Что такое Коллективизм? Значение слова Коллективизм в философском словаре

1) Коллективизм - - по [7] "полностью подчиняет личность обществу и свое законченное выражение находит в тоталитаризме . Согласно последовательному коллективизму , личность лишена всяких прав. Теоретической основой коллективизма является убеждение в том, что существует только общность , а отдельные люди , личности суть ее " моменты ". Но эта точка зрения представляет собой несомненное заблуждение . Верно как раз противоположное; подлинной реальностью обладают отдельные люди, а не общество в целом. Если общество и реально, то, безусловно, оно реально в меньшей степени, чем составляющие его личности". Здесь можно отметить, что рассуждения Ю.Бохеньского не закончены. А фраза, что "реально в меньшей степени", напоминает выражение "не совсем беременна". С точки зрения феномена разума , интересным оказалось именно возникновение категорий - то есть абстракций, которым в реальном мире человека соответствуют достаточно устойчивые и не менее реальные, чем тела, вещи нематериальной природы. Человек же и общество сосуществуют в единстве и противопоставлять их в духе "последовательного" (читай "безумного") коллективизма или индивидуализма , как говорят в народе : "... и глупо и смешно". В то же время следует отметить, что как явление коллективизм является достаточно противоречивым, так как привносит в общественные отношения мощную негуманоидную составляющую, связанную с технологией принятия решений, понижением среднего интеллектуального уровня системы и т.п.; может быть оценен как "вынужденное" или "меньшее" зло.

2) Коллективизм - (лат.-собирать вместе): жизненная позиция , требующая от человека таких качеств, как дружелюбие, человечность , доверие, честность, великодушие, верность , без которых невозможна жизнь в обществе. Коллективистские отношения , находящие свое выражение во взаимной помощи и поддержке, складываются на основе совместной деятельности людей, требующей объединения усилий для решения общих задач, согласования целей, выбора средств их достижения, увязывания частных и общественных интересов. В то же время коллективизм предполагает в каждом человеке развитое чувство личной ответственности, чуткой совести, иными словами, требует осознания себя личностью .

3) Коллективизм - — главенство некоего коллектива или группы, напр., общества, гос-ва, нации или класса , над человеческой личностью . Перефразируя известное выражение Б. Муссолини, относящееся к гос-ву, суть К. можно передать принципом: “Все в коллективе, все благодаря коллективу, ничего против коллектива”. К. противостоит индивидуализму , подчеркивающему автономию личности, ее независимость и самостоятельную ценность . Термином “К.” обозначают и конкретные общества, решительно и последовательно реализующие принцип К. Под К. понимается также социальная система , стремящаяся с помощью любых средств, включая и насилие , радикально преобразовать общество во имя достижения некой единой всеподавляющей цели и отрицающая во имя этой цели автономию Индивида . Характерным примером такой системы является тоталитаризм , подчиняющий все без исключения стороны социальной и индивидуальной жизни контролю гос-ва и единственной правящей партии. К. может быть теоретическим, существующим в форме более или менее разработанного проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистического общества. Термин “К.” (“коллективистическое общество”) широко употребляется с кон. 19 — нач. 20 в., т.е. с того времени, когда социализм — ведущая форма К. индустриального общества — начал превращаться из вопроса теории в дело реальной социальной практики (Г. Лебон, Э. Дюркгейм, К. Поппер, Ф.А. Хайек, Р. Арон, 3. Бжезинский, В.В. Леонтович и др.) (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ).

4) Коллективизм - (лат. collectivus, от colligere - собирать вместе) - один из осн. принципов коммунистической нравственности, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива . Исторически К. как нравственный принцип зарождается еще в условиях буржуазного об-ва в среде рабочего класса , в его коллективном труде и совместных действиях против капитала . При социализме он становится формой отношений между людьми в самых различных областях социальной жизни в масштабах всего об-ва. Социалистический К. в корне противоположен буржуазному индивидуализму . Его социальной базой является общественная собственность на средства производства и обусловленная ею общность коренных целей и интересов людей. Содержание принципа К. включает решение следующих важнейших нравственных проблем: отношения личности и об-ва; определение целей и мотивов общественно полезной деятельности; соотношение общественных, коллективных и личных интересов; нормы повседневных взаимоотношений между людьми; соотношение коллектива и индивида с т. зр. нравственного авторитета и ответственности, В противоположность буржуазному принципу эгоизма К. подразумевает, что человек в своей общественно полезной деятельности исходит из мотива сохранения и умножения общественного достояния, ставит перед собой цель осуществления общественного блага . При этом человек служит об-ву не потому, что он повинуется чьей-то воле, а добровольно, на основе собственного понимания интересов об-ва и остальных людей, т. е. сознательно и свободно. Со своей стороны об-во также делает предметом своей первоочередной заботы потребности личности. Осознание этого единства общественных и личных интересов позволяет человеку в определенных случаях, когда в этом возникает необходимость , добровольно поступиться своими интересами в пользу общественных. Признание приоритета общественных интересов не означает безусловного подавления интересов личных. Оно лишь позволяет преодолевать возникающие между ними противоречия, к-рые имеют частный, преходящий характер , и в конечном итоге способствовать достижению максимального удовлетворения интересов всех членов об-ва. Отсутствие антагонистических противоречий между интересами людей и общность их осн. целей при социализме способствуют развитию отношений товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности, принципиальности, честности и искренности, доверия и уважения между людьми. Принцип К. отражает в себе подлинно человеческий характер социалистических отношений и самым тесным образом связан с гуманизмом коммунистической морали. Принцип К. предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки, но и за судьбы множества людей, коллектива, в конечном счете за судьбы об-ва. В то же время каждый отдельный человек отвечает за свои поступки перед окружающими, перед коллективом, в к-ром он живет, учится, работает. Признание своей ответственности перед коллективом и его морального авторитета вовсе не умаляет значения совести личности. Просто каждый человек, совершая поступки, затрагивающие интересы об-ва, должен быть готовым выставить их на суд общественного мнения, в создании к-рого он сам участвует наравне со всеми. Это не означает, однако, что в социалистическом об-ве повседневная деятельность личности должна быть объектом публичного контроля; в этом нет никакой необходимости. По мере развития коммунистической сознательности людей возрастает степень самостоятельности и личной свободы каждого человека в исполнении им общественного долга . Т. обр., принцип К. не имеет ничего общего с обезличиванием человека, подавлением подлинной свободы личности и ее интересов, как его пытаются изобразить противники коммунистической нравственности.

5) Коллективизм - - в социально-философском смысле включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях , и, пожалуй, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т. д.). Коллективизмом называется также склонность присоединяться к коллективу и переносить часть личной ответственности на коллектив. Коллективизмом, наконец, называют взгляд, согласно которому время отдельных личностей миновало и наступило время коллективов. Коллективизм распространяется повсюду, где экономические, политические или духовные лишения так потрясают веру в самого себя, что индивид уже перестает верить в свою способность одному справиться с трудностями и проблемами существования. Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм .

Коллективизм

- по [7] "полностью подчиняет личность обществу и свое законченное выражение находит в тоталитаризме . Согласно последовательному коллективизму , личность лишена всяких прав. Теоретической основой коллективизма является убеждение в том, что существует только общность , а отдельные люди , личности суть ее " моменты ". Но эта точка зрения представляет собой несомненное заблуждение . Верно как раз противоположное; подлинной реально стью обладают отдельные люди, а не общество в целом . Если общество и реально, то, безусловно , оно реально в меньшей степени, чем составляющие его личности". Здесь можно отметить , что рассуждения Ю.Бохеньского не закончены. А фраза , что "реально в меньшей степени", напоминает выражение "не совсем беременна". С точки зрения феномена разума , интересным оказалось именно возникновение категорий - то есть абстракций, которым в реальном мире человека соответствуют достаточно устойчивые и не менее реальные, чем тела , вещи нематериальной природы. Человек же и общество сосуществуют в единстве и противопоставлять их в духе "последовательного" (читай "безумного") коллективизма или индивидуализма , как говорят в народе : "... и глупо и смешно". В то же время следует отметить, что как явление коллективизм является достаточно противоречивым, так как привносит в общественные отношения мощную негуманоидную составляющую, связанную с технологией принятия решений, понижением среднего интеллектуального уровня системы и т.п.; может быть оценен как "вынужденное" или "меньшее" зло.

(лат.-собирать вместе): жизненная позиция , требующая от человек а таких качеств, как дружелюбие, человечность , доверие, честность, великодушие, верно сть , без которых невозможна жизнь в обществе. Коллективистские отношения , находящие свое выражение во взаимной помощи и поддержке, складываются на основе совместной деятельности людей, требующей объединения усилий для решения общих задач, согласования целей, выбора средств их достижения, увязывания частных и общественных интересов. В то же время коллективизм предполагает в каждом человеке развитое чувство личной ответственности, чуткой совести, иными словами, требует осознания себя личность ю .

— главенство некоего коллектива или группы, напр., общества, гос-ва, нации или класса , над человеческой личность ю . Перефразируя известное выражение Б. Муссолини, относящееся к гос-ву, суть К. можно передать принципом: “Все в коллективе, все благодаря коллективу, ничего против коллектива”. К. противостоит индивидуализму , подчеркивающему автономию личности, ее независимость и самостоятельную ценность . Термином “К.” обозначают и конкретные общества, решительно и последовательно реализующие принцип К. Под К. понимается также социальная система , стремящаяся с помощью любых средств, включая и насилие , радикально преобразовать общество во имя достижения некой единой всеподавляющей цели и отрицающая во имя этой цели автономию Индивида . Характерным примером такой системы является тоталитаризм , подчиняющий все без исключения стороны социальной и индивидуальной жизни контролю гос-ва и единственной правящей партии. К. может быть теоретическим, существующим в форме более или менее разработанного проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистического общества. Термин “К.” (“коллективистическое общество”) широко употребляется с кон. 19 — нач. 20 в., т.е. с того времени, когда социализм — ведущая форма К. индустриального общества — начал превращаться из вопроса теории в дело реально й социальной практики (Г. Лебон, Э. Дюркгейм, К. Поппер, Ф.А. Хайек, Р. Арон, 3. Бжезинский, В.В. Леонтович и др.) (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ).

(лат. collectivus, от colligere - собирать вместе) - один из осн. принципов коммунистической нравственности, раскрывающий взаимо отношения отдельного человек а и общества в целом , личности и коллектива . Исторически К. как нравственный принцип зарождается еще в условиях буржуазного об-ва в среде рабочего класса , в его коллективном труде и совместных действиях против капитала . При социализме он становится формой отношений между людьми в самых различных областях социальной жизни в масштабах всего об-ва. Социалистический К. в корне противоположен буржуазному индивидуализму . Его социальной базой является общественная собственность на средства производства и обусловленная ею общность коренных целей и интересов людей. Содержание принципа К. включает решение следующих важнейших нравственных проблем: отношения личности и об-ва; определение целей и мотивов общественно полезной деятельности; соотношение общественных, коллективных и личных интересов; нормы повседневных взаимоотношений между людьми; соотношение коллектива и индивида с т. зр. нравственного авторитета и ответственности, В противоположность буржуазному принципу эгоизма К. подразумевает, что человек в своей общественно полезной деятельности исходит из мотива сохранения и умножения общественного достояния, ставит перед собой цель осуществления общественного блага . При этом человек служит об-ву не потому, что он повинуется чьей-то воле, а добровольно, на основе собственного понимания интересов об-ва и остальных людей, т. е. сознательно и свободно. Со своей стороны об-во также делает предметом своей первоочередной заботы потребности личности. Осознание этого единства общественных и личных интересов позволяет человеку в определенных случаях, когда в этом возникает необходимость , добровольно поступиться своими интересами в пользу общественных. Признание приоритета общественных интересов не означает безусловно го подавления интересов личных. Оно лишь позволяет преодолевать возникающие между ними противоречия, к-рые имеют частный, преходящий характер , и в конечном итоге способствовать достижению максимального удовлетворения интересов всех членов об-ва. Отсутствие антагонистических противоречий между интересами людей и общность их осн. целей при социализме способствуют развитию отношений товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности, принципиальности, честности и искренности, доверия и уважения между людьми. Принцип К. отражает в себе подлинно человеческий характер социалистических отношений и самым тесным образом связан с гуманизмом коммунистической морали. Принцип К. предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки, но и за судьбы множества людей, коллектива, в конечном счете за судьбы об-ва. В то же время каждый отдельный человек отвечает за свои поступки перед окружающими, перед коллективом, в к-ром он живет, учится, работает. Признание своей ответственности перед коллективом и его морального авторитета вовсе не умаляет значения совести личности. Просто каждый человек, совершая поступки, затрагивающие интересы об-ва, должен быть готовым выставить их на суд общественного мнения, в создании к-рого он сам участвует наравне со всеми. Это не означает, однако, что в социалистическом об-ве повседневная деятельность личности должна быть объектом публичного контроля; в этом нет никакой необходимости. По мере развития коммунистической сознательности людей возрастает степень самостоятельности и личной свободы каждого человека в исполнении им общественного долга . Т. обр., принцип К. не имеет ничего общего с обезличиванием человека, подавлением подлинной свободы личности и ее интересов, как его пытаются изобразить противники коммунистической нравственности.

- в социально-философском смысле включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношения х , и, пожалуй, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т. д.). Коллективизмом называется также склонность присоединяться к коллективу и переносить часть личной ответственности на коллектив. Коллективизмом, наконец, называют взгляд, согласно которому время отдельных личностей миновало и наступило время коллективов. Коллективизм распространяется повсюду, где экономические, политические или духовные лишения так потрясают веру в самого себя, что индивид уже перестает верить в свою способность одному справиться с трудностями и проблемами существования. Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм .

Значение слова Коллективизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Кибернетика - (от гр.кормчий): буквально « искусство управлять». Впервые учрежденный ...
  • Категории - класс людей или объектов одной природы. Эта ...
  • Картель - метод монополизации рынка, состоящий в заключении соглашения ...
  • Капитал - весь тот производственнотехнический аппарат, который люди создали из ...
  • Калам - термин арабомусульманской философии, означающий логическое рассуждение по ...
  • Кааба - (араб.куб): здание из серого камня в форме не ...
  • Культура - по [4]. "... людям прежде всего нужно ...
  • Казус - 1) случай отдельный факт ; 2) в ...
  • Критика - За последние десятилетия библейская К. как ветхозаветная, так ...
  • Красота - Та сторона явлений, которая, в своей специфической особенности, ...
  • Контракт - противоположность между двумя идеальными или реальными предметами ...
  • Клеанф - стоик, ученик Зенона и преемник его в ...
  • Керинф - один из первых по времени гностиков, по ...
  • Кампанелла - Философия Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все ...
  • Левиты - сословие низш. храм . служителей у др. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари