Что такое Изменение? Значение слова Изменение в философском словаре

1) Изменение - - понятие , входящее в состав совокупности понятий, характеризующих движение и развитие . И. понимается как возникновение или уничтожение свойств объекта , увеличение или уменьшение его параметров, его перемещение или преобразование, переход в иную форму. И. - по отношению к определенному объекту - могут классифицироваться как внутренние и внешние, количественные и качественные, частичные и системные. В античной и средневековой философии объекты И. трактовались в основном по образу и подобию вещей, включенных в повседневную практику человека . В этом аспекте И. соотносились с устойчивостью , сохранностью, постоянством формы и состава вещей. Если устойчивость характеризовала тождественность вещи самой себе, то И. фиксировали различия вещи в отношении себя, становление ее чем-то другим. В этом смысле И. толковалось как потенция вещи к иному бытию, к перевоплощению и преобразованию. В философии и науке нового времени И. вещей стало определяться под сильным воздействием представлений классической динамики как перемещение тел, сведенное, по сути, к движениям материальных точек. В связи с этим исходные характеристики И. оказались сопряжены с анализом и описанием внешних и количественных изменений. Развитие наук о жизни, обществе и человеке приводит к установлению тесной связи между И. и сохранением, устойчивостью, способом существования биологических и социальных систем. Отличия вещи, системы, целостности от самой себя теперь могут истолковываться и все чаще понимаются как выражения ее устойчивого бытия, как сохранение ее жизненной определенности. Объект как система или система объектов предстают в этом плане структурами согласованных, взаимосвязанных И., приобретающих образ соизменения (или соизменений), обеспечивающего устойчивость динамической формы объекта или взаимодействия между объектами. Этот сдвиг в понимании И. был продиктован в основном развитием новейших областей познания, нацеленных уже не на вещи, а на "неклассические" объекты физики, биологии и обществознания, фиксируемые через постоянно происходящие в них И. (перемещения частиц, эволюционные сдвиги, изменения в сфере народонаселения, производства, экономических структур, информации). И. становится исходным пунктом познания объекта: фиксация объекта через И. познавательной ситуации создает предпосылки к И. самого познания, к его движению по пути описания устойчивых форм объекта. Если в классике тождество объекта самому себе было условием описания И., с ним происходящих, то теперь И. становится условием проникновения в устойчивые формы бытия объекта. В аспекте отношений общества к природе И. все более обретает смысл самоизменения общества. Соизменения социальных и природных систем определяют задачу самоизменения общества (его производственных, технических, политических структур, его культурных, научных, мыслительных стереотипов). Осознание и решение этой задачи - путь сохранения общества, важный, может быть, решающий этап социальной эволюции. Способность к самоизменению оказывается важнейшей и для общества в целом, и для бытия отдельной человеческой личности. Наличие этой способности дает человеку возможность сохранения его основных качеств, его участия в процессах бытия, соизмерения с этими процессами сил и форм своей жизни. В. Е. Кемеров

2) Изменение - - превращение в другое, переход из одного качественно определенного бытия в качественно другое определенное бытие . Изменение определяется объемом и направлением, длительностью и скоростью. Гераклит считал, что все находится в постоянном изменении, для элеатов же изменение - только чистая видимость , ибо бытие неподвижно. Анаксагор , Эмпедокл, Демокрит, Эпикур сводили изменение к соединению и разъединению неизменных элементарных частиц (атомов). Согласно Платону , чувственные вещи находятся в постоянном изменении, в то время как их прообразы, идеи , остаются неподвижными. Аристотель , первый из философов рассматривавший проблему изменения как научную, насчитывал четыре вида изменений: изменение места, качества, количества, субстанции. С появлением теории развития понятие изменения снова привлекло к себе внимание , поскольку развитие является, помимо всего, также и постоянным изменением. Коррелятом понятия "изменение" является понятие "неизменности", но на деле последнее зачастую оказывается медленным изменением. Некоторые направления в метафизике пытались усмотреть за изменением неподвижное бытие, субстанцию; см. также Явление .

3) Изменение - — наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие , переход из одного состояния в др. И. включает в себя любые пространственные перемещения тел, внутренние превращения форм движения, все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. И. охватывает как количественное увеличение или уменьшение характеристик тел, так и их качественные трансформации. Исторически претерпевают И. не только любые конкретные свойства тел, но и сами законы движения материи. В философии И. всегда противопоставлялись покой и устойчивость тел, но они относительны, так как являются частным случаем и результатом общего движения материи.

Изменение

- понятие , входящее в состав совокупности понятий, характеризующих движение и развитие . И. понимается как возникновение или уничтожение свойств объекта , увеличение или уменьшение его параметров, его перемещение или пре образ ование , переход в иную форму. И. - по отношению к определенному объекту - могут классифицироваться как внутренние и внешние, количественные и качественные, частичные и системные. В античной и средневековой философии объекты И. трактовались в основном по образу и подобию вещей, включенных в повседневную практику человека . В этом аспекте И. соотносились с устойчивость ю , сохранностью, постоянством формы и состава вещей. Если устойчивость характеризовала тождественность вещи самой себе , то И. фиксировали различия вещи в отношении себя , становление ее чем-то другим. В этом смысл е И. толковалось как потенция вещи к иному бытию, к перевоплощению и преобразованию. В философии и науке нового времени И. вещей стало определяться под сильным воздействием представлений классической динамики как перемещение тел, сведенное, по сути, к движениям материальных точек . В связи с этим исходные характеристики И. оказались сопряжены с анализом и описанием внешних и количественных изменений. Развитие наук о жизни, обществе и человеке приводит к установлению тесной связи между И. и сохранение м, устойчивостью, способом существования биологических и социальных систем. Отличия вещи, системы, целостности от самой себя теперь могут истолковываться и все чаще понимаются как выражения ее устойчивого бытия, как сохранение ее жизненной определенности. Объект как система или система объектов предстают в этом плане структурами согласованных, взаимосвязанных И., приобретающих образ соизменения (или соизменений), обеспечивающего устойчивость динамической формы объекта или взаимодействия между объектами. Этот сдвиг в понимании И. был продиктован в основном развитием новейших областей познания, нацеленных уже не на вещи, а на "неклассические" объекты физики, биологии и обществознания, фиксируемые через постоянно происходящие в них И. (перемещения частиц, эволюционные сдвиги, изменения в сфере народонаселения, производства, экономических структур, информации). И. становится исходным пунктом познания объекта: фиксация объекта через И. познавательной ситуации создает предпосылки к И. самого познания, к его движению по пути описания устойчивых форм объекта. Если в классике тождество объекта самому себе было условием описания И., с ним происходящих, то теперь И. становится условием проникновения в устойчивые формы бытия объекта. В аспекте отношений общества к природе И. все более обретает смысл самоизменения общества. Соизменения социальных и природных систем определяют задачу самоизменения общества (его производственных, технических, политических структур, его культурных, научных, мыслительных стереотипов). Осознание и решение этой задачи - путь сохранения общества, важный , может быть , решающий этап социальной эволюции. Способность к самоизменению оказывается важнейшей и для общества в целом , и для бытия отдельной человеческой личности. Наличие этой способности дает человеку возможность сохранения его основных качеств, его участия в процессах бытия, соизмерения с этими процессами сил и форм своей жизни. В. Е. Кемеров

- превращение в другое, переход из одного качественно определенного бытия в качественно другое определенное бытие . Изменение определяется объемом и направлением, длительностью и скоростью. Гераклит считал, что все находится в постоянно м изменении, для элеатов же изменение - только чистая видимость , ибо бытие неподвижно. Анаксагор , Эмпедокл, Демокрит, Эпикур сводили изменение к соединению и разъединению неизменных элементарных частиц (атомов). Согласно Платону , чувственные вещи находятся в постоянном изменении, в то время как их про образ ы, идеи , остаются неподвижными. Аристотель , первый из философов рассматривавший проблему изменения как научную, насчитывал четыре вида изменений: изменение места, качества, количества, субстанции. С появлением теории развития понятие изменения снова привлекло к себе внимание , поскольку развитие является, помимо всего, также и постоянным изменением. Коррелятом понятия "изменение" является понятие "неизменности", но на деле последнее зачастую оказывается медленным изменением. Некоторые направления в метафизике пытались усмотреть за изменением неподвижное бытие, субстанцию; см. также Явление .

— наи более общая форма бытия всех объект ов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие , переход из одного состояния в др. И. включает в себя любые пространственные перемещения тел, внутренние превращения форм движения, все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. И. охватывает как количественное увеличение или уменьшение характеристик тел, так и их качественные трансформации. Исторически претерпевают И. не только любые конкретные свойства тел, но и сами законы движения материи. В философии И. всегда противопоставлялись покой и устойчивость тел, но они относительны, так как являются частным случаем и результатом общего движения материи.

Значение слова Изменение в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Индивидуация - в аналитической психологии Юнга процесс психического развития ...
  • Идентичность - (Identitat, identity, l&identite). Как логическая категория И. означает ...
  • Игра - В ряде социологических и эстетических концепций понятие И. ...
  • Итеративность - понятие введенное Деррида для преодоления фундаментальных принципов ...
  • Историцизм - философская доктрина согласно которой знание о человеческой ...
  • Истина - соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли ...
  • Искусство - особая форма освоения мира человеком, в которой ...
  • Ислам - (араб. ал Ислам покорность предание себя Богу) ...
  • Иррационализм - (от лат. ratio мышление, рассудок разум ) ...
  • Интуиция - способность познания, отличающаяся от опыта и разума ...
  • Интерпретация - (лат. interpretatio разъяснение, истолкование) в герменевтике ...
  • Интеллигенция - в России XIX в.: " группа движение ...
  • Инициация - (от лат. initiare вводить, посвящать) 1) ...
  • Индифферентизм - (от лат. indifferentia отсутствие различий) устойчивое ...
  • Автоматизм - (греч. automaton — самодвижущееся) — действия, совершаемые без ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари