Что такое Фашизм? Значение слова Фашизм в философском словаре

1) Фашизм - - социально- политическое движение , получившее преимущественное развитие в странах второго эшелона , вступивших на путь либеральной цивилизации. Ф. характеризуется: а) стремлением остановить, повернуть вспять процесс перерастания общества от господства развитого утилитаризма к господству либерализма . Он возник в период социального кризиса западного капитализма , его перестройки, приспособления к системе массового производства, Ф. был попыткой широких масс приостановить переход капитализма на более высокий уровень развития, развитие организационной революции, сохранить образ жизни на основе ранее сложившегося уровня частной инициативы. Д. формировался под влиянием страха перед крупным капиталом, представляющим угрозу мелким собственникам, требовавшим все большего отказа от традиционализма , а такие коммунизма , ставящего под угрозу саму возможность существования локальных организаций, основанных на личной инициативе. Ф. опирался на слой, осознавший связь между собственным трудом и благосостоянием. Ф. мог получить распространение в странах, где либерализм оказался достаточно распространен, чтобы вызвать дискомфортное состояние как у традиционалистски, так и утилитарно настроенных слоев и где он оказался недостаточно силен для обеспечения беспрерывного, относительно безболезненного прогресса . Рост дискомфортного состояния в странах второго эшелона привел к антилиберальному взрыву, к антимедиации, вплоть до господства язычества. Либерализм был раздавлен, что не затрагивало развитый утилитаризм. Ф. утвердил манихейские представления о мире, истолковал жизнь общества, всей вселенной, как борьбу мировых непримиримых космических сил. Он стал особой формой манихейского истолкования, сводящей борьбу мировых сил к племенным представлениям, доведенным до крайних форм расизма , национализма . Д. вырастает не из синкретического государства, но из опыта демократии, как результат ее незрелости, неспособности на относительно ранних этапах решить проблемы высокой сложности, как попытка общества через антимедиацию вернуться к прошлому, но в принципиально иных условиях , как попытка использовать демократию для ее ликвидации. Слабость Ф. в неспособности обеспечить культурный, экономический прогресс личности, а следовательно и общества, в подрыве реальных сил, включая профессионализм , способных обеспечить развитие и существование общества на основе современной технологии и науки, плюрализма , диалога и т. д. Слабость Ф. в стремлении решать свои проблемы, разжигая конфликты и отказываясь считаться с реальностью плюралистического мира, что чревато войнами, неспособностью принимать взвешенные решения по основополагающим проблемам . Переход общества на уровень развитых форм либерализма лишает Ф. его массовой социальной базы и превращает его в беспочвенные секты экстремистов. В России истоки Ф. Можно видеть в черносотенстве прошлого века, в городском слое, склонном к частной инициативе в крайне ограниченных формах и страшащемся как либерализма, организационной революции, социальной динамики, так и попыток ликвидировать частную инициативу вообще. Этот слой погиб в результате мощного взрыва традиционализма, который смел не только либерализм, ко и развитый утилитаризм, подорвал социальную базу Ф. Последующее возрождение Ф., который вышел на улицу в 1982 году, является прежде всего культурной реакцией инверсионного типа на либеральные веяния и патологической формой роста национального самосознания. В нем пока не прослеживается часть указанных признаков. В будущем, однако, на фоне роста развитого утилитаризма можно ожидать проявления этого движения. Однако его не следует путать с чисто архаичными движениями долиберального типа, стремящимися восстановить дорыночное господство локальных миров, с крайними сторонниками общинного социализма , с этноцентристами на архаичной основе.

2) Фашизм - - “одна из форм открытой буржуазной диктатуры. Установление фашистского строя в ряде европейских стран являлось, с одной стороны, признаком слабости рабочего класса , расколотого предательской политикой социал-демократии; с другой стороны, это был " признак слабости буржуазии... признак того, что буржуазия уже не в силах властвовать старыми методами парламентаризма и буржуазной демократии..." (Сталин И.В.). Фашистские партии в своей борьбе за власть широко использовали мелкую городскую буржуазию (ремесленников, мелких торговцев), страдавших от последствий первой мировой войны и экономического кризиса 1929-1933 гг. Стремясь привлечь на свою сторону мелкобуржуазные массы , фашистские партии заявляли, что они "устранят классовую борьбу" и "уничтожат марксизм ". Натравливая одну национальность на другую, фашистские партии проповедуют так называемую "расовую теорию" (см.Расы). С началом второй империалистической войны в Европе во всех капиталистических государствах, в том числе и в так называемых буржуазно-демократических, буржуазная реакция развернула поход против рабочего класса и трудящихся масс, установила режим военной диктатуры. Таким образом стирается различие между так называемыми буржуазно-демократическими и фашистскими государствами. Империалистическая реакция во всех капиталистических странах усиливает эксплуатацию трудящихся, уничтожает демократические свободы и парламентские учреждения, загоняет в подполье коммунистическое движение и рабочие организации, упраздняет социальное законодательство” (довоенное определение ). Анализ определения термина фашизм , особенно в более поздних интерпретациях по отечественным источникам, показывает, что авторы чего-то недоговаривают. Некоторым решением проблемы представляется другой подход - введение понятия "партии фашистского толка ": это такие партии и движения, которые оправдывают и считают допустимым решение общественных проблем не путем преобразования общества, его структур, а путем порабощения или физического уничтожения людей, работающих в этих структурах ( классы , веры, нации). Можно было бы выделить национал-фашизм (германский фашизм), социал-фашизм (российский фашизм), религио-фашизм (европейский средневековый) и т.п. Практически фашизм - идеология , совмещенная с терроризмом. В этом плане проявлениями фашизма грешат очень многие режимы и общественные структуры. Как правильно говорили в учебниках, Великая Отечественная война - это война двух государств: фашисткой Германии против коммунистического Советского Союза. В то же время Вторая Мировая война была одновременно и борьбой с фашизмом (причем во всех его проявлениях), а также и попыткой борьбы других идеологий с коммунистической идеологией также путем физического уничтожения ее носителей. Как утверждают исследователи, именно этим и определяется развязывание Второй Мировой войны, ее непонятное течение и переход в дальнейшем в "холодную войну". Истоки фашизма находятся в недрах религии - знаменитые крестовые походы , уничтожение еретиков инквизицией, "охота на ведьм" - это все проявления фашизма. Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС) при наличии всех тяготеющих к фашизму признаков вполне можно считать "партией фашистского толка". Другой вопрос , какие цели эта партия перед собой ставила? Анализ ее программных заявлений и реальных действий показывает, что цели были благородные, но каким образом их можно было реализовать, она толком не знала (так как пыталась построить действительно новое общество , а это невообразимо трудно), т.е. ее действия носили характер ошибок ( правда , развитие человечества и идет методом проб и ошибок), но не злого умысла. Именно это и позволяет требовать от нее покаяния и надеяться (не более), что партия может "прозреть". Отметим, что "прозреть" может именно партия, но не отдельные коммунисты: среди последних, наряду с людьми честными и умными (которым не надо ни прозревать, ни каются), всегда хватало дураков и подлецов. Именно последние и утверждают, что партии каются не надо, так как, мол, именно "Я" ни в чем не виноват, хотя виноват обычно именно "Он". Подобные "партийцы" зачастую с бравадой заявляют, что в партию вступали из соображений карьеры (личного благополучия) - этих людей дураками назвать уже нельзя , но нельзя им и верить, предавший раз предаст столько раз, сколько будет необходимо именно Ему, например, для более успешной карьеры. Меняются люди и их идеология, меняется и общество. И на разных ступенях его развития мы имеем дело с различными системами. Та Русь, та Европа, та Америка, которые есть, это далеко не те страны и континенты , какими они были. Но только так и может быть в любой достаточно крупной общественной структуре; именно этим, кстати, отличается общественная структура от личности - личность уходит в могилу (в народе говорят, что горбатого могила исправит), общество же видоизменяется. Пластичность, способность эволюционировать, исправлять ошибки, не упорствуя в них - основное преимущество общества перед личностью. Необходимо научиться и уметь различать коллективные и индивидуальные действия в общественных системах .

3) Фашизм - политическая идеология , преобладавшая в партиях и движениях, возникших в Европе между двумя мировыми войнами, составившая основу крайне националистических правительств Италии в 1922 – 1943 г. и Германии в 1933 – 1945 гт. и продолженную партиями во многих странах, начиная с 40-х гг. В отличие от других политических идеологий 20-го столетия, у фашизма нет никакой крупной систематизированной интеллектуальной работы по политической философии, ибо антиинтеллектуализм является составным элементом его идеологии. Посему принципы фашизма не получили четких очертаний. Фашизм характеризуется следующими главными чертами: крайне расистский национализм , связанный с территориальной экспансией; открытое использование и прославление физического насилия и террора против этих групп; опора на относительно массовую партию, организованную вокруг мощного руководства, после прихода к власти занимающую большинство сфер гражданской жизни и зависимую от непрерывной массовой мобилизации для сохранения поддержки руководства; прославление милитаризма, культа предполагаемых мужских достоинств, отношения к женщине главным образом как к матери и помощнице мужчины; преобладающая поддержка средних классов, которые составляют главную, хотя и не единственную, массовую опору.

4) Фашизм - (итал. fascio — объединение) — открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических элементов финансового капитала . Установление Ф. выражает неспособность господствующей буржуазии удерживать свою власть обычными, “демократическими” средствами. Ф. выступает во главе сил антикоммунизма , его осн. удар направлен против коммунистических и рабочих партий и др. прогрессивных организаций. Впервые фашистский строй был установлен в Италии (1922), а затем в Германии (1933) и в ряде др. стран В Германии Ф. выступал под маской национал-социализма . Ф, явился ударной силой международной реакции; фашистские государства, в первую очередь гитлеровская Германия, развязали 2-ю мировую войну, в ходе к-рой был разгромлен германский Ф. В нек-рых странах в настоящее время реакционные элементы пытаются возродить Ф. В идеологии Ф.-- это антикоммунизм, иррационализм , крайний национализм и расизм ( идея “высшей расы”, якобы призванной господствовать над “низшими”, “неполноценными” расами) и антигуманизм, культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния человечества.

Фашизм

- социально- политическое движение , получившее преимущественное развитие в странах второго эшелона , вступивших на путь либеральной цивилизации. Ф. характеризуется: а) стремлением остановить , повернуть вспять процесс перерастания общества от господства развитого утилитаризм а к господству либерализма . Он возник в период социального кризиса западного капитализма , его перестройки, приспособления к системе масс ового производства, Ф. был попыткой широких масс приостановить переход капитализма на более высокий уровень развития, развитие организационной революции, сохранить образ жизни на основе ранее сложившегося уровня частной инициативы. Д. формировался под влиянием страха перед крупным капиталом, представляющим угрозу мелким собственникам, требовавшим все большего отказа от традиционализма , а такие коммунизма , ставящего под угрозу саму возможность существования локальных организаций, основанных на личной инициативе. Ф. опирался на слой , осознавший связь между собственным трудом и благо состояние м. Ф. мог получить распространение в странах, где либерализм оказался достаточно распространен, чтобы вызвать дискомфортное состояние как у традиционалистски, так и утилитарно настроенных слоев и где он оказался недостаточно силен для обеспечения беспрерывного, относительно безболезненного прогресс а . Рост дискомфортного состояния в странах второго эшелона привел к антилиберальному взрыву, к антимедиации, вплоть до господства язычества. Либерализм был раздавлен, что не затрагивало развитый утилитаризм. Ф. утвердил манихейские представления о мире, истолковал жизнь общества, всей вселенной, как борьбу мировых непримиримых космических сил. Он стал особой формой манихейского истолкования, сводящей борьбу мировых сил к племенным представлениям, доведенным до крайних форм расизма , национализма . Д. вырастает не из синкретического государства, но из опыта демократии, как результат ее незрелости, неспособности на относительно ранних этапах решить проблемы высокой сложности, как попытка общества через антимедиацию вернуться к прошлому, но в принципиально иных условиях , как попытка использовать демократию для ее ликвидации. Слабость Ф. в неспособности обеспечить культурный , экономический прогресс личности, а следовательно и общества, в подрыве реальных сил, включая профессионализм , способных обеспечить развитие и существование общества на основе современной технологии и науки , плюрализма , диалога и т. д. Слабость Ф. в стремлении решать свои проблемы, разжигая конфликты и отказываясь считаться с реальностью плюралистического мира , что чревато войнами, неспособностью принимать взвешенные решения по основополагающим проблемам . Переход общества на уровень развитых форм либерализма лишает Ф. его массовой социальной базы и превращает его в беспочвенные секты экстремистов. В России истоки Ф. Можно видеть в черносотенстве прошлого века, в городском слое, склонном к частной инициативе в крайне ограниченных формах и страшащемся как либерализма, организационной революции, социальной динамики, так и попыток ликвидировать частную инициативу вообще . Этот слой погиб в результате мощного взрыва традиционализма, который смел не только либерализм, ко и развитый утилитаризм, подорвал социальную базу Ф. Последующее возрождение Ф., который вышел на улицу в 1982 году, является прежде всего культурной реакцией инверсионного типа на либеральные веяния и патологической формой роста национального самосознания. В нем пока не прослеживается часть указанных признаков. В будущем, однако, на фоне роста развитого утилитаризма можно ожидать проявления этого движения . Однако его не следует путать с чисто архаичными движениями долиберального типа, стремящимися восстановить дорыночное господство локальных миров, с крайними сторонниками общинного социализма , с этноцентристами на архаичной основе.

- “одна из форм открытой буржуазной диктатуры. Установление фашистского строя в ряде европейских стран являлось, с одной стороны, признаком слабости рабочего класса , расколотого предательской политикой социал-демократии; с другой стороны, это был " признак слабости буржуазии... признак того, что буржуазия уже не в силах властвовать старыми методами парламентаризма и буржуазной демократии..." (Сталин И.В.). Фашистские партии в своей борьбе за власть широко использовали мелкую городскую буржуазию (ремесленников, мелких торговцев), страдавших от последствий первой мировой войны и экономического кризиса 1929-1933 гг. Стремясь привлечь на свою сторону мелкобуржуазные масс ы , фашистские партии заявляли, что они "устранят классовую борьбу" и "уничтожат марксизм ". Натравливая одну национальность на другую, фашистские партии проповедуют так называемую "расовую теорию" (см.Расы). С началом второй империалистической войны в Европе во всех капиталистических государствах, в том числе и в так называемых буржуазно-демократических, буржуазная реакция развернула поход против рабочего класса и трудящихся масс, установила режим военной диктатуры. Таким образ ом стирается различие между так называемыми буржуазно-демократическими и фашистскими государствами. Империалистическая реакция во всех капиталистических странах усиливает эксплуатацию трудящихся, уничтожает демократические свободы и парламентские учреждения, загоняет в подполье коммунистическое движение и рабочие организации, упраздняет социальное законодательство” (довоенное определение ). Анализ определения термина фашизм , особенно в более поздних интерпретациях по отечественным источникам, пока зывает, что авторы чего-то недоговаривают. Некоторым решением проблемы представляется другой подход - введение понятия "партии фашистского толка ": это такие партии и движения , которые оправдывают и считают допустимым решение общественных проблем не путем преобразования общества , его структур, а путем порабощения или физического уничтожения людей, работающих в этих структурах ( классы , веры, нации). Можно было бы выделить национал-фашизм (германский фашизм), социал-фашизм (российский фашизм), религио-фашизм (европейский средневековый) и т.п. Практически фашизм - идеология , совмещенная с терроризмом. В этом плане проявлениями фашизма грешат очень многие режимы и общественные структуры. Как правильно говорили в учебниках, Великая Отечественная война - это война двух государств: фашисткой Германии против коммунистического Советского Союза. В то же время Вторая Мировая война была одновременно и борьбой с фашизмом (причем во всех его проявлениях), а также и попыткой борьбы других идеологий с коммунистической идеологией также путем физического уничтожения ее носителей. Как утверждают исследователи, именно этим и определяется развязывание Второй Мировой войны, ее непонятное течение и переход в дальнейшем в "холодную войну". Истоки фашизма находятся в недрах религии - знаменитые крестовые походы , уничтожение еретиков инквизицией, "охота на ведьм" - это все проявления фашизма. Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС) при наличии всех тяготеющих к фашизму признаков вполне можно считать "партией фашистского толка". Другой вопрос , какие цели эта партия перед собой ставила? Анализ ее программных заявлений и реальных действий показывает, что цели были благородные, но каким образом их можно было реализовать, она толком не знала (так как пыталась построить действительно новое общество , а это невообразимо трудно), т.е. ее действия носили характер ошибок ( правда , развитие человечества и идет методом проб и ошибок), но не злого умысла. Именно это и позволяет требовать от нее покаяния и надеяться (не более), что партия может "прозреть". Отметим, что "прозреть" может именно партия, но не отдельные коммунисты: среди последних, наряду с людьми честными и умными (которым не надо ни прозревать, ни каются), всегда хватало дураков и подлецов. Именно последние и утверждают, что партии каются не надо, так как, мол, именно "Я" ни в чем не виноват, хотя виноват обычно именно "Он". Подобные "партийцы" зачастую с бравадой заявляют, что в партию вступали из соображений карьеры (личного благополучия) - этих людей дураками назвать уже нельзя , но нельзя им и верить, предавший раз предаст с только раз, сколько будет необходимо именно Ему, например, для более успешной карьеры. Меняются люди и их идеология, меняется и общество. И на разных ступенях его развития мы имеем дело с различными системами. Та Русь, та Европа, та Америка, которые есть, это далеко не те страны и континенты , какими они были. Но только так и может быть в любой достаточно крупной общественной структуре; именно этим, кстати, отличается общественная структура от личности - личность уходит в могилу (в народе говорят, что горбатого могила исправит), общество же видоизменяется. Пластичность, способность эволюционировать, исправлять ошибки, не упорствуя в них - основное преимущество общества перед личностью. Необходимо научиться и уметь различать коллективные и индивидуальные действия в общественных системах .

политическая идеология , преобладавшая в партиях и движения х, возник ших в Европе между двумя мировыми войнами, составившая основу крайне националистических правительств Италии в 1922 – 1943 г. и Германии в 1933 – 1945 гт. и продолженную партиями во многих странах, начиная с 40-х гг. В отличие от других политических идеологий 20-го столетия, у фашизма нет никакой крупной систематизированной интеллектуальной работы по политической философии, ибо антиинтеллектуализм является составным элементом его идеологии. Посему принципы фашизма не получили четких очертаний. Фашизм характеризуется следующими главными чертами: крайне расистский национализм , связанный с территориальной экспансией; открытое использование и прославление физического насилия и террора против этих групп; опора на относительно масс овую партию, организованную вокруг мощного руководства, после прихода к власти занимающую большинство сфер гражданской жизни и зависимую от непрерывной массовой мобилизации для сохранения поддержки руководства; прославление милитаризма, культа предполагаемых мужских достоинств, отношения к женщине главным образ ом как к матери и помощнице мужчины; преобладающая поддержка средних классов, которые составляют главную, хотя и не единственную, массовую опору.

(итал. fascio — объединение) — открытая террористическая диктатура наи более реакционных, наиболее шовинистических элементов финансового капитала . Установление Ф. выражает неспособность господствующей буржуазии удерживать свою власть обычными, “демократическими” средствами. Ф. выступает во главе сил анти коммунизма , его осн. удар направлен против коммунистических и рабочих партий и др. прогресс ивных организаций. Впервые фашистский строй был установлен в Италии (1922), а затем в Германии (1933) и в ряде др. стран В Германии Ф. выступал под маской национал-социализма . Ф, явился ударной силой между народной реакции; фашистские государства, в первую очередь гитлеровская Германия, развязали 2-ю мировую войну, в ходе к-рой был разгромлен германский Ф. В нек-рых странах в настоящее время реакционные элементы пытаются возродить Ф. В идеологии Ф.-- это антикоммунизм, иррационализм , крайний национализм и расизм ( идея “высшей расы”, якобы призванной господство вать над “низшими”, “неполноценными” расами) и антигуманизм, культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния человечества.

Значение слова Фашизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Фатум - (лат. fatum ) у др. римлян ...
  • Фатима - деревушка недалеко от Лиссабона, вблизи крой в ...
  • Фатализм - (от лат. fatalis предопределенный судьбой, роковой) ...
  • Фантазия - психич. деятельность человека создающая образы и мысленные ...
  • Факих - см. Улемы . ...
  • Фавн - — в др.римск. мифологии — бог гор, лесов, ...
  • Фонологизм - понятие постмодернистской философии, фиксирующее такое свойство классической ...
  • Утопия - (от греч. ou не и topos место ...
  • Утилитаризм - (от греч. utilitas польза выгода) точка зрения ...
  • Устойчивость - постоянство, пребывание в одном состоянии; противоположность ...
  • Условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), ...
  • Универсум - (от лат. Universum, summa rerum) единая Вселенная ...
  • Универсалии - (от лат. unlversalis общий ) в схоластике ...
  • Умозаключение - формальнологический прием, состоящий в мысленном выводе из ...
  • Чакра - (Санскр.) Обычно колесо, диск или круг Вишну ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари