Что такое Софистика? Значение слова Софистика в философском словаре

1) Софистика - - 1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму , первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин "С." происходит от греческого слова " софист " (sophistes - мудрец ), которым тогда называли платных учитилей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. В античной С. отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о "старших" и "младших" софистах. Старшие софисты (Протагор, Горгий , Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора " Человек есть мера всех вещей" трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, " самостью "; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла , в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к "истине". Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно но возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому. Горгий (предположительно 483-375 до н.э.) в сочинении "О несуществующем, или о природе" пошел дальше, объявив, что "вообще ничто не существует", в том числе и сама природа . Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В гносеологической концепции "старших" софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания. У "младших" софистов (Фразимах, Критий, Алкидам, Ликофрон, Полемон, Гипподам) С. вырождается в "жонглирование" словами, в фальшивые приемы "доказательства" истины и лжи одновременно. 2) (греч. sophisma - измышление, хитрость) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение . Различают следующие виды софизмов: а) софизм "учетверение термина" - силлогическое умозаключение , в котором нарушено правило простого категорического силлогизма : в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например, "Вор не желает приобрести ни- чего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего"; б) софизм недозволенного процесса - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: все птицы имеют крылья; некоторые яйцекладущие имеют крылья; в) софизм собирательного среднего термина - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: некоторые люди умеют играть на скрипке; все дипломаты - люди; все дипломаты умеют играть на скрипке.

2) Софистика - а) первоначально учение о мудрости и способах научения людей стать мудрым; б) умение хитроумно вести спор , прения, способ убедить, «что черное есть белое» путем незаметной подмены предмета обсуждения; в) методы мыслительной деятельности, главная цель которых искажение истины.

3) Софистика - - 1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму , первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин "С." происходит от греческого слова " софист " (sophistes - мудрец ), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. В античной С. отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о "старших" и "младших" софистах. Старшие софисты (Протагор, Горгий , Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора " Человек есть мера всех вещей" трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, " самостью "; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла , в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к "истине". Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно по возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому. Горгий (предполож. 483-375) в сочинении "О несуществующем, или о природе" пошел дальше, объявив, что вообще ничто не существует", в том числе и сама природа . Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В гносеологической концепции "старших" софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания. У "младших" софистов (Фра-зимах, Критий, Алкидам, Ликофрон, Нолемон, Гипподам) С. вырождается в "жонглирование" словами, в фальшивые приемы "доказательства" истины и лжи одновременно. 2) (греч. soplnsma - измышление, хитрость) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение . Различают следующие виды софизмов: а) софизм "учетверение термина" - силлогическое умозаключение , в котором нарушено правило простого категорического силлогизма : в каждом силлогизма должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например, "Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего", б) софизм недозволенного процесса - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: все птицы имеют крылья; некоторые яйцекладущие имеют крылья; в) софизм собирательного среднего термина - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: некоторые люди умеют играть на скрипке; все дипломаты-люди; все дипломаты умеют играть на скрипке. СВ. Воробьева

4) Софистика - - 1) философское течение в Древней Греции; 2) рассуждения ( вывод , доказательство ), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

5) Софистика - — сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Характеризуя С., в отличие от диалектики , Ленин писал, что гибкость понятии, примененная субъективно, равна софистике (Т. 29. С. 99). Характерными приемами С. являются: вырывание событии из их связи с др., применение закономерностей одной группы явлений к явлениям др. группы, одной исторической эпохи — к событиям др. эпохи и т. д. Как в науке, так и в политике С. играет реакционную роль .

Софистика

- 1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софист ов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму , первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин "С." происходит от греч еского слова " софист " (sophistes - мудрец ), которым тогда называли платных учитилей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ни чего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знания ми. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешне м сходстве явлений, на том, что со бытие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. В античной С. отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность , можно говорить о "старших" и "младших" софистах. Старшие софисты ( Протагор , Горгий , Гиппий , Продик , Антифонт ) исследовали проблемы политики, этики, государства, права , языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм , перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора " Человек есть мера всех вещей" трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характер а и способа, каким человек является человеком, " самостью "; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла , в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к "истине". Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того , что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно но возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать , может быть всем, чем она является каждому. Горгий ( предположительно 483-375 до н.э.) в сочинении "О несуществующем, или о природе" пошел дальше , объявив, что "вообще ничто не существует", в том числе и сама природа . Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В гносеологической концепции "старших" софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания. У "младших" софистов (Фразимах, Критий , Алкидам, Ликофрон, Полемон, Гипподам ) С. вырождается в "жонглирование" словами, в фальшивые приемы "доказательства" истины и лжи одновременно. 2) (греч. sophisma - измышление , хитрость ) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил ( софизм ов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение . Различают следующие виды софизмов: а) софизм "учетверение термина" - силлогическое умозаключение , в котором нарушено правило простого категорического силлогизма : в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например , "Вор не желает приобрести ни- чего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно , вор желает хорошего"; б) софизм недозволенного процесса - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: все птицы имеют крылья ; некоторые яйцекладущие имеют крылья; в) софизм собирательного среднего термина - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: некоторые люди умеют играть на скрипке; все дипломаты - люди; все дипломаты умеют играть на скрипке.

а) первоначально учение о мудрости и способах научения людей стать мудрым; б) умение хитроумно вести спор , прения, способ убедить, «что черное есть белое» путем незаметной подмены предмета обсуждения; в) методы мыслительной деятельности, главная цель которых искажение истины.

- 1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софист ов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму , первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин "С." происходит от греч еского слова " софист " (sophistes - мудрец ), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ни чего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знания ми. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешне м сходстве явлений, на том, что со бытие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. В античной С. отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность , можно говорить о "старших" и "младших" софистах. Старшие софисты ( Протагор , Горгий , Гиппий , Продик , Антифонт ) исследовали проблемы политики, этики, государства, права , языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм , перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора " Человек есть мера всех вещей" трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характер а и способа, каким человек является человеком, " самостью "; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла , в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к "истине". Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того , что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно по возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать , может быть всем, чем она является каждому. Горгий (предполож. 483-375) в сочинении "О несуществующем, или о природе" пошел дальше , объявив, что вообще ничто не существует", в том числе и сама природа . Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В гносеологической концепции "старших" софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания. У "младших" софистов (Фра-зимах, Критий , Алкидам, Ликофрон, Нолемон, Гипподам ) С. вырождается в "жонглирование" словами, в фальшивые приемы "доказательства" истины и лжи одновременно. 2) (греч. soplnsma - измышление , хитрость ) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил ( софизм ов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение . Различают следующие виды софизмов: а) софизм "учетверение термина" - силлогическое умозаключение , в котором нарушено правило простого категорического силлогизма : в каждом силлогизма должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например , "Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно , вор желает хорошего", б) софизм недозволенного процесса - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: все птицы имеют крылья ; некоторые яйцекладущие имеют крылья; в) софизм собирательного среднего термина - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: некоторые люди умеют играть на скрипке; все дипломаты-люди; все дипломаты умеют играть на скрипке. СВ. Воробьева

- 1) философское течение в Древней Греции; 2) рассуждения ( вывод , доказательство ), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

— сознательное применение в споре или в доказательства х неправильных доводов, т. наз. софизм ов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешне й, формальной правильностью. Характер изуя С., в отличие от диалектики , Ленин писал, что гибкость понятии, примененная субъективно, равна софист ике (Т. 29. С. 99). Характерными приемами С. являются: вырывание событии из их связи с др., применение закономерностей одной группы явлений к явлениям др. группы, одной исторической эпохи — к событиям др. эпохи и т. д. Как в науке, так и в политике С. играет реакционную роль .

Значение слова Софистика в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Святцы - — список святых правосл. церкви, составленный в порядке ...
  • Сверхъестественное - согласно религ. мировоззрению, сверхчувствен, реальность противопоставляемая действительному, ...
  • Сатурн - (от лат. satus посев) в др.римск. ...
  • Сатана - (от др.евр. сатан, букв. — противодействующий), дьявол — ...
  • Санкхья - одна из ортодокс. школ др.инд. философии. Учение ...
  • Самокрещенцы - см. Спасовский толк . ...
  • Салии - (лат. Salii, от salio прыгаю, пляшу) ...
  • Симулякр - (фр. simulacres, от simulation симуляция ) ...
  • Семиотика - (греч. semeion знак ) научная дисциплина ...
  • Семанализ - (semanalyse) " теория текстуального означивания"; семиотическая концепция ...
  • Свобода - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности ...
  • Самость - (1) в аналитической психологии Юнга архетип ...
  • Судьба - Философский смысл термина : 1. Судьба участь (Софокл); ...
  • Сходство - наличие хотя бы одного общего признака у ...
  • Мессианизм - (от др.евр. « машиах » помазанник ) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари