Что такое Категория? Значение слова Категория в философском словаре

1) Категория - (от греч. kategoria - высказывание , обвинение, признак ) - предельно общее фундаментальное понятие , отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, К. воспро- изводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. Характеристику некоторых особенностей К. можно дать, опираясь на операцию обобщения понятий. Почти для каждого видового понятия можно найти более широкое по объему родовое понятие, напр. "береза" - " дерево ", " человек " - "млекопитающее", "медь" - "металл". Эти родовые понятия могут включаться в еще более широкие по объему понятия: "дерево" - "растение", "млекопитающее" - "животное", "металл" - " вещество " и т. п. К К. относятся предельно широкие по своему объему понятия, т. е. те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как правило , К. являются философские понятия - " бытие ", " субъект ", " сущность ", " качество ", " количество ", " материя ", " сознание " и т. п. В каждой конкретной науке имеется своя система К. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся понятия логического вывода , суждения, умозаключения, индукции, дедукции и др. К. изменяются вместе с развитием нашего познания: обогащается их содержание , изменяются взаимосвязи между К., меняется их состав и т. п. КАУЗАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ , см.: Онтологическая модальность.

2) Категория - (греч. kategoria - указание, свидетельство) в философии - основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания (?) [2]. Категория является результатом обобщения человеческим разумом явлений действительности и выделения в них относительно устойчивых частей, представляющих самостоятельную мыслительную (познавательную) ценность . В простейшем случае категорией является любое слово . Категории осознаются и создаются по мере продвижения познания в глубь явлений. В современной философии категории рассматриваются как чисто субъективная (что вполне естественно) и "удобная" форма упорядочения человеческого опыта (знания). Основными категориями считаются: материя , движение , время и пространство , качество и количество , противоречие , причинность , необходимость и случайность , содержание и форма , возможность и действительность и т.д. Как видно из списка категорий, рассматривают в основном разграничивающие стороны явлений, например: вещь = результату взаимодействия формы и содержания, которые, в свою очередь, также являются вещами. Скажем так: Необходимость категорирования мира определяется его непрерывностью . Ассоциативный блок. Зададим вопрос : "Чем отличается форма от содержания?" Или скажем точнее: "Что является содержанием формы?" Ответим на него: “Ничем?" - Форма и содержание появляются в результате вычленения этих категорий человеческим интеллектом для более удобного ориентирования в мире. Человек практически всегда может обозначить "две вещи ", отношения между которыми будут соответствовать определению формы и содержания, то есть "так человек вычленяет для себя отношения между вещами". Можно сказать, что любая форма имеет форму, любое содержание имеет, в свою очередь, содержание.

3) Категория - – бытийная черта сущего, не являющегося присутствием . См. экзистенциал

4) Категория - (греч. Kategoria - высказывание , обвинение; признак ) - предельно общее понятие . Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием , т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных К. В диалектическом материализме , напр., К. являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи , мирового разума , бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т.д. Своя система К. присуща и каждой конкретной науке. В.Ф. Верное

5) Категория - - философское понятие , являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.

6) Категория - (от греч. kategorein высказывать) - в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс , ранг ("определенная категория служащих"). В философии категории , с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, "родовые понятия" (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой - первоначальные и осн. формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания; см. также Основное отношение . Основателем учения о категориях является Аристотель ; он считал, что имеется всего 10 категорий (единичного и общего): сущность , количество , качество , отношение , место , время , действие , страдание , обладание, самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает 4 категории: идентичность , отличие, постоянство, изменчивость . Схоластика , которая называла категории также предикаментами (см. также Предикабилии ), знала только 6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение ( изменение ), отношение, обладание ( Habitus ). Декарт и Локк различают 3 категории: субстанция , состояние ( модус ), отношение. Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т.е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности . Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних - динамическими; категории количества: единство ( мера ), множество ( величина ), цельность (все); категории качества: реальность , отрицание , ограничение; категории отношения : принадлежность, причинность , общение ; категории модальности : возможность , существование , необходимость . В 19 в. Гегель разработал систему категорий, более обширную и сложную, чем все прежние. Э. Гартман также дал свое последовательно проведенное и доныне сохранившее значение учение о категориях. Шопенгауэр выбросил из 12 кантовских категорий все, кроме причинности: тем самым о себе заявила философия , в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, особенно в том виде, как она встречается у Ницше. Кроме западной философии, сложная система категорий была построена прежде всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья , вайшешика и ньяя . В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии (см. Категориальный анализ ).

Категория

(от греч . kategoria - высказывание , обвинение , признак ) - предельно общее фундаментальное понятие , отражающее наи более существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, К. воспро- изводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. Характеристику некоторых особенностей К. можно дать , опираясь на операцию обобщения понятий. Почти для каждого видового понятия можно найти более широкое по объему родовое понятие, напр. "береза" - " дерево ", " человек " - "млекопитающее", "медь" - "металл". Эти родовые понятия могут включаться в еще более широкие по объему понятия: "дерево" - "растение", "млекопитающее" - "животное", "металл" - " вещество " и т. п. К К. относятся предельно широкие по своему объему понятия, т. е. те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как правило , К. являются философские понятия - " бытие ", " субъект ", " сущность ", " качество ", " количество ", " материя ", " сознание " и т. п. В каждой конкретной науке имеется своя система К. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся понятия логического вывода , суждения, умозаключения, индукции, дедукции и др. К. изменяются вместе с развитием нашего познания: обогащается их содержание , изменяются взаимосвязи между К., меняется их состав и т. п. КАУЗАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ , см.: Онтологическая модальность .

( греч . kategoria - указание, свидетельство) в философии - основные понятия, отражающие наи более общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания (?) [2]. Категория является результатом обобщения человеческим разумом явлений действительности и выделения в них относительно устойчивых частей, представляющих самостоятельную мыслительную (познавательную) ценность . В простейшем случае категорией является любое слово . Категории осознаются и создаются по мере продвижения познания в глубь явлений. В современной философии категории рассматриваются как чисто субъект ивная (что вполне естественно) и "удобная" форма упорядочения человеческого опыта (знания). Основными категориями считаются: материя , движение , время и пространство , качество и количество , противоречие , причинность , необходимость и случайность , содержание и форма , возможность и действительность и т.д. Как видно из списка категорий, рассматривают в основном разграничивающие стороны явлений, например: вещь = результату взаимодействия формы и содержания, которые, в свою очередь, также являются вещами. Скажем так: Необходимость категорирования мира определяется его непрерывностью . Ассоциативный блок. Зададим вопрос : "Чем отличается форма от содержания?" Или скажем точнее: "Что является содержанием формы?" Ответим на него: “Ничем?" - Форма и содержание появляются в результате вычленения этих категорий человеческим интеллектом для более удобного ориентирования в мире. Человек практически всегда может обозначить "две вещи ", отношения между которыми будут соответствовать определению формы и содержания, то есть "так человек вычленяет для себя отношения между вещами". Можно сказать, что любая форма имеет форму, любое содержание имеет, в свою очередь, содержание.

– бытийная черта сущего, не являющегося присутствием . См. экзистенциал

( греч . Kategoria - высказывание , обвинение ; признак ) - предельно общее понятие . Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержание м , т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных К. В диалектическом материализме , напр., К. являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи , мирового разума , бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т.д. Своя система К. присуща и каждой конкретной науке. В.Ф. Верное

- философское понятие , являющееся формой мышления и отражающее наи более общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.

(от греч . kategorein высказывать) - в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс , ранг ("определенная категория служащих"). В философии категории , с одной стороны, наи более общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, "родовые понятия" (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой - первоначальные и осн. формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания; см. также Основное отношение . Основателем учения о категориях является Аристотель ; он считал, что имеется всего 10 категорий (единичного и общего): сущность , количество , качество , отношение , место , время , действие , страдание , обладание, самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает 4 категории: идентичность , отличие, постоянство, изменчивость . Схоластика , которая называла категории также предикаментами (см. также Предикабилии ), знала только 6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение ( изменение ), отношение, обладание ( Habitus ). Декарт и Локк различают 3 категории: субстанция , состояние ( модус ), отношение. Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т.е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности . Кант состав ил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), система тизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних - динамическими; категории количества: единство ( мера ), множество ( величина ), цельность (все); категории качества: реальность , отрицание , ограничение; категории отношения : принадлежность, причинность , общение ; категории модальности : воз можно сть , существование , необходимость . В 19 в. Гегель разработал систему категорий, более обширную и сложную, чем все прежние. Э. Гартман также дал свое последовательно проведенное и доныне сохранившее значение учение о категориях. Шопенгауэр выбросил из 12 кантовских категорий все, кроме причинности: тем самым о себе заявила философия , в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, особенно в том виде, как она встречается у Ницше. Кроме западной философии, сложная система категорий была построена прежде всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья , вайшешика и ньяя . В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии (см. Категориальный анализ ).

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Категория в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Каббала - (др.евр., букв. предание ) ср.век. религ.мистич. ...
  • Критика - (нем.; фр. critique; русск. критика ; англ. criticism ...
  • Космос - (греч. kosmos устройство, упорядоченность украшение) философская ...
  • Концептуализм - (лат. conceptus понятие ) умеренное направление ...
  • Компьютер - социокультурный феномен последней трети 20 начала ...
  • Каузальность - (лат. causalis причинный, causa причина ), ...
  • Карнавал - культурный и массовый поведенческий феномен фундированный соответствующим ...
  • Консенсус - согласно людей на единение на основе общности ...
  • Коммунизм - древний гиперцентр, идеал утопической социальной системы, представляющей ...
  • Капитализм - а) В комфортном мифе традиционализма псевдосинкретизма один ...
  • Кампанейщина - понятие близкое штурмовщине, характеризующее стиль жизни действий ...
  • Квазисреда - Совокупность реальных внешних ощущений, то есть совокупность внешних ...
  • Исчисление - — система правил оперирования со знаками, расширяющая возможности ...
  • Истина - — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари