Что такое Экономика? Значение слова Экономика в философском словаре

1) Экономика - - способность хозяйственной деятельности в процессе разделения труда , усложнения приобретать всеобщий характер , выход хозяйства, труда на уровень товарно-денежных отношений. Каждая клеточка хозяйственной функции, производство , распределение, потребление, воспроизводство условий, средств и целей этого процесса и их результатов (материальных и духовных, включая природную среду, самого человека , рассматриваемого как ресурс, как рабочая сила ) может иметь место , быть оправданной, лишь пройдя через механизм , апробацию обществом через рынок , цены. В связи с этим развитие хозяйства, каждой его клеточки в растущей степени определяется возрастающим переплетением потребностей и возможностей потребителей и производителей, которые образуют мощный механизм, вытесняющий из хозяйства все, что не отвечает уровню и масштабам требования этого механизма, что подчиняет ему хозяйственное развитие во всех его формах . Э. опосредует каждый акт хозяйственных решений через целое, включая развитие культуры. Э. - аспект , результат и предпосылка хозяйственного развития. Развитие Э. связано с погружением каждого хозяйственного акта во всеобщность , включает погружение акта человеческой деятельности в культуру, в язык , в систему ценностей, представлений, культурную модель мира, в систему человеческих отношений и т. д. 1. Э. как всеобщее опирается на нравственное основание , на нравственный идеал . Каждый акт экономической деятельности всегда преодолевает дуальную оппозицию: справедливо - несправедливо. Каждый акт осмысляется через представление о справедливой цене, несправедливости эксплуатации и т. д. Э. внутренне разделена по нравственному принципу , т. е. на нравственно оправданную, легальную и несправедливую, неправедную Э., например, связанную с наемным трудом частными лицами, с производством для нелегальной продажи и т. д. Между ними может быть конфликт , разрешаемый с помощью закона , судов и т. д., но они могут одновременно и взаимопроникаться друг другом. 2. Э. придает любому хозяйственному акту общесоциальный смысл , привязывает каждый хозяйственный акт к потребностям других людей через торговлю, рынок, циркуляцию денег, общественно необходимые затраты, формирует механизм обобщенной оценки хозяйственного акта, не сводимого к индивидуальным издержкам производства, к собственным, изолированным от рынка самооценкам результатов своего труда. 3. Экономическая деятельность при ее возникновении обладает вектором конструктивной напряженности, который перешел от простых хозяйственных систем традиционной цивилизации, т.е. нацеленных на статичное воспроизводство, на сохранение исторически сложившейся эффективности. Однако усложнение хозяйства привело в соответствии с основным законом социальных систем большой сложности к тому, что хозяйственная система могла функционировать только на основе конструктивной напряженности, вектор которой нацелен на интенсивное воспроизводство, на повышение эффективности. Отсюда неуклонно возрастающее значение Э. как механизма, не только интегрирующего хозяйство в единое социальное целое, но поворачивающего его с определенного момента на прогресс , который может быть обеспечен лишь в масштабе этого целого. Развитие Э. включает снятие локальных векторов конструктивной напряженности, развитие конструктивной напряженности, нацеливающей воспроизводство любого локального сообщества через всеобщность, через культурное целое. Каждая новая отрасль, предприятие формируются на основе всеобщего как непосредственный ответ на его потребности. В этом кардинальное отличие от псевдоэкономики, где все сообщества сохраняют господство своих локальных конструктивных напряженностей. Самым страшным врагом Э. является господствующая в традиционализме уравнительность , а также социальные институты , ее обеспечивающие, синкретическое государство , безраздельно владеющее хозяйством, следовательно, парализующее возможность изменений, отхода от регламентации производства и принудительной перекачки ресурсов. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, оба типа конструктивной напряженности сталкиваются и разрушают друг друга. Груз архаичных представлений, отрицание торговли и оценка натуральных отношений как "естественных", не оскверненных злом толкает к оценке Э. как чего-то эфемерного, случайно уцелевшего как пережиток, результат незрелости, как явления, существующего между идеалом общинного и государственного социализма , каждый из которых в своих манихейских формах отрицал Э. как свою противоположность Э. в этих условиях оказалась возможной лишь в результате того, что оба эти нравственных идеала социализма оказались в большом обществе разными вариантами утопии. В условиях господства псевдоэкономики, псевдорынка бюрократия вынуждена была взять на себя функции отсутствующего рынка, подменять административными методами реальные стимулы экономического прогресса. этой ситуации всякий кризис толкал бюрократию к использованию экономических механизмов, которые получили название экономических рычагов. В результате Э. реально гнездилась где-то в порах псевдоэкономики. Она сохранилась как форма торговли так называемыми излишками сельскохозяйственной продукции, базаров, где должны были торговать продуктами приусадебных хозяйств, нелегальных полулегальных барахолок, в деятельности перекупщиков, посредников, нелегальной сферы услуг, подпольных цехов, в кооперации, в теневой экономике, которая составляет фон хозяйственной деятельности. Развитие Э. получило форму коррупции, которая в расколотом обществе при господстве дефицита выступает и как патологическая форма установления экономических связей. Э. играет роль некоторого ограничителя псевдоэкономики, т. е. она указывает, что есть предел экономической безответственности, бесхозяйственности, расточительству и т. д., и тем самым толкает хозяйственные организации к перекладыванию плодов своей псевдоэкономической деятельности на общество, т. е. к усилению своих требований ресурсов, проталкиванию своей некачественной, возможно вредной и опасной для здоровья продукции, повышению цен на нее и т. д. 4. В человеческой истории возрастают социальные отношения , вовлекаемые в экономический оборот. Узловой пункт этого процесса- организационная революция , которая открывает возможность решения экономических задач получения более высокого эффекта , подчиняя организационные отношения , структуру - функциям . Тем самым для Э. открывается путь свободно формировать всевозможные сочетания потребителей и производителей, покупателей и продавцов, изобретателей и продавцов, изобретателей и психологов, художников и менеджеров и т. д. и т. п., путь поиска практических сочетаний ресурсов и талантов для решения конкретной задачи и соответствующего распределения затрат и результатов, постоянного формирования творческих субъектов. 5. Развитие в Э. конструктивной напряженности, ориентированной на прогресс, требует такого хозяйственного развития, которое было бы структурировано очагами прогресса, точками роста и развития. Только их постоянным культивированием можно обеспечить нормальное хозяйственное развитие, что однако встречает постоянное, подчас ожесточенное сопротивление сил уравнительности. 6. Э. с ее динамической конструктивной напряженностью, с ее ориентацией на очаги прогресса возможна лишь в обществе, которое ликвидирует господствующий характер архаичной государственной собственности. Э. требует развития форм собственности, которые могли бы гибко и повседневно реагировать на изменение задач приспособлением к новым задачам, а не наоборот, т. е. не приспосабливали бы хозяйственные решения к сложившимся формам. Для Э. необходим способный труд, т. е. инициативный труд, ставший субъектом новых организационных форм, инноваций и. т. д. 7. На пути развития Э. много препятствий. Одно из них - опережение потребности в потреблении благ, стремления "достать" над потребностью в творческой производственной деятельности, что формирует извращенные формы иждивенчества. 8. Мощной преградой развитию всеобщности развитие Э. является стремление людей, связанных традиционализмом, сохранить, оградить от этого процесса свои социальные отношения, ценности . Поэтому, вообще говоря, в любом обществе есть сфера , куда всеобщность экономических связей и ценностей не допущена. В любом обществе идет постоянная нравственная борьба по поводу границы ее правомерности. Например, проституция особенно большое негодование, так как там экономические связи вторгаются в наиболее интимные сферы человеческих отношений и чувств. Любое общество на основе соотношения своих нравственных сил проводит границу допустимости распространения всеобщих экономических связей. Господство псевдоэкономики, однако, означает, что делается попытка манихейским образом свести Э. к минимуму , уничтожить ее, что и имело место на определенных этапах второго глобального периода. Однако основная проблема заключается в логике выхода из псевдоэкономики, что в некоторых вариантах реформы предполагается делать через скачек в развитии общества. Гибельность подобной точки зрения заключается в том, что необходимо прежде всего не административное объяснение о переносе границы всеобщих экономических связей, когда доэкономические связи оказываются единовременно в опале. Необходимо найти некоторую приемлемую для общества границу, которая не вызвала бы катастрофы в результате развала хозяйственных связей и возмущения сил уравнительности, господствующих в обществе, в результате массового стремления производителей использовать изменение ситуации для укрепления монополии на дефицит до масштабов всеобщего удушья. Очевидно,что само перемещение этой границы в глубь хозяйства является сложнейшей задачей, требующей осторожного многоэтапного решения. Положение осложняется тем, что развитие Э. на определенном этапе может быть истолковано как средство, т. е. как источник социальной энергии всех архаичных сообществ- от локальных миров, феодальных сообществ среднего уровня до медиатора . Однако развивающаяся, а не застойная Э., включающая победу рынка над монополией на дефицит, неизбежно будет разрушать архаичные структуры, откроет возможности для предотвращения удушения общества дефицитом. Это возможно лишь при опоре на социальные силы,уже реально вступившие на путь экономического развития.

2) Экономика - - 1) механизм распределительной общественной системы применительно к производству продукции ( технологии ) и распределению (здесь: договор , обмен, эксплуатация ) благ (жизненных ресурсов, товаров и услуг); 2) совокупность производительных сил и производственных отношений государства, региона, мира. Экономика бывает капиталистической, социалистической, феодальной, первобытно-общинной и т.п. Первобытно-общинная экономика в своей основе имеет институт права : права сильного или умного; известно, что знание - сила . Феодальная экономика базируется как на праве (силе), так и обмане (религии), причем первое по-прежнему превалирует. Капиталистическая экономика активно включает в свою сферу знание одних и глупость других: то есть достижения цивилизации (накопленные предыдущими поколениями людей) - и здесь уже действительно можно говорить о научно-технической революции или, что то же самое, об информационной революции. Социалистическая экономика за основу стремится взять общественные отношения (отсутствие эксплуатации в виде обмана), но на практике сохраняет механизмы эксплуатации человека человеком, что претит мироощущению эксплуатируемого и ведет к социальным конфликтам, один из которых (в основе имеющий чувство отвращения народных масс к правящей верхушке и талантливо использованный антисоветскими силами) привел к распаду СССР. Как отрасль человеческой деятельности экономика является негуманоидной системой, т.е. самодостаточной системой, имеющей "собственные интересы ", которые не только могут входить, но и входят в противоречие с интересами человечества. Наглядным тому примером является общество потребления, ведущее Человечество к экологической катастрофе. Ассоциативный блок. Экономика, как область человеческой деятельности - теория и практика распределительной деятельности общества в области создания и потребления благ - технологии. В современном мире возникает новая экономика, которую можно обозначить громкими словами: экономика экологической цивилизации. Звучит красиво, но достаточно правильно.

3) Экономика - 1) способ организации деятельности людей, направленной на создание необходимых им для потребления благ; 2) наука , которая исследует поведение людей, связанное с производством , распределением и потреблением необходимых им благ.

Экономика

- способность хозяйственной деятельности в процессе разделения труд а , усложнения приобретать всеобщий характер , выход хозяйства, труда на уровень товарно-денежных отношений. Каждая клеточка хозяйственной функции , производство , рас предел ение, потребление , воспроизводство условий, средств и целей э того процесса и их результат ов (материальных и духовных, включая природную среду, самого человека , рассматриваемого как ресурс , как рабочая сила ) может иметь место , быть оправданной, лишь пройдя через механизм , апробацию общество м через рынок , цены. В связи с этим развитие хозяйства, каждой его клеточки в растущей степени определяется возрастающим переплетением потребностей и воз можно стей потребителей и производителей, которые образуют мощный механизм, вытесняющий из хозяйства все, что не отвечает уровню и масштабам требования этого механизма, что подчиняет ему хозяйственное развитие во всех его форма х . Э. опосредует каждый акт хозяйственных решений через целое, включая развитие культуры. Э. - аспект , результат и предпосылка хозяйственного развития. Развитие Э. связано с погружение м каждого хозяйственного акта во всеобщность , включает погружение акта человеческой деятельности в культуру, в язык , в систему ценностей, представлений, культурную модель мира , в систему человеческих отношений и т. д. 1. Э. как всеобщее опирается на нравственное основание , на нравственный идеал . Каждый акт экономической деятельности всегда преодолевает дуальную оппозицию: справедливо - несправедливо. Каждый акт о смысл яется через представление о справедливой цене, несправедливости эксплуатации и т. д. Э. внутренне разделена по нравственному принципу , т. е. на нравственно оправданную, легальную и несправедливую, неправедную Э., например, связанную с наемным трудом частными лицами, с производством для нелегальной продажи и т. д. Между ними может быть конфликт , разрешаемый с помощью закона , судов и т. д., но они могут одно временно и взаимопроникаться друг другом. 2. Э. придает любому хозяйственному акту общесоциальный смысл , привязывает каждый хозяйственный акт к потребностям других людей через торговлю, рынок, циркуляцию денег, общественно необходимые затраты , формирует механизм обобщенной оценки хозяйственного акта, не сводимого к индивидуальным издержкам производства, к собственным, изолированным от рынка само оценка м результатов своего труда. 3. Экономическая деятельность при ее возникновении обладает вектор ом конструктивной напряженности, который перешел от простых хозяйственных систем традиционной цивилизации, т.е. нацеленных на статичное воспроизводство, на сохранение исторически сложившейся эффективности. Однако усложнение хозяйства привело в со ответ ствии с основным законом социальных систем большой сложности к тому , что хозяйственная система могла функционировать только на основе конструктивной напряженности, вектор которой нацелен на интенсивное воспроизводство, на повышение эффективности. Отсюда неуклонно возрастающее значение Э. как механизма, не только интегрирующего хозяйство в единое социальное целое, но поворачивающего его с определенного момента на прогресс , который может быть обеспечен лишь в масштабе этого целого. Развитие Э. включает снятие локальных векторов конструктивной напряженности, развитие конструктивной напряженности, нацеливающей воспроизводство любого локального со общества через всеобщность, через культурное целое. Каждая новая отрасль , предприятие формируются на основе всеобщего как непосредственный ответ на его потребности . В этом кардинальное отличие от псевдоэкономики, где все сообщества сохраняют господство своих локальных конструктивных напряженностей. Самым страшным врагом Э. является господствующая в традиционализме уравнительность , а также социальные институты , ее обеспечивающие, синкретическое государство , безраздельно владеющее хозяйством, следовательно , парализующее возможно сть изменений, отхода от регламентации производства и принудительной перекачки ресурсов. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, оба типа конструктивной напряженности сталкиваются и разрушают друг друга. Груз архаичных представлений, отрицание торговли и оценка натуральных отношений как "естественных", не оскверненных злом толкает к оценке Э. как чего-то эфемерного, случайно уцелевшего как пережиток , результат незрелости, как явления , существующего между идеалом общинного и государственного социализма , каждый из которых в своих манихейских формах отрицал Э. как свою противоположность Э. в этих условиях оказалась возможной лишь в результате того, что оба эти нравственных идеала социализма оказались в большом обществе разными вариантами утопии. В условиях господства псевдоэкономики, псевдорынка бюрократия вынуждена была взять на себя функции отсутствующего рынка, подменять административными методами реальные стимулы экономического прогресса. этой ситуации всякий кризис толкал бюрократию к использованию экономических механизмов, которые получили название экономических рычагов . В результате Э. реально гнездилась где-то в порах псевдоэкономики. Она сохранилась как форма торговли так называемыми излишками сельскохозяйственной продукции, базаров , где должны были торговать продуктами приусадебных хозяйств, нелегальных полулегальных барахолок, в деятельности перекупщиков, посредников, нелегальной сферы услуг, подпольных цехов, в кооперации, в теневой экономике, которая составляет фон хозяйственной деятельности. Развитие Э. получило форму коррупции, которая в расколотом обществе при господстве дефицит а выступает и как патологическая форма установления экономических связей. Э. играет роль некоторого ограничителя псевдоэкономики, т. е. она указывает, что есть предел экономической безответственности, бесхозяйственности, расточительству и т. д., и тем самым толкает хозяйственные организации к перекладыванию плодов своей псевдоэкономической деятельности на общество, т. е. к усилению своих требований ресурсов, проталкиванию своей некачественной, возможно вредной и опасной для здоровья продукции, повышению цен на нее и т. д. 4. В человеческой истории возрастают социальные отношения , вовлекаемые в экономический оборот . Узловой пункт этого процесса- организационная революция , которая открывает возможность решения экономических задач получения более высокого эффекта , подчиняя организационные отношения , структуру - функциям . Тем самым для Э. открывается путь свободно формировать всевозможные сочетания потребителей и производителей, покупателей и продавцов, изобретателей и продавцов, изобретателей и психологов, художников и менеджеров и т. д. и т. п., путь поиска практических сочетаний ресурсов и талантов для решения конкретной задачи и соответствующего распределения затрат и результатов, постоянного формирования творческих субъектов. 5. Развитие в Э. конструктивной напряженности, ориентированной на прогресс, требует такого хозяйственного развития, которое было бы структурировано очагами прогресса, точками роста и развития. Только их постоянным культивированием можно обеспечить нормальное хозяйственное развитие, что однако встречает постоянное, подчас ожесточенное сопротивление сил уравнительности. 6. Э. с ее динамической конструктивной напряженностью, с ее ориентацией на очаги прогресса возможна лишь в обществе, которое ликвидирует господствующий характер архаичной государственной собственности. Э. требует развития форм собственности, которые могли бы гибко и повседневно реагировать на изменение задач приспособлением к новым задачам, а не наоборот , т. е. не приспосабливали бы хозяйственные решения к сложившимся формам. Для Э. необходим способный труд, т. е. инициативный труд, ставший субъектом новых организационных форм, инноваций и. т. д. 7. На пути развития Э. много препятствий. Одно из них - опережение потребности в потреблении благ, стремления "достать" над потребностью в творческой производственной деятельности, что формирует извращенные формы иждивенчества. 8. Мощной преградой развитию всеобщности развитие Э. является стремление людей, связанных традиционализмом, сохранить , оградить от этого процесса свои социальные отношения, ценности . Поэтому , вообще говоря, в любом обществе есть сфера , куда всеобщность экономических связей и ценностей не допущена. В любом обществе идет постоянная нравственная борьба по поводу границы ее правомерности. Например , проституция особенно большое негодование , так как там экономические связи вторгаются в наиболее интимные сферы человеческих отношений и чувств. Любое общество на основе соотношения своих нравственных сил проводит границу допустимости распространения всеобщих экономических связей. Господство псевдоэкономики, однако, означает, что делается попытка манихейским образом свести Э. к минимуму , уничтожить ее, что и имело место на определенных этапах второго глобального периода. Однако основная проблема заключается в логике выхода из псевдоэкономики, что в некоторых вариантах реформы предполагается делать через скачек в развитии общества. Гибельность подобной точки зрения заключается в том, что необходимо прежде всего не административное объяснение о переносе границы всеобщих экономических связей, когда доэкономические связи оказываются единовременно в опале. Необходимо найти некоторую приемлемую для общества границу, которая не вызвала бы катастрофы в результате развала хозяйственных связей и возмущения сил уравнительности, господствующих в обществе, в результате массового стремления производителей использовать изменение ситуации для укрепления монополии на дефицит до масштабов всеобщего удушья. Очевидно,что само перемещение этой границы в глубь хозяйства является сложнейшей задачей, требующей осторожного многоэтапного решения. Положение осложняется тем, что развитие Э. на определенном этапе может быть истолковано как средство , т. е. как источник социальной энергии всех архаичных сообществ- от локальных миров, феодальных сообществ среднего уровня до медиатора . Однако развивающаяся, а не застойная Э., включающая победу рынка над монополией на дефицит, неизбежно будет разрушать архаичные структуры, откроет возможности для предотвращения удушения общества дефицитом. Это возможно лишь при опоре на социальные силы,уже реально вступившие на путь экономического развития.

- 1) механизм рас предел ительной общественной системы применительно к производству продукции ( технологии ) и распределению (здесь: договор , обмен, эксплуатация ) благ (жизненных ресурс ов, товаров и услуг); 2) совокупность производительных сил и производственных отношений государства, региона, мира . Экономика бывает капиталистической, социалистической, феодальной, первобытно-общинной и т.п. Первобытно-общинная экономика в своей основе имеет институт права : права сильного или у много ; известно, что знание - сила . Феодальная экономика базируется как на праве (силе), так и обмане (религии), причем первое по-прежнему превалирует. Капиталистическая экономика активно включает в свою сферу знание одних и глупость друг их: то есть достижения цивилизации (накопленные предыдущими поколениями людей) - и здесь уже действительно можно говорить о научно-технической революции или, что то же самое, об ин форма ционной революции. Социалистическая экономика за основу стремится взять общественные отношения (отсутствие эксплуатации в виде обмана), но на практике сохраняет механизмы эксплуатации человека человеком, что претит мироощущению эксплуатируемого и ведет к социальным конфликт ам, один из которых (в основе имеющий чувство отвращения народных масс к правящей верхушке и талантливо использованный антисоветскими силами) привел к распаду СССР. Как отрасль человеческой деятельности экономика является негуманоидной системой, т.е. самодостаточной системой, имеющей "собственные интересы ", которые не только могут входить, но и входят в противоречие с интересами человечества. Наглядным тому примером является общество потребления, ведущее Человечество к экологической катастрофе. Ассоциативный блок. Экономика, как область человеческой деятельности - теория и практика распределительной деятельности общества в области создания и потребления благ - технологии. В современном мире возникает новая экономика, которую можно обозначить громкими словами: экономика экологической цивилизации. Звучит красиво, но достаточно правильно.

1) способ организации деятельности людей, направленной на создание необходимых им для потребления благ; 2) наука , которая исследует поведение людей, связанное с производство м , рас предел ением и потребление м необходимых им благ.

Однокоренные и похожие слова:

копьеметалка эконом эконом... эконом1 м. эконом2 м. устар. экономить экономить несов. перех. и неперех. экономиться экономиться несов. экономка экономка ж. экономно1 нареч. экономно2 предикатив экономный экономный прил. экономов экономия экономия материальных ресурсов экономия политическая экономия, связанная с масштабами производства экономия1 ж. экономия2 ж. устар. экономика большая открытая экономика ж. экономика закрытая экономика латентная экономика открытая экономика открытая большая экономика рыночная экономика рыночная регулируемая экономика теневая экономики и организации промышленного производства институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса институт(иэпнтп) ан ран экономики институт (иэ) ран экономики строительства институт экономико-географические карты экономико-математические методы экономико-математические модели

Значение слова Экономика в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Эмпиризм - (греч. empeiria опыт ) направление в ...
  • Элементы - (лат. elementum стихия, первовещество ; калька греч. ...
  • Экзистенциализм - [позднелат. ex(s) istentia существование ], или ...
  • Эйдос - (греч. eidos вид, образ образец ) ...
  • Этология - Философский смысл термина : изображение нравов, описание характеров ...
  • Эристика - (от греч. eristika искусство спора ) ...
  • Энтимема - (от греч. in thymos в уме) ...
  • Шизоанализ - (греч. schizein расколоть) одно из направлений ...
  • Шизофрения - (от греч. schizo разделяю, расщепляю и phren ...
  • Шутукт - (Тибет.) Широко известный университетский монастырь вТибете, насчитывающий свыше ...
  • Шуньята - (Санскр.) Пустота пространство ничто . Название нашей объективной ...
  • Шукра - (Санскр.) Название планеты Венеры, называемой также Ушанас . ...
  • Шудра - (Санскр.) Последняя из четырех каст, возникших из тела ...
  • Шу - (Егип.) Персонификация бога Ра; представлено в виде "большой ...
  • Эвдемонизм - (rpeч.eudaimonia— блаженство, счастье ) — методологический принцип этики, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари