Что такое Иллюзия? Значение слова Иллюзия в философском словаре

1) Иллюзия - (от лат. illusio, ludere ~ играть; illudere - обманывать) - ошибочное, неадекватное восприятие , в результате которого происходит замена реального и подлинного тем, что есть фикция (вымысел), видимость , имитация , приблизительная копия, схематическая модель или описание отдельных внешних свойств реально существующих объектов, игнорирующее другие, существенно значимые в условном контексте наблюдения качества. В результате воспринимается не сам реальный объект , а его искаженный или деформированный в процессе восприятия образ . К уже существующему объекту добавляется фантомная часть (И. ассимиляции) или исключаются реальные фрагменты (контрастная И.); психологическая установка субъекта экстраполирует предшествующий опыт на материал настоящего и будущего. И. связана с эффектом реальности, производимым ее демонстрацией; она основывается на психологическом и идеологическом признании феноменов, ранее уже знакомых зрителю. Семиологическое значение И. заключается в элиминации (стирании) знака , его тела, манифестации и установлении непосредственного отношения между означающим и референтной группой означаемых с помощью специфического кода достоверности и правдоподобия, имеющего, в свою очередь, основания в ряде условностей, принятых в том или ином сообществе, в правилах коммуникации и стереотипах восприятия. Разнообразие и многочисленность И. обусловлены множеством иконических и эйдетических стратегий, наложение и пересечение которых затрудняет прямое, неметафорическое использование знаковых систем, нарушает иерархические отношения внутри дискурсов, между языками и метаязыками. В виде фантомных проекций иллюзорные содержания могут структурировать повседневный опыт индивида , проявляя и подчеркивая личностно-значимые детали и фрагменты внешнего мира, делая на них акценты и увязывая их в контекст целостного жизненного мира, в то же время маскируя или игнорируя вытесняемые, подавляемые, иррациональные либо концептуально-непроясненные аспекты реальности. Привязанность к И., как это показал 3. Фрейд, обусловлена поиском удовольствия и двойным движением отрицания: человек знает, что изображаемые действия, персонажи , обстоятельства не имеют к нему прямого отношения, что это всего лишь видимость, игра воображения, но определенная часть психической энергии с энтузиазмом вовлекается в эту игру, идентифицирует субъекта с изображаемыми героями, переживаниями и реакциями, соответствующими вымышленной ситуации. В результате многостороннего психологического взаимодействия индивидуальной психики и иллюзорного материала происходит интеграция вытесненных бессознательных массивов с диссоциированными конфликтующими частями души, открывается канал из недифференцированного бессознательного в сферу сознания, провоцируется катарсический эффект . Индивидуальное бессознательное встречается с аналогичным либо противоположным по значимости коллективным бессознательным. В непрерывном колебании между символами и воображаемым создается обширное поле виртуального обмена метафорических потоков, смысловых ассоциаций, архетипических и мифологических сюжетов. Это - пространство , куда устремляются противоречивые и взаимоисключающие желания, где фантазм разворачивает перед субъективностью сферу недоступного. Оттуда же " реальное " Я возвращается к привычному обыденному миру, уже более отчетливо и обостренно воспринимая границы своей идентичности, границы действительно реального, еще недавно атакованные необузданной и безответственной фантазией, невероятными приключениями и потрясениями основ мира, оказавшимися всего лишь добровольным самообманом, искусным наваждением . К. Ю. Багаев

2) Иллюзия - [лат. illusio - обман , заблуждение ] - искаженное восприятие действительности. В литературе (науке) различают два типа иллюзий. Одни вызываются необычными внешними условиями, при этом сам организм , воспринимающий иллюзии , функционирует нормально. Другие обусловлены патологическими (болезненными) отклонениями в функционировании организма иллюзирующего субъекта . От иллюзий предлагают отличать галлюцинации , которые, в противоположность иллюзиям , возникают при отсутствии внешних объектов ( правда , что это такое "отсутствие внешних объектов", наверное, затруднятся сказать и сами авторы определения [2]).

3) Иллюзия - В Оккультизме все конечное (подобно вселенной и всему в ней) называется иллюзией, или майей.

4) Иллюзия - (лат. illusio - обман ) поверхностное представление , чистая фантазия ; в практической жизни - облегчающий самообман ("предаваться иллюзиям ") вместо трезвого взгляда на факты . "Освобождение от иллюзий" (разрушение иллюзий) связано часто с большим или меньшим чувством неудовольствия. С точки зрения психологии или психопатологии иллюзия - это представление, которому, правда , соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора преобразует объективную данность в направлении желаемой данности; память , как и при галлюцинации, добавляет нечто к ощущениям. Собственной питательной почвой иллюзии является аффект , в особенности ожидание, страх и надежда . К. Ланге пытается объяснить происхождение искусства потребностью человека .в иллюзии (т.е. потребностью "предаваться эстетической иллюзии"). Искусство - это, по Ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие , основанное на иллюзии, причем любая др. цель , кроме цели удовольствия, исключена (К. Lange, Das Wesen der Kunst, 1911).

Иллюзия

(от лат. illusio, ludere ~ игра ть ; illudere - обманывать ) - ошибочное, неадекватное восприятие , в результате которого происходит замена реально го и подлинного тем, что есть фикция ( вымысел ), видимость , имитация , приблизительная копия , схематическая модель или описание отдельных внешних свойств реально существующих объект ов, игнорирующее другие, существенно значимые в условном контекст е наблюдения качества. В результате воспринимается не сам реальный объект , а его искаженный или деформированный в процессе восприятия образ . К уже существующему объекту добавляется фантомная часть (И. ассимиляции) или исключаются реальные фрагменты (контрастная И.); психологическая установка субъекта экстраполирует предшествующий опыт на материал настоящего и будущего. И. связана с эффект ом реальности, производимым ее демонстрацией; она основывается на психологическом и идеологическом признании феноменов , ранее уже знакомых зрителю. Семиологическое значение И. заключается в элиминации (стирании) знака , его тела , манифестации и установлении непосредственного отношения между означающим и референтной группой означаемых с помощью специфического кода достоверности и правдоподобия, имеющего, в свою очередь , основания в ряде условностей, принятых в том или ином сообществе, в правилах коммуникации и стереотипах восприятия. Разнообразие и многочисленность И. обусловлены множеством иконических и эйдетических стратегий, наложение и пересечение которых затрудняет прямое, неметафорическое использование знаковых систем, нарушает иерархические отношения внутри дискурсов, между языками и метаязыками. В виде фантомных проекций иллюзорные содержания могут структурировать повседневный опыт индивида , проявляя и подчеркивая личностно-значимые детали и фрагменты внешнего мира , делая на них акценты и увязывая их в контекст целостного жизненного мира, в то же время маскируя или игнорируя вытесняемые, подавляемые, иррациональные либо концептуально-непроясненные аспекты реальности. Привязанность к И., как это показал 3. Фрейд , обусловлена поиском удовольствия и двойным движением отрицания: человек знает, что изображаемые действия, персонажи , обстоятельства не имеют к нему прямого отношения, что это всего лишь видимость, игра воображения, но определенная часть психической энергии с энтузиазмом вовлекается в эту игру, идентифицирует субъекта с изображаемыми героями, переживаниями и реакциями, соответствующими вымышленной ситуации. В результате многостороннего психологического взаимодействия индивидуальной психики и иллюзорного материала происходит интеграция вытесненных бессознательных массивов с диссоциированными конфликтующими частями души, открывается канал из недифференцированного бессознательного в сферу сознания, провоцируется катарсический эффект . Индивидуальное бессознательное встречается с аналогичным либо противоположным по значимости коллективным бессознательным. В непрерывном колебании между символами и воображаемым создается обширное поле виртуального обмена метафорических потоков, смысловых ассоциаций, архетипических и мифологических сюжетов. Это - пространство , куда устремляются противоречивые и взаимоисключающие желания , где фантазм разворачивает перед субъективностью сферу недоступного. Оттуда же " реальное " Я возвращается к привычному обыденному миру, уже более отчетливо и обостренно воспринимая границы своей идентичности, границы действительно реального, еще недавно атакованные необузданной и безответственной фантазией, невероятными приключениями и потрясениями основ мира, оказавшимися всего лишь добровольным самообманом, искусным наваждением . К. Ю. Багаев

[лат. illusio - обман , заблуждение ] - искаженное восприятие действительно сти. В литературе (науке) различают два типа иллюзий. Одни вызываются необычными внешними условиями, при этом сам организм , воспринимающий иллюзии , функционирует нормально. Другие обусловлены патологическими (болезненными) отклонениями в функционировании организма иллюзирующего субъекта . От иллюзий предлагают отличать галлюцинации , которые, в противоположность иллюзиям , возникают при отсутствии внешних объект ов ( правда , что это такое "отсутствие внешних объектов", наверное, затруднятся сказать и сами авторы определения [2]).

В Оккультизме все конечное (подобно вселенной и всему в ней) называется иллюзией, или майей.

(лат. illusio - обман ) поверхностное представление , чистая фантазия ; в практической жизни - облегчающий самообман ("предаваться иллюзиям ") вместо трезвого взгляда на факты . "Освобождение от иллюзий" (разрушение иллюзий) связано часто с большим или меньшим чувством неудовольствия. С точки зрения психологии или психопатологии иллюзия - это представление, которому, правда , соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора пре образ ует объект ивную данность в направлении желаемой данности; память , как и при галлюцинации, добавляет нечто к ощущениям. Собственной питательной почвой иллюзии является аффект , в особенности ожидание, страх и надежда . К. Ланге пытается объяснить происхождение искусства потребностью человек а .в иллюзии (т.е. потребностью "предаваться эстетической иллюзии"). Искусство - это, по Ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие , основанное на иллюзии, причем любая др. цель , кроме цели удовольствия, исключена (К. Lange, Das Wesen der Kunst, 1911).

Значение слова Иллюзия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Инструментализм - одна из важнейших методологических установок прагматизма . ...
  • Идеология - Впервые введенное в эпоху Французской революции, понятие И. ...
  • Идеализм - (франц. idealisme, от греч. idea идея ) ...
  • Иудаизм - (от древнеевр. Иегуда патриарх, основоположник племени иудеев) ...
  • История - 1) широко распространенное представление об И. как ...
  • Историософия - концепция философии истории, созданная как целостное постижение ...
  • Ислам - (араб., букв. " предание себя (Богу)"; покорность ...
  • Истина - (греч. aletheia, лат. veritas) 1) Соответствие нашего ...
  • Иррациональное - нечто, выходящее за пределы познавательных возможностей человеческого ...
  • Ипостась - (греч. hypostasis, лат. persona лицо или личность ...
  • Интуитивизм - (от лат. intuitus взгляд) позиция в теории ...
  • Интенция - (лат. intentio намерение) 1) в теории ...
  • Инкогнито - у некоторых философов, начиная с С.Кьеркегора, Бог ...
  • Индуизм - религия индусов полуязыческого характера объединяющая десятки разных ...
  • Значение - содержание связываемое с тем или иным языковым ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари