Что такое Случайность? Значение слова Случайность в философском словаре

1) Случайность - - категория методологии науки и теории познания, означающая нетипичную конкретную причинную связь для выделенного (фиксированного) явления. Говорить о случайности можно только с точки зрения познающего субъекта . В мире же все причинно обусловлено, так как в нем нет выделенных объектов - мир един.

2) Случайность - характер того, что существует как случайный факт , т.е. того, что могло бы не быть. Термин создан Фихте для обозначения вообще всего, что дано без причины. (Например, реальность мира – это «случайная данность», поскольку мы не выводим ее из рационального умозаключения; случайность противостоит генезису или рациональной дедукции; источник случайности – человеческая свобода .) Термин был подхвачен экзистенциальной философией (Хайдеггер, Сартр): случайность экзистенции выражает тот факт, что наша экзистенция недоказуема, непонятна в самой себе. Случайность существования сводится к двум основным характеристикам: 1) Мы даны самим себе, т.е. мы рождаемся до того, как себя осознаем, и открываем для себя свое существование как факт, который можно лишь констатировать, а не объяснить; 2) Мы свободны в ориентировании нашего существования в том или ином направлении; нет закона , нет предназначения, данных нам заранее и необходимо регулирующих течение нашей жизни. Все, что мы делаем, остается «случайным». См. Абсурд .

3) Случайность - - то, что может произойти, а может и нет. Случайность имеет причину своего существования во внешних обстоятельствах.

4) Случайность - - то, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных.

5) Случайность - — филос. категория для обозначения таких связей между явлениями реального мира, которые в одних условиях могут осуществиться, а в других — нет. В противоположность этому, когда такая связь осуществляется неизбежно и всегда, то ее определяют как необходимую (см.: Необходимость ). Отсюда следует, что С. и логически, и исторически нельзя рассматривать в отрыве от необходимости, а тем более противопоставлять ей. Такое противопоставление всегда приводило к одностороннему, а следовательно, ошибочному взгляду на мир. В истории философии подход к определению С. зависел от характера или типа того мировоззрения, в рамках которого она рассматривалась. Так, в механистической картине мира, где господствовала концепция «жесткого» детерминизма , случайные явления либо отрицались вообще, либо под ними подразумевались явления, причины которых были неизвестны. Считалось, что как только эти причины будут найдены, явления автоматически окажутся необходимыми. Напр., П. Гольбах категорически утверждал: «Ничего в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами». Такой взгляд на С. находился в полном согласии с научными представлениями и картиной мира естествознания 17—18 вв. Классическое естест-вознание и прежде всего механика анализировали только такие процессы , результаты которых можно было предсказать с полной достоверностью . Хотя уче-ные осознавали приближенный характер подобных представлений в применении к действительности, в теории продолжали придерживаться концепции «жесткого» детерминизма. Наиболее ясно ее выразил П. Лаплас, по фамилии которого такой детерминизм часто называют лапласовским: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказал- ся достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу , обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной, наряду с движением легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверным, и будущее , также как и прошедшее, предстало бы перед его взором». Однако концепции «жесткого» (лапласовского) детерминизма и механистического мировоззрения в целом все больше и больше приходили в противоречие с реальными явлениями и событиями, которые стали изучаться в физике, биологии и социальных науках . С. все настойчивее вторгалась в науку и требовала своего исследования. Если считать все явления, процессы и связи между ними только необходимыми, остается непонятным, как может возникать новое в мире. О такой возможности догадывались еще некоторые антич. материалисты. Так, Лукреций в поэме «О природе вещей» вынужден был допустить произвольное отклонение в движении атомов, т.е. С., чтобы сохранить возможность появления новых вещей в мире. В настоящее время конструктивная роль С., ее значение для объяснения возникновения нового в развитии находят все большее признание в науке. Количественным анализом случайных событий занимается математическая теория вероятностей, которая оценивает степень возможности появления таких событий. Практика показывает, что чем чаще появляется событие при данных условиях наблюдения, тем выше степень его вероятности. На этом исходном положении основывается статистическая интерпретация вероятности, которая рассматривает не отдельные случайные события , а случайные события массового, повторяющегося характера. Именно такие события исследуют современное естествознание и общественные науки. Хотя поведение отдельного элемента или некоторого ансамбля остается при этом случайным, но совокупное взаимодействие большого числа случайностей дает возможность оценить вероятность устойчивого поведения всего их ансамбля в целом. Т.о., именно в результате взаимодействия множества случайностей возникает определенная регулярность и устойчивость в поведении или функционировании совокупности или системы, которую называют статистической закономерностью. О Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. М, 1908; Гольбах П. Избр. антирелигиозные произв. М., 1934. Т 1; Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. М., 1999. Г. И. Рузавин

6) Случайность - — см. Необходимость и случайность .

Случайность

- категория методологии науки и теории познания, означающая нетипичную конкретную причинную связь для выделенного (фиксированного) явления . Говорить о случайности можно только с точки зрения познающего субъекта . В мире же все причинно обусловлено, так как в нем нет выделенных объектов - мир един.

характер того, что существует как случайный факт , т.е. того, что могло бы не быть. Термин создан Фихте для обозначения вообще всего, что дано без причины. (Например, реальность мира – это «случайная данность», поскольку мы не выводим ее из рационального умозаключения; случайность противостоит генезису или рациональной дедукции; источник случайности – человеческая свобода .) Термин был подхвачен экзистенциальной философией (Хайдеггер, Сартр): случайность экзистенции выражает тот факт, что наша экзистенция недоказуема, непонятна в самой себе. Случайность существования сводится к двум основным характеристикам: 1) Мы даны самим себе, т.е. мы рождаемся до того, как себя осознаем, и открываем для себя свое существование как факт, который можно лишь констатировать, а не объяснить; 2) Мы свободны в ориентировании нашего существования в том или ином направлении; нет закона , нет предназначения, данных нам заранее и необходимо регулирующих течение нашей жизни. Все, что мы делаем, остается «случайным». См. Абсурд .

- то, что может произойти, а может и нет. Случайность имеет причину своего существования во внешних обстоятельствах.

- то, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных.

— филос. категория для обозначения таких связей между явления ми реального мира, которые в одних условиях могут осуществиться, а в других — нет. В противоположность этому, когда такая связь осуществляется неизбежно и всегда, то ее определяют как необходимую (см.: Необходимость ). Отсюда следует, что С. и логически, и исторически нельзя рассматривать в отрыве от необходимости, а тем более противопоставлять ей. Такое противопоставление всегда приводило к одностороннему, а следовательно, ошибочному взгляду на мир. В истории философии подход к определению С. зависел от характера или типа того мировоззрения, в рамках которого она рассматривалась. Так, в механистической картине мира, где господствовала концепция «жесткого» детерминизма , случайные явления либо отрицались вообще, либо под ними подразумевались явления, причины которых были неизвестны. Считалось, что как только эти причины будут найдены, явления автоматически окажутся необходимыми. Напр., П. Гольбах категорически утверждал: «Ничего в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами». Такой взгляд на С. находился в полном согласии с научными представлениями и картиной мира естествознания 17—18 вв. Классическое естест-вознание и прежде всего механика анализировали только такие процессы , результаты которых можно было предсказать с полной достоверностью . Хотя уче-ные осознавали приближенный характер подобных представлений в применении к действительности, в теории продолжали придерживаться концепции «жесткого» детерминизма. Наиболее ясно ее выразил П. Лаплас, по фамилии которого такой детерминизм часто называют лапласовским: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказал- ся достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу , обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной, наряду с движением легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверным, и будущее , также как и прошедшее, предстало бы перед его взором». Однако концепции «жесткого» (лапласовского) детерминизма и механистического мировоззрения в целом все больше и больше приходили в противоречие с реальными явлениями и событиями, которые стали изучаться в физике, биологии и социальных науках . С. все настойчивее вторгалась в науку и требовала своего исследования. Если считать все явления, процессы и связи между ними только необходимыми, остается непонятным, как может возникать новое в мире. О такой возможности догадывались еще некоторые антич. материалисты. Так, Лукреций в поэме «О природе вещей» вынужден был допустить произвольное отклонение в движении атомов, т.е. С., чтобы сохранить возможность появления новых вещей в мире. В настоящее время конструктивная роль С., ее значение для объяснения возникновения нового в развитии находят все большее признание в науке. Количественным анализом случайных событий занимается математическая теория вероятностей, которая оценивает степень возможности появления таких событий. Практика показывает, что чем чаще появляется событие при данных условиях наблюдения, тем выше степень его вероятности. На этом исходном положении основывается статистическая интерпретация вероятности, которая рассматривает не отдельные случайные события , а случайные события массового, повторяющегося характера. Именно такие события исследуют современное естествознание и общественные науки . Хотя поведение отдельного элемента или некоторого ансамбля остается при этом случайным, но совокупное взаимодействие большого числа случайностей дает возможность оценить вероятность устойчивого поведения всего их ансамбля в целом. Т.о., именно в результате взаимодействия множества случайностей возникает определенная регулярность и устойчивость в поведении или функционировании совокупности или системы, которую называют статистической закономерностью. О Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. М, 1908; Гольбах П. Избр. антирелигиозные произв. М., 1934. Т 1; Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. М., 1999. Г. И. Рузавин

— см. Необходимость и случайность .

Значение слова Случайность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Саби - характерный признак «подлинного стиля» поэзии хокку, идеал концепции ...
  • Схоластика - [греч. scholasticos школьный, "школьная философия "] ...
  • Сущность - по [2] смысл данной вещи то, что ...
  • Суицид - самоубийство . Позволим себе цитату из работы ...
  • Субъект - элемент системы познания сознание человека познающего ...
  • Сублимация - по [12] непосредственный переход при нагревании твердого ...
  • Структура - строение и форма организации вещи (системы), обусловленная ...
  • Самодостаточность - 1) возникновение естественным образом и возможность дальнейшего ...
  • Самец - в обществе и животном мире существо, способное ...
  • Сублимация - (от лат. sublimo возвышаю) переключение энергии ...
  • Страх - Для обозначения этого феномена используются этимологически родственные термины ...
  • Социобиология - направление в философии и социологии, ставящее своей ...
  • Смерть - одна из основных тем философского размышления, долгое ...
  • Симуляция - Хотя понятие С. встречается уже в 60х годах ...
  • Мудрость - свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари