- сотрудничество , взаимосвязь людей в процессах их деятельности. К. - это своеобразное сложение или умножение человеческих сил, дающее мощный "добавочный" эффект . "Добавка" образуется из того , что люди могут связывать свою деятельность не только в пространстве, но и во времени . Для человеческой К. характерно не только простое сложение усилий (простая К., непосредственная коллективность и совместность ), но и сложные сочетания различных одновременных и разновременных действий. Использование орудий и предметных средств деятельности также по существу оказывается кооперацией человеческих усилий, соединением "живых" и овеществленных форм человеческого опыта . К. иногда трактуется как дополнение разделенности человеческого труда . Однако точнее говорить , что разделение и К. деятельности - это стороны одного и того же процесса ; они взаимопредполагают друг друга, указывают на такие существенные качества социального процесса как его дискретность и континуальность . Значение К. в истории общества постоянно возрастает. И это прежде всего связано с возникновением сложных "композиций" человеческой деятельности, разворачиваемых во времени. Чем меньше эффект деятельности зависит от количества людей, собранных в одном месте, тем выше социальная ценность организации, кооперирующих "живые" и опредмеченные человеческие способности , соединяющих операции , совершаемые людьми в разных точках социального пространства. Т. о., К. раскрывается в качестве сложного общественного отношения , поддерживающего непрерывность социального процесса, обеспечивающего его воспроизводство и развитие . Творческая деятельность индивида может быть тоже истолкована как своего рода К. человеческих качеств, продуцирующая новую предметность , качества, формы. В. Е. Кемеров
(лат. cooperatio - сотрудничество ) - форма организации труда и шире - общественной жизни, предполагающая совместное участие людей в осуществлении к.-л. дела. Как предмет социально-философского анализа принцип К. получил интерпретацию в работах Герцена, петрашевцев, Зибера, трактовавшего с опорой на Маркса социализм как кооперативный строй, народников. Роль К. в нарастании общечеловеческой солидарности отмечал Л. И. Мечников в своем труде " Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества " (1889, рус. пер. 1898). Здесь принцип К. выводится из естественно-научных оснований и включает все виды социального взаимодействия. Но наиболее глубокое философско-социологическое и естественно-научное обоснование принципу К. дал Кропоткин. В результате длительных наблюдений жизни природы в малоизученных районах Восточной Сибири, Амурской области и Северной Маньчжурии он выдвинул биосоциологический за- кон взаимной помощи, противопоставив его принципу борьбы за существование Ч. Дарвина. Этот закон обусловливает и эволюцию форм человеческого общежития - вплоть до учреждения федерации свободных коммун, охватывающих весь мир. При этом кооперативное начало вовсе не отрицает концентрации крупных производств, просто такая тенденция не признается оптимальной. Эффект ивная К., по Кропоткину, - результат совместных усилий, проявляемых всеми классами страны (Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным. М., 1921. С. 61). К. - это и источник инноваций, и прорывы в техническом развитии при том условии, если права людей в ней всесторонне защищены, если проведены в жизнь начала самоуправления снизу доверху. У Кропоткина и его последователей укорененность (и оптимальность) принципа К. просматривается не только в общественной, но и в природной жизни. Его взгляды на фактор взаимопомощи как причину эволюции живого по сравнению с фактором борьбы за существование Дарвина составляют базис его этических представлений, ориентированных на анархический (но не безвластный) коммунизм . Соответственно и теория К. получает более широкие обоснования, чем принцип конкуренции регламентирующего контроля (со стороны государства). Принцип К. с акцентом на ее экономическую целесообразность прорабатывался С. Н Прокоповичем, Туган-Барановским, А. В. Чаяновым, Я. Б. Струве, он составлял опору "конструктивного социализма" Чернова и др. идеологов партии эсеров и "народных социалистов". Прокопович разделял понятие К. как принцип организации социальной жизни, как социально-экономического образования, присущего определенному этапу общественного развития (в России она "ограждает своих членов от капиталистической эксплуатации и стремится осуществить в хозяйственной жизни принцип социального равенства"), и как конкретную группу производителей или потребителей. Туган-Барановский считал, что К. как форма организации социально-экономической жизни обеспечивает возможность бескризисного развития производства я прогрессирующего потребления. Чаянов трактовал принцип К. как основу организации сельского хозяйства в России, поскольку только она выявляет заложенные в самой природе крестьянского труда положительные тенденции. К. в этом плане - организм , складывающийся естественно, но этот процесс можно нарушить через принудительный коллективизм или декретируемый индивидуализм . Известное отражение указанный принцип нашел в работах Сорокина, в первую очередь в его идее о приоритете сверхорганических систем ценностей, к-рую он развивал в США. Переосмыслению народнической концепции К. посвящены последние работы Ленина, к-рый учитывал опыт рус. теоретиков К. при обосновании осн. положений нэпа."...Многое из того , что было фантастического, даже романтического, даже пошлого в мечтаниях старых кооператоров, становится самой неподкрашенной действительностью ". В связи с чем, писал он, мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм" (Полн. собр. соч. Т. 45. С. 369,376). Усиление интереса к теории К. наблюдалось во 2-й пол. 80-х гг. в связи с поисками новых форм хозяйствования в условиях перестройки.