Что такое Эксплуатация? Значение слова Эксплуатация в философском словаре

1) Эксплуатация - - представления массового сознания, приобретающее подчас научные формы, о существовании Э. как особой формы деятельности, Кликните для подробного описания">противоположной труду и существующей за его счет; субъект Э. отождествляется с субъектом зла и вызывает дискомфортное состояние . Э.-нравственное представление о несправедливости определенных экономических отношений, может выразиться в форме политэкономического учения о существовании систематического присвоения результатов труда одних людей другими без соответствующей компенсации. Это представление оказывает сильное давление на экономическую науку, на политическую экономию, подводя под нее вненаучное основание . Маркс пытался создать теорию прибавочной стоимости, доказывая существование неоплаченного капиталистом труда рабочего, существование эксплуататорских и неэксплуататорских типов обществ. Чисто научное доказательство этой теории представляется противоречивым, так как сам Маркс исходит из идеи совокупного работника, куда входит так же и труд организатора производства, капиталиста и даже банкира, т. е. все они, по крайней мере часть своего времени затрачивают на участие в совокупном производительном труде, который необходим и следовательно подлежит оплате. Попытка спасти Марксом идею Э. указанием на двойственные функции капиталиста как собственника и участника производства неубедительна, так как воспроизводство собственности, ее предметной основы, соответствующей системы отношений также является общественной необходимой формой труда, которая воспроизводится не только капиталистом, но и рабочим. Культурноисторические корни идеи Э. связаны с борьбой традиционализма против уклонения от архаичной уравнительности, против всякой попытки передачи ресурсов силам вне локальных миров, включая и своей собственной власти. Важная сфера борьбы традиционализма со стремлением к росту и развитию идет по вопросу о том, как отделить труд от Э., определить, где проходит граница . В качестве Э. традиционализм рассматривает определенные виды деятельности, не создающие материальных предметов, например, труд организатора производства, всякое посредничество, торговлю, труд, направленный на обеспечение интеграции общества, например, труд чиновника и т. д. Считается Э. потребление некоторых традиционных натуральных продуктов, например хлеба, людьми, которые его не производят, т. е. все, кроме крестьян, - эксплуататоры. Ученые также могут быть причислены к эксплуататорам, так как не изготовляют полезных материальных вещей и т. д. Подобные представления органически вступают в конфликт с рыночными отношениями, со стремлением интенсифицировать экономику, выбрасывают за борт как раз самые ценные, узловые для процесса виды деятельности, превращая их в фактор дискомфортного состояния. Всякий новый, более сложный вид труда, если он существенно приводит к разрушению уравнительности, может рассматриваться традиционным сознанием как возникновение новой формы Э. В основе членения массовым сознанием на труд и Э. лежит различие между инверсионными видами труда и труда, требующего медиации. Гибель государственности в конце первого глобального периода была реально связана не с попыткой уничтожить Э., но со стремлением подавить новые виды труда, деятельности, связанные с инициативой, со способностью изменять исторически сложившиеся отношения , т. е. менять общинные отношения на отношения, связанные с личной, частной инициативой. Нравственное представление о существовании Э. служит псевдонаучной основой для идеи противоположности бедных как носителей гонимой Правды и богатых как носителей мирового зла. С точки зрения либеральной экономики в качестве источника Э. выступает уравнительность , т.е. стремление плохо работающих разделить доход с хорошо работающими (Иждивенчество). Э.- это уравниловка, "явное желание получить незаработанное, лентяю проехаться за счет старательного.. иждивенчество..."(Васильев И. Правда . 1988. 2 окт.). Оба эти представления об Э. органически несовместимы и, сталкиваясь, в расколотом обществе порождают поток опасной дезорганизации. Рациональный смысл понятия Э. можно видеть в ситуации, когда имеет место использование власти, силы для перераспределения ресурсов, не обусловленных потребностями интеграции общества, в пользу сил дезинтеграции, например клик, мафий, пытающихся подчинить власть частным интересам. Однако обычно это делается при попустительстве, равнодушии, а возможно и согласия значительной части общества. Идея Э., видимо, имеет реальный смысл при переходах между одним типом жизни, экономики к другим, при переходе от традиционной цивилизации к либеральной, где резко расширяется разнообразие и сложность труда, усиливается необходимость его развития, что нарушает сложившуюся систему распределения доходов.

2) Эксплуатация - - принуждение человека явным или неявным методом обеспечивать другого человека или выделенную группу людей жизненными благами. Человечеством изобретены различные механизмы эксплуатации: убийство (войны, уголовные преступления), принуждение ( рабство , крепостничество , налоги), обман ( мошенничество ), капитализм , торговля, использование глупости либо других аналогичных качеств (например, любви) эксплуатируемого, право и т.д.

Эксплуатация

- представления массового сознания, приобретающее подчас научные формы, о существовании Э. как особой формы деятельности, Клик ните для подробного описания">против оположной труд у и существующей за его счет ; субъект Э. отождествляется с субъектом зла и вызывает дискомфортное состояние . Э.-нравственное представление о несправедливости определенных экономических отношений, может выразиться в форме политэкономического учения о существовании систематического присвоения результатов труда одних людей другими без соответствующей компенсации. Это представление оказывает сильное давление на экономическую науку, на политическую экономию, подводя под нее вненаучное основание . Маркс пытался создать теорию прибавочной стоимости, доказывая существование неоплаченного капиталистом труда рабочего, существование эксплуататорских и неэксплуататорских типов обществ. Чисто научное доказательство этой теории представляется противоречивым, так как сам Маркс исходит из идеи совокупного работника, куда входит так же и труд организатора производства, капиталиста и даже банкира, т. е. все они, по крайней мере часть своего времени затрачивают на участие в совокупном производительном труде, который необходим и следовательно подлежит оплате. Попытка спасти Марксом идею Э. указанием на двойственные функции капиталиста как собственника и участника производства неубедительна, так как воспроизводство собственности, ее предметной основы, соответствующей системы отношений также является общественной необходимой формой труда, которая воспроизводится не только капиталистом, но и рабочим. Культурноисторические корни идеи Э. связаны с борьбой традиционализм а против уклонения от архаичной уравнительности, против всякой попытки передачи ресурсов силам вне локальных миров, включая и своей собственной власти. Важная сфера борьбы традиционализма со стремление м к росту и развитию идет по вопросу о том, как отделить труд от Э., определить , где проходит граница . В качестве Э. традиционализм рассматривает определенные виды деятельности, не создающие материальных предметов, например , труд организатора производства, всякое посредничество , торговлю, труд, направленный на обеспечение интеграции общества , например, труд чиновника и т. д. Считается Э. потребление некоторых традиционных натуральных продуктов, например хлеба, людьми, которые его не производят, т. е. все, кроме крестьян, - эксплуататоры. Ученые также могут быть причислены к эксплуататорам, так как не изготовляют полезных материальных вещей и т. д. Подобные представления органически вступают в конфликт с рыночными отношения ми, со стремлением интенсифицировать экономику, выбрасывают за борт как раз самые ценные, узловые для процесса виды деятельности, превращая их в фактор дискомфортного состояния. Всякий новый , более сложный вид труда, если он существенно приводит к разрушению уравнительности, может рассматриваться традиционным сознанием как возникновение новой формы Э. В основе членения массовым сознанием на труд и Э. лежит различие между инверсионными видами труда и труда, требующего медиации. Гибель государственности в конце первого глобального периода была реально связана не с попыткой уничтожить Э., но со стремлением подавить новые виды труда, деятельности, связанные с инициативой, со способностью из менять исторически сложившиеся отношения , т. е. менять общинные отношения на отношения, связанные с личной , частной инициативой. Нравственное представление о существовании Э. служит псевдонаучной основой для идеи противоположности бедных как носителей гонимой Правды и богатых как носителей мирового зла. С точки зрения либеральной экономики в качестве источника Э. выступает уравнительность , т.е. стремление плохо работающих разделить доход с хорошо работающими ( Иждивенчество ). Э.- это уравниловка , "явное желание получить незаработанное, лентяю проехаться за счет старательного.. иждивенчество..."(Васильев И. Правда . 1988. 2 окт.). Оба эти представления об Э. органически несовместимы и, сталкиваясь, в расколотом обществе порождают поток опасной дезорганизации. Рациональный смысл понятия Э. можно видеть в ситуации, когда имеет место использование власти, силы для пере распределения ресурсов, не обусловленных потребностями интеграции общества, в пользу сил дезинтеграции, например клик, мафий, пытающихся подчинить власть частным интересам. Однако обычно это делается при попустительстве, равнодушии, а возможно и согласия значительной части общества. Идея Э., видимо , имеет реальный смысл при переходах между одним типом жизни, экономики к другим, при переходе от традиционной цивилизации к либеральной, где резко расширяется разнообразие и сложность труда, усиливается необходимость его развития, что нарушает сложившуюся систему распределения доходов.

- принуждение человека явным или неявным методом обеспечивать другого человека или выделенную группу людей жизненными благами. Человечеством изобретены различные механизмы эксплуатации: убийство (войны, уголовные преступления), принуждение ( рабство , крепостничество , налоги), обман ( мошенничество ), капитализм , торговля, использование глупости либо других аналогичных качеств ( например , любви) эксплуатируемого, право и т.д.

Значение слова Эксплуатация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Энциклопедия - (греч. enkyklios круг " завершенный цикл " ...
  • Эманация - (позднелат. emanatio истечение) термин неоплатонизма фиксирующий ...
  • Экзистенция - ( существование лат. exsistentia, от глагола exsisto, exsistere ...
  • Экзегетика - (греч. exegeomai истолковываю) 1) Раздел ...
  • Этногенез - Истор. процесс происхождения этносов от их зарождения до ...
  • Энтелехия - Философский смысл термина : осуществленность внутри заложенной цели, ...
  • Эпихейрема - (от греч. epiheirema умозаключение ) сокращенный ...
  • Шовинизм - (фр. chauvinisme, в англ. версии джингоизм) ...
  • Шамбала - в буддизме и ряде мистических учений ...
  • Шучи - (Санскр.) Имя Индры; а также третьего сына Абхиманима ...
  • Шурпа - (Санскр.) "Веялка". ...
  • Шунья - (Санскр.) Иллюзия в том смысле что все существование ...
  • Шуки - (Санскр.) Дочь Риши Кашияпы, жена Гаруды, царя птиц, ...
  • Шуддходана - (Санскр.) Царь Капилавасту ; отец Готамы, Владыки Будды. ...
  • Логотерапия - (от греч. logotherapie) выражение введенное Виктором Э. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари