Что такое Развитие? Значение слова Развитие в философском словаре

1) Развитие - - понятие , характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Вместе с понятиями движения, становления, процессуальности понятие Р. позволяет описывать изменчивость вселенной, возникновение природных форм, биологических видов и индивидов, преобразования общественных систем, обновление сил и способностей человеческой личности. В отличие от этих понятий понятие Р. акцентирует внимание на качественных изменениях объектов и систем, сохраняющих их основные формы и функции, обновляющих и "достраивающих" последние по меркам самих систем и объектов В обыденном употреблении понятие Р. тесно связано с понятием прогресса . Однако в сфере философского и научного употребления оно фиксирует бытие системы как единство прогресса и регресса , обновления и разрушения, самоутверждения и самоуничтожения. В жесткой (и ограниченной) форме понятие Р. трактуется в рамках бытия определенного объекта . Качественные изменения, новизна, усложнение и упрощение - все эти характеристики, чтобы придать конкретный смысл понятию Р., должны быть сопряжены со специфическим способом бытия объекта, его временными, пространственными и пр. мерами. В более широком плане это означает, что Р. как всеобщее категориальное определение бытия нуждается в своего рода "адаптации" к различным видам, формам и процессам бытия, к соответствующим мерам определения качеств, новизны, сложностипростоты и т. п. Оставаясь важным методологическим и мировоззренческим ориентиром, категория Р. по необходимости вступает во все более тесный контакт ( конфликт и диалог ) с разнообразными формами человеческого опыта , с вырабатываемыми в них представлениями и критериями. Философское осмысление Р. первоначально строится на традиционных противопоставлениях движения и покоя, изменчивости и устойчивости, преобразования и сохранения. Причем, идеи устойчивости и сохранения оказываются исходными в истолковании Р. (как и идея бытия - в понимании становления, а представление о вещах - в объяснении процессов). В европейской культуре понятие Р. начинает приобретать категориальный и мировоззренческий смысл на переломе от античности к средневековью в ходе становления понятия истории и его христианских интерпретаций. В связи с понятием истории понятие Р. приобретает оттенки, намечающие направленность, связанность, поступательность процессов, происходящих в природе и в обществе. Формируется образ Р. как восходящего движения - линии, - по ходу которого могут быть расставлены и сопоставлены различные стихии, вещи , формы бытия, события , истории, человеческие действия и т. д. В XVII - XIX вв. заметный вес в характеристике Р. приобретает критерий новизны; Р. рассматривается как появление новых вещей и идей: в природе - как возникновение структур, функций, систем (главным образом применительно к живой природе), в обществе - как создание новых технических приспособлений, обнаружение ресурсов, открытие пространств для приложения сил, формирование средств практической и теоретической деятельности. Идея преобразования, вносимого человеком в мир, оказывает сильное воздействие на трактовку Р.: мир как бы распадается на сферу субъектов и систем, способных к преобразованию, и сферу вещей, объектов, бесформенных материй и стихий, не имеющих развития. В XIX столетии понятие Р. и связываемое с ним понятие новизны вводятся в мир количественных измерений, приобретают дополнительные обоснования в логике усложняющейся человеческой деятельности, в логике связей, возникающих в системах действий, средств и предметных результатов деятельности. Количественные определения Р. начинают доминировать в промышленности, в экономике, в науке (ориентированной в основном на теоретическую механику как методологический образец ); они используются для определения развитости различных обществ, народов и культур, проникают в сферу духовной деятельности. На этом этапе представляется возможным создание некой всеобщей концепции Р., подкрепленной четкими количественными показателями. Во второй половине XIX в. под влиянием результатов, полученных в биологии, экономической теории, в социально-историческом познании, а также в связи со схемами, разработанными в немецкой классической философии, распространяются концепции системности, нелинейности, противоречивости Р. Оно характеризуется прежде всего в логике бытия особой природной или общественной системы, выступает конкретным соотношением изменчивости и устойчивости, и поскольку развивающаяся система является в принципе незавершенной, Р. не подлежит жесткому линейному определению. Р. в этом плане оказывается саморазвитием системы, выражает ее противоречивость, ее тождественность и нетождественность себе, ее оформленность и открытость, ее устойчивость , подкрепленную потенцией к самоизменению, а стало быть, и сохранению. Идея противоречивости Р. не раз вульгаризировалась, особенно в политизированных философских доктринах . Так, в догматическом марксизме она интерпретировалась в качестве " механизма " Р., его движущей силы. Дело представлялось таким образом, что любая система, так же как и социальная система, разделенная на враждующие и борющиеся классы , поляризует свои силы и производит энергию своих изменений и преобразований. Другая вульгаризация была связана с первоначальными успехами индустриальной эволюции общества, с экстенсивным ростом экономики, техники, образования и массовой культуры. Она закрепляла в обыденном сознании и поведении людей те линейные схемы Р., которые уже фактически исчерпали свои ресурсы, но парадоксальным образом тормозили эволюцию мышления о Р., ориентируя неуклонное движение "вперед". Обогащение концепций Р. в XX столетии связано с углублением научных исследований Р. в различных предметных областях, в т. ч. и в сфере "неживой" природы. Идея всеобщности Р., издавна разрабатываемая философией, является ныне идеей полифонического Р. и его многомерных представлений. Понимание системности Р. теперь "вписывается" в картину взаимодействия, сочетания, соизмерения, соразвития различных систем и процессов. Устойчивые формы, формы сохранения систем оказываются в этом плане формами их воспроизводства, стабильными структурами процессов, повторяющихся в пространстве и во времени. Устойчивость, сохранение, воспроизводство системы могут быть представлены "внутри" Р., "внутри" его самоизменения и со-изменения с другими системами. С этой т. зр., традиционное общество не противостоит обществу развивающемуся; оно представляет собою особый тип Р., в котором обновление ресурсов системы расходуется на сохранение ее структурности и относительной замкнутости. В современном социальном пространстве постиндустриальные, индустриальные и традиционные общества образуют комплекс соразвития, ни одна из линий которого не является доминирующей. В. Е. Кемеров

2) Развитие - философская категория , выражающая процесс движения, изменения целостных систем. Это универсальное и фундаментальное свойство бытия, которое составляет специальный предмет исследования диалектики учения о развитл.

3) Развитие - - направленные, необратимые качественные изменения системы.

4) Развитие - - необратимое , направленное, закономерное, последовательное изменение материи, включая наивысшую форму ее существования - сознание , ее универсальное свойство ; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Может быть прогрессивным, по восходящей линии и регрессивным, по нисходящей. Всеобщее развитие обеспечивается движением материи в пространстве-времени-качестве.

5) Развитие - - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововедений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение ( форма ) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье ( анализ взаимодействующих социокультурных полей ); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема Р. связывается в этих моделях с: цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума , технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило , с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций. В.Л. Абушенко

6) Развитие - - единство процессов разрушения и созидания, приводящих к появлению нового. Если новое лучше старого, такое развитие прогрессивное, если наоборот, то регрессивное.

7) Развитие - — закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает Р. от др. изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т. е. циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для Р. единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа. Философское осмысление Р. означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта . Существенную характеристику Р. составляет время , поскольку всякое Р. осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Мышление древних не знало идеи Р. в точном смысле слова, т. к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно совершенном космосе , на к-рое опиралось античное мышление, исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Идея направленности времени выдвигается в христианстве, к-рое относит ее лишь к сфере духа. С возникновением в эпоху Возрождения опытной науки идея линейного направления времени распространяется на природу — формируется представление о естественной истории, т. е. необратимых и направленных изменениях природных объектов. Это нашло выражение в космогонических гипотезах , а затем в теориях эволюции в геологии и биологии. Глубокую философскую разработку идея Р. получила в немецкой классической философии, особенно у Гегеля, к-рый строил диалектику как учение о всеобщем Р. духа. Идеализм гегелевского учения о Р. был преодолен в марксизме , истолковывающем Р. как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип , служащий основой объяснения истории об-ва и познания. Общей философской теорией Р. является материалистическая диалектика , законы к-рой дают характеристику внутреннего механизма , движущих сил, общей направленности и основных фаз Р. Диалектико-материалистическое учение о Р. составляет философско-методологический фундамент теории революционного преобразования об-ва. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух типов Р.— эволюции и революции. Совр. общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов Р., опровергая позитивистскую трактовку Р. как линейного прогресса , показывает, что общественный прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия Р. об-ва есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в к-рых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории. Общественная практика показывает и то, что Р. вне преемственности, Р., к-рое просто отрицает достигнутое предшествующей историей, в существенных отношениях оборачивается регрессом, отбрасывающим об-во назад. Революционной перестройке, осуществляемой в СССР, приходится решать ряд задач по восстановлению нарушенной преемственности в сфере социальных отношений, культуры и пр. Данные совр. естественных и общественных наук расширяют наши представления о типах и формах Р. Биология , а также история культуры показали, что процесс Р. неоднороден; если рассматривать крупные линии Р. (напр., органическую эволюцию), то внутри их обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образующими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса . Совр. наука исследует сложно организованные саморазвивающиеся объекты — системы, во мн. ее областях разрабатываются специально-научные теории Р. В отличие от классического естествознания, рассматривающего гл. обр. обратимые процессы, в таких теориях описываются, в частности, нелинейные, скачкообразные преобразования.

Развитие

- понятие , характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с пре образ ованием их внутренних и внешних связей. Вместе с понятиями движения , становления, процессуальности понятие Р. позволяет описывать изменчивость вселенной, возникновение природных форм, биологических видов и индивидов, преобразования общественных систем, обновление сил и способностей человеческой личности. В отличие от этих понятий понятие Р. акцентирует внимание на качественных изменениях объектов и систем, сохраняющих их основные формы и функции , обновляющих и "достраивающих" последние по меркам самих систем и объектов В обыденном употреблении понятие Р. тесно связано с понятием прогресса . Однако в сфере философского и научного употребления оно фиксирует бытие системы как единство прогресса и регресса , обновления и разрушения, самоутверждения и самоуничтожения. В жесткой (и ограниченной) форме понятие Р. трактуется в рамках бытия определенного объекта . Качественные изменения, новизна , усложнение и упрощение - все эти характеристики , чтобы придать конкретный смысл понятию Р., должны быть сопряжены со специфическим способом бытия объекта, его временными, пространственными и пр. мерами. В более широком плане это означает, что Р. как всеобщее категориальное определение бытия нуждается в своего рода "адаптации" к различным видам, формам и процессам бытия, к соответствующим мерам определения качеств, новизны, сложностипростоты и т. п. Оставаясь важным методологическим и мировоззренческим ориентиром, категория Р. по необходимости вступает во все более тесный контакт ( конфликт и диалог ) с разнообразными формами человеческого опыта , с вырабатываемыми в них представлениями и критериями. Философское осмысление Р. первоначально строится на традиционных противопоставлениях движения и покоя, изменчивости и устойчивости, преобразования и сохранения. Причем , идеи устойчивости и сохранения оказываются исходными в истолковании Р. (как и идея бытия - в понимании становления, а представление о вещах - в объяснении процессов). В европейской культуре понятие Р. начинает приобретать категориальный и мировоззренческий смысл на переломе от античности к средневековью в ходе становления понятия истории и его христианских интерпретаций. В связи с понятием истории понятие Р. приобретает оттенки, намечающие направленность , связанность , поступательность процессов, происходящих в природе и в обществе. Формируется образ Р. как восходящего движения - линии, - по ходу которого могут быть расставлены и сопоставлены различные стихии, вещи , формы бытия, события , истории, человеческие действия и т. д. В XVII - XIX вв. заметный вес в характеристике Р. приобретает критерий новизны; Р. рассматривается как появление новых вещей и идей : в природе - как возникновение структур, функций, систем (главным образом применительно к живой природе), в обществе - как создание новых технических приспособлений, обнаружение ресурсов, открытие пространств для приложения сил, формирование средств практической и теоретической деятельности. Идея преобразования, вносимого человеком в мир, оказывает сильное воздействие на трактовку Р.: мир как бы распадается на сферу субъектов и систем, способных к преобразованию, и сферу вещей, объектов, бесформенных материй и стихий, не имеющих развития. В XIX столетии понятие Р. и связываемое с ним понятие новизны вводятся в мир количественных измерений, приобретают дополнительные обоснования в логике усложняющейся человеческой деятельности, в логике связей, возникающих в система х действий, средств и предметных результатов деятельности. Количественные определения Р. начинают доминировать в промышленности, в экономике, в науке (ориентированной в основном на теоретическую механику как методологический образец ); они используются для определения развитости различных обществ, народов и культур, проникают в сферу духовной деятельности. На этом этапе представляется возможным создание некой всеобщей концепции Р., подкрепленной четкими количественными показателями. Во второй половине XIX в. под влиянием результатов, полученных в биологии, экономической теории , в социально-историческом познании, а также в связи со схемами, разработанными в немецкой классической философии, распространяются концепции системности, нелинейности, противоречивости Р. Оно характеризуется прежде всего в логике бытия особой природной или общественной системы, выступает конкретным соотношением изменчивости и устойчивости, и поскольку развивающаяся система является в принципе незавершенной, Р. не подлежит жесткому линейному определению. Р. в этом плане оказывается саморазвитием системы, выражает ее противоречивость , ее тождественность и нетождественность себе , ее оформленность и открытость, ее устойчивость , подкрепленную потенцией к самоизменению, а стало быть, и сохранению. Идея противоречивости Р. не раз вульгаризировалась, особенно в политизированных философских доктринах . Так, в догматическом марксизме она интерпретировалась в качестве " механизма " Р., его движущей силы . Дело представлялось таким образом, что любая система, так же как и социальная система, разделенная на враждующие и борющиеся классы , поляризует свои силы и производит энергию своих изменений и преобразований. Другая вульгаризация была связана с первоначальными успехами индустриальной эволюции общества , с экстенсивным ростом экономики, техники, образования и массовой культуры. Она закрепляла в обыденном сознании и поведении людей те линейные схемы Р., которые уже фактически исчерпали свои ресурсы , но парадоксальным образом тормозили эволюцию мышления о Р., ориентируя неуклонное движение "вперед". Обогащение концепций Р. в XX столетии связано с углублением научных исследований Р. в различных предметных областях, в т. ч. и в сфере "неживой" природы. Идея всеобщности Р., издавна разрабатываемая философией, является ныне идеей полифонического Р. и его многомерных представлений. Понимание системности Р. теперь "вписывается" в картину взаимодействия, сочетания, соизмерения, соразвития различных систем и процессов. Устойчивые формы, формы сохранения систем оказываются в этом плане формами их воспроизводства, стабильными структурами процессов, повторяющихся в пространстве и во времени . Устойчивость , сохранение , воспроизводство системы могут быть представлены "внутри" Р., "внутри" его самоизменения и со-изменения с другими системами. С этой т. зр., традиционное общество не противостоит обществу развивающемуся; оно представляет собою особый тип Р., в котором обновление ресурсов системы расходуется на сохранение ее структурности и относительной замкнутости. В современном социальном пространстве постиндустриальные, индустриальные и традиционные общества образуют комплекс соразвития, ни одна из линий которого не является доминирующей. В. Е. Кемеров

философская категория , выражающая процесс движения , изменения целостных систем. Это универсальное и фундаментальное свойство бытия, которое составляет специальный предмет исследования диалектики учения о развитл.

- направленные, необратимые качественные изменения системы.

- необратимое , направленное, закономерное, последовательное изменение материи, включая наивысшую форму ее существования - сознание , ее универсальное свойство ; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Может быть прогрессивным, по восходящей линии и регрессивным, по нисходящей. Всеобщее развитие обеспечивается движение м материи в пространстве- времени -качестве.

- характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововедений и сопряженная с пре образ ованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с понимание м процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение ( форма ) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье ( анализ взаимодействующих социокультурных полей ); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема Р. связывается в этих моделях с: цикличностью или направленность ю (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (факторностью в " теории факторов"); их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума , технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивость ю и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило , с их переструктурацией функциональным и (или) смысл овым пере определение м, меняющим вектора изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных система х и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных общества х. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций. В.Л. Абушенко

- единство процессов разрушения и созидания, приводящих к появлению нового. Если новое лучше старого, такое развитие прогрессивное, если наоборот, то регрессивное.

— закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает Р. от др. изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т. е. циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для Р. единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа. Философское о смысл ение Р. означает воспроизведение всеобщих характеристик всего много образ ия связей, отношений и процессов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта . Существенную характеристику Р. составляет время , поскольку всякое Р. осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность . Мышление древних не знало идеи Р. в точном смысле слова, т. к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно совершенном космосе , на к-рое опиралось античное мышление, исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Идея направленности времени выдвигается в христианстве, к-рое относит ее лишь к сфере духа. С возникновение м в эпоху Возрождения опытной науки идея линейного направления времени распространяется на природу — формируется представление о естественной истории, т. е. необратимых и направленных изменениях природных объектов. Это нашло выражение в космогонических гипотезах , а затем в теориях эволюции в геологии и биологии. Глубокую философскую разработку идея Р. получила в немецкой классической философии, особенно у Гегеля, к-рый строил диалектику как учение о всеобщем Р. духа. Идеализм гегелевского учения о Р. был преодолен в марксизме , истолковывающем Р. как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип , служащий основой объяснения истории об-ва и познания. Общей философской теорией Р. является материалистическая диалектика , законы к-рой дают характеристику внутреннего механизма , движущих сил, общей направленности и основных фаз Р. Диалектико-материалистическое учение о Р. составляет философско- методологический фундамент теории революционного преобразования об-ва. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух типов Р.— эволюции и революции. Совр. общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов Р., опровергая позитивистскую трактовку Р. как линейного прогресса , показывает, что общественный прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия Р. об-ва есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в к-рых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории. Общественная практика показывает и то, что Р. вне преемственности, Р., к-рое просто отрицает достигнутое предшествующей историей, в существенных отношениях оборачивается регрессом, отбрасывающим об-во назад. Революционной перестройке, осуществляемой в СССР, приходится решать ряд задач по восстановлению нарушенной преемственности в сфере социальных отношений, культуры и пр. Данные совр. естественных и общественных наук расширяют наши представления о типах и формах Р. Биология , а также история культуры показали, что процесс Р. неоднороден; если рассматривать крупные линии Р. (напр., органическую эволюцию), то внутри их обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образующими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса . Совр. наука исследует сложно организованные саморазвивающиеся объекты — системы, во мн. ее областях разрабатываются специально-научные теории Р. В отличие от классического естествознания, рассматривающего гл. обр. обратимые процессы, в таких теориях описываются, в частности, нелинейные, скачкообразные преобразования.

Значение слова Развитие в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Растление - устаревшее понятие : лишение невинности (девственности) малолетних ...
  • Разум - достояние человечества, рассудок и интеллект человека ...
  • Рабство - открытая форма эксплуатации человека человеком, основанная на ...
  • Рок - есть непреложный закон в силу которого известные поступки ...
  • Рассудок - разум (в тесном смысле ) два ...
  • Ризома - (от греч. rhiza корень ) термин ...
  • Редукционизм - (от лат. reduсеге возвращение назад, восстановление) ...
  • Разум - способность человека осмысливать бытие в целом и ...
  • Религия - Слово " религия " имеет много значений ...
  • Реальность - Таким образом, вопрос который нам предстоит рассмотреть ...
  • Работа - Привычка рассматривать жизнь как целое является существенной ...
  • Русалка - женский мифологич. образ в верованиях вост. славян ...
  • Рудра - — один из древн. доведич. божеств Индии. Считался ...
  • Ризница - — помещение в христ. храмах и монастырях, где ...
  • Кумбхака - (Санскр.) Задержка дыхания, согласно предписаниям системы Хатха Йога ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари