физическая или моральная возможность . Классическая психология считала правомерным различение трех способностей души: чувствительность – способность чувствовать , интеллект – способность понимать , активность – способность действовать (намерения, воля , свобода ). В «философском» классе все уроки психологии были сгруппированы вокруг этих трех рубрик, к которым добавлялась аффективность, способность к чувствам ( любовь , ненависть ), отличающаяся от чувствительности – способности к ощущениям (элементам восприятия). Следовательно , способности это совокупность природных и социальных свойств человека , благодаря которым он может совершать разного рода деятельность – мыслить , творить , общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т.д. Психические способности личности выступают как субъективные условия и предпосылки всех видов ее социальной деятельности. Способности проявляются прежде всего как знания , умения и навыки в той или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.
— любое умение, возможность , сила или талант человека действовать или страдать. С. может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной. Тема С. затрагивается гл.обр. в двух разделах философии: в антропологии, при анализе меняющейся со временем природы или сущности человека, и в этике, когда рассуждение о том, в чем состоит долг человека, связывается с вопросом о его С. реализовать предписанное действие (напр., И. Кант утверждал, что, если человек обязан что-то сделать, он способен это выполнить). Аристотель говорил о С. как потенциальных возможностях приобретения общих принципов знания . С тех пор С. нередко определяются как потенциальные свойства личности, актуализирующиеся при определенных обстоятельствах. Предметом специального психологического изучения С. стали в 19 в., когда работами Ф. Гальтона было положено начало исследованию различий людей в конкретных видах деятельности. Общая психологическая при рода способностей до сих пор остается предметом острых дискуссий.