- в истории философии - метафорический концепт , фиксирующий образ человека , преодолевшего самообусловленность собственно й естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей, изоморфных ( либо так характеризуемых) образу С., в рамках традиции выступали: 1) " герои " - фигуранты древнегреческих мифов; 2) обожествляемые харизматические лидеры античности; 3) персонажи мистических культов, ориентированных на стирание "граней" между человеком и богами; 4) Иисус Христос , апостолы и приобщенные святые (ср. - Павел : "Все мне позволительно, но не все полезно ; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною"); 5) культовые фигуры христианских ересей ( праведник , вошедший в царство Божье, обозначался в текстах монтанитов - 2 в. - как С.); 6) идеал эпохи Возрождения - человек как "хозяин", "мастер" храма Природы; 7) личности- гении - герои творчества немец кого романтизма и философской классики ( Гердер призыв ал устранить общественные условия , превращающие основную массу индивидов в "полулюдей", а одного из них - в С.); 8) "выдающиеся личности", способные, согласно марксизму , предв идет ь осевой вектор истории и, содействуя его осуществлению, реализующие "освобождающий весь мир подвиг"; 9) в концепции футуризма - возвышающийся над взаимозаменяемыми "штифтиками" социальной машины носитель суперволи, свободный от биологической ограниченности и социально-нравственных ограничений ("футурист Мафарка" у Маринетти ); 10) персонифицированная несущая конструкция учения Ницше , репрезентирующая идею, согласно которой, по оценке Фуко , "следует освободить жизнь в самом человеке, по тому что человек сам является своего рода ее тюремщиком". Как умозрительный носитель поворотного философского дискурса термин "С." у Ницше был ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения - овладения им его же пробужденными иррациональными силами. (В отличие от "Черта" у Достоевского, С. у Ницше не был дистанцирован автором от самого себя , выступая героем - носителем его личной жизнесоразмерной проблемы - " можно ли облагородить человечество ?". Провозвестником С. в творчестве Ницше выступает Заратустра : "Смотрите, - заклинает он /Заратустра - А.Г., М.М., T.P./, - я учу вас о сверхчеловеке ! Сверхчеловек - смысл земли".) Главными источниками идеи С. явились провозглашенные Ницше бунт против Бога, борьба против христианства. Не являясь п опыт кой теоретического отрицания Бога, вера в которого, согласно Ницше, "парализует", концепт С. был ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека, на переход последнего "по ту сторону добра и зла". По Ницше, "этот более ценный тип уже существовал нередко , но лишь как счастливая случайность , как исключение , - и ни когда как нечто преднамеренное. Наоборот , его боялись более всего ; до сих пор он внушал почти ужас , и из страха перед ним желали, взращивали и достигали человека противоположного типа : типа домашнего животного, стадного животного, больного животного - христианина". При этом важно подчеркнуть : в истории людей, согласно Ницше, не было ни одного С.: "Душное сердце и холодная голова - где они встречаются, там возникает ураган , который называют "избавителем". Поистине , были люди более великие и более высокие по рождению, чем те, кого народ называет избавителями, эти увлекающие все за собой ураганы ! И еще от более великих, чем были все избавители, должны вы, братья мои, избавиться , если хотите вы найти путь к свободе! Никогда еще не было сверхчеловека! Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого великого из них находил я - слишком человеческим!" С. у Ницше не утрачивает собственных инстинктов и желаний, он контролирует их, будучи способным творить себя сам. Идея С. оказалась призывом к началу великой борьбы человека за человеческое в себе . Категорически отвергая прагматический , атеоретический и "окончательный" пафос атеизма , Ницше создает экзистенциальный по духу глобальный проект мировой истории. Его Заратустра говорит: "... человек есть нечто, что должно превзойти . Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?.. Человек - это канат , натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью... В человеке важно то, что он мост , а не цель : в человеке можно любить только то, что он переход и гибель". Идея С. суть призыв к достижимому для самих людей, призыв к ним хотя бы частично преодолеть самих себя; идея С. провозглашает человеческие достоинства находящимися в перманентном изменении. Согласно Хайдеггеру, "Бог мертв - не атеистический тезис , а глубинный событийный опыт западной истории". (Ср. у Лукача - идея о "религиозном атеизме" Ницше.) Пафос ный разрыв Ницше с носителями идеологии черни ("... кого более всего я ненавижу между теперешней сволочью? Сволочь социалистическую..."); провозглашаемая им (не расистская даже, а биологическая) аристократическая "антропологическая революция " - обусловили конституирование достаточно целостных реакционных общественно-политических программ переустройства человеческого существования, традиционно идентифицирующихся с идеей С. Отрицая религию как форму организации повседневного опыта первобытного человека (социальной базой христианства у Ницше выступали "подонки" античного мира ); проповедуя преодоление страха смерти из гордости, ибо "жертвенность - удел слабых", - Ницше трактовал обретение подлинной свободы как высшего смысла бытия С. в качестве процедуры осуществления решительных волевых актов вне морали. Принципиальные иерархичность и имморализм переходного состояния социума по мере его трансформации в общество "сверхлюдей" неизбежно индоктринировали в массовое сознание европейцев начала 20 ст. идею позитивности тотальной организации всех форм жизнедеятельности индивидов. Перспективные реконструкции и новаторские интерпретации творчества Ницше, осуществленные во второй половине 20 в., расставили иные акценты и вскрыли новые смыслы в идее С. Элиминация Ницше какого-либо субъекта из структуры философского дискурса (ни человек, ни Бог, а человек на месте Бога - "еще менее того ") была , в частности, истолкована Делезом как высокоэвристичное замещение этого субъекта "свободной, анонимной и номадической сингулярностью , пробегающей как по человеку, так и по растениям и животным, независимо от материи их индивидуальности и форм их личности". С. у Ницше в таком контексте не может означать ничего другого, кроме "высшего типа всего, что есть". По мысли Делеза, идея "С." отражает опору современного человека на принципиально новые внешние ему силы , оперативный механизм которой формируется посредством своеобычной Сверх-складки. О конституирозании последней "свидетельствуют изгибы, присущие цепочкам генетического кода , возможности кремния в компьютерах третьего поколения, а также контуры фразы в литературе модерна , когда язык у "только и остается, что загнуться в вечной оглядке на себя". Тем самым, по мнению Делеза, силы человека взаимодействуют с " силой кремния, берущего реванш над углеродом, с силами генетических компонентов, берущих реванш над организмом, с силой аграмматикальностей, берущих реванш над означающим". В духе концепции Фуко человек тяготеет к тому, чтобы освободить в себе самом жизнь, труд и язык. С. в таком контексте оказывается "формальным соединением новых сил с силами внутри человека, ... формой, проистекающей из новых взаимоотношений сил". С. - это человек (по версии Фуко - А.Рембо), заряженный "даже животными (код, который может захватить фрагменты других кодов, как это происходит в новых схемах "боковой" или ретроградной эволюции), ... даже горными породами, или же неорганикой (где властвует кремний ), ... бытием языка ("той бесформенной, немой , не наделенной значениями области, где язык может освободиться" даже от того, что он должен сказать ). Таким образом, понятие "С." обретает в философии постмодернизма нетрадиционное звучание , последовательно раскрываясь новыми гранями своей семантики в следующих хронологически и содержательно сменяющих друг друга концептуальных контекстах: 1) В рассуждениях Батая понятие "С." фигурирует в плане семантического различения двух типов суверенности: "архаического" и "классического". Если суверенность архаического типа принципиально отвергает "осуществление власти" и в связи с этим имплицитно "подразумевает какую-то помощь", то суверенность классического типа, напротив , неразрывно связана с "суверенностью управления". Различение этих типов суверенности может быть приведено в соответствие с различением феноменов "мажорного" и "минорного", которые так же, как и типы суверенности, не образуют между собой жесткой оппозиции, но задают целый спектр игр "верха" и "низа", в контексте которых Батай , по оценке Деррида , осуществляет фундаментальную аналитику префикса "sur-" или "сверх-" ("сверхреальное", "С." и др.) - "во всех возможных... переворачиваниях с ног на голову" (Деррида). 2) Новый статус понятие "С." обретает в рамках парадигмы "смерти субъекта": традиционная для западного типа философствования тема С. начинает трактоваться как попытка усмотрения и фиксации границ возможного функционирования (пределов жизнеспособности) понятия "человек". По формулировке Фуко, " речь идет не о том, чтобы утверждать , что человек умер, но о том, чтобы отправляясь от темы - которая... с конца 19 века беспрестанно воспроизводится, - что человек умер (или что он скоро исчезнет, или что ему на смену придет сверхчеловек), - чтобы, отправляясь от этого, понять , каким образом, согласно каким правилам формировалось и функционировало понятие человека". 3) В контексте того фундаментального поворота, который осуществляется современным постмодернизмом в сторону формирования новой парадигмы, основанной на идее трансгрессии ( подобно тому, как прежний , диалектический , стиль философствования был, по оценке Фуко, основан на идее противоречия), понятие "С." актуализируется в аспекте своей интенции к трансгрессии за пределы собственно человеческой природы - переходу к принципиально иным способам бытия человека, непрогнозируемым и радикально отличным как от наличных, так и от рационально дедуцируемых из них. В целом С. в традиции философии постмодернизма - это "нечто гораздо меньшее, чем исчезновение существующих людей, и нечто гораздо большее, чем изменение понятия: это пришествие новой формы, не Бога и не человека, и можно надеяться , что она не будет хуже двух предыдущих" (Делез). (См. также " Смерть субъекта ", " Смерть Бога ", Трансгрессия .)
представление о совершенном человек е , являющемся таковым не благодаря воспитанию его друг ими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы . Идея сверхчеловека имелась уже у Лукиана; в немецкой философии она появилась с начала у Генриха Мюллера под названием «богочеловек», затем у Гердер а, Гиппеля, Пауля; для Гете человек, по-видимому, есть только «бросок к высшей цели»; близ кого к э тому взгляда придерживался и Ницше . Концепцию сверхчеловека всесторонне развивает П. Успенский, ученик Гурджиева.
— понятие европейской философии и культуры, означающее человека , стоящего в духовном и физическом отношении неизмеримо выше всех остальных людей. Представление о С. впервые можно встретить в мифах о героях, о «полубогах». С. считался в антич. истории Александр Македонский, а позднее Юлий Цезарь. Наи более явственно учение о С. выступило в христианстве, для которого С. — это Иисус Христос , а также истинный христианин, через смирение пришедший к пре образ ованию своей сущности и достигший преображения. В эпоху Возрождения типом С. был описанный Н. Макиавелли государь, носитель абсолютной власти. У нем. романтиков и А. Шопенгауэра С. — это гений , неподвластный обычным человеческим законам. Для многих мыслителей 19 в. ярким образцом С. был Наполеон. Все последующие интерпретации С. явно или неявно находятся под влиянием учения Ф. Ницше . Человек , по мнению Ницше, — это путь , или мост к С. Последний собственно и есть человек в подлинном смысл е э того слова, подавивший в себе животное начало и живущий в атмосфере свободы. Философ , художник и святой являются в этом плане вечными представителями сверхчеловечности. Но в конце эпохи нигилизма обнаруживается новая потребность в С. После того, как нигилизм разрушил все ценности и убил Бога, только С. может взять на себя господство над землей. Человек как воля к власти должен водрузить самого себя над собой , сделать С. мерилом всего человечес кого . С. надо отличать по превышающей саму себя чистой воле к власти, а не по отдельным желаниям и потребностям. Приняв на себя бессмысленность мира , человек продолжает жить, жизнь как возрастание воли становится для него всем. Становление С. не имеет ничего общего с биологической эволюцией или мутацией в какой-то новый вид. С. — это человек, достигший нового понимания себя, личность , радикально перестроившая свое сознание , способная преодолеть хаос своих страстей, достигнуть гармоничности и целостности духовной жизни, способная принимать в себя и духовно преображать все явления мира — как прекрасные, так и безобразные. Это человек, который своей мощной волей продолжает существование мира, приходит в историю в ее критические моменты . Таковыми были для Ницше Гёте и Наполеон. Это не дети своего времени, они врываются в настоящее как носители более древней и более сильной эпохи, и все временное и преходящее, на что они накладывают отпечаток своей личности, получает вечное измерение . Появление гения — это действие в истории закона вечного возвращения того же самого. Ницше Ф. Несвоевременные размышления . Воля к власти // Избр. произв: В 3 т. М, 1994.
- представление о совершенном человек е , являющемся таковым не благодаря воспитанию его друг ими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы . Идея сверхчеловека имелась уже у Лукиана; в нем. философии она появилась с начала у Генриха Мюллера под названием "богочеловек", затем у Гердер а, Гиппеля, Пауля; для Гёте человек, по-видимому, есть только "бросок к высшей цели"; близ кого к э тому взгляда придерживался и Ницше .