(от греч . anarchia — безвластие , безначалие ) — учение , пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. Хотя отдельные идеи А. встречаются уже в теория х Платона , Зенона , Ж.Ж. Руссо , Д. Дидро и ряда др. мыслителей, а А. как определенное психологическое состояние или умонастроение существовал практически всегда , целостная анархистская идеология сформировалась в Европе только в 1840—1860-х гг. Примерно в 1860—1870-х гг. А. стал уже довольно заметным общественно-политическим движением . Основной вклад в теоретическую разработку э того учения внесли П.Ж. Прудон , М. Штирнер , МЛ. Бакунин и П.А. Кропоткин . О приверженности А. заявляли В. Годвин , В. Тэккер, Л.Н. Толстой и др. Анархистские концепции каждого из этих мыслителей построены на разных филос. и нравственных основания х и по-разному пред став ляют цели и смысл общественного развития, способы и средства достижения общества анархии. Однако все они главную причину эксплуатации и несправедливости в обществе видят в гос-ве независимо от его формы ( монархия , парламентская демократия или к.-л. иная форма правления). Они призывают упразднить все его ин-ты власти, ибо полностью не принимают саму идею организации общества “сверху вниз”. Прудон по праву может рассматриваться как один из основоположников учения А. Именно Прудону принадлежит заслуга введения в научный оборот самого термина “А.”. В своей работе “Что такое собственность , или Исследование о принципе права и власти” (1840) он доказывает, что ин-том общества, из которого все исходит в нем, является частная собственность. Объявляя крупную частную собственность кражей, он дает резкую критику современного ему общественного строя и призывает прежде всего сокрушить такую собственность. Однако, отвергая крупную частную собственность, Прудон вместе с тем надеялся сохранить в неприкосновенности мелкую собственность, индивидуальную свободу производителя и одновременно избавить рабочего от власти предпринимателя. Свобода для Прудона — это не только равенство и бесконечное разнообразие в выражении индивидуальной воли, но еще и безвластие. Вот почему Прудон считает гос-во врагом свободы, главным орудием раскола общества и угнетения трудящихся и выдвигает идею ликвидации гос-ва. Позднее , правда , он предлагал раздробить современное централизованное гос-во на мелкие автономные области, в которых промышленные предприятия будут перед аны в руки свободных ассоциаций рабочих и служащих. Прудон полагал, что переход к свободным ассоциациям трудящихся возможен через экономические реформы в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. Он считал, что такого рода реформы и есть социальная революция , осуществляемая мирным путем , и именно она даст воз можно сть превратить всех трудящихся, при сохранении их собственности на средства производства , в самостоятельных производителей, эквивалентно обменивающихся товарами и услугами на началах взаимопомощи и сотрудничества. Учение Прудона уже при его жизни подвергалось резкой критике за субъективизм , волюнтаризм и эклектику . Так, К. Маркс считал Прудона одним из создателей системы “буржуазного социализм а ”. Вместе с тем прудонистские анархистские идеи (отрицательное отношение к гос-ву, политической борьбе, крупной собственности и др.) использовались и продолжают использоваться различными течениями “мирного” А. и анархо- синдикализма . Теорию индивидуалистического А. создал Штир-нер. Его знаменитая кн. “ Единственный и его собственность” (1844) ниспровергает все авторитеты : религию, право , собственность, семью и безоговорочно провозглашает свободу всякого конкретного индивида , т.е. Я. Согласно Штирнеру, “Я — единственный. Для Меня нет ничего выше Меня”. Соответственно, Штирнер считает, что Я — критерий истины , а это значит , что личность не должна признавать никаких обязательных для себя общественных установлений. Индивиду надо по этом у искать не социальную, а свою собственную свободу. Утверждая свободу индивида, а по существу его полный произвол , Штирнер отрицает всякие нормы поведения, все общественные ин-ты. Однако найти такую форму общественного устройства, при которой каждый человек обретал бы наивысшую свободу, т.е. был бы независим от общества и его установлений, невозможно . Вот почему идеи совершенного эгоизма Штирнера хотя и оказали влияние на Бакунина и Кропоткина, но стали основой уже иного, не индивидуалистического направления в А. Бакунин — один из самых выдающихся и влиятельных теоретиков и практиков А. В своих работах “Федерализм, социализм и антитеологизм” (1867), “Государственность и анархия ” (1873) и др. он доказывал, что гос-во — это главное зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое , ибо оно есть лишь временная общественная форма, которая должна полностью исчезнуть , став простой “канцелярией” общества, “центральной конторой”. Идеал Бакунина — общество , организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин и наций, на основе свободы, равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации. Этим самым он в отличие от Штирнера подчеркивал не индивидуалистическую, а общественную сторону анархического идеала . Ратуя за социализм, Бакунин в то же время считал, что свобода без социализма — это не справедливость , а социализм без свободы — это рабство . Бакунин полагал, что идеал безгосударственного общества следует осуществить немедленно , сразу же после социальной революции. При этом он призывал во имя этого подняться над узко национальными, локальными задачами освободительного движения . Именно Бакунину принадлежит лозунг : “У нас нет отечества. Наше отечество — всемирная революция”. Бакунин был активным участником революционного европейского движения. В 1868 он основал тайный анархистский союз “Международный альянс социалистической демократии”, вел открытую борьбу против Маркса и его единомышленников в Международном товариществе рабочих (J Интернационале). Антиэтатистские идеи Бакунина, в частности его теоретические положения, направленные против государственного социализма, против авторитарных и бюрократических методов управления, его размышления об общественном самоуправлении, о федерализме и интернационализме и сегодня сохраняют свое значение . Выдающимся теоретиком анархизма был известный рус. ученый и революционер Кропоткин. В сочинениях “ Наука и анархия” (1892), “ Анархия , ее философия , ее идеал” (1896) и многих др. он обосновывал и пропагандировал идеи А., отстаивая неизбежно сть их претворения через насильственную анархическую революцию. Считая, как и Бакунин, что только анархия является высшей ступенью общественной эволюции, он в отличие от него не призывал к тотальному отрицанию всех и вся. Кропоткин обосновывал возможность создания идеального анархо-коммунисти-ческого строя, т.е. такого безгосударственного общественного устройства, в котором все люди будут чувствовать себя счастливыми и свободными. По его мнению, именно такое общество будет “довольством всех”, поскольку оно будет основано на совместном владении всеми богатствами, при неукоснительном соблюдении принципов свободы и равенства. В то же время Кропоткин являлся активным противником марксизма , он не соглашался с ним не только в вопрос е о роли и месте гос-ва и насилия в истории, но и расходился по вопросу о невозможности в ходе революции постепенно и гуманно реформировать социальные ин-ты старого общества. Теоретики А. внесли существенный вклад в развитие общественной мысли. Их критика государственно-бюрократического централизма, отчуждения административного аппарата от гражданского общества, отрицательных последствий огосударствления всех сторон общественной жизни оказала значительное влияние на становление многих филос., социологических и культурологических учений, выходящих далеко за рамки А. Анархистские идеи и сегодня продолжают жить и распространяться , хотя они и не имеют той силы массовой привлекательности, на которую рассчитывают их адепты . Большинством людей А. вполне справедливо оценивается как утопия . Малочисленные анархические партии и группы, которые в основном можно встретить в некоторых странах Европы и Лат. Америки стремятся если не пересмотреть , то хотя бы несколько модифицировать основные положения своей политической теории . Основное внимание при этом обращается на те основания, которые в наибольшей степени диссонируют с современными процесс ами общественного развития. Естественно, это прежде всего вопрос о необходимости насильственной социальной революции. По-видимому, А. в будущем сохранится как одна из форм идейного поиска адекватного пути человечества к свободе и справедливости. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины и условия , которые с разной степенью значимости будут побуждать людей к такому поиску, а значит, следованию идеалам общества анархии. Подчеркивая утопизм идеала А., неэффективность стратегических и тактических приемов практики анархистского движения, нельзя вместе с тем не видеть , что анархисты своей критикой существующего общества и пропагандой идеалов свободы внесли и продолжают вносить заметный вклад в современный общественный процесс и современное обществознание : анархистская теория побуждает обращать самое пристальное внимание на необходимость глубокого изучения и совершенствования всех отношений общественной власти, политики ее осуществления. В связи с этим характерно то, что в отличие от др. общественно-политических движений и партий анархисты всегда открыто выступали против любых недемократических режимов организации общественной жизни, даже если последние вызывали энтузиазм и восторг большинства людей; анархистский идеал создания свободных взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности служит моделью и для сегодняшнего формирования общественных отношений. Этот идеал заставляет людей задуматься над тем, как не растерять , а, наоборот , сохранить и приумножить важнейшие ценности человеческого общежития: свободу, равенство прав, справедливость ; анархистская идея федерализма и интернационализма позволяет критически посмотреть на сегодняшние процессы активизации сил национализма и национальной ограниченности, предостеречь людей от безумия национальной вражды; А. и его идеалы заставляют людей размышлять о том образе и строе жизни, который они имеют и которого они достойны. Непреходящее значение А. и его идеологии выразил П.И. Новгородцев , который отметил, что, после того как человеческая мысль исследует все формы идеального устройства власти и все их найдет недостаточными, она неизбежно обратится к А., к мысли об устроении общественной жизни без власти и без закона , на чистом принципе свободы: “ Если от социализма остается еще возможность перехода к анархизму как к более радикальному направлению, то за анархизмом открываются бездна и пустота , перед которыми кончаются и смолкают социально-философские вопрошания”. Плеханов Г.В. Наши разногласия // Избр. филос. произв. М, 1956. Т. I; Ленин В.И. Государство и революция // Поли, собр. соч. М., 1958—1965. Т. 33; Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1959. Т. 4.; Энгельс Ф. Бакунисты за работой // Там же. Т. 18; Бакунин М.А. Философия . Социология . Политика . М., 1989; Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1990; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Кризис анархизма. М., 1994. Ч. 2; Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков , 1994; Прудон П.Ж. Что такое собственность? М., 1998. B.C. Грехнев
( греч . "a", "an", " отрицание ", "не" и "arce", " начало ", " власть ") - политическое учение из раз ряда левых идеологий, возникшее в XIX веке параллельно с социализм ом и маркс измом. Главные теоретики - Ж. Прудон , М. Штирнер , О.Бланки. Анархизм считает "власть" и " государство " источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".
(от греч . anarchia — безначалие , безвластие ) — философское и социально- политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного, право вого и институционального управления об-вом. Анархистские идеи встречаются уже в античности и в средние века . Критику отчуждающей роли государства можно встретить у Лао-Цзы, Аристина, Зенона , стоиков, в после дствии — в анабаптистской, гусистской и др. ересях. Однако в строгом смысл е А. в виде теоретически оформленной позиции возникает в конце 18 в. как реакция на формирование собственных против оречий капиталистического производства и результат разочарования в этатистском пафосе эпохи Просвещения ( Этатизм ). Историко-философская традиция относит к А. чрезвычайно отличающихся друг от друга мыслителей: Годвин а, Придана, Штирнер а, Бакунин а, В. Такера, Толс того , Кропоткин а и др. Хотя их концепции построены на различных философских и нравственных основания х, по-разному объясняют истоки и смысл общественного развития, средства и цели социальных изменений, имеются общие принципиально важные подходы , позволяющие объединить их в рамках одного философского направления — А. Во-первых, в этих концепциях осн. причиной социальной несправедливости признается существование государства и его политико-правовых институтов. Во-вторых, отрицается любая форма организации об-ва “сверху — вниз” и провозглашается негативное отношение ко всем типам государственного устройства: монархии, парламентской демократии, диктатуре пролетариата и др. В-третьих, государство и право понимаются как полностью отчужденные и даже противопо став ленные гражданскому об-ву институты . В-четвертых, условием свободы личности признается отсутствие любых форм власти, правового принуждения. Как политическое течение внутри революционного движения А. сформировался после раскола I Интернационала. У его истоков стояли рус. революционные народники Бакунин и Кропоткин. Революционный А. призывал к ликвидации государства и установлению идеал ьного, по его убеждению, общественного строя, основанного на имущественном равенстве и свободном соглашении различных территориальных и производственных общин. В начале 20 в. в России широкое распространение получило движение “христианского А.”, приверженцами к-рого были преимущественно последователи Л. Толстого. Гл. в их социальных воззрениях было представление о коренной несовместимости государства, церкви, права с христианскими идеала ми добра и справедливости. В наши дни идеи А. продолжают оказывать влияние на ряд философских и общественно-политических концепций, напр. на взгляды “новых левых”, “зеленых”, “левых радикалов”, сторонников альтернативных движений и др.