Что такое Антиутопия? Значение слова Антиутопия в философском словаре

1) Антиутопия - - критическое повествование об обществе, построенном согласно утопическим принципам. В отличие от своего антипода, А. не претендует на разговор об обществе от имени самого (всего) общества, а выделяет опасную, с т. зр. авторов, тенденцию. Тенденция эта, распространенная на все социальное целое, является объектом анализа антиутопического произведения. А. представляет собой саморефлексию жанра социальной утопии. Сохраняя все описанные приемы, характерные для последней, она существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума . Лейтмотив утопии - признание неистинности наличной социальной реальности - заменяется признанием неистинности самого утопического проекта . Универсализм понимается авторами А. как обезличенность, сведение живого к мертвой абстракции. Подвергается сомнению сама возможность воплощения какого бы то ни было интеллектуального проекта. Исчерпанность социальных проблем приравнивается к отчуждению человека от своей личной судьбы. Оформление жанра А. совпало по времени (XX в.) с установлением дисциплинарных границ в сфере социального знания. Поэтому А. почти всецело представляет собой явление литературы. Несмотря на позднее выделение антиутопического жанра, подобная тенденция существовала и в самой утопической традиции . Утопические тексты во многом являлись А. по отношению к ранее появившимся аналогичным текстам. XX в. породил ситуацию, когда основные черты утопического общества, хотя и не в адекватном воплощении, стали реальностью . Разочарование в прогрессе , кризис европоцентризма , а также побочные эффекты функциональной дифференциации общества выдвинули жанр А. на первый план . Последняя постоянно обращается к репрессированным пластам социальной реальности. Ее темы: невозможность непосредственного межиндивидуального общения, проблема сохранения личностью своего духовного мира и т. п. Критическому анализу подвергаются доведенные до предела тенденции современного общества: потребление у Хаксли, тотальный контроль государственной власти у Оруэлла, крайний индивидуализм у Шекли и т. д. (См. " Утопия ".) М. С. Белоковыльский

2) Антиутопия - — в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям. Искаженная, перевернутая утопия иногда называется также “дистопией”; этот термин может обозначать и представление , что какое-то имеющееся, весьма несовершенное общество и является как раз осуществлением самых высоких социальных мечтаний. Антиутопические настроения сквозят уже в сатирических произведениях Дж. Свифта, Вольтера, С. Батлера , М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честертона и др. Однако цельные А. появляются только в нач. 20 в., когда на историческую арену выходят коммунизм и национал-социализм , возникают тоталитарные режимы, становится реальной угроза новой мировой войны. Популяризации жанра А. в дальнейшем способствовало и обострение глобальных проблем. Типичными А. являются романы Е. Замятина “Мы”, О. Хаксли “Этот прекрасный новый мир” и “Обезьяна и сущность ”, Дж. Оруэлла “Ферма зверей” и “1984”, А. Кёстлера “Мрак в полдень”, Л. Мэмфорда “Миф о машине”, Р. Хейлбронера “Исследование видов человечества на будущее ”, М. Янга “Возвышение мерито-кратии”, У. Голдинга “Повелитель мух” и др. К А. примыкают романы-предупреждения Дж. Лондона, К. Чапека, А. Франса, Р. Брэдбери, А. Азимова и др., описывающие опасности, подстерегающие общество в будущем.

3) Антиутопия - — самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. (В аналогичном смысле в западной социологической литературе употребляются также понятия " дистопия ", т.е. "искаженная, перевернутая" утопия , и "какотопия", т.е. "страна зла"). А. можно представить в качестве своеобычной саморефлексии жанра социальной утопии. А. существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума : подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения какого бы то ни было преобразовательного интеллектуального проекта . При этом, если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее , то в стилистике А. доминирует обращенность в будущее . Конституирование А. как особого интеллектуального жанра совпало по времени (20 в.) с установлением достаточно жестких общепринятых дисциплинарных границ в сфере гуманитарного знания, поэтому А. почти всецело представляет собой литературное явление . (Исторически А. ведет свое происхождение от сатирической традиции Дж. Свифта, Вольтера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честерстона и др., а также от жанра романов-предостережений, к которому обращались в своем творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек и др.). 20 в. породил ситуацию, когда некоторые проекты утопических обществ с различной степенью самоадекватности стали реальностью . Разочарование в прогрессе , кризис идеалов европоцентризма , негативные эффекты функциональной дифференциации общества актуализировали жанр А., которая постоянно обращалась к репрессированным пластам общественной жизни. (Согласно мысли Оруэлла, А. становится возможной лишь после того, как "утопия была дискредитирована"). Переход от абстрактного интереса по поводу проектов преобразования общества к опасениям, связанным с перспективой их претворения в жизнь , был сформулирован Бердяевым: "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос , терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?" Главными темами А. выступают, как проблемы невозможности непосредственного межиндивидуального общения вкупе с утерей личностью своего духовного мира (Е. Замятин), так и абсолютизированные до крайности негативные тенденции современного общества: нивелирующее людей потребление (О. Хаксли), тотальный контроль бесчеловечной государственной власти (Оруэлл), прогрессирующий индивидуализм (Р. Шекли) и т.д. А. А.Грицанов

4) Антиутопия - - течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный "справедливый" общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. В принципе антиутопия ведет свое происхождение от сатирических традиций Дж. Свифта, Вольтера, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.К.Честертона, Г.Уэллса и получает логическое завершение в романах и публицистических произв. Е.Замятина ("Мы"), О. Хаксли ("Этот прекрасный новый мир", "Обезьяна и сущность "), Дж.Оруэлла ("Ферма животных", "1984 год"), А. Кёстлера ("Мрак в полдень"), Л.Мэмфорда ("Миф о машине") и др., в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму , как идеализируемое будущее , не могущее быть лучше настоящего. К антиутопиям примыкают романы-Предупреждения, с которыми выступали такие видные писатели, как Дж.Лондон, К.Чапек, А.Франс, не говоря уже о писателях-фантастах Р.Бредбери, А.Азимове, И.Ефремове и др. В то же время в русле антиутопии часто прослеживается конструктивная критика существующего общества или отдельных его модификаций и стремление исправить его некоторые недостатки. См. также Утопия .

Антиутопия

- критическое повествование об обществе, построенном согласно утопическим принципам. В отличие от своего антипода, А. не претендует на разговор об обществе от имени самого ( всего ) общества , а выделяет опасную, с т. зр. авторов, тенденцию. Тенденция эта, распространенная на все социальное целое, является объектом анализа антиутопического произведения. А. представляет собой саморефлексию жанр а социальной утопии. Сохраняя все описанные приемы, характерные для последней, она существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума . Лейтмотив утопии - признание неистинности на личной социальной реальности - заменяется признанием неистинности самого утопического проекта . Универсализм понимается авторами А. как обезличенность, сведение живого к мертвой абстракции. Подвергается сомнению сама возможность воплощения какого бы то ни было интеллектуального проекта. Исчерпанность социальных проблем приравнивается к отчуждению человека от своей личной судьбы. Оформление жанра А. совпало по времени (XX в.) с установлением дисциплинарных границ в сфере социального знания . Поэтому А. почти всецело представляет собой явление литературы. Несмотря на позднее выделение антиутопического жанра, подобная тенденция существовала и в самой утопической традиции . Утопические тексты во многом являлись А. по отношению к ранее появившимся аналогичным текстам. XX в. породил ситуацию, когда основные черты утопического общества, хотя и не в адекватном воплощении, стали реальностью . Разочарование в прогрессе , кризис европоцентризма , а также побочные эффекты функциональной дифференциации общества выдвинули жанр А. на первый план . Последняя постоянно обращается к репрессированным пластам социальной реальности. Ее темы: невозможность непосредственного межиндивидуального общения, проблема сохранения личностью своего духовного мира и т. п. Критическому анализу подвергаются доведенные до предела тенденции современного общества: потребление у Хаксли , тотальный контроль государственной власти у Оруэлла, крайний индивидуализм у Шекли и т. д. (См. " Утопия ".) М. С. Белоковыльский

— в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям. Искаженная, перевернутая утопия иногда называется также “дистопией”; этот термин может обозначать и представление , что какое-то имеющееся, весьма несовершенное общество и является как раз осуществлением самых высоких социальных мечтаний. Антиутопические настроения сквозят уже в сатирических произведениях Дж. Свифта, Вольтера, С. Батлера , М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честертона и др. Однако цельные А. появляются только в нач. 20 в., когда на историческую арену выходят коммунизм и национал-социализм , возникают тоталитарные режимы, становится реальной угроза новой мировой войны. Популяризации жанр а А. в дальнейшем способствовало и обострение глобальных проблем. Типичными А. являются романы Е. Замятина “Мы”, О. Хаксли “Этот прекрасный новый мир” и “Обезьяна и сущность ”, Дж. Оруэлла “Ферма зверей” и “1984”, А. Кёстлера “Мрак в полдень”, Л. Мэмфорда “Миф о машине”, Р. Хейлбронера “Исследование видов человечества на будущее ”, М. Янга “Возвышение мерито-кратии”, У. Голдинга “Повелитель мух” и др. К А. примыкают романы-предупреждения Дж. Лондона, К. Чапека, А. Франса, Р. Брэдбери, А. Азимова и др., описывающие опасности, подстерегающие общество в будущем.

— самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. (В аналогичном смысле в западной социологической литературе употребляются также понятия " дистопия ", т.е. "искаженная, перевернутая" утопия , и "какотопия", т.е. "страна зла"). А. можно представить в качестве своеобычной саморефлексии жанр а социальной утопии. А. существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума : подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения какого бы то ни было преобразовательного интеллектуального проекта . При этом, если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее , то в стилистике А. доминирует обращенность в будущее . Конституирование А. как особого интеллектуального жанра совпало по времени (20 в.) с установлением достаточно жестких общепринятых дисциплинарных границ в сфере гуманитарного знания , поэтому А. почти всецело представляет собой литературное явление . (Исторически А. ведет свое происхождение от сатирической традиции Дж. Свифта, Вольтера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честерстона и др., а также от жанра романов-предостережений, к которому обращались в своем творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек и др.). 20 в. породил ситуацию, когда некоторые проекты утопических обществ с раз личной степенью самоадекватности стали реальностью . Разочарование в прогрессе , кризис идеалов европоцентризма , негативные эффекты функциональной дифференциации общества актуализировали жанр А., которая постоянно обращалась к репрессированным пластам общественной жизни. ( Согласно мысли Оруэлла, А. становится возможной лишь после того, как "утопия была дискредитирована"). Переход от абстрактного интереса по поводу проектов преобразования общества к опасениям, связанным с перспективой их претворения в жизнь , был сформулирован Бердяевым: "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос , терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?" Главными темами А. выступают, как проблемы невозможности непосредственного межиндивидуального общения вкупе с утерей личностью своего духовного мира (Е. Замятин), так и абсолютизированные до крайности негативные тенденции современного общества: нивелирующее людей потребление (О. Хаксли ), тотальный контроль бесчеловечной государственной власти (Оруэлл), прогрессирующий индивидуализм (Р. Шекли) и т.д. А. А.Грицанов

- течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный "справедливый" общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. В принципе антиутопия ведет свое происхождение от сатирических традиций Дж. Свифта, Вольтера, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.К.Честертона, Г.Уэллса и получает логическое завершение в романах и публицистических произв. Е.Замятина ("Мы"), О. Хаксли ("Этот прекрасный новый мир", "Обезьяна и сущность "), Дж.Оруэлла ("Ферма животных", "1984 год"), А. Кёстлера ("Мрак в полдень"), Л.Мэмфорда ("Миф о машине") и др., в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму , как идеализируемое будущее , не могущее быть лучше настоящего. К антиутопиям примыкают романы-Предупреждения, с которыми выступали такие видные писатели, как Дж.Лондон, К.Чапек, А.Франс, не говоря уже о писателях-фантастах Р.Бредбери, А.Азимове, И.Ефремове и др. В то же время в русле антиутопии часто прослеживается конструктивная критика существующего общества или отдельных его модификаций и стремление исправить его некоторые недостатки. См. также Утопия .

Значение слова Антиутопия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Адекватный - [лат. adaeguatis приравненный] по [2], соответствующий, равный, ...
  • Агрессивность - естественное человеческое качество ведущее в конечном итоге ...
  • Автоколебания - колебания, состояния системы вызванные внутренними причинами; особенностями ...
  • Абстракция - (от лат. absractio отвлечение) одна ...
  • Архетип - (от греч. arche начало и typos ...
  • Аутентичность - понятие экзистенциалистской философии, связанное с проблемами самоопределения ...
  • Атараксия - термин используемый разными философами и философскими школами, ...
  • Абстракция - процесс отвлечения от какихлибо свойств, связей объекта ...
  • Аффицирование - (нем. Affizierung от лат. afficere причинять, действовать) ...
  • Атман - в индийской философии обозначает самый глубокий уровень ...
  • Атараксия - (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) безрелигиозный идеал ...
  • Асеизм - (от лат. a se esse иметь бытие ...
  • Апологетика - (от греч. apologetikos пригодный для обороны) ...
  • Апокатастасис - (греч. всеобщее восстановление, возврат к исходному состоянию). ...
  • Гиперборейские - (Греч.) Области вокруг Северного полюса за Полярным Кругом. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари