Что такое Коммунизм? Значение слова Коммунизм в философском словаре

1) Коммунизм - - древний гиперцентр, идеал утопической социальной системы, представляющей полюс, противоположный злу, несправедливости, голоду, страданию и т. д. К. стал важнейшим элементом псевдосинкретизма . Псевдонаучное обоснование К. видит в нем высшую фазу развития общества, революционную (инверсионную) альтернативу капитализму , высший уровень после-капиталистического общества. К. культурологически интерпретируется как результат абсолютизации одного из полюсов дуальной оппозиции при отрицании другого, как результат отказа от понимания, что все человеческие реальности существуют лишь как фокус перехода оппозиции друг в друга. К. не поддается социальной интерпретации. К. мыслится как общество , где все потребности удовлетворены, т. е. в нем нет конструктивной напряженности, отсутствует необходимый элемент любой деятельности, любого общества, общества в целом. К. - общество, где не может иметь место основное социокультурное противоречие , т. е. исключается необходимость острой, жизненно важной мучительной потребности следовать социокультурному закону , постоянно бороться за жизнь человека . К. общество, где фактически нет страданий, нет проблем, т. е. нет механизмов собственного воспроизводства, где жизнь завершена.

2) Коммунизм - - понятие непрерывно меняется и наполняется различными смыслами, в том числе и самыми глупыми, но при всех вариантах имеется достаточно устойчивое ядро понятия: - отсутствие эксплуатации человека человеком; - подчинение личных потребностей интересам общества. Очевидно, что одновременное выполнение обоих условий возможно только при определенных достаточно высоких и согласованных уровнях развития общественных отношений, культуры (в широком смысле этого слова) и личности. Исключение эксплуатации человека человеком совершенно правильно связывают с искоренением частной собственности на средства производства , что является условием необходимым, но не достаточным. Следующим шагом на пути к ликвидации эксплуатации является совершенствование производственных и общественных отношений, что исключает, например, однопартийную систему управления государством , ведомственность, клановость, насилие над личностью , действующей в интересах общества и т.п. вещи . Подчинение личных потребностей общественным требует добровольности такого подчинения, то есть достаточно высокого уровня сознательности и самоограничения, что также представляется в ближайшей перспективе утопичным. Тем не менее, следует отметить, что люди коммунистического менталитета в нашем обществе имелись и имеются и их становилось все больше, как и сама коммунистическая мораль все в большей степени завоевывала мир. В настоящее время нет достаточного количества фактов, позволяющих рассматривать события в СССР в 1970-2000 гг. как "достижение цивилизации". По всей видимости, мы имеем дело с очередной ошибкой, обусловленной глупостью и ничтожеством руководящих элит человечества, которые очень много о себе мнят.

3) Коммунизм - — 1) утопическая концепция , отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность , тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее , совершенное в указанных отношениях общество . Коммунистическое побуждение возникает из общей идеи прогресса , но выделяется верой в то, что активная человеческая деятельность приведет в конечном счете к изменению действительности и “именно благодаря человеку на Земле будет осуществлено все то, что в раю было лишь потенциальностью ” (П. Тиллих). Первые коммунистические теории стали возникать в 16—17 вв., в период утверждения и укрепления капитализма . Резкое ослабление религиозной веры, и в частности веры в существование “рая на небесах”, вместе с невиданным ранее развитием науки и техники послужило почвой для возникновения иллюзии всемогущества человека. Представлялось, что он способен своими силами, не уповая на милость Бога, построить общество изобилия и особо человечных отношений между людьми. Возникли десятки концепций К., особую известность из числа которых получили теории Т. Мора, Т. Кампанеллы, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др. Э. Кабе сформулировал основной принцип коммунистического общества: “Каждый по способностям, каждому по потребностям”. Было выдвинуто предположение , что построению собственно коммунистического общества должен предшествовать переходный период — период социализма , руководствующийся принципом: “От каждого по способностям, каждому по труду”. Фурье и Оуэн попытались предпринять практические шаги по постепенному формированию коммунистических ячеек в рамках капиталистического общества в надежде, что со временем такие ячейки вытеснят капитализм. Сен-Симон и Фурье сформулировали те основные проблемы, которые в первую очередь должно разрешить коммунистическое общество: устранение эксплуатации человека человеком, уничтожение различия между работниками умственного и физического труда, различия между городом и деревней и т.д. Систематичная и, как тогда казалось, более реалистичная концепция К. была развита К. Марксом в сер. 19 в. Впоследствии она получила в марксизме название “научный К.”. Эпитет “научный” призван был, вероятно, подчеркнуть следующие обстоятельства. Во-первых, учение Маркса о К. являлось составной частью его более широкой исторической концепции , охватывающей всю человеческую историю и трактую- щей переход к К. как завершение предыстории человеческого общества и переход к его собственно истории ( теория общественно-экономических формаций: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодализм , капитализм и, наконец, К.). Во-вторых, помимо телеологического (диалектического) обоснования неизбежности К., Маркс постулировал определенные необходимые и универсальные законы истории, неумолимо ведущие, как ему представлялось, к гибели капитализма и становлению коммунистического общества. В-третьих, Маркс одним из первых попытался связать концепцию К. с реальным и достаточно мощным уже в его время социальным движением — движением рабочего класса ( пролетариата ) за улучшение своего положения в капиталистическом обществе. Маркс считал, что основные пороки капитализма — и прежде всего абсолютное и относительное обнищание рабочего класса — будут углубляться до тех пор, пока в наиболее развитых капиталистических странах не произойдет одновременно пролетарская революция и не установится на период перехода к К. диктатура пролетариата . Пролетарии всех стран, объединившись, совместными усилиями заложат основы коммунистического общества, охватывающего все человечество . Коммунистическая концепция Маркса столь же утопична, как и более ранние учения о К. Как и его предшественники, Маркс не предполагал, что К. — чрезвычайно опасная утопия , попытка воплотить которую в жизнь неизбежно ведет к жестокому деспотизму и массовому террору. Маркс не предвидел также, что наиболее активно коммунистическую утопию попытаются реализовать не самые развитые капиталистические страны, а, напротив, весьма отсталые в экономическом отношении, где капитализм только начинал утверждаться. К. как в его марксистской, так и в др. версиях ориентирован на глобальную, единую для всего общества цель , которая должна быть реализована несмотря ни на что и которая требует от каждого индивида самого деятельного участия в своем осуществлении. Общество, ориентированное на глобальную цель и вынужденное ради этого мобилизовать все свои ресурсы, отрицает частную собственность, способную уклоняться от осуществления общего плана . Такое общество ограничивает семью, отвлекающую человека от служения глобальной цели. Оно вводит единую идеологию, обосновывающую принятую цель и оправдывающую те жертвы, которые приносятся ради нее. Оно настаивает на единообразии взглядов своих индивидов и делает невозможной критику в адрес цели и поддерживающей ее идеологии. Оно прибегает к насилию в отношении инакомыслящих и несогласных, отождествляет гражданское общество с гос-вом и придает последнему неограниченную власть и т.д. Огромная мобилизующая роль коммунистического идеала , приводившего в движение миллионы людей и, несмотря на его неясность , заставлявшего их пере- носить страдания и причинять страдания другим, не нашла пока удовлетворительного объяснения. Этот идеал не является каким-то конкретным планом или хотя бы наброском плана, он, скорее, только мечта о совершенном будущем обществе. И тем не менее идеал, попав в благоприятную среду, порождает массовый энтузиазм , способный до основания разрушить старое , веками складывавшееся общество и начать строить новый мир. О доктринах , являющихся инструментом воздействия на жизнь целого общества, Платон говорил как о “благородной лжи”, Ж. Сорель как о “социальных мифах”. Ф.А. Хайек считает содержание такого рода доктрин довольно случайным. Однако случайность возникновения “социального мифа” и известная необязательность его содержания не должны переоцениваться. “Миф” вызревает в толще самой социальной жизни, и дело случая, кто именно придаст ему форму “общего принципа”. Главное, чтобы “миф” явился такой формой теоретической интерпретации социальных фактов, которая выражала бы стихийно сложившееся и уже вызревшее представление о новой справедливости. В средневековом обществе “миф” мог говорить только о совершенном небесном, но никак не о земном мире. В 20 в. “миф” мог основываться только на идее социализма, как в учении о К., или на идее национализма , или на соединении этих двух идей, как в доктрине национал-социализма . В некотором глубинном смысле “миф” не случаен, и его содержание во многом предопределено, хотя конкретная его форма довольно случайна. “Исторически произошло так, что основой и ядром идеологии коммунистических тенденций в мире и государственной идеологии коммунистических стран стал марксизм с некоторыми коррективами и дополнениями, зависящими от конкретных условий различных стран ( ленинизм в Советском Союзе, маоизм в Китае). Фатальной необходимости в этом не было” (А.А. Зиновьев). Для прояснения идеологии массовых коллективистических движений, включая христианство и К., важным является противопоставление коммунитар-ных (“общинных”) и структурных социальных отношений. Первые представляют собой отношения равных людей, выступающих в своих связях как целостные личности, вторые — это отношения по ролям, статусам и должностям, прямо предполагающие неравенство людей. По преимуществу коммунитарными являются, напр., отношения между подлинными друзьями, между членами религиозных общин, политических партий, между избирателями, участниками митингов и демонстраций и т.п. Структурный характер носят отношения между начальниками и подчиненными, между родителями и детьми, учителями и учениками и т.п. Коммунитарные отношения в известном смысле фундаментальнее структурных, поскольку выражают сущностную и родовую связь между людьми, без которой немыслимо никакое общество. Магичес- кая сила христианской проповеди любви была связана в первую очередь с тем, что это был призыв к замещению структурных социальных отношений коммунитарными, ярким, можно сказать, парадигмальным выражением которых является любовь . К. как высшая цель социального развития определялся по-разному: как царство свободы (общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех), как общество всеобщего изобилия (“каждому по потребностям, но ограниченным естественными, или разумными, потребностями”), как общество без классов, без эксплуатации, без отчуждения и т.п. Все эти определения принимают во внимание только отдельные, частичные черты коммунистического идеала. Его глубинную суть выражает максима : последовательное, как можно более полное вытеснение существующих в индустриальном обществе структурных отношений коммунитарными отношениями. Полный К. — это общество чисто коммуни-тарных отношений, в котором люди равны друг другу как братья или как участники одного, длящегося вечность карнавала . Структурные отношения должны носить при К. временный и неустойчивый характер. Поскольку собственность и структура неразрывно связаны, попытка максимально вытеснить структурные отношения из социальной жизни автоматически означает устранение частной собственности и связанных с нею различий людей. Социальная жизнь представляет собой сложную динамику равенства и неравенства, коммунитарных и структурных отношений. Мечта о вытеснении структурных отношений и замещении их во всех сферах жизни коммунитарными не только утопична. Попытка ее реализации приносит неожиданные, прямо противоположные предполагавшимся следствия: после непродолжительного периода эйфории в обществе, вопреки благим намерениям его членов, устанавливаются еще более жесткие структурные отношения, причем устанавливаются гл.обр. с помощью террора и физического устранения всех несогласных с новой структурой. Коммунистическая утопия в современном индустриальном обществе ведет, как показала история 20 в., к тоталитарному коммунистическому обществу, обычно называемому реальным социализ-момилиреальным коммунизмом.“...Виндустриальном обществе настоящий социализм может быть только тоталитарным, а тоталитаризм — только социалистическим” (Э. Гэллнер). Для реального К. характерны: обобществление средств производства и централизованное, государственное управление экономикой; четкая иерархия целей и ценностей, высшей из которых является построение совершенного общества; концентрация власти в руках одной партии, направляемой вождем; единственно верная идеология ; монополия на средства коммуникации; полный контроль за всеми сферами общественной и частной жизни; искренняя убежденность общества в том, что оно призвано построить совершенный социальный мир и что все трудности на этом пути являются временными и преходящими. Реальный К. представляет собой нестабильное общество. Оно живет ожиданием полного К., однако последний, несмотря на все провозглашаемые успехи в его строительстве, постоянно отодвигается все далее в будущее. За три года до своей смерти В. И. Ленин говорил о пятнадцати годах, нужных для перехода к К. Спустя сорок лет в Программе КПСС речь опять-таки шла о примерно таком же сроке. В дальнейшем наступление полного К. было благоразумно отодвинуто на “исторически обозримый период”, т.е. в неопределенное будущее. “Для коммунистической идеологии различение высшей и низшей ступеней коммунизма очень удобно. Коммунизм при этом вроде бы уже есть и вроде бы его еще нет... Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма... На деле такое различение имеет чисто умозрительный характер” (Зиновьев). Реальный К., как и национал-социализм, представляет собой крайнюю форму индустриального коллективистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). Различия между реальным К. и национал-социализмом, являющимися двумя формами тоталитаризма, в том, что К. опирается на идею интернационализма и предполагает построение совершенного общества, способного охватить в конечном счете все человечество, в то время как национал-социализм намеревается обеспечить “рай на земле” только для избранной нации (расы) за счет всех остальных народов; К. выдвигает идею “новой демократии”, национал-социализм презрительно относится ко всякой демократии, считая ее “буржуазным предрассудком”; К. национализирует частную собственность, национал-социализм частично сохраняет ее, но делает собственника простым управляющим ею от лица гос-ва. И Маркс, и Ленин настаивали на том, что К. неминуемо придет на смену капитализму прежде всего в силу того, что первый способен обеспечить более высокую производительность труда, чем второй. Это — одна из основных ошибок классического, марксистско-ленинского учения о К. Экономика с глубоким разделением труда может функционировать только плюралистическим и децентрализованным образом. К. по самой своей природе не способен выдержать экономическое состязание с капитализмом. Советский К., ввязавшийся в “холодную” войну и экономическое соревнование с капитализмом, потерпел в конце концов поражение и разрушился под грузом им же созданных неразрешимых проблем. Мечта о К. во многом подобна др. глобальным мечтам человечества: алхимической мечте о философском камне, способном превращать обычные металлы в зо- лото, мечте об элексире вечной молодости и в особенности мечте о возможности жизни в небесном раю, где нет ни собственности, ни неравенства, ни даже самого труда. Такие мечты возникают в определенный период истории, охватывают тысячи или миллионы людей, зовут их к самопожертвованию и в конце концов, истощив их силы, постепенно уходят в прошлое. Мечта о К. сформировалась на почве индустриального общества; переход к постиндустриальному обществу лишает эту мечту даже поверхностной реалистичности. Каким может оказаться коллективистический “социалистический миф” самого постиндустриального общества, пока предсказать невозможно. О Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10—12; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2; Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность . Кризис коммунизма. М., 1994; Ясперс К. Смысл и назначение истории . М., 1994; Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории . Антология. М., 1995; Геллнер Э. Условия свободы. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 1999. А.А. Ивин

4) Коммунизм - (лат. communis - общий ) - одна из радикальных версий общественного идеала , сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия. В совокупности ряда своих существенных особенностей К. может трактоваться и как разновидность христианского еретизма. Наукообразный облик идее К. стремились придать Маркс, Энгельс, а также последователи и подражатели их парадигмы понимания статики, динамики и перспектив развития общества. Основания концептуального видения К. изложены в работах Маркса и Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", " Принципы коммунизма ", " Критика Готской программы" и др. В разнообразных канонизированных коммунистическим движением программах и характеристиках К. традиционно постулируются следующие главные процедуры движения к нему: а) ликвидация института частной собственности, обобществление имущества граждан; б) введение прямого продуктообмена; в) прогрессивный налог на наследство; г) выборность чиновников "снизу доверху" и т.д. Лишь на этапе "полного К.", по Марксу, планировалась "высочайшая производительность общественного труда " и реализация лозунга "от каждого по способностям, каждому - по потребностям". Как самообозначение идеологий, теорий и практик понятие "коммунистический" было и остается присущим значимому числу экстремистских политических группировок - как властвующих (большевики в России и СССР, маоизм в КНР и др.), так и оппозиционных, нелегальных (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий К. служить также претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин К. выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как "не доктрина , а движение", которое опирается "не на принципы, а на факты " (Энгельс). Безотносительно к дальнейшим потенциальным деталировкам, понятие "К." может отражать: 1) отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность ", она же - "общенародная" в социалистическом варианте); 2) полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма ", "еще большей социальной справедливости" и т.п.; 3) ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов " капитал - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений; 4) замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах ( большевизм , клика Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ К. эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличье сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса. В целом, К., как правило выступает в ряде ипостасей: как идеология маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров; как разновидность социального нигилизма , противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире; как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного К.". К., ввиду приверженности его адептов преимущественно насильственным процедурам объективации программ переустройства общества, подавляющих инициативу отдельной личности и унифицирующих потребности и репертуары поведения людей, невозможен для осуществления в региональных масштабах. К. может выступать и анализироваться (на уровне мысленного социального эксперимента ) исключительно в виде сознательно самоизолирующейся, замкнутой и статичной общественно-экономической, геополитической и духовной системы; либо мыслимый как принципиально внеальтернативное планетарное явление . А. А.Грицанов

5) Коммунизм - - политическое учение , разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью , политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.

6) Коммунизм - (от лат. communis общий ) - последовательная форма марксизма , которая нашла свое, наиболее яркое выражение в рус. большевизме , хотя практические попытки построить коммунизм как общество всеобщего благополучия предпринимались уже издревле (коммунистические черты в идеальном государстве Платона , которое он описывает в "Государстве"; в древнем христианстве; в монашеских орденах и многих религиозных сектах). Коммунизм ставит своей целью такой экономический и общественный строй, который в требование равенства всех людей (см. Человечество ) включает требование уничтожения частной собственности и в особенности экспроприации средств производства и продуктов производства (см. Социализм ).

7) Коммунизм - (от лат. communis — общий ) — а) общественный идеал , впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию; б) концепции , учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике; в) об-во, конкретный тип организации общественной жизни, отвечающий тому или иному пониманию коммунистического идеала; в социально-философской теории марксизма формация, следующая за капитализмом, вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень этой формации, конечная цель коммунистического движения. Представления о К. как об-ве всеобщего благополучия и полного социального равенства и первые попытки их практической реализации прослеживаются с глубокой древности — коммунистические черты в идеальном государстве Платона ; нек-рые монашеские ордена и религиозные секты в средние века и в эпоху Возрождения; различные концепции утопического (в т. ч. “распределительного” и “казарменного”) К. в 17 — 1-й пол. 19 в. ( Кампанелла , Мабли, Кабе, Оуэн, Фурье, Сен-Симон) и попытки их реализации (“трудовые коммуны” Оуэна, фаланстеры Фурье, крестьянские трудовые коммуны в России и др.). Наиболее последовательную и глубокую разработку К. как общественный идеал и тип социального устройства об-ва получил в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в созданной ими теории научного К. Опираясь на исследования объективной логики всемирной истории, они пришли к выводу , что в поступательном движении человечества в процессе смены общественно-экономических формаций за капитализмом с естественно-исторической необходимостью последует установление такого общественного строя, в к-ром всеобщее благополучие и равенство , свободное развитие личности будут достигнуты на основе -высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. К. позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей. Переход к высшей фазе К. в представлении Маркса, Энгельса, Левина связан с коренным изменением характера труда , к-рый станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность , что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при К. будут общечеловеческие ценности , общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение к-рых станет привычкой. Организация об-ва будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности К. сформулировано Марксом в “Критике Готской программы”: “На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!” (Т. 19. С. 20). Классики марксизма не претендовали на то, чтобы дать детальную картину коммунистического будущего. В их представлении К.— открытая перспектива, естественноисторическая направленность развития цивилизации, а не завершенное идеальное состояние . К.— не только социально-политическая теория и определенный социальный проект устройства об-ва будущего, но и новая философия человеческого бытия. Поэтому необходимо четко различать исторически преходящее экономическое и социально- политическое содержание , а тем более извращенные, псевдомарксистские трактовки коммунистического идеала от социальной, антропологической, экзистенциальной и культурной проблематики, составляющей подлинное ядро коммунистической идеологии: понимание К. как “завершенного гуманизма ” (Маркс), как совокупности условий для всестороннего свободного и творческого развития личности. В настоящее время представления о будущем человеческого об-ва разрабатываются в многообразных концепциях посткапиталистического, постиндустриального общества (“информационного общества” теория и др.), в различных альтернативных идеологиях , движениях и социальных проектах (альтернативное движение , экосоциализм, коммунитарное сообщество, нек-рые самоуправляющиеся группы производителей и потребителей и т. д.), ориентированных на то, чтобы жить и производить по-новому, на основе новых посткапиталистических общественных ценностей. Система этих ценностей предусматривает разрыв с логикой капиталистического типа развития, преодоление экономического фетишизма , превращение на деле человека в самоцель общественного развития. Основу этих концепций составляет формирующаяся система ценностей, имеющая мн. точек соприкосновения с коммунистическим идеалом.

Коммунизм

- древний гиперцентр, идеал утопической социальной системы, представляющей полюс , противоположный злу, несправедливости, голоду, страданию и т. д. К. стал важнейшим элемент ом псевдосинкретизма . Псевдонаучное обоснование К. видит в нем высшую фазу развития общества , революционную (инверсионную) альтернативу капитализму , высший уровень после-капиталистического общества. К. культурологически интерпретируется как результат абсолютизации одного из полюсов дуальной оппозиции при отрицании друг ого, как результат отказа от понимания, что все человеческие реальности существуют лишь как фокус перехода оппозиции друг в друга. К. не поддается социальной интерпретации. К. мыслится как общество , где все потребности удовлетворены, т. е. в нем нет конструктивной напряженности, отсутствует необходимый элемент любой деятельности, любого общества, общества в целом . К. - общество, где не может иметь место основное социокультурное противоречие , т. е. исключается необходимость острой, жизненно важной мучительной потребности следовать социокультурному закону , постоянно бороться за жизнь человека . К. общество, где фактически нет страданий, нет проблем, т. е. нет механизмов собственного воспроизводства, где жизнь завершена.

- понятие непрерывно меняется и наполняется различными смыслами, в том числе и самыми глупыми, но при всех вариантах имеется достаточно устойчивое ядро понятия: - отсутствие эксплуатации человека человеком; - подчинение личных потребностей интересам общества . Очевидно, что одновременное выполнение обоих условий возможно только при определенных достаточно высоких и согласованных уровнях развития общественных отношений, культуры (в широком смысле этого слова) и личности. Исключение эксплуатации человека человеком совершенно правильно связывают с искоренением частной собственности на средства производства , что является условием необходимым, но не достаточным. Следующим шагом на пути к ликвидации эксплуатации является совершенствование производственных и общественных отношений, что исключает, например, однопартийную систему управления государством , ведомственность, клановость, насилие над личностью , действующей в интересах общества и т.п. вещи . Подчинение личных потребностей общественным требует добровольности такого подчинения, то есть достаточно высокого уровня сознательности и самоограничения, что также представляется в ближайшей перспективе утопичным. Тем не менее, следует отметить, что люди коммунистического менталитета в нашем обществе имелись и имеются и их становилось все больше, как и сама коммунистическая мораль все в большей степени завоевывала мир. В настоящее время нет достаточного количества фактов, позволяющих рассматривать события в СССР в 1970-2000 гг. как "достижение цивилизации". По всей видимости, мы имеем дело с очередной ошибкой, обусловленной глупостью и ничтожеством руководящих элит человечества, которые очень много о себе мнят.

— 1) утопическая концепция , отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества , исключающего частную собственность , тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее , совершенное в указанных отношениях общество . Коммунистическое побуждение возникает из общей идеи прогресса , но выделяется верой в то, что активная человеческая деятельность приведет в конечном счете к изменению действительности и “именно благодаря человеку на Земле будет осуществлено все то, что в раю было лишь потенциальностью ” (П. Тиллих). Первые коммунистические теории стали возникать в 16—17 вв., в период утверждения и укрепления капитализма . Резкое ослабление религиозной веры, и в частности веры в существование “рая на небесах”, вместе с невиданным ранее развитием науки и техники послужило почвой для возникновения иллюзии всемогущества человека. Представлялось, что он способен своими силами, не уповая на милость Бога, построить общество изобилия и особо человечных отношений между людьми. Возникли десятки концепций К., особую известность из числа которых получили теории Т. Мора, Т. Кампанеллы, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др. Э. Кабе сформулировал основной принцип коммунистического общества: “Каждый по способностям, каждому по потребностям”. Было выдвинуто предположение , что построению собственно коммунистического общества должен предшествовать переходный период — период социализма , руководствующийся принципом: “От каждого по способностям, каждому по труду”. Фурье и Оуэн попытались предпринять практические шаги по постепенному формированию коммунистических ячеек в рамках капиталистического общества в надежде, что со временем такие ячейки вытеснят капитализм. Сен-Симон и Фурье сформулировали те основные проблемы, которые в первую очередь должно разрешить коммунистическое общество: устранение эксплуатации человека человеком, уничтожение различия между работниками умственного и физического труда, различия между городом и деревней и т.д. Систематичная и, как тогда казалось, более реалистичная концепция К. была развита К. Марксом в сер. 19 в. Впоследствии она получила в марксизме название “научный К.”. Эпитет “научный” призван был, вероятно, подчеркнуть следующие обстоятельства. Во-первых, учение Маркса о К. являлось составной частью его более широкой исторической концепции , охватывающей всю человеческую историю и трактую- щей переход к К. как завершение предыстории человеческого общества и переход к его собственно истории ( теория общественно-экономических формаций: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодализм , капитализм и, наконец, К.). Во-вторых, помимо телеологического (диалектического) обоснования неизбежности К., Маркс постулировал определенные необходимые и универсальные законы истории, неумолимо ведущие, как ему представлялось, к гибели капитализма и становлению коммунистического общества. В-третьих, Маркс одним из первых попытался связать концепцию К. с реальным и достаточно мощным уже в его время социальным движением — движением рабочего класса ( пролетариата ) за улучшение своего положения в капиталистическом обществе. Маркс считал, что основные пороки капитализма — и прежде всего абсолютное и относительное обнищание рабочего класса — будут углубляться до тех пор, пока в наиболее развитых капиталистических странах не произойдет одновременно пролетарская революция и не установится на период перехода к К. диктатура пролетариата . Пролетарии всех стран, объединившись, совместными усилиями заложат основы коммунистического общества, охватывающего все человечество . Коммунистическая концепция Маркса столь же утопична, как и более ранние учения о К. Как и его предшественники, Маркс не предполагал, что К. — чрезвычайно опасная утопия , попытка воплотить которую в жизнь неизбежно ведет к жестокому деспотизму и массовому террору. Маркс не предвидел также, что наиболее активно коммунистическую утопию попытаются реализовать не самые развитые капиталистические страны, а, напротив, весьма отсталые в экономическом отношении, где капитализм только начинал утверждаться. К. как в его марксистской, так и в др. версиях ориентирован на глобальную, единую для всего общества цель , которая должна быть реализована несмотря ни на что и которая требует от каждого индивида самого деятельного участия в своем осуществлении. Общество , ориентированное на глобальную цель и вынужденное ради этого мобилизовать все свои ресурсы, отрицает частную собственность, способную уклоняться от осуществления общего плана . Такое общество ограничивает семью, отвлекающую человека от служения глобальной цели. Оно вводит единую идеологию, обосновывающую принятую цель и оправдывающую те жертвы, которые приносятся ради нее. Оно настаивает на единообразии взглядов своих индивидов и делает невозможной критику в адрес цели и поддерживающей ее идеологии. Оно прибегает к насилию в отношении инакомыслящих и несогласных, отождествляет гражданское общество с гос-вом и придает последнему неограниченную власть и т.д. Огромная мобилизующая роль коммунистического идеал а , приводившего в движение миллионы людей и, несмотря на его неясность , заставлявшего их пере- носить страдания и причинять страдания друг им, не нашла пока удовлетворительного объяснения. Этот идеал не является каким-то конкретным планом или хотя бы наброском плана, он, скорее, только мечта о совершенном будущем обществе. И тем не менее идеал, попав в благоприятную среду, порождает массовый энтузиазм , способный до основания разрушить старое , веками складывавшееся общество и начать строить новый мир. О доктринах , являющихся инструментом воздействия на жизнь целого общества, Платон говорил как о “благородной лжи”, Ж. Сорель как о “социальных мифах”. Ф.А. Хайек считает содержание такого рода доктрин довольно случайным. Однако случайность возникновения “социального мифа” и известная необязательность его содержания не должны переоцениваться. “Миф” вызревает в толще самой социальной жизни, и дело случая, кто именно придаст ему форму “общего принципа”. Главное, чтобы “миф” явился такой формой теоретической интерпретации социальных фактов, которая выражала бы стихийно сложившееся и уже вызревшее представление о новой справедливости. В средневековом обществе “миф” мог говорить только о совершенном небесном, но никак не о земном мире. В 20 в. “миф” мог основываться только на идее социализма, как в учении о К., или на идее национализма , или на соединении этих двух идей, как в доктрине национал-социализма . В некотором глубинном смысле “миф” не случаен, и его содержание во многом предопределено, хотя конкретная его форма довольно случайна. “Исторически произошло так, что основой и ядром идеологии коммунистических тенденций в мире и государственной идеологии коммунистических стран стал марксизм с некоторыми коррективами и дополнениями, зависящими от конкретных условий различных стран ( ленинизм в Советском Союзе, маоизм в Китае). Фатальной необходимости в этом не было” (А.А. Зиновьев). Для прояснения идеологии массовых коллективистических движений, включая христианство и К., важным является противопоставление коммунитар-ных (“общинных”) и структурных социальных отношений. Первые представляют собой отношения равных людей, выступающих в своих связях как целостные личности, вторые — это отношения по ролям, статусам и должностям, прямо предполагающие неравенство людей. По преимуществу коммунитарными являются, напр., отношения между подлинными друзьями, между членами религиозных общин, политических партий, между избирателями, участниками митингов и демонстраций и т.п. Структурный характер носят отношения между начальниками и подчиненными, между родителями и детьми, учителями и учениками и т.п. Коммунитарные отношения в известном смысле фундаментальнее структурных, поскольку выражают сущностную и родовую связь между людьми, без которой немыслимо никакое общество. Магичес- кая сила христианской проповеди любви была связана в первую очередь с тем, что это был призыв к замещению структурных социальных отношений коммунитарными, ярким, можно сказать, парадигмальным выражением которых является любовь . К. как высшая цель социального развития определялся по-разному: как царство свободы (общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех), как общество всеобщего изобилия (“каждому по потребностям, но ограниченным естественными, или разумными, потребностями”), как общество без классов, без эксплуатации, без отчуждения и т.п. Все эти определения принимают во внимание только отдельные, частичные черты коммунистического идеала. Его глубинную суть выражает максима : последовательное, как можно более полное вытеснение существующих в индустриальном обществе структурных отношений коммунитарными отношениями. Полный К. — это общество чисто коммуни-тарных отношений, в котором люди равны друг другу как братья или как участники одного, длящегося вечность карнавала . Структурные отношения должны носить при К. временный и неустойчивый характер. Поскольку собственность и структура неразрывно связаны, попытка максимально вытеснить структурные отношения из социальной жизни автоматически означает устранение частной собственности и связанных с нею различий людей. Социальная жизнь представляет собой сложную динамику равенства и неравенства, коммунитарных и структурных отношений. Мечта о вытеснении структурных отношений и замещении их во всех сферах жизни коммунитарными не только утопична. Попытка ее реализации приносит неожиданные, прямо противоположные предполагавшимся следствия: после непродолжительного периода эйфории в обществе, вопреки благим намерениям его членов, устанавливаются еще более жесткие структурные отношения, причем устанавливаются гл.обр. с помощью террора и физического устранения всех несогласных с новой структурой. Коммунистическая утопия в современном индустриальном обществе ведет, как показала история 20 в., к тоталитарному коммунистическому обществу, обычно называемому реальным социализ-момилиреальным коммунизмом.“...Виндустриальном обществе настоящий социализм может быть только тоталитарным, а тоталитаризм — только социалистическим” (Э. Гэллнер). Для реального К. характерны: обобществление средств производства и централизованное, государственное управление экономикой; четкая иерархия целей и ценностей, высшей из которых является построение совершенного общества; концентрация власти в руках одной партии, направляемой вождем; единственно верная идеология ; монополия на средства коммуникации; полный контроль за всеми сферами общественной и частной жизни; искренняя убежденность общества в том, что оно призвано построить совершенный социальный мир и что все трудности на этом пути являются временными и преходящими. Реальный К. представляет собой нестабильное общество. Оно живет ожиданием полного К., однако последний, несмотря на все провозглашаемые успехи в его строительстве, постоянно отодвигается все далее в будущее. За три года до своей смерти В. И. Ленин говорил о пятнадцати годах, нужных для перехода к К. Спустя сорок лет в Программе КПСС речь опять-таки шла о примерно таком же сроке. В дальнейшем наступление полного К. было благоразумно отодвинуто на “исторически обозримый период”, т.е. в неопределенное будущее. “Для коммунистической идеологии различение высшей и низшей ступеней коммунизма очень удобно. Коммунизм при этом вроде бы уже есть и вроде бы его еще нет... Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма... На деле такое различение имеет чисто умозрительный характер” (Зиновьев). Реальный К., как и национал-социализм, представляет собой крайнюю форму индустриального коллективистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). Различия между реальным К. и национал-социализмом, являющимися двумя формами тоталитаризма, в том, что К. опирается на идею интернационализма и предполагает построение совершенного общества, способного охватить в конечном счете все человечество, в то время как национал-социализм намеревается обеспечить “рай на земле” только для избранной нации (расы) за счет всех остальных народов; К. выдвигает идею “новой демократии”, национал-социализм презрительно относится ко всякой демократии, считая ее “буржуазным предрассудком”; К. национализирует частную собственность, национал-социализм частично сохраняет ее, но делает собственника простым управляющим ею от лица гос-ва. И Маркс, и Ленин настаивали на том, что К. неминуемо придет на смену капитализму прежде всего в силу того, что первый способен обеспечить более высокую производительность труда, чем второй. Это — одна из основных ошибок классического, марксистско-ленинского учения о К. Экономика с глубоким разделением труда может функционировать только плюралистическим и децентрализованным образом. К. по самой своей природе не способен выдержать экономическое состязание с капитализмом. Советский К., ввязавшийся в “холодную” войну и экономическое соревнование с капитализмом, потерпел в конце концов поражение и разрушился под грузом им же созданных неразрешимых проблем. Мечта о К. во многом подобна др. глобальным мечтам человечества: алхимической мечте о философском камне, способном превращать обычные металлы в зо- лото, мечте об элексире вечной молодости и в особенности мечте о возможности жизни в небесном раю, где нет ни собственности, ни неравенства, ни даже самого труда. Такие мечты возникают в определенный период истории, охватывают тысячи или миллионы людей, зовут их к самопожертвованию и в конце концов, истощив их силы, постепенно уходят в прошлое. Мечта о К. сформировалась на почве индустриального общества; переход к постиндустриальному обществу лишает эту мечту даже поверхностной реалистичности. Каким может оказаться коллективистический “социалистический миф” самого постиндустриального общества, пока предсказать невозможно. О Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10—12; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2; Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность . Кризис коммунизма. М., 1994; Ясперс К. Смысл и назначение истории . М., 1994; Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории . Антология. М., 1995; Геллнер Э. Условия свободы. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 1999. А.А. Ивин

(лат. communis - общий ) - одна из радикальных версий общественного идеал а , сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия. В совокупности ряда своих существенных особенностей К. может трактоваться и как разновидность христианского еретизма. Наукообразный облик идее К. стремились придать Маркс, Энгельс, а также последователи и подражатели их парадигмы понимания статики, динамики и перспектив развития общества . Основания концептуального видения К. изложены в работах Маркса и Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", " Принципы коммунизма ", " Критика Готской программы" и др. В разнообразных канонизированных коммунистическим движением программах и характеристиках К. традиционно постулируются следующие главные процедуры движения к нему: а) ликвидация института частной собственности, обобществление имущества граждан; б) введение прямого продуктообмена; в) прогрессивный налог на наследство; г) выборность чиновников "снизу доверху" и т.д. Лишь на этапе "полного К.", по Марксу, планировалась "высочайшая производительность общественного труда " и реализация лозунга "от каждого по способностям, каждому - по потребностям". Как самообозначение идеологий, теорий и практик понятие "коммунистический" было и остается присущим значимому числу экстремистских политических группировок - как властвующих (большевики в России и СССР, маоизм в КНР и др.), так и оппозиционных, нелегальных (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий К. служить также претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин К. выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как "не доктрина , а движение", которое опирается "не на принципы, а на факты " (Энгельс). Безотносительно к дальнейшим потенциальным деталировкам, понятие "К." может отражать: 1) отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность ", она же - "общенародная" в социалистическом варианте); 2) полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма ", "еще большей социальной справедливости" и т.п.; 3) ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов " капитал - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений; 4) замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах ( большевизм , клика Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ К. эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличье сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса. В целом , К., как правило выступает в ряде ипостасей: как идеология маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров; как разновидность социального нигилизма , противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире; как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного К.". К., ввиду приверженности его адептов преимущественно насильственным процедурам объективации программ переустройства общества, подавляющих инициативу отдельной личности и унифицирующих потребности и репертуары поведения людей, невозможен для осуществления в региональных масштабах. К. может выступать и анализироваться (на уровне мысленного социального эксперимента ) исключительно в виде сознательно самоизолирующейся, замкнутой и статичной общественно-экономической, геополитической и духовной системы; либо мыслимый как принципиально внеальтернативное планетарное явление . А. А.Грицанов

- политическое учение , разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью , политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеал ьных условий существования.

(от лат. communis общий ) - последовательная форма марксизма , которая нашла свое, наиболее яркое выражение в рус. большевизме , хотя практические попытки построить коммунизм как общество всеобщего благополучия предпринимались уже издревле (коммунистические черты в идеал ьном государстве Платона , которое он описывает в "Государстве"; в древнем христианстве; в монашеских орденах и многих религиозных сектах). Коммунизм ставит своей целью такой экономический и общественный строй, который в требование равенства всех людей (см. Человечество ) включает требование уничтожения частной собственности и в особенности экспроприации средств производства и продуктов производства (см. Социализм ).

(от лат. communis — общий ) — а) общественный идеал , впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию; б) концепции , учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике; в) об-во, конкретный тип организации общественной жизни, отвечающий тому или иному пониманию коммунистического идеала; в социально-философской теории марксизма формация, следующая за капитализмом, вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень этой формации, конечная цель коммунистического движения. Представления о К. как об-ве всеобщего благополучия и полного социального равенства и первые попытки их практической реализации прослеживаются с глубокой древности — коммунистические черты в идеальном государстве Платона ; нек-рые монашеские ордена и религиозные секты в средние века и в эпоху Возрождения; различные концепции утопического (в т. ч. “распределительного” и “казарменного”) К. в 17 — 1-й пол. 19 в. ( Кампанелла , Мабли, Кабе, Оуэн, Фурье, Сен-Симон) и попытки их реализации (“трудовые коммуны” Оуэна, фаланстеры Фурье, крестьянские трудовые коммуны в России и др.). Наиболее последовательную и глубокую разработку К. как общественный идеал и тип социального устройства об-ва получил в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в созданной ими теории научного К. Опираясь на исследования объективной логики всемирной истории, они пришли к выводу , что в поступательном движении человечества в процессе смены общественно-экономических формаций за капитализмом с естественно-исторической необходимость ю последует установление такого общественного строя, в к-ром всеобщее благополучие и равенство , свободное развитие личности будут достигнуты на основе -высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. К. позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей. Переход к высшей фазе К. в представлении Маркса, Энгельса, Левина связан с коренным изменением характера труда , к-рый станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность , что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при К. будут общечеловеческие ценности , общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение к-рых станет привычкой. Организация об-ва будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности К. сформулировано Марксом в “Критике Готской программы”: “На высшей фазе коммунистического общества , после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество с может написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!” (Т. 19. С. 20). Классики марксизма не претендовали на то, чтобы дать детальную картину коммунистического будущего. В их представлении К.— открытая перспектива, естественноисторическая направленность развития цивилизации, а не завершенное идеальное состояние . К.— не только социально-политическая теория и определенный социальный проект устройства об-ва будущего, но и новая философия человеческого бытия. Поэтому необходимо четко различать исторически преходящее экономическое и социально- политическое содержание , а тем более извращенные, псевдомарксистские трактовки коммунистического идеала от социальной, антропологической, экзистенциальной и культурной проблематики, составляющей подлинное ядро коммунистической идеологии: понимание К. как “завершенного гуманизма ” (Маркс), как совокупности условий для всестороннего свободного и творческого развития личности. В настоящее время представления о будущем человеческого об-ва разрабатываются в многообразных концепциях посткапиталистического, постиндустриального общества (“информационного общества” теория и др.), в различных альтернативных идеологиях , движениях и социальных проектах (альтернативное движение , экосоциализм, коммунитарное сообщество, нек-рые самоуправляющиеся группы производителей и потребителей и т. д.), ориентированных на то, чтобы жить и производить по-новому, на основе новых посткапиталистических общественных ценностей. Система этих ценностей предусматривает разрыв с логикой капиталистического типа развития, преодоление экономического фетишизма , превращение на деле человека в самоцель общественного развития. Основу этих концепций составляет формирующаяся система ценностей, имеющая мн. точек соприкосновения с коммунистическим идеалом.

Значение слова Коммунизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Калокагатия - (греч. kalos kai hagatos красивый и хороший) ...
  • Культурогенез - Один из видов социальной и истор. динамики ...
  • Конец - Философский смысл термина : Предел (Цицерон); высшая степень ...
  • Концепт - (от лат. conceptus понятие ) содержание понятия ...
  • Коннотация - (от лат. connotatio добавочное значение ) ...
  • Классификация - многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом ...
  • Кавычки - в грамматике естественного языка парный знак препинания ...
  • Искусство - — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, ...
  • Иррационализм - (лат. irrationalis — неразумный). 1. Философские учения, настаивающие ...
  • Информатика - — в широком смысле слова система знаний, относящихся ...
  • Интуиционизм - — направление в изучении философских оснований математики (наряду ...
  • Интроспекция - (лат. intro— внутрь, spectare — смотреть) — наблюдение ...
  • Интерес - (лат. interest—иметь значение ) — причина действий индивидов, ...
  • Интеллигибельный - (лат. in telligibilis — рассудочный) — философский термин ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари