Что такое Коммюнотарность? Значение слова Коммюнотарность в философском словаре

Коммюнотарность - (от лат. communitas - общность , общение ) - термин , характерный для позднего периода творчества Бердяева (30-АО-е гг.) и обозначающий персоналистическое, духовное, на основе свободы, любви, искренности, братства, межчеловеческое общение, опосредованное Богом. Если в раннем соч. " Смысл творчества" (1916) Бердяев заявлял, что " одиночество вполне соединимо с универсальностью" и " один может быть соборнее, универсальнее целого коллектива " (с. 380-381), то в поздних работах , уходя от изоляционизма личности, он вводит понятие "К.". По своему значению оно, согласно Бердяеву, связано со смыслом бытия, к-рый заключается "в преодолении одиночества, в обретении родственности, близости" ( Философия свободного духа. М., 1994. С. 143), и с реализацией личности, к-рая "есть также реализация общения, жизни социальной и космической, преодоление того уединения, которое влечет за собою смерть " (Там же. С. 315). Если "всякое общество есть царство Кесаря", то общение "есть Царство Божье" (с. 312). К. "мучительно трудна", потому что личности, как "разные и таинственные миры", могут лишь частично соприкасаться и открываться друг другу, но в мире духовном они входят в "единую... атмосферу Царства Божьего" (Там же). К. Бердяев делит на светскую и религиозную, причем последнюю связывает с "православной идеей соборности" как "пребывания в общении и любви церковного народа и Духа Святого" (Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 332). Противоположностью К. оказывается сообщение (или коммуникация ), ступенями к-рого являются такие формы объективации, как государство , семья , социальный класс , объективированные церковь , монастырь, а также коллективизм , трактуемый как "ложное состояние сознания, создающее лжереальности" (Там же. С. 330). Если К., по Бердяеву, "означает непосредственное отношение человека к человеку через Бога, как внутреннее начало жизни", то коллективизм не хочет знать живого отношения человека к человеку, он связан с искусственностью и принудительностью общения "дальних", а не "ближних в евангельском смысле". "Коллективизм не соборность , а сборность" (Там же. С. 332). При этом человеческая личность превращается в объект , механически-рационально выбрасывается вовне, эксплуатируется; ее сознание , совесть , оценки отчуждаются и, опираясь на подсознательные инстинкты , переносятся на "фиктивную реальность коллектива" (теократию, абсолютную монархию, якобинскую демократию, тоталитарный коммунизм и фашизм и др. формы "царства Кесаря"). Все отношения человека к человеку опосредуются здесь отношением человека к коллективу, к "объективированному обществу". Коллективизм, в понимании Бердяева, враждебен личности и является только "вещным", "объектным" пониманием К. Личность же имеет двойственную природу (принадлежит "к двум планам, к плану Духа и к плану Кесаря") и "противоположна не общине и общинное, а вещи и коллективу" (Там же. С. 333). Существование "я" предполагает, согласно Бердяеву, взаимопроникновение "я" и "ты", вхождение в соборное "мы", совершаемое в Боге. К. в отличие от коллективизма как "сообщения", сутью к-рого являются только "подаваемые условные знаки ", глубинна, онтологически реальна, означает "выход из мира объектов". К. глубоко экзистенциальна, она есть "прорыв... к действительному существованию", к бесконечной свободе и духовности. В работе "Дух и реальность" (1937) Бердяев связывает К. с разрушением "мира объективации", мира "природных и социальных ограничений" и достижением "чистой, освобожденной духовности", или "субъективации". А в соч. " Опыт эсхатологической метафизики" (1947) он говорит о творчестве, познании, любви, красоте, свободе, об общении как эсхатологическом самоопределении человека. "В каждое мгновение жизни нужно кончать старый мир, начинать новый мир. В этом дыхание Духа" (Там же. С. 286).

Коммюнотарность

(от лат. communitas - общность , общение ) - термин , характерный для позднего периода творчества Бердяев а (30-АО-е гг.) и обозначающий персоналистическое, духовное, на основе свободы, любви, искренности, братства , межчеловеческое общение, опосредованное Богом. Если в раннем соч. " Смысл творчества" (1916) Бердяев заявлял, что " один очество вполне соединимо с универсальностью" и " один может быть соборнее, универсальнее целого коллектива " (с. 380-381), то в поздних работах , уходя от изоляционизма личности, он вводит понятие "К.". По своему значению оно, согласно Бердяеву, связано со смыслом бытия, к-рый заключается "в преодолении одиночества, в обретении родственности, близости" ( Философия свободного духа. М., 1994. С. 143), и с реализацией личности, к-рая " есть также реализация общения, жизни социальной и космической, преодоление того уединения, которое влечет за собою смерть " (Там же. С. 315). Если "всякое общество есть царство Кесаря", то общение "есть Царство Божье" (с. 312). К. "мучительно трудна", потому что личности, как "разные и таинственные миры", могут лишь частично соприкасаться и открываться друг другу, но в мире духовном они входят в "единую... атмосферу Царства Божьего" (Там же). К. Бердяев делит на светскую и религиозную, причем последнюю связывает с "православной идеей соборности" как "пребывания в общении и любви церковного народа и Духа Святого" (Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 332). Противоположностью К. оказывается сообщение (или коммуникация ), ступенями к-рого являются такие формы объект ивации, как государство , семья , социальный класс , объективированные церковь , монастырь , а также коллективизм , трактуемый как "ложное состояние сознания, создающее лжереальности" (Там же. С. 330). Если К., по Бердяеву, "означает непосредственное отношение человека к человеку через Бога, как внутреннее начало жизни", то коллективизм не хочет знать живого отношения человека к человеку, он связан с искусственностью и принудительностью общения "дальних", а не "ближних в евангельском смысле". " Коллективизм не соборность , а сборность" (Там же. С. 332). При этом человеческая личность превращается в объект , механически-рационально выбрасывается вовне , эксплуатируется; ее сознание , совесть , оценки отчуждаются и, опираясь на подсознательные инстинкты , переносятся на "фиктивную реальность коллектива" (теократию, абсолютную монархию, якобинскую демократию, тоталитарный коммунизм и фашизм и др. формы "царства Кесаря"). Все отношения человека к человеку опосредуются здесь отношением человека к коллективу, к "объективированному обществу". Коллективизм, в понимании Бердяева, враждебен личности и является только "вещным", "объектным" пониманием К. Личность же имеет двойственную природу (принадлежит "к двум планам, к плану Духа и к плану Кесаря") и "противоположна не общине и общинное, а вещи и коллективу" (Там же. С. 333). Существование "я" предполагает, согласно Бердяеву, взаимопроникновение "я" и "ты", вхождение в соборное "мы", совершаемое в Боге. К. в отличие от коллективизма как "сообщения", сутью к-рого являются только "подаваемые условные знаки ", глубинна, онтологически реальна, означает "выход из мира объектов". К. глубоко экзистенциальна, она есть "прорыв... к действительному существованию", к бесконечной свободе и духовности. В работе "Дух и реальность" (1937) Бердяев связывает К. с разрушением "мира объективации", мира "природных и социальных ограничений" и достижением "чистой, освобожденной духовности", или "субъективации". А в соч. " Опыт эсхатологической метафизики" (1947) он говорит о творчестве, познании, любви, красоте, свободе, об общении как эсхатологическом самоопределении человека. "В каждое мгновение жизни нужно кончать старый мир, начинать новый мир. В этом дыхание Духа" (Там же. С. 286).

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Компаньонаж - (франц. "compagnonage", "compagnon", "товарищество", "товарищ") форма объединения ...
  • Коллектив - (лат. "collectivus", "собранный", "сложенный") собрание людей. Сравнимо ...
  • Катары - (греч. "kataroz" "чистые") еретическое течение, распространившееся в ...
  • Корыстолюбие - отрицательное моральное качество характеризующее поведение и мотивы ...
  • Коллективизм - (лат. collectivus, от colligere собирать вместе) ...
  • Квиетизм - (лат. quies покой ) моральный принцип ...
  • Ковер - На полу масонской ложи во время заседаний расстилается ...
  • Конвергенция - сходимость (траекторий, признаков в процессе эволюции, способов ...
  • Коллизия - проблемная ситуация, складывающаяся в отношениях между членами ...
  • Количество - философская категория выражающая то, что характерно для ...
  • Когерентность - согласованность протекания волновых, колебательных движений, процессов, совпадающих ...
  • Квинтэссенция - самая суть различных вещей и процессов; имманентная ...
  • Качество - фигурирующая в философии еще с античных времен ...
  • Категория - философское понятие являющееся формой мышления и отражающее ...
  • Отвращение - высшая степень нежелания, часто связанная с определенными ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари