Что такое Наличие? Значение слова Наличие в философском словаре

Наличие - Франц. PRESENCE. Один из ключевых терминов понятийного аппарата Дерриды, который критикует учение о « смысле бытия вообще как наличия со всеми подопределениями, которые зависят от этой общей формы и которые организуют в ней свою систему и свою историческую связь ( наличие вещи взгляду на нее как eidos, наличие как субстанция / сущность / существование (ousia), временное наличие как точка (stigme) данного мгновения или момента (nun), наличие cogito самому себе, своему сознанию, своей субъективности, соналичие другого и себя, интерсубъективность как интенциональный феномен эго)» (Derrida:1967a, с. 23). Утверждение Дерриды о «ложности» этого учения может быть представлено как продолжение и углубление критики Хайдеггером основных постулатов Гуссерля, и в то же время , повторим, осмысление собственной позиции Дерриды было бы вряд ли возможным без и вне проблематики, разработанной Гуссерлем. Еще для раннего Гуссерля была характерна критика «натуралистического объективизма » (хотя в то же время он выступал и против скептического релятивизма ), которому он противопоставлял призыв вернуться «к самим предметам», как якобы обладающим «открытым», «самообнаруживающимся бытием ». При этом он ориентировался на традицию картезианства с его тезисом об очевидности самопознания и, что более важно, самосознания. В этой связи и лозунг «к самим предметам» предполагал «возврат» сознания к «изначальному опыту » (что абсолютно немыслимо и неприемлемо для Дерриды), получаемому в результате операции «феноменологической редукции», или « эпохе », которая должна исключать все нерефлексивные суждения о бытии, т. е. отвергать «эмпирическое созерцание », расчищая, тем самым, путь к «созерцанию эйдетическому», способному постичь идеальные сущности предметного мира вещей, мира явлений, или феноменов. Впоследствии Гуссерль попытался переформулировать принцип «самоочевидности сознания» как смыслополагание интенциональной жизни сознания, передав способность наполнять смыслом эмпирический и психологический опыт людей трансцендентальному субъекту как якобы обладающему обобщенным, интерсубъективным знанием общезначимых истин, т. е. фактически обладающему «трансцендентальным сознанием ». Именно этот момент гуссерлианской философии и стал главным предметом критики Дерриды, отвергающего как постулат об «имманентной данности» (в терминах французского ученого — «презентности-наличности») бытия сознанию, так и принцип однозначного конституирования и преобразования «жизненного мира» (т. е. «универсального поля различных форм практик», по Гуссерлю) в мир « истинный », как бы туманно и неопределенно ни формулировал его немецкий философ . Если Гуссерль для Дерриды до известной степени воплощает то современное состояние традиционной европейской философии, которое очертило круг вопросов, ставших для Дерриды предметом критического анализа , то отношения Дерриды с Хайдеггером гораздо сложнее. Хайдеггер в значительной мере создал методологические предпосылки дерридеанского анализа. И это связано прежде всего с его критикой «метафизического способа мышления», который он пытался переосмыслить. Отрицательное отношение Дерриды к «презентности-наличности» как основе метафизического мировосприятия генетически соотносится с критикой Хайдеггером традиционного европейского понимания мышления как « видения », а бытия — как постоянно присутствующего перед «мысленным взором», т. е. в трактовке Дерриды как «наличного». Хайдеггер последовательно выступал против абсолютизации в понимании бытия временного момента его «настоящего бытования», его «вечного присутствия», что несомненно предопределило и позицию Дерриды в этом вопросе . Однако, если попытка Хайдеггера осуществить деструкцию европейской философской традиции как «метафизической» (см. об этом у П. П. Гайденко: Гайденко:1963) встретила у Дерриды полное сочувствие и понимание , то другая сторона деятельности немецкого философа — его стремление найти путь к «истине бытия» — совершенно не совпала с глобальной мировоззренческой установкой Дерриды на релятивистский скептицизм . И именно в этом плане и наметилось их основное расхождение, обусловившее упреки в непоследовательности и незавершенности «деструкции метафизики», предъявленные Дерридой Хайдеггеру. За этим стремлением немецкого ученого во всем увидеть «истину» теоретик постструктурализма как раз и усматривает рецидив метафизического подхода . К этому можно добавить, что интенциональность , столь важная для Гуссерля и Хайдеггера, была переосмыслена Дерридой в типично постструктуралистском духе как « желание », иными словами, как подчеркнуто бессознательная, стихийная и в конечном счете иррациональная сила . Несомненно, что критика Дерридой понятия наличия связана с его гносеологическим нигилизмом, с отрицанием любых критериев истины, в том числе и такого феноменологического критерия, как « очевидность ».  


Синонимы: наличность, присутствие

Наличие

Франц . PRESENCE. Один из ключевых терминов понятийного аппарата Дерриды, который критикует учение о « смысле бытия вообще как наличия со всеми подопределениями, которые зависят от этой общей формы и которые организуют в ней свою систему и свою историческую связь ( наличие вещи взгляду на нее как eidos, наличие как субстанция / сущность / существование (ousia), временное наличие как точка (stigme) данного мгновения или момент а (nun), наличие cogito самому себе , своему сознанию, своей субъективности, соналичие другого и себя , интерсубъективность как интенциональный феномен эго)» (Derrida:1967a, с. 23). Утверждение Дерриды о «ложности» этого учения может быть представлено как продолжение и углубление критики Хайдеггер ом основных постулат ов Гуссерля, и в то же время , повторим, осмысление собственной позиции Дерриды было бы вряд ли возможным без и вне проблематики, разработанной Гуссерлем. Еще для раннего Гуссерля была характерна критика «натуралистического объективизма » ( хотя в то же время он выступал и против скептического релятивизма ), которому он противопоставлял призыв вернуться «к самим предметам», как якобы обладающим «открытым», «самообнаруживающимся бытием ». При этом он ориентировался на традицию картезианства с его тезисом об очевидности самопознания и, что более важно, самосознания. В этой связи и лозунг «к самим предметам» предполагал «возврат» сознания к «изначальному опыт у » (что абсолютно немыслимо и неприемлемо для Дерриды), получаемому в результате операции «феноменологической редукции», или « эпохе », которая должна исключать все нерефлексивные суждения о бытии, т. е. отвергать «эмпирическое созерцание », расчищая, тем самым, путь к «созерцанию эйдетическому», способному постичь идеальные сущности предметного мира вещей, мира явлений, или феноменов . Впоследствии Гуссерль попытался переформулировать принцип «самоочевидности сознания» как смыслополагание интенциональной жизни сознания, перед ав способность наполнять смыслом эмпирический и психологический опыт людей трансцендентальному субъекту как якобы обладающему обобщенным, интерсубъективным знанием общезначимых истин, т. е. фактически обладающему «трансцендентальным сознанием ». Именно этот момент гуссерлианской философ ии и стал главным предметом критики Дерриды, отвергающего как постулат об «имманентной данности» (в терминах французского ученого — «презентности-наличности») бытия сознанию, так и принцип однозначного конституирования и преобразования «жизненного мира» (т. е. «универсального поля различных форм практик», по Гуссерлю) в мир « истинный », как бы туманно и неопределенно ни формулировал его немецкий философ . Если Гуссерль для Дерриды до известной степени воплощает то современное состояние традиционной европейской философии, которое очертило круг вопросов, ставших для Дерриды предметом критического анализа , то отношения Дерриды с Хайдеггером гораздо сложнее. Хайдеггер в значительной мере создал методологические предпосылки дерридеанского анализа. И это связано прежде всего с его критикой «метафизического способа мышления», который он пытался переосмыслить. Отрицательное отношение Дерриды к «презентности-наличности» как основе метафизического мировосприятия генетически соотносится с критикой Хайдеггером традиционного европейского понимания мышления как « видения », а бытия — как постоянно присутствующего перед «мысленным взором», т. е. в трактовке Дерриды как «наличного». Хайдеггер последовательно выступал против абсолютизации в понимании бытия временного момента его «настоящего бытования», его «вечного присутствия», что несомненно предопределило и позицию Дерриды в этом вопросе . Однако , если попытка Хайдеггера осуществить деструкцию европейской философской традиции как «метафизической» (см. об этом у П. П. Гайденко: Гайденко:1963) встретила у Дерриды полное сочувствие и понимание , то другая сторона деятельности немецкого философа — его стремление найти путь к «истине бытия» — совершенно не совпала с глобальной мировоззренческой установкой Дерриды на релятивистский скептицизм . И именно в этом плане и наметилось их основное расхождение , обусловившее упреки в непоследовательности и незавершенности «деструкции метафизики», предъявленные Дерридой Хайдеггеру. За этим стремлением немецкого ученого во всем увидеть «истину» теоретик постструктурализма как раз и усматривает рецидив метафизического подхода . К этому можно добавить , что интенциональность , столь важная для Гуссерля и Хайдеггера, была переосмыслена Дерридой в типично постструктуралистском духе как « желание », иными словами, как подчеркнуто бессознательная, стихийная и в конечном счете иррациональная сила . Несомненно, что критика Дерридой понятия наличия связана с его гносеологическим нигилизмом, с отрицанием любых критериев истины, в том числе и такого феноменологического критерия, как « очевидность ».  

Значение слова Наличие в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Надежда - (1) эмоциональное переживание возникающее при напряженном ...
  • Наблюдение - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, ...
  • Наличность - бытие не являющееся присутствием . Прежде всего ...
  • Навязчивость - – дефектный модус подручности, (см.) заключающийся в том, ...
  • Неофрейдизм - Среди других учений, выросших из фрейдовского психоанализа преобладали, ...
  • Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек этические ...
  • Ноосфера - (от греч. noos разум ... + сфера ...
  • Нэфеш - (Евр.) Дыхание жизни. Anima, Mens, Vita, Страсти. В ...
  • Ньяя - (Санскр.) Одна из шести Даршан или школ Философии ...
  • Ньима - (Тибет.) Солнце астрологически. ...
  • Нунтис - (Лат.) "Волк Солнца", название планеты Меркурий. Он спутник ...
  • Нумен - (Греч.) Истинная сущностная природа бытия, в отличие от ...
  • Ну - (Египет.) Предвечные воды пространства, называемые"ОтецМатерь"; "лик бездны" в ...
  • Ноус - (Греч.) Платоновский термин для обозначения Высшего Разума или ...
  • Астрология - (греч. astron — звезда и logos — учение ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари