Что такое Космизм? Значение слова Космизм в философском словаре

1) Космизм - (от греч.-мир, Вселенная ): специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное – со Вселенной, преобладание вселенского над индивидуальным. Следует различать естественно-научный К. и религиозно-философский К. Космизм изначально присущ культурному самосознанию человечества – с самых первых шагов зарождающейся цивилизации выражалось прежде всего отражение окружающего мира в сознании человека , интуитивное провидение вселенского взаимодействия, всемирной симпатии и одновременно мифологизация отношений и связей с этим миром, подавленность становящегося мышления могучими внешними грозными стихиями, в которых виделось проявление неких всеобщих смыслов, законов и т. п., – за ними стоял живой, сверхсущий Космос . В евразийской философии высказывается утверждение о существовании Космической мудрости, принципам и законам которой человек вынужден следовать, чтобы не натворить глупостей и сделать свою жизнь достойной – здесь, на земле

2) Космизм - (греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение , в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как " гражданине Мира" ( киники , стоики , Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе , подобном Макрокосмосу . В философии понятие К. связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Пифагор предложил понимание космоса как Универсума ; Гераклит разрабатывал учение о Космосе как "Мирострое". У Платона Космос - упорядоченная часть Вселенной, противоположная Хаосу . Гностицизм , возникший на основе иудо-христианской идеи грехопадения, описывал Космос как творение злого демиурга , природу как "ущербную", а задачу человека видел в высвобождении духа из материи. Геродот ввел понятие Космоса для обозначения государственного политического строя как системы, устроенной по космическим законам. В средневековье Коперник и Бруно дополняют теорию Космоса учением о множественности обитаемых миров. В религиозных системах К. является неотъемлемой частью теологии. Для эзотерических учений ( каббала , теософия ) К. связан с астрологическими знаниями о Вселенной и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо . В науке учение о К. основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. Исторически научная мысль о Космосе связана с борьбой сторонников гелио - и геоцентрической систем. В настоящее время научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва. В.В. Лобач

3) Космизм - (от греч. kosmos - мир, Вселенная ) - специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное - со Вселенной, "преобладание вселенского над индивидуальным" (Е. Н. Трубецкой). Следует различать естественно-научный К. и религиозно-философский К. К. изначально присущ культурному самосознанию человечества - с самых первых шагов зарождающейся цивилизации. В нем выражалось прежде всего отражение окружающего мира в сознании человека , интуитивное провидение вселенского взаимодействия, всемирной симпатии и одновременно мифологизация отношений и связей с этим миром, подавленность становящегося мышления могучими внешними грозными стихиями, в к-рых виделось проявление неких всеобщих смыслов, законов и т. п., -  за ними стоял живой, сверхсущий Космос . Содержание , вкладываемое в понятие "космос" в разные эпохи и в различных культурах , существенно отличается. Рус. К., сформировавшись в русле европейской культуры и являясь неотъемлемой частью мирового К., обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире. Изначальной посылкой рус. космического мировоззрения, восходящего к истокам древнерус. христианской образованности, является учение отцов церкви об отношении Творца и творения, представление о космосе как живом организме , находящемся в непрестанном взаимодействии с Творцом, о важной роли человека в этом взаимодействии. Это учение, предполагающее "внемирность Бога", не исключает и "живое присутствие Бога в мире", в его основе Богочеловечество Христа, соединяющее в себе две природы -  Божественную и человеческую. Философскими основаниями рус. К. являются: в онтологии -  концепции всеединства и иерархической структуры бытия, получившие развитие в трудах В. С. Соловьева, Булгакова, Карсавина, Флоренского, Зеньковского и др.; в гносеологии - живознание Киреевского и Хомякова, " цельное знание " Соловьева, "цельное мировоззрение " Флоренского. Мир в этих концепциях рассматривается не только в его наличной данности, но и с т. зр. долженствующего быть, с т. зр. его развития через человека и отношения к Творцу как цели. Заслуга в разработке теоретических оснований К. в значительной мере принадлежит Федорову с его проектом "Общего дела", Булгакову с его учением о Богочеловечестве к И. А. Ильину с его принципом "воли к духовности". В соответствии с традицией "эзотерического (мистического) христианства" В. А. Шмакова, выраженной в учении о синархии как всеединстве иерархического строения, через к-рое мироздание становится космосом, в рус. К. выделяют различные уровни постижения целокупной (духовной и чувственной) реальности: "теокосмизм", "софиокосмизм", "иерархокосмизм", "астрокосмизм", " антропокосмизм ", "социокосмизм", "биокосмизм", "энергокосмизм". Для каждого из этих "космизмов" характерна ориентация на свои собственные бытийные основания, соответствующий гносеологический принцип и целеполагающий идеал , к-рые лишь в совокупности образуют цельное бытие , цельное знание и цельное творчество , реализуемое через древо целей. Религиозно-философское течение рус. К. исходит из представления о Боге как абсолютном начале и софийной основы бытия ( софиология ), к-рая не только понимается как " Душа мира", или "Премудрость Божия" о мире, но и целеполагается как " идеальное человечество ", или Богочеловечество, в софийном завершении космического процесса . Центральным принципом на уровне софиокосмизма является архетип всеединства, одним из первичных идеальных образов к-рого является отношение Лиц Троицы, чему в тварном мире соответствуют три субъекта бытия: чистый дух как субъект воли и носитель блага (вдохновлявший Ильина), ум как субъект представления и носитель истины (Федоров, Шмаков) и душа как субъект чувства и носительница красоты (Булгаков, Соловьев и др.). Фундаментальная триада "Бог-Человек-Космос" при последовательной перестановке ее составляющих, в соответствии с эзотерической традицией иерархокосмизма развертывается в систему семи принципов "психологии культуры": соборность (или синархическое единство ), магичность (духовная цельность, в противоположность механической разделенности), космичность (единство множественности миров), открытость ( способность взаимодействия), символичность ( обращение к архетипу), религиозность (православная духовность ), проективность (ориентация на " общее дело "). На совр. этапе религиозно-философского К. эти составляющие реализуются как динамические принципы нового мышления, служащие соборной (синархической) трансформации об-ва эпохи ноосферы на пути к вечной жизни. Сам термин "К." получил распространение в отечественной литературе в 80-х гг. XX в. Этому способствовали успехи в освоении космоса и рост интереса к общеметодологическим трудам "отца космонавтики" Циолковского, к работам его последователей и сторонников, а также к идеям Чижевского и В. И. Вернадского. В трактовке понятия "К." естествознанием сразу наметились две тенденции: 1) понимание К. как научного мироотношения, как мировоззрения (а вслед за этим - и как принципа культуры в широком плане ); 2) трактовка его в общеметодологическом плане с теоретико-научных позиций. В последнем случае К. выступает как принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. С этой т. зр. Земля не только представляет собой космическое тело , подчиняющееся в своем движении в мировом пространстве законам космоса, но и обязана своей наполненной жизнью оболочкой благоприятному сочетанию общеприродных (земных и космических) факторов. Сама человеческая деятельность в этом свете приобретает новые измерения: общепланетарное и внеземное. Такая логика устремляет мысль за пределы планеты. "Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса", - говорил Циолковский (см.: Чижевский А. Л. Теория космических эр//Грезы о Земле). Понимание космоса как "живого" мироздания дало повод ряду сторонников рус. К. существенно расширить рамки этого понятия, вплоть до отождествления его предметного поля с теми аспектами отечественной культуры, в к-рых наряду с проблематикой "человек - космос" (антропокосмизма) отражается и религиозное теоантропокосмическое видение мира. В связи с этим в К. стали различать особые направления (или течения), как "христианский", "религиозно-философский", "поэтически-художественный", " эстетический ", "музыкально-мистический", "мистический", "экзистенциально-эсхатологический", "проективный", "активно-эволюционный" и, наконец, "естественно-научный" К. Объединению различных подходов к выработке единого понимания К. была посвящена конференция на тему " Русский космизм и ноосфера " (М., 1988), на ней была сделана попытка толковать рус. К. как фундаментальное мировоззрение совр. эпохи, имеющее свои истоки не только в мировой, но и в отечественной культуре.

Космизм

(от греч.-мир, Вселенная ): специфическое мировосприятие и мироощущение , а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное – со Вселенной, преобладание вселенского над индивидуальным. Следует различать естественно-научный К. и религиозно-философский К. Космизм изначально присущ культурному самосознанию человечества – с самых первых шагов зарождающейся цивилизации выражалось прежде всего отражение окружающего мира в сознании человек а , интуитивное провидение вселенского взаимодействия, всемирной симпатии и одновременно мифологизация отношений и связей с этим миром, подавленность становящегося мышления могучими внеш ними грозными стихиями, в которых виделось проявление неких всеобщих смыслов , законов и т. п., – за ними стоял живой , сверхсущий Космос . В евразийской философии высказывается утверждение о существовании Космической мудрости, принципам и законам которой человек вынужден следовать , чтобы не натворить глупостей и сделать свою жизнь достойной – здесь , на земле

(греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение , в основе которого располагается знание о Космос е и представление о человек е как " гражданине Мира " ( киники , стоики , Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе , подобном Макрокосмосу . В философии понятие К. связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Пифагор предложил понимание космоса как Универсума ; Гераклит разрабатывал учение о Космосе как "Мирострое". У Платона Космос - упорядоченная часть Вселенной, противоположная Хаосу . Гностицизм , возникший на основе иудо-христианской идеи грехопадения, описывал Космос как творение злого демиурга , природу как "ущербную", а задачу человека видел в высвобождении духа из материи. Геродот ввел понятие Космоса для обозначения государственного политического строя как системы, устроенной по космическим законам. В средневековье Коперник и Бруно дополняют теорию Космоса учением о множественности обитаемых миров. В религиозных системах К. является неотъемлемой частью теологии. Для эзотерических учений ( каббала , теософия ) К. связан с астрологическими знаниями о Вселенной и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо . В науке учение о К. основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. Исторически научная мысль о Космосе связана с борьбой сторонников гелио - и геоцентрической систем. В настоящее время научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва. В.В. Лобач

(от греч. kosmos - мир, Вселенная ) - специфическое мировосприятие и мироощущение , а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное - со Вселенной, " преобладание вселенского над индивидуальным" (Е. Н. Трубецкой). Следует различать естественно-научный К. и религиозно-философский К. К. изначально присущ культурному самосознанию человечества - с самых первых шагов зарождающейся цивилизации. В нем выражалось прежде всего отражение окружающего мира в сознании человека , интуитивное провидение вселенского взаимодействия, всемирной симпатии и одновременно мифологизация отношений и связей с этим миром, подавленность становящегося мышления могучими внеш ними грозными стихиями, в к-рых виделось проявление неких всеобщих смыслов , законов и т. п., -  за ними стоял живой , сверхсущий Космос . Содержание , вкладываемое в понятие "космос" в разные эпохи и в различных культурах , существенно отличается. Рус. К., сформировавшись в русле европейской культуры и являясь неотъемлемой частью мирового К., обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире. Изначальной посылкой рус. космического мировоззрения, восходящего к истокам древнерус. христианской образованности, является учение отцов церкви об отношении Творца и творения, представление о космосе как живом организме , находящемся в непрестанном взаимодействии с Творцом, о важной роли человека в этом взаимодействии. Это учение, предполагающее "внемирность Бога", не исключает и "живое присутствие Бога в мире", в его основе Богочеловечество Христа, соединяющее в себе две природы -  Божественную и человеческую. Философскими основаниями рус. К. являются: в онтологии -  концепции всеединства и иерархической структуры бытия, получившие развитие в трудах В. С. Соловьева, Булгакова, Карсавина, Флоренского, Зеньковского и др.; в гносеологии - живознание Киреевского и Хомякова, " цельное знание " Соловьева, "цельное мировоззрение " Флоренского. Мир в этих концепциях рассматривается не только в его наличной данности, но и с т. зр. долженствующего быть, с т. зр. его развития через человека и отношения к Творцу как цели. Заслуга в разработке теоретических оснований К. в значительной мере принадлежит Федорову с его проектом "Общего дела", Булгакову с его учением о Богочеловечестве к И. А. Ильину с его принципом "воли к духовности". В соответствии с традицией "эзотерического (мистического) христианства" В. А. Шмакова, выраженной в учении о синархии как всеединстве иерархического строения, через к-рое мироздание становится космосом, в рус. К. выделяют различные уровни постижения целокупной (духовной и чувственной) реальности: "теокосмизм", "софиокосмизм", "иерархокосмизм", "астрокосмизм", " антропокосмизм ", "социокосмизм", "биокосмизм", "энергокосмизм". Для каждого из этих "космизмов" характерна ориентация на свои собственные бытийные основания, соответствующий гносеологический принцип и целеполагающий идеал , к-рые лишь в совокупности образуют цельное бытие , цельное знание и цельное творчество , реализуемое через древо целей. Религиозно-философское течение рус. К. исходит из представления о Боге как абсолютном начале и софийной основы бытия ( софиология ), к-рая не только понимается как " Душа мира", или "Премудрость Божия" о мире, но и целеполагается как " идеальное человечество ", или Богочеловечество, в софийном завершении космического процесса . Центральным принципом на уровне софиокосмизма является архетип всеединства, одним из первичных идеальных образов к-рого является отношение Лиц Троицы, чему в тварном мире соответствуют три субъекта бытия: чистый дух как субъект воли и носитель блага (вдохновлявший Ильина), ум как субъект представления и носитель истины (Федоров, Шмаков) и душа как субъект чувства и носительница красоты (Булгаков, Соловьев и др.). Фундаментальная триада "Бог- Человек -Космос" при последовательной перестановке ее составляющих, в соответствии с эзотерической традицией иерархокосмизма развертывается в систему семи принципов "психологии культуры": соборность (или синархическое единство ), магичность (духовная цельность, в противоположность механической разделенности), космичность (единство множественности миров), открытость ( способность взаимодействия), символичность ( обращение к архетипу), религиозность (православная духовность ), проективность (ориентация на " общее дело "). На совр. этапе религиозно-философского К. эти составляющие реализуются как динамические принципы нового мышления, служащие соборной (синархической) трансформации об-ва эпохи ноосферы на пути к вечной жизни. Сам термин "К." получил распространение в отечественной литературе в 80-х гг. XX в. Этому способствовали успехи в освоении космоса и рост интереса к общеметодологическим трудам "отца космонавтики" Циолковского, к работам его последователей и сторонников, а также к идеям Чижевского и В. И. Вернадского. В трактовке понятия "К." естествознанием сразу наметились две тенденции: 1) понимание К. как научного мироотношения, как мировоззрения (а вслед за этим - и как принципа культуры в широком плане ); 2) трактовка его в общеметодологическом плане с теоретико-научных позиций. В последнем случае К. выступает как принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. С этой т. зр. Земля не только представляет собой космическое тело , подчиняющееся в своем движении в мировом пространстве законам космоса, но и обязана своей наполненной жизнь ю оболочкой благоприятному сочетанию общеприродных (земных и космических) факторов. Сама человеческая деятельность в этом свете приобретает новые измерения: общепланетарное и внеземное. Такая логика устремляет мысль за пределы планеты. "Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса", - говорил Циолковский (см.: Чижевский А. Л. Теория космических эр//Грезы о Земле). Понимание космоса как "живого" мироздания дало повод ряду сторонников рус. К. существенно расширить рамки этого понятия, вплоть до отождествления его предметного поля с теми аспектами отечественной культуры, в к-рых наряду с проблематикой "человек - космос" (антропокосмизма) отражается и религиозное теоантропокосмическое видение мира. В связи с этим в К. стали различать особые направления (или течения), как "христианский", "религиозно-философский", "поэтически-художественный", " эстетический ", "музыкально-мистический", "мистический", "экзистенциально-эсхатологический", "проективный", "активно-эволюционный" и, наконец, "естественно-научный" К. Объединению различных подходов к выработке единого понимания К. была посвящена конференция на тему " Русский космизм и ноосфера " (М., 1988), на ней была сделана попытка толковать рус. К. как фундаментальное мировоззрение совр. эпохи, имеющее свои истоки не только в мировой, но и в отечественной культуре.

Значение слова Космизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Креационизм - религиозное учение о сотворении мира Богом из ...
  • Концепция - способ трактовки предмета на основе понятий, руководящая ...
  • Конечное - появляющийся и исчезающий момент бесконечного изменения сущего. ...
  • Количество - совокупность таких изменений в материальной системе, которые ...
  • Классификация - система соподчиненных понятий некоторой области знания или ...
  • Категории - предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, ...
  • Концепции - идеи или общие понятия. Математические концепции ...
  • Конгруэнтность - (от лат.совпадающий): понятие играющее важную роль в гуманистической ...
  • Коммуникация - отношения между людьми. Эти отношения возможны благодаря ...
  • Количественный - относящийся к количеству. Наука стремится заменить количественным познанием ...
  • Клерикализм - (лат.церковный): система взглядов и убеждений, обосновывающая необходимость активного ...
  • Кинестетическое - относящееся к движениям тела. Кинестетическая чувствительность – это ...
  • Качество - свойство определяющее природу предмета . В психологии ...
  • Катарсис - (гр. слово означающее очищение ): душевное состояние вызванное ...
  • Портал - нарядно украшенный вход в общественное здание или ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари