Что такое Субстанция? Значение слова Субстанция в философском словаре

1) Субстанция - В узком смысле вещь в себе , которая характеризуется негеометрической протяженностью , самостоятельностью, самопроницаемостью, самосознанием - связью , довременностью, дорациональностью, ологиченностью, бесструктурностью. С. - абсолют по отношению к ее производным. Возникает как статистическая детекция виртуального недобытия. С. имперсональна и безлична. Представляет собой сгусток предельных тонических потенциалов.

2) Субстанция - (лат. substantia - сущность , нечто, лежащее в основе) - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат , первооснова всех вещей (например " вода " Фалеса , " огонь " Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах ( номинализм , реализм ). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. - гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон , согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к " аналогиям опыта ". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи ". Для Шопенгауэра С. - материя , для Юма - фикция , сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии в целом преобладает антисубстанциалистская позиция .

3) Субстанция - (от лат. substare - поддерживать, подставлять) - 1) в метафизике: первооснова бытия, существующая сама по себе и ни от чего не зависящая; неизменное и единое во всем многообразии сущего; пребывает глубже воспринимаемых и постигаемых свойств вещей. У Б.Спинозы: есть только одна Субстанция - Бог как Природа . У Г.Лейбница субстанций (монад) неопределенно много. 2) Западная мысль ХХ века отказывается от этого понятия: " Понятие субстанции само по себе смутно, двусмысленно, возможно, вообще неприложимо к миру в его полноте; но главное, что субстанция, даже если предположить, что она найдена, может оказаться несущественной" (Г.Марсель). 3) В русской философии: духовная основа бытия, основа всякой религиозности, "творчески-формирующая, притягательно-отталкивательная сила , существо которой состоит именно, с одной стороны, в ее формирующей действенности, а с другой - в ее идеальной значимости, как луча абсолютного света " (С.Франк).

4) Субстанция - (от лат. static - стоянка, стояние; substantia - подстанция; то, на чем все стоит и чем удерживается) а) в алхимии - вечные, не поддающиеся разложению и превращениям первичные вещества ( субстраты ), из которых образуются разные сложные веши, реактивы; б) в философии - онтологическая категория , обычно обозначающая абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех изменений. С. чаще всего понимают как такое предельное и самопорождающееся начало , в котором его сущность и существование совпадают, не различаются, а само оно, побуждая себя к действию, проявляется через атрибуты (необходимо-всеобщие формы) и бесчисленные акциденции (случайно-единичные свойства, модусы ). В античной философии понятию С., вероятно, предшествовали близкие ему по смыслу понятия элемента , стихии и в особенности - сущности (усии, идеи , эйдоса ). Развитые мыслителями Древней Греции варианты соотношения сущности и явления отлились в последующей философской мысли в противостоящие друг другу материалистические и идеалистические учения о С. Так, согласно Демокриту, любая вещь состоит из вечных атомов, ее сущность от них неотделима и производив, плотна и телесна. Напротив, по Платону , сущность ( идея ) сверхчувственна, бесплотна, вечна и бесконечна, не сводима к протяженным вещам и явлениям. У Аристотеля сущность - " форма вещей", которая не существует отдельно от самих вещей и в то же время не выводима из "материи" вещи . Впоследствии материалисты стали понимать под С. материю, спиритуалисты - абсолютный дух , теисты - Бога, пантеисты - отождествление Бога и природы; монисты признавали только одну С., дуалисты - две, а плюралисты - множество С. Для материалистов характерно сближение понятий "С." и "субстрат" (от позднелат. substratum - подстилка, основа), под которыми, как правило , мыслится общая материальная основа всех явлений, их материальный носитель. Плотин трактовал С. как мир в целом и различал в ней сущее и качество . С., понимаемая как усия (сущность), есть чистый смысл, нечто взятое само по себе, самостоятельное, не нуждающееся в своем существовании ни в чем, кроме самого себя. Качество же есть сущее, которое перешло в свое инобытие . С. - первообраз энергий и вещей, а качество - инобытие С. В онтологии Фомы Аквинского понятие С. является самым общим. Фома выделяет три рода С.: Бог, бестелесные С. ( ангелы , духи) и телесные. В Боге сущность и есть само существование, вечное и бесконечное , всецело настоящее и актуальное . Бог наделяет существованием бестелесные и телесные субстанции, которые сами по себе лишены существования и обладают только потенциальной сущностью. Сущность бестелесных субстанций - лишенная материи форма (чистая, субсистентная форма), существующая сама по себе через Бога. Телесные субстанции всегда сплавлены с материей, укоренены в ней. Фома подразделяет телесные субстанции на: а) субстанциальные (сообщающие вещам сущностное бытие ; например, душа человека ) и б) акцидентальные (сообщающие вещам бытие в некотором качестве; например, быть теплой вещью). Дунс Скот был близок к толкованию материи как всеобщей С. всех вещей, способной к мышлению. В философии нового времени понятие С. приобретает очень важное значение не только в онтологии, но и в теории познания. В эмпиризме Ф. Бэкона С. отождествлена с формой конкретной вещи, а субстанциальная форма получает качественное описание . Декарт допускает два не зависимых друг от друга первоначала - мышление и протяжение, над которыми, впрочем, возвышается самая истинная С. - Бог. Декарт доказывал, что существование такой С., как мышление, для нас более несомненно и достоверно, чем существование материальной С. (исходя из принципа "Я мыслю, следовательно, существую"). Между мышлением и протяжением нет ничего общего, и Бог координирует эти С., согласует их между собой. Спиноза попытался преодолеть дуализм Декарта, определив мышление и протяженность как два атрибута одной и той же С. - природы. Природа есть causasui, т. е. причина самой себя; она не зависит ни от чего (в т. ч. от ума и существует вне ума), ни в чем ином не нуждается. Вслед за Ибн Синой Спиноза определяет самопричину как то, сущность чего содержит в себе существование. С одной стороны, природа является natura naturans ("природой творящей"), т. е. собственно С. С другой стороны, она есть natura naturata ("природа сотворенная"), т. е. следствие самооткровения С. Природа вечна, бесконечна. Благодаря растворенному в ней безличному Богу (С.), она свободна и сама себя побуждает к действию. В то же время ее бытие необходимо, составляющие ее единичные вещи следуют друг из друга и не обладают свободой. Согласно Спинозе, С. противостоит мир конечных отдельных вещей, сумма модусов. Модус - то, что существует не само по себе, а через другое и в другом. Число модусов бесконечно, как точек на прямой линии. В силу ограниченности нашего рассудка мы постигаем в бесконечной сущности С. только два атрибута - мышление и протяжение. В человеке как части пантеистически толкуемой природы Спиноза различает модус тела (протяжения) и модус души (мышления). Дж. Локк обосновывал идею С. эмпирически, полагая, что идеи типа "материи как таковой" или "чистого пространства" люди получают методом абстрагирования. Дж. Беркли отрицал способность нашего ума создавать подобные абстракции: мы воспринимаем лишь отдельные вещи в виде суммы ощущений ("идей"), но то, что неощущаемо, не существует; следует устранить понятие материальной С. и допустить только существование духовной С. Д. Юм предложил относиться к понятию С. как некой некритически создаваемой обыденным мышлением сумме ассоциаций, отказаться от него в науке. Стремление вывести все многообразие мира из одной С. неистребимо, но оно имеет и обратную сторону - заставляет нас видеть вещи пассивными, а не активными. Не удовлетворяясь монизмом и дуализмом, Лейбниц обосновывает плюралистическое учение : вещи обладают собственным действием , они есть силы. Любая вещь - отдельная и независимая С., а их число С. бесконечно. Каждая С., или сила , есть монада - одновременно и душа, и тело , форма и материя , цель и средство. Всем монадам присуща способность представления. Каждая С. - "сжатая Вселенная ", в которой происходят непрерывные изменения. И. Кант толкует С. как априорную форму мышления, благодаря которой синтезируются данные в опыте явления; С. - условие возможности всякого синтетического единства восприятий, нечто постоянное в явлениях. То, что сменяется, относится к способу существования С. и предполагает постоянное средоточие всех изменений; в этом смысле только постоянное (С.) изменяется. Т. о., по Канту, С. внутренне изменчива, не есть некий неизменный вещественный субстрат, и именно гносеологически и диалектически истолкованное понятие С. годится для научно-теоретического объяснения явлений. Гегель рассматривает С. как ступень развития "идеи". С. - это абсолютное как отношение к самому себе; это тождество бытия в его отрицании с самим собой; это бытие во всяком бытии как окончательное единство сущности и бытия. В "Науке логики" Гегель различает деятельную и пассивную С. По своему существу С. есть свое высвечивание и положенность, она имеет действительность лишь в акциденциях и в действии. Ее деятельность как субъекта есть переход в нечто иное. С. - абсолютная мощь, рефлектированная в себя. " Субстанция как мощь обретает видимость , иначе говоря, обладает акцидентальностью... определяет себя, возвращается к себе, отталкивает себя от самой себя, являясь абсолютной активностью , обнаруживает себя как причина через свое действие" (Гегель. Наука логики . В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 208). С. тождественна с самой собой лишь в своей противоположности. "Переводя возможное в действительность с ее содержанием , субстанция обнаруживает себя как созидательную мощь, а возвращая действительное в возможность , она обнаруживает себя как разрушительную мощь" (там же, с. 206). С. логически (но не в физическом пространстве) существует до своих модусов. К. Маркс в " Капитале " в качестве С. любой стоимости рассматривает абстрактный труд . Диалектический материализм признает понятие С. как одно из определений материи - дефиниции материи как причины самой себя и источника всех изменений. Неопозитивисты, вслед за Юмом, усматривают в С. псевдопонятие, основанное на донаучном мышлении и ведущее к неоправданному удвоению мира (Б. Рассел). Представители лингвистической философии критикуют идею С. как натуралистическую и метафизическую и объясняют возникновение этого понятия особой структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Неотомизм и неореализм придерживаются традиционного взгляда на С. Когда С. понимают как основу конкретного многообразия мира, то тем самым делят мир на две части: а) есть единое , неконкретное и все порождающее начало, б) из него возникает множество конкретных вещей. Одни философы не противятся подобному удвоению мира и, более того, лишь в таком подходе усматривают возможность научно объяснять мир, выводить явления из сущностей, законов разной степени общности - вплоть до "первой сущности" ( Аристотель ). Другие философы сторонятся понятия С., считают его устаревшим - натурфилософским и метафизическим - и предлагают отказаться от него. Но так или иначе оно имеет важное историко-философское значение. Д. В. Пивоваров

5) Субстанция - - [лат. substantia - сущность ] - материя в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития... В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество , из которого состоят все вещи [2].

6) Субстанция - философская категория , выражающая сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник ее функционирования.

7) Субстанция - - первооснова , сущность всех вещей и явлений.

8) Субстанция - Теософы употребляют это слово в двояком смысле , определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, различая материальную, психическую и духовную субстанции (см. "Судда Сатва"), на идеальную (т.е. существующую на высших планах) и реальную субстанцию.

9) Субстанция - (от лат. substantia — сущность , нечто, лежащее в основе) — то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание , дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита). Субстанциальны и — лежащий в основе, относящийся к С., существенный, материальный. В философии 20 в. понятие «С.» употребляется относительно редко. «" Субстанция ", если принимать ее всерьез, — пишет Б. Рассел, — вызывает непреодолимые трудности. Предполагается, что субстанция — это носитель свойств, нечто отличное от всех своих свойств. Но когда мы отбросим свойства и попробуем вообразить субстанцию саму по себе, мы убеждаемся, что от нее ничего не осталось... "Субстанция" — это фактически просто удобный способ связывания событий в узлы... Понятие "Субстанция" — это метафизи-ческая ошибка, которой мы обязаны переносу в структуру мира структуры предложения, составленного из подлежащего и сказуемого».

10) Субстанция - (от лат. substantia - сущность ) - первооснова , сущность всех вещей и явлений, то, что лежит в основе; объективная реальность ; материя в единстве всех форм ее движения (во времени-качестве-пространстве).

11) Субстанция - (лат. substantia - сущность , нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат , первооснова всех вещей (например " вода " Фалеса , " огонь " Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах ( номинализм , реализм ). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф. Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. - гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон , согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к " аналогиям опыта ". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи ". Для Шопенгауэра С. - материя , для Юма - фикция , сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии, в целом, преобладает антисубстанциалистская позиция . А.Н. Леванюк

12) Субстанция - - философская категория для обозначения предельно общей основы, либо наполнителя, способных составлять сущность содержания универсума в его локальном либо глобальном вариантах (например: информация есть субстанция , циркулирующая по каналам связи; кровь есть субстанция, перемещаемая по кровеносному руслу); объективная реальность , рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения.

13) Субстанция - (от лат. substantia сущность ) - в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане - нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреч. философии (гл. о. начиная с Аристотеля). Позднее - у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две др. сотворенные субстанции (см. Res), у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция , которую можно назвать также Богом или природой. Закон , по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по Канту, к " аналогиям опыта ". Для Шопенгауэра субстанция - материя , для Юма - это только фикция , сосуществование свойств. Современная психология заменила предположение о наличии "духовной субстанции" как основы психических процессов теорией актуальности (см. Актуальности теория ). Для современного естествознания субстанция - только формальное понятие, имеющее смысл : носитель явления. Субстанциальны и (от лат. substantia - лежащий в основе) - существенный, материальный , относящийся к субстанции.

14) Субстанция - (лат. substantia — сущность ) — объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание , и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного ( Абстрактное и конкретное ). В истории философии первоначально С. понимается как вещество , из к-рого состоят все вещи . В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, С. начинают рассматривать как особое обозначение бога ( схоластика ), что ведет к дуализму . В новое время наиболее остро проблема С. была поставлена Декартом. Преодоление дуализма осуществил Спиноза, к-рый, считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной С., рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, “самодеятельности” С. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает С. как “то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления”. Однако С. трактуется им как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (в к-рых она “открывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания”), “существенную ступень в процессе развития идеи ” (человеческого познания), “основу всякого дальнейшего подлинного развития”. С этим связано понимание С. одновременно и как субъекта , т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала . Вместе с тем С. рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с т. зр. материализма . С. понимается здесь как материя , как субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований. В понятии С. материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Маркс в “ Капитале ”, анализируя стоимость, прежде всего, ставит вопрос о ее С., независимой от всех частных (особенных) форм ее проявления (от меновой и прибавочной стоимости, от прибыли, ренты и т. п.). Любая товарная форма продукта рассматривается в этой связи как “простой сгусток лишенного различий человеческого труда ”, к-рый “образует субстанцию меновой стоимости” и всех ее развитых форм. Благодаря этому только и была открыта тайна прибавочной стоимости и капитала, в виде к-рого стоимость выступает как “саморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанция ”, как “автоматически действующий субъект”. В этом понимании С. предстает как осн. категория материалистического монизма , как основа и условие подлинного, содержательного единства теории. Вот почему Ленин требовал “углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции”, считая, что “действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции” (Т. 29. С. 142— 143). Антисубстанциалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, к-рый объявляет С. мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории С., утрата “субстанциальной” т. зр. ведет теорию на путь формального объединения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению Маркса, “могилу науки”.

Субстанция

В узком смысле вещь в себе , которая характеризуется негеометрической протяженностью , самостоятельностью, самопроницаемостью, самосознанием - связью , довременностью, дорациональностью, ологиченностью, бесструктурностью. С. - абсолют по отношению к ее производным. Возникает как статистическая детекция виртуального недобытия. С. имперсональна и безлична. Представляет собой сгусток предельных тонических потенциалов.

(лат. substantia - сущность , нечто, лежащее в основе) - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат , первооснова всех вещей (например " вода " Фалеса , " огонь " Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах ( номинализм , реализм ). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. - гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон , согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к " аналогиям опыта ". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи ". Для Шопенгауэра С. - материя , для Юма - фикция , сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии в целом преобладает антисубстанциалистская позиция .

(от лат. substare - поддерживать, подставлять) - 1) в метафизике: первооснова бытия, существующая сама по себе и ни от чего не зависящая; неизменное и единое во всем многообразии сущего; пребывает глубже воспринимаемых и постигаемых свойств вещей. У Б.Спинозы: есть только одна Субстанция - Бог как Природа . У Г.Лейбница субстанций (монад) неопределенно много. 2) Западная мысль ХХ века отказывается от этого понятия: " Понятие субстанции само по себе смутно, двусмысленно, возможно, вообще неприложимо к миру в его полноте; но главное, что субстанция, даже если предположить, что она найдена, может оказаться несущественной" (Г.Марсель). 3) В русской философии: духовная основа бытия, основа всякой религиозности, "творчески-формирующая, притягательно-отталкивательная сила , существо которой состоит именно, с одной стороны, в ее формирующей действенности, а с другой - в ее идеальной значимости, как луча абсолют ного света " (С.Франк).

(от лат. static - стоянка, стояние; substantia - подстанция; то, на чем все стоит и чем удерживается) а) в алхимии - вечные, не поддающиеся разложению и превращениям первичные вещества ( субстраты ), из которых образуются разные сложные веши, реактивы; б) в философии - онтологическая категория , обычно обозначающая абсолют ное основание всего сущего, безусловный субъект всех изменений. С. чаще всего понимают как такое предельное и самопорождающееся начало , в котором его сущность и существование совпадают, не различаются, а само оно, побуждая себя к действию, проявляется через атрибуты (необходимо-всеобщие формы) и бесчисленные акциденции (случайно-единичные свойства, модусы ). В античной философии понятию С., вероятно, предшествовали близкие ему по смыслу понятия элемента , стихии и в особенности - сущности (усии, идеи , эйдоса ). Развитые мыслителями Древней Греции варианты соотношения сущности и явления отлились в последующей философской мысли в противостоящие друг другу материалистические и идеалистические учения о С. Так, согласно Демокриту, любая вещь состоит из вечных атомов, ее сущность от них неотделима и производив, плотна и телесна. Напротив, по Платону , сущность ( идея ) сверхчувственна, бесплотна, вечна и бесконечна, не сводима к протяженным вещам и явлениям. У Аристотеля сущность - " форма вещей", которая не существует отдельно от самих вещей и в то же время не выводима из "материи" вещи . Впоследствии материалисты стали понимать под С. материю, спиритуалисты - абсолютный дух , теисты - Бога, пантеисты - отождествление Бога и природы; монисты признавали только одну С., дуалисты - две, а плюралисты - множество С. Для материалистов характерно сближение понятий "С." и "субстрат" (от позднелат. substratum - подстилка, основа), под которыми, как правило , мыслится общая материальная основа всех явлений, их материальный носитель. Плотин трактовал С. как мир в целом и различал в ней сущее и качество . С., понимаемая как усия (сущность), есть чистый смысл, нечто взятое само по себе , самостоятельное, не нуждающееся в своем существовании ни в чем, кроме самого себя. Качество же есть сущее, которое перешло в свое инобытие . С. - первообраз энергий и вещей, а качество - инобытие С. В онтологии Фомы Аквинского понятие С. является самым общим. Фома выделяет три рода С.: Бог, бестелесные С. ( ангелы , духи) и телесные. В Боге сущность и есть само существование, вечное и бесконечное , всецело настоящее и актуальное . Бог наделяет существованием бестелесные и телесные субстанции, которые сами по себе лишены существования и обладают только потенциальной сущностью. Сущность бестелесных субстанций - лишенная материи форма (чистая, субсистентная форма), существующая сама по себе через Бога. Телесные субстанции всегда сплавлены с материей, укоренены в ней. Фома подразделяет телесные субстанции на: а) субстанциальные (сообщающие вещам сущностное бытие ; например, душа человека ) и б) акцидентальные (сообщающие вещам бытие в некотором качестве; например, быть теплой вещью). Дунс Скот был близок к толкованию материи как всеобщей С. всех вещей, способной к мышлению. В философии нового времени понятие С. приобретает очень важное значение не только в онтологии, но и в теории познания. В эмпиризме Ф. Бэкона С. отождествлена с формой конкретной вещи, а субстанциальная форма получает качественное описание . Декарт допускает два не зависимых друг от друга первоначала - мышление и протяжение, над которыми, впрочем, возвышается самая истинная С. - Бог. Декарт доказывал, что существование такой С., как мышление, для нас более несомненно и достоверно, чем существование материальной С. (исходя из принципа "Я мыслю, следовательно, существую"). Между мышлением и протяжением нет ничего общего, и Бог координирует эти С., согласует их между собой . Спиноза попытался преодолеть дуализм Декарта, определив мышление и протяженность как два атрибута одной и той же С. - природы. Природа есть causasui, т. е. причина самой себя; она не зависит ни от чего (в т. ч. от ума и существует вне ума), ни в чем ином не нуждается. Вслед за Ибн Синой Спиноза определяет самопричину как то, сущность чего содержит в себе существование. С одной стороны, природа является natura naturans ("природой творящей"), т. е. собственно С. С другой стороны, она есть natura naturata ("природа сотворенная"), т. е. следствие самооткровения С. Природа вечна, бесконечна. Благодаря растворенному в ней безличному Богу (С.), она свободна и сама себя побуждает к действию. В то же время ее бытие необходимо, составляющие ее единичные вещи следуют друг из друга и не обладают свободой. Согласно Спинозе, С. противостоит мир конечных отдельных вещей, сумма модусов. Модус - то, что существует не само по себе, а через другое и в другом. Число модусов бесконечно, как точек на прямой линии. В силу ограниченности нашего рассудка мы постигаем в бесконечной сущности С. только два атрибута - мышление и протяжение. В человеке как части пантеистически толкуемой природы Спиноза различает модус тела (протяжения) и модус души (мышления). Дж. Локк обосновывал идею С. эмпирически, полагая, что идеи типа "материи как таковой" или "чистого пространства" люди получают методом абстрагирования. Дж. Беркли отрицал способность нашего ума создавать подобные абстракции: мы воспринимаем лишь отдельные вещи в виде суммы ощущений ("идей"), но то, что неощущаемо, не существует; следует устранить понятие материальной С. и допустить только существование духовной С. Д. Юм предложил относиться к понятию С. как некой некритически создаваемой обыденным мышлением сумме ассоциаций, отказаться от него в науке. Стремление вывести все многообразие мира из одной С. неистребимо, но оно имеет и обратную сторону - заставляет нас видеть вещи пассивными, а не активными. Не удовлетворяясь монизмом и дуализмом, Лейбниц обосновывает плюралистическое учение : вещи обладают собственным действием , они есть силы. Любая вещь - отдельная и независимая С., а их число С. бесконечно. Каждая С., или сила , есть монада - одновременно и душа, и тело , форма и материя , цель и средство. Всем монадам присуща способность представления. Каждая С. - "сжатая Вселенная ", в которой происходят непрерывные изменения. И. Кант толкует С. как априорную форму мышления, благодаря которой синтезируются данные в опыте явления; С. - условие возможности всякого синтетического единства восприятий, нечто постоянное в явлениях. То, что сменяется, относится к способу существования С. и предполагает постоянное средоточие всех изменений; в этом смысле только постоянное (С.) изменяется. Т. о., по Канту, С. внутренне изменчива, не есть некий неизменный вещественный субстрат, и именно гносеологически и диалектически истолкованное понятие С. годится для научно-теоретического объяснения явлений. Гегель рассматривает С. как ступень развития "идеи". С. - это абсолютное как отношение к самому себе; это тождество бытия в его отрицании с самим собой; это бытие во всяком бытии как окончательное единство сущности и бытия. В "Науке логики" Гегель различает деятельную и пассивную С. По своему существу С. есть свое высвечивание и положенность, она имеет действительность лишь в акциденциях и в действии. Ее деятельность как субъекта есть переход в нечто иное. С. - абсолютная мощь, рефлектированная в себя. " Субстанция как мощь обретает видимость , иначе говоря, обладает акцидентальностью... определяет себя, возвращается к себе, отталкивает себя от самой себя, являясь абсолютной активностью , обнаруживает себя как причина через свое действие" (Гегель. Наука логики . В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 208). С. тождественна с самой собой лишь в своей противоположности. "Переводя возможное в действительность с ее содержанием , субстанция обнаруживает себя как созидательную мощь, а возвращая действительное в возможность , она обнаруживает себя как разрушительную мощь" (там же, с. 206). С. логически (но не в физическом пространстве) существует до своих модусов. К. Маркс в " Капитале " в качестве С. любой стоимости рассматривает абстрактный труд . Диалектический материализм признает понятие С. как одно из определений материи - дефиниции материи как причины самой себя и источника всех изменений. Неопозитивисты, вслед за Юмом, усматривают в С. псевдопонятие, основанное на донаучном мышлении и ведущее к неоправданному удвоению мира (Б. Рассел). Представители лингвистической философии критикуют идею С. как натуралистическую и метафизическую и объясняют возникновение этого понятия особой структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Неотомизм и неореализм придерживаются традиционного взгляда на С. Когда С. понимают как основу конкретного многообразия мира, то тем самым делят мир на две части: а) есть единое , неконкретное и все порождающее начало, б) из него возникает множество конкретных вещей. Одни философы не противятся подобному удвоению мира и, более того, лишь в таком подходе усматривают возможность научно объяснять мир, выводить явления из сущностей, законов разной степени общности - вплоть до "первой сущности" ( Аристотель ). Другие философы сторонятся понятия С., считают его устаревшим - натурфилософским и метафизическим - и предлагают отказаться от него. Но так или иначе оно имеет важное историко-философское значение. Д. В. Пивоваров

- [лат. substantia - сущность ] - материя в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития... В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество , из которого состоят все вещи [2].

философская категория , выражающая сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник ее функционирования.

- первооснова , сущность всех вещей и явлений.

Теософы употребляют это слово в двояком смысле , определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, различая материальную, психическую и духовную субстанции (см. "Судда Сатва"), на идеальную (т.е. существующую на высших планах) и реальную субстанцию.

(от лат. substantia — сущность , нечто, лежащее в основе) — то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание , дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита). Субстанциальны и — лежащий в основе, относящийся к С., существенный, материальный. В философии 20 в. понятие «С.» употребляется относительно редко. «" Субстанция ", если принимать ее всерьез, — пишет Б. Рассел, — вызывает непреодолимые трудности. Предполагается, что субстанция — это носитель свойств, нечто отличное от всех своих свойств. Но когда мы отбросим свойства и попробуем вообразить субстанцию саму по себе, мы убеждаемся, что от нее ничего не осталось... "Субстанция" — это фактически просто удобный способ связывания событий в узлы... Понятие "Субстанция" — это метафизи-ческая ошибка, которой мы обязаны переносу в структуру мира структуры предложения, составленного из подлежащего и сказуемого».

(от лат. substantia - сущность ) - первооснова , сущность всех вещей и явлений, то, что лежит в основе; объективная реальность ; материя в единстве всех форм ее движения (во времени-качестве-пространстве).

(лат. substantia - сущность , нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат , первооснова всех вещей (например " вода " Фалеса , " огонь " Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах ( номинализм , реализм ). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф. Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. - гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон , согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к " аналогиям опыта ". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи ". Для Шопенгауэра С. - материя , для Юма - фикция , сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии, в целом, преобладает антисубстанциалистская позиция . А.Н. Леванюк

- философская категория для обозначения предельно общей основы, либо наполнителя, способных составлять сущность содержания универсума в его локальном либо глобальном вариантах (например: информация есть субстанция , циркулирующая по каналам связи; кровь есть субстанция, перемещаемая по кровеносному руслу); объективная реальность , рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения.

(от лат. substantia сущность ) - в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане - нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреч. философии (гл. о. начиная с Аристотеля). Позднее - у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолют ной субстанции (Бога), предполагает еще и две др. сотворенные субстанции (см. Res), у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция , которую можно назвать также Богом или природой. Закон , по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по Канту, к " аналогиям опыта ". Для Шопенгауэра субстанция - материя , для Юма - это только фикция , сосуществование свойств. Современная психология заменила предположение о наличии "духовной субстанции" как основы психических процессов теорией актуальности (см. Актуальности теория ). Для современного естествознания субстанция - только формальное понятие, имеющее смысл : носитель явления. Субстанциальны и (от лат. substantia - лежащий в основе) - существенный, материальный , относящийся к субстанции.

(лат. substantia — сущность ) — объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание , и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного ( Абстрактное и конкретное ). В истории философии первоначально С. понимается как вещество , из к-рого состоят все вещи . В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, С. начинают рассматривать как особое обозначение бога ( схоластика ), что ведет к дуализму . В новое время наиболее остро проблема С. была поставлена Декартом. Преодоление дуализма осуществил Спиноза, к-рый, считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной С., рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, “самодеятельности” С. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает С. как “то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления”. Однако С. трактуется им как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (в к-рых она “открывается как их абсолют ная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания”), “существенную ступень в процессе развития идеи ” (человеческого познания), “основу всякого дальнейшего подлинного развития”. С этим связано понимание С. одновременно и как субъекта , т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала . Вместе с тем С. рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с т. зр. материализма . С. понимается здесь как материя , как субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований. В понятии С. материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Маркс в “ Капитале ”, анализируя стоимость, прежде всего, ставит вопрос о ее С., независимой от всех частных (особенных) форм ее проявления (от меновой и прибавочной стоимости, от прибыли, ренты и т. п.). Любая товарная форма продукта рассматривается в этой связи как “простой сгусток лишенного различий человеческого труда ”, к-рый “образует субстанцию меновой стоимости” и всех ее развитых форм. Благодаря этому только и была открыта тайна прибавочной стоимости и капитала, в виде к-рого стоимость выступает как “саморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанция ”, как “автоматически действующий субъект”. В этом понимании С. предстает как осн. категория материалистического монизма , как основа и условие подлинного, содержательного единства теории. Вот почему Ленин требовал “углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции”, считая, что “действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции” (Т. 29. С. 142— 143). Антисубстанциалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, к-рый объявляет С. мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории С., утрата “субстанциальной” т. зр. ведет теорию на путь формального объединения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению Маркса, “могилу науки”.

Значение слова Субстанция в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Строгость - комплексная характеристика рассуждения, учитывающая степень ясности и ...
  • Софизм - рассуждение кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ...
  • Совместимость - вид отношения между понятиями и суждениями. Два ...
  • Следствие - см.: Логическое следование . ...
  • Синтаксис - (греч. syntaxis построение, порядок ) раздел ...
  • Символ - (от греч. symbolon знак опознавательная примета) ...
  • Связка - в традиционной логике элемент простого суждения, соединяющий ...
  • Рефлексия - (лат. reflexio — обращение назад). Термин означающий отражение ...
  • Религия - (лат. religio — благочестие святость) — специфическая форма ...
  • Реальность - — бытие вещей в его сопоставлении с небытием, ...
  • Рациональность - — относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов ...
  • Расизм - — реакционная теория оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны ...
  • Раздражимость - — общее для всех живых организмов простейшее, коренное ...
  • Равенство - — 1. Принцип в соответствии с крым в ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари