Противоречивее учение , отрицающее какое-либо существование за пределами субъект ивного сознания. Отрицание "других существ" (других субъективных сознаний) для солипсизма необязательно. Сам субъект - всего лишь комплекс ощущений, а "другие существа" могут сохраняться в виде иных комплексов. В любом случае подобное отрицание в С. не является краеугольным. Иногда оно дается как следствие . Критика солипсизма совершенно невозможна при сохранении категории " идеальное ". Условно-временный С., вытекающий из принципов сомнения, необходимости отказа от постулатов, имеет большое методологическое значение . При выполнении ряда условий С. может выступать как одно из начал философии.
(лат. solus ipse - только сам) - теоретическая установка , сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое - единственное, что дано несомненно, во всякое время тут. Несмотря на то, что античные скептики выдвигали сходную программу, о С. речь может идти только в эпоху Нового времени - после мыслительного опыта Декарта по радикальному вытеснению из Я всего недостоверного, в результате чего одно временно рвутся все связи с миром и выставляется требование к Я - основываясь только на самомыслии, выстроить опыт мира целиком как несомненный. Этот подход перенимается большинством последующих теоретиков познания. Однако одновременно возникает проблема обоснования общезначимости такого опыта познания, решаемая в большинстве случаев психофизиологически - на основании положения, что все люди устроены сходным образом и используют схожие знаки (что является выходом за пределы установки С.). Попытка разрешить проблему С., одновременно сохраняя приоритет мыслительной позиции Декарта, была предпринята Гуссерлем в виде разработки темы интер субъект ивности и монадического сообщества. Однако Гуссерлю так и не удалось обосновать общезначимость работы феноменолога вне допущения сферы дорефлексивного (" жизненный мир " у позднего Гуссерля), того, что существует до Я и определяет его рождение. Трудность состоит в том, что никакие теоретические средства не могут выступить фундаментом веры, которая необходима для преодоления мнения, что существует лишь мой опыт.
Таким образом, я ограничиваюсь тем, что называется "солипсизмом", то есть теорией о том, что существую только я один . Эту точку зрения трудно опровергнуть, однако еще труднее в нее поверить. Однажды я получил письмо от одно го философа , который заявлял, что он солипсист, но удивлялся, что нет других солипсистов. Однако этот философ относил себя к тем, кто считает, что существует лишь он один. Это показывает, что на самом деле в солипсизм не верят даже те, кто считает себя убежденным в его истинности. Таким образом, если мы не можем быть уверены в независимом существовании объектов, мы останемся одни в пустыне. Может оказаться, что весь внешний мир - не более чем сон, и существуем мы одни. Это - не самая приятная возможность ; но хотя не может быть строго доказано, что она ложна, нет никаких оснований предполагать, что она истинна. Можно провести различие между двумя видами солипсизма, которые я буду называть "догматическим" и "скептическим". Догматический солипсизм утверждает: "Нет ничего, кроме фактов"; скептический солипсизм утверждает: "Неизвестно ничего, кроме фактов". Не существует никаких доводов в поддержку догматической формы, поскольку существование так же трудно опровергнуть, как и доказать, если речь идет не о факте .
позиция или учение человека , отвернувшегося осп мира и сводящего всю дейлпвительность к действительности своего индивидуального «Я». Солипсизм – состояние того, кто во всем сомневается. Первый момент «Размышлений» Декарта, когда философ ставит под вопрос все общепринятые истины, – это момент солипсизма. Термин равнозначен скептицизму .
(лат. solus ipse - только сам) - теоретическая установка , сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое - единственное, что дано несомненно, во всякое время тут. Несмотря на то, что античные скептики выдвигали сходную программу, о С. речь может идти только в эпоху Нового времени - после мыслительного опыта Декарта по радикальному вытеснению из Я всего недостоверного, в результате чего одно временно рвутся все связи с миром и выставляется требование к Я - основываясь только на самомыслии, выстроить опыт мира целиком как несомненный. Этот подход перенимается большинством последующих теоретиков познания. Однако одновременно возникает проблема обоснования общезначимости такого опыта познания, решаемая в большинстве случаев психо-физиологически - на основании положения, что все люди устроены сходным образом и используют схожие знаки (что является выходом за пределы установки С). Попытка разрешить проблему С, одновременно сохраняя приоритет мыслительной позиции Декарта, была предпринята Гуссерлем - в виде разработки темы интер субъект ивности и монадического сообщества. Однако Гуссерлю так и не удалось обосновать общезначимость работы феноменолога вне допущения сферы дорефлексивного (" жизненный мир " у позднего Гуссерля), того, что существует до Я и определяет его рождение. Трудность состоит в том, что никакие теоретические средства не могут выступить фундаментом веры, которая необходима для преодоления мнения, что существует лишь мой опыт. Д.В. Майборода
- крайняя форма субъект ивного идеализма , не признающая ничего за пределами ощущений субъекта - "Я" доставляемых органами чувств. Яркий представитель С. - философ -епископ Дж.Беркли.
(от лат. solus - один и ipse - сам теоретический эгоизм ) - философское направление, согласно которому единственно существующим является только субъективное Я и содержание его сознания. Шопенгауэр считал, что представителей крайнего солипсизма можно обнаружить только в доме для умалишенных. Но, однако, имеется и умеренный солипсизм, признающий сверхиндивидуальное Я как носителя содержания сознания, а также методический солипсизм, который, как у Декарта и Дриша, начинается с крайнего солипсизма, для того чтоб от него двигаться к вне Я существующей действительности (см. Солипсизм данного момента , Субъект ивизм ).
(лат. solus — единственный и ipse — сам) — субъект ивно-идеалистическая теория , согласно к-рой существует только человек и его сознание , а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида . В нек-ром отношении всякая субъективно- идеалистическая философия неизбежно тяготеет к С. В наибольшей степени к этому воззрению приближались Беркли. Фихте, сторонники имманентной школы. Т. зр. С. лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку. Поэтому философы — субъективные идеалисты пытаются уйти от крайнего С., для чего допускают существование родового, сверхиндивидуального, божественного сознания. Гносеологическим основанием С. служит абсолютизация ощущения как источника познания. Критику С. дал Ленин в “ Материализме и эмпириокритицизме ”.