. Н. признает учение о переселении душ ( метемпсихоз ), эманации Божества, духовных иерархиях , учит освобождению души из материи. Н. элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Мистика , утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основателем Н. является Аммоний Саккас (ум. 242), который не оставил письменного изложения своего учения. Продолжателем и систематизатором Н. стал Плотин, создавший школу в Риме (244). С 270 его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку Н. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в Н. практику теургии. Сочинение Ямвлиха "О мистериях" объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия "Жизнеописания философов и софистов" содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и ближнем круге императора Юлиана. Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием. В дальнейшем ее руководителем становится Сирин (5 в.), который определяет круг текстов Н.: труды Платона, пифагорейцев, Гомер, орфическая литература , "Халдейские оракулы". Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма . После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор, ставившие озарение выше теоретических исследований. Александрийская школа тесно связана с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха - Гиерокл, автор комментариев к "Золотым стихам" пифагорейцев, у Сириана - Гермий , у Прокла - Аммоний. В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и Н. были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем, Н. оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения (см. Христианство , Теология ) и теизма в целом. Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение Н. для истории философии особо отмечал Гегель : "в Н. греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира". В 20 в. Н. выступает специальным предметом исследования и реинтерпретации. В.В. Лобач

7) Неоплатонизм - - последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. 3 в. до сер. 6 в.; возникла вследствие смешения учения Платона , а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма ) с восточной и христ. мистикой и религией. Легендарным первосоздателем неоплатонизма является Аммоний Саккас , подлинный же его основатель - Плотин ; наиболее значительными философами неоплатонизма были также Ямвлих , Порфирий и Прокл . Осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от "единого и всеобщего" к материи, освобождение человека , материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма ; см. Греческая философия .

8) Неоплатонизм - — завершающий этап развития античного платонизма , обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии. Основоположником Н. считается Аммоний Саккас (умер ок. 242), не оставивший письменных трудов; ему приписываются те идеи , к-рые легли в основу Н.: требование согласования платонизма с аристотелизмом, критика стоического учения о телесности души, учение о единстве духовного начала , к-рое делится, только нисходя в смертные тела, не убывая в то же время от этого деления. В историческом развитии Н. выделяют следующие этапы и школы: первый (3 в.) — римская школа, создавшая спекулятивно-теоретическую систему Н. Основатель — Плотин . Во взглядах его ученика Амелия прослеживается тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между богом и телесными объектами. Др. ученик Плотина, Порфирий ,— автор получивших большой исторический резонанс произв. “Введение” к “ Категориям ” Аристотеля и комментария к ним (переведены на лат., сирийский, араб. и армянский языки ), в к-рых поставлен вопрос о природе общих понятий, что явилось источником средневекового спора об универсалиях. Второй (4 в.) — малоазиатский Н., к-рый, не отказываясь от спекулятивных теорий, ставил гл. задачей практическую мистику. Представлен двумя школами: сирийской (Ямвлих, Феодор Асинский, Сопатр Апамейский, Дексипп) и пергамской (Эдемий Каппадокийский, Юлиан, Сал-мостий). Третий (5—6 вв.) — систематизаторско-комментаторский Н.; представлен афинской и александрийской школами. В афинской школе (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл , Дамаскин, Симпликий) преобладали теоретические интересы . В 529 г. император Юстиниан запретил преподавание Н. и закрыл афинскую школу. Александрийская школа ( Гипатия , Асклепиодот, Аммоний, Иоанн Филофон, Олимпиодор) ориентировалась больше на Аристотеля, чем на Платона . Она частично утеряла специфически языческий и приобрела скорее “нейтральный” философский характер ; на почве исследований в области логики и науки происходило взаимовлияние неоплатонических и христианских идей. Лат. Н. (4—6 вв.) характеризуется некоторым уменьшением интереса к спекулятивной стороне и возросшим вниманием к сохранению и передаче культурных достижений. Своими переводами греч. соч. на латынь и комментариями лат. неоплатоники (Халкидий, Марий Викторин, Макробий, Марциан Капелла, Боэции) прокладывали античной философии путь в средние века . Н. оказал огромное воздействие на средневековую философию. Традиции Н. прослеживаются в восточной патристике, соч. Псевдо-Диенисия Ареопагита и его комментаторов — Иоанна Скифопольского и Максима Исповедника . В 11 в. Михаил Пселл возобновил преподавание И. в Константинополе. Христианский Н. в западноевропейской философии имел своим источником соч. Августина, Боэция и других лат. неоплатоников, а с 9 в.— Эриугены, который перевел на лат. язык Ареопагитики и развивал неоплатонические идеи в трактате “О разделении природы”. Влияние Н. заметно в шартрской и сенвикторской школах, в идеях Амальрика Венского и его последователей — амальрикан, в мистике 13—14 вв. Воздействие Н. прослеживается у ряда мыслителей эпохи Возрождения ( Николай Кузанский , Ф. Патриццы, Бруно) и нового времени (кембриджские платоники, Спиноза, Лейбниц, Беркли). К концу 18 в. традиция Н. прекращается.

Неоплатонизм

- философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма , идей халдейских оракулов и египетской религии. Корни некоторых идеи ( например , эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение Н. существовал в виде отдельных школ: александрийская ( Аммоний Саккас ), римская ( Плотин , Порфирий ), сирийская ( Ямвлих ), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл ). Основное философское содержание Н. составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое - Ум - Душа . Н. представляет иерархию бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо . Оно зманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу ( Псюхе ), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чувственный Космос . Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека - преодолеть страсти , вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма , теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза . На Н. оказал влияние стоицизм с его учение м о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека и о периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю. Н. признает учение о переселении душ ( метемпсихоз ), эманации Божества, духовных иерархиях , учит освобождению души из материи. Н. элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Мистика , утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основателем Н. является Аммоний Саккас (ум. в 242), который не оставил письменного изложения своего учения. Продолжателем и систематизатором Н. стал Плотин, создавший школу в Риме (244). С 270 его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку Н. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в Н. практику теургии. Сочинение Ямвлиха "О мистериях" объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия "Жизнеописания философов и софистов" содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и ближнем круг е императора Юлиана . Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием. В дальнейшем ее руководителем становится Сирин (5 в.), который определяет круг текстов Н.: труды Платона, пифагорейцев, Гомер , орфическая литература , "Халдейские оракулы". Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма . После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор , ставившие озарение выше теоретических исследований. Александрийская школа тесно связана с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха - Гиерокл, автор комментариев к "Золотым стихам" пифагорейцев, у Сириана - Гермий , у Прокла - Аммоний. В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и Н. были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем Н. оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения и теизма в целом . Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение Н. для истории философии особо отмечал Гегель : "в неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира". В 20 в. Н. выступает специальным предметом исследования и реинтернретации. (См. также Плотин, Прокл.)

- после днее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии 3—6 вв., возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.-римск. эклектизма и религ.-филос. синкретизма . Основателем Н. был александрийский платоник Аммоний Саккас . Неоплатоники стремились оживить умирающее язычество путем интерпретации поли-теистич. мифологии в терминах греч. философии. Теология Н. включает учение о божеств. Перво-едином, из к-рого путем эманации (истечения) происходят все остальные разряды сущего - «мировой ум» и « мировая душа », порождающие природу. Нижним пределом эманации Н. полагает материю, отождествляя ее с небытием. Процесс эманации дополняется процессом возвращения всего сущего к единому первоначалу — верховному богу, завершающимся в человеке . Христианство при выработке своей догматики заимствовало у Н. ряд кардинальных идей . Н. оказал влияние на философию отцов церкви и на всю ср.-век. философию.

- религиозно-философский синтез античной философии, в центре которого - следующая иерархическая схема бытия: 1) Единое - высший первоисток всякого бытия, пребывающий пре выше всякой мысли, которому невозможно дать никакое определение ; 2) Ум - высший божественный светоносный Ум, объединяющий множество божественных умов или Идей, пребывающих в вечности над потоком времени и вне всяких изменений; лишь в экстатическом созерцании можно войти в мир этих умов и вместе с ними - в созерцание Единого; 3) Душа или Мировая Душа - высшее рождающее лоно всех индивидуальных человеческих и демонских душ, душ животных и разных бестелесных душ в мировых стихиях, а также богов низшего ранга; Мировая Душа по-своему разумна, но ее мышление качественно ниже, чем у Ума, и некоторые аспекты мышления Мировой Души воспроизводятся в философии; она же - динамическое и оживляющее начало космоса , а в ее мышлении - источник идеальных прообразов всего созданного в телесном мире; 4) Космос - сферическое тело огромных размеров с многоплановой внутренней жизнью , низшим проявлением которой является биологическая жизнь; 5) Материя - нижний уровень мировой иерархии и предельная ступень распада на множественность любого мыслимого конкретного бытия. Нео платонизм подвел итог и всего, что было создано тысячелетним развитием античной культуры, и выступил как оппонент христианства, поддержал традиционное язычество и проиграл в борьбе с христианской духовностью . Оказал большое влияние на раннехристианскую мысль , на философию Возрождения и на русскую религиозную философию.

- обширное философское направление конца античного мира (III-VI вв. н. э.), основным содержание м которого являлось учение Платона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейства и стоицизм а о диалектической триаде Единое -Ум- Душа с ее после дующим применением к учению о космос е и материи по образцу платоновского "Тимея".

Букв., "новый Платонизм " или Платоновская Школа . Эклектическая, пантеистическая школа философии, основанная в Александрии Аммонием Саккасом, во главе которой стоял его ученик Плотин (189-270 г. н.э.). Она стремилась примирить учения Платона и систему Аристотеля с восточной Теософией. Ее главным занятием была чисто духовная философия , метафизика и мистицизм . В после дующие годы была введена Теургия . Это было последнее усилие высочайших умов пресечь все возрастающее невежественное суеверие и слепую веру тех времен; последний отпрыск греческой философии, который в конце концов был разбит и предан смерти грубой силой.

- философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма , идей халдейских оракулов и египетской религии. Корни некоторых идей ( например , эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуискую философию. Как социальное движение Н. существовал в виде отдельных школ: александрийская ( Аммоний Саккас ), римская ( Плотин , Порфирий ), сирийская ( Ямвлих ), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл ). Основное философское содержание Н. составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое -Ум- Душа . Н. представляет иерархию бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо . Оно эманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу ( Псюхе ), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чувственный Космос . Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека - преодолеть страсти , вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма , теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза . На Н. оказал влияние стоицизм с его учение м о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека, и о периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю. Н. признает учение о переселении душ ( метемпсихоз ), эманации Божества, духовных иерархиях , учит освобождению души из материи. Н. элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Мистика , утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основателем Н. является Аммоний Саккас (ум. 242), который не оставил письменного изложения своего учения. Продолжателем и систематизатором Н. стал Плотин, создавший школу в Риме (244). С 270 его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку Н. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в Н. практику теургии. Сочинение Ямвлиха "О мистериях" объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия "Жизнеописания философов и софистов" содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и ближнем круг е императора Юлиана . Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием. В дальнейшем ее руководителем становится Сирин (5 в.), который определяет круг текстов Н.: труды Платона, пифагорейцев, Гомер , орфическая литература , "Халдейские оракулы". Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма . После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор , ставившие озарение выше теоретических исследований. Александрийская школа тесно связана с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха - Гиерокл, автор комментариев к "Золотым стихам" пифагорейцев, у Сириана - Гермий , у Прокла - Аммоний. В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и Н. были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем, Н. оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения (см. Христианство , Теология ) и теизма в целом . Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение Н. для истории философии особо отмечал Гегель : "в Н. греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира". В 20 в. Н. выступает специальным предметом исследования и реинтерпретации. В.В. Лобач

- после дняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. 3 в. до сер. 6 в.; возникла вследствие смешения учения Платона , а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма ) с восточной и христ. мистикой и религией. Легендарным первосоздателем нео платонизм а является Аммоний Саккас , подлинный же его основатель - Плотин ; наиболее значительными философами неоплатонизма были также Ямвлих , Порфирий и Прокл . Осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от "единого и всеобщего" к материи, освобождение человека , материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма ; см. Греческая философия .

— завершающий этап развития античного платонизм а , обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии. Основоположником Н. считается Аммоний Саккас (умер ок. 242), не оставивший письменных трудов; ему приписываются те идеи , к-рые легли в основу Н.: требование согласования платонизма с аристотелизмом, критика стоического учения о телесности души, учение о единстве духовного начала , к-рое делится, только нисходя в смертные тела, не убывая в то же время от этого деления. В историческом развитии Н. выделяют следующие этапы и школы: первый (3 в.) — римская школа , создавшая спекулятивно-теоретическую систему Н. Основатель — Плотин . Во взглядах его ученик а Амелия прослеживается тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между богом и телесными объектами. Др. ученик Плотина, Порфирий ,— автор получивших большой исторический резонанс произв. “Введение” к “ Категориям ” Аристотеля и комментария к ним (переведены на лат., сирийский, араб. и армянский языки ), в к-рых поставлен вопрос о природе общих понятий, что явилось источником средневекового спора об универсалиях. Второй (4 в.) — малоазиатский Н., к-рый, не отказываясь от спекулятивных теорий, ставил гл. задачей практическую мистику. Представлен двумя школами: сирийской ( Ямвлих , Феодор Асинский, Сопатр Апамейский, Дексипп) и пергамской (Эдемий Каппадокийский, Юлиан, Сал-мостий). Третий (5—6 вв.) — систематизаторско-комментаторский Н.; представлен афинской и александрийской школами. В афинской школе (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл , Дамаскин, Симпликий) преобладали теоретические интересы . В 529 г. император Юстиниан запрет ил преподавание Н. и закрыл афинскую школу. Александрийская школа ( Гипатия , Асклепиодот, Аммоний, Иоанн Филофон, Олимпиодор) ориентировалась больше на Аристотеля, чем на Платона . Она частично утеряла специфически языческий и приобрела скорее “нейтральный” философский характер ; на почве исследований в области логики и науки происходило взаимовлияние неоплатонических и христианских идей . Лат. Н. (4—6 вв.) характеризуется некоторым уменьшением интереса к спекулятивной стороне и возросшим внимание м к сохранению и передаче культурных достижений. Своими переводами греч. соч. на латынь и комментариями лат. неоплатоники (Халкидий, Марий Викторин, Макробий, Марциан Капелла, Боэции) прокладывали античной философии путь в средние века . Н. оказал огромное воздействие на средневековую философию. Традиции Н. прослеживаются в восточной патристике, соч. Псевдо-Диенисия Ареопагита и его комментаторов — Иоанна Скифопольского и Максима Исповедника . В 11 в. Михаил Пселл возобновил преподавание И. в Константинополе. Христианский Н. в западноевропейской философии имел своим источником соч. Августина, Боэция и других лат. неоплатоников, а с 9 в.— Эриугены, который перевел на лат. язык Ареопагитики и развивал неоплатонические идеи в трактате “О разделении природы”. Влияние Н. заметно в шартрской и сенвикторской школах, в идеях Амальрика Венского и его после дователей — амальрикан, в мистике 13—14 вв. Воздействие Н. прослеживается у ряда мыслителей эпохи Возрождения ( Николай Кузанский , Ф. Патриццы, Бруно) и нового времени (кембриджские платоники, Спиноза, Лейбниц, Беркли). К концу 18 в. традиция Н. прекращается.

Значение слова Неоплатонизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Некрология - (греч. nekros мертвый, logos слово учение ...
  • Некрасовцы - старообрядцы беспоповцы (см. Беспоповщина ), потомки донских ...
  • Неемия - иуд. политич. деятель 5 в. до н. ...
  • Начетчик - в старообрядчестве человек знающий (начитанный) богосл. ...
  • Нанак - (14691539) основатель сикхизма родился в Пенджабе (Индия) ...
  • Назореи - (др.евр. « назар » отказываться, воздерживаться) проповедники ...
  • Назаряне - христ. секта, возникшая в 20х гг. 19 ...
  • Начинать - Философский смысл термина : Посвящать в культовые таинства ...
  • Начала - Философский смысл термина : Первоначала, не подверженные уничтожению ...
  • Неясность - характеристика употребления термина (понятия) с недостаточно определенным, ...
  • Непротиворечивость - свойство предложений некоторой теории (в случае аксиоматической ...
  • Натурализм - (от лат. natura природа ) философская ...
  • Новшество - в единстве с ранее существующим составляет дуальную оппозицию, ...
  • Начальство - важное представление массового сознания, результат осмысления управляющего ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари