Что такое Постмаоизм? Значение слова Постмаоизм в философском словаре

Постмаоизм - Необходимость поисков внутренних ресурсов, способных поднять экономику страны, с особой остротой стала осознаваться в Китае в связи с наметившимся в 80-е годы отходом от политического курса, проводившегося под идеологическим знаменем маоизма. Известно, что Мао Цзедун, постоянно противопоставлял практику теории, принижая значение теоретического знания. "Великому кормчему" принадлежат формулы, вроде "Простолюдины — самые умные, аристократы — самые глупые", " Мудрость проистекает от народных масс, интеллигенция — наиболее невежественная часть общества" и т.п. Противник "книжного знания" Мао тем не менее использовал положения некоторых из "книжников" для обоснования правоты собственных идеологических воззрений. Столь избирательный подход к национальному духовному наследию в наиболее уродливых формах проявился во времена "культурной революции". Конфуций и его последователи были объявлены реакционерами, выражавшими интересы рабовладельцев, а легисты ( Сюнь-цзы , Шан Ян, Хань Фейцзы) — прогрессивными мыслителями, представлявшими новые общественные силы: феодалов. Что касается даосизма и буддизма , то наследие этих направлений вообще не принималось во внимание . В постмаоистском Китае провозглашен отказ от огульной критики традиции и объявлено начало "эпохи изучения традиции". Конфуцианство вновь признано "фундаментальной ориентацией китайской культуры" . Непосредственный толчок к возрождению интереса к конфуцианству был дан, вероятно, самым значительным философом постмаоистского Китая — Ли Цзэхоу, опубликовавшим в начале 1978 г. статью под названием "Переоценка Конфуция", в которой пересматривалось негативное отношение к наследию "Учителя", наблюдавшееся в предшествующие три десятилетия, особенно во время китайской культурной революции. Авторитет Конфуция и Мен-цзы не только восстановлен, но их взгляды стали объектом пристального изучения и рефлексии для приверженцев "конфуцианского возрожденчества" как в самом Китае, так и за его пределами (Фэн Ци, Лян Шумин, Чжан Ливэнь, Моу Цзунсань, Юй Инши, Ду Вэймин, Лю Шусянь). Изучение и в то же время переосмысление национальной философской традиции идет в двух основных направлениях, а именно по пути выявления содержащихся в ней потенций к восприятию научного знания и гуманизма , признающего автономию индивида и его свободу воли. Наиболее видные из числа китайских философов (Фэн Ци, Ли Цзэхоу) выступают за замену ранее распространенного тезиса "Китайская — субстанция , западная — функция " антитезой: "Западная — субстанция, китайская — функция". Под "западной субстанцией" подразумевается современная модернизация , а под "китайской функцией" — методы приложения "западной субстанции" к китайской реальности. По словам Ли Цзэхоу, китайский народ должен реконструировать "китайское изучение" в соответствии с "западной субстанцией", которая включает в себя науку, технологию, производительные силы , институты управления и администрации, западную идеологию ( марксизм и все другие важные направления современной мысли), а также сознательно использовать последнюю для трансформации китайского менталитета . Современное направление китайской мысли, развивающееся в русле конфуцианской парадигмы, в отличие от классического конфуцианства именуется "новым конфуцианством". Получившее начало в контексте дискурса , развернувшегося в Китае с 1978 г. в связи с провозглашением "эры реформ и открытости", т.е. процесса модернизации Китая, оно сфокусировано на двух центральных проблемах : автономии личности и национального самосознания. В отличие от Ли Цзэхоу, демонстрировавшего эстетический подход к конфуцианству (его главный труд не случайно назван "Китайская эстетика "), "новые конфуцианцы" акцентируют этико-религиозные стороны конфуцианского учения. По-существу, инициатором "нового конфуцианства" стала группа китайских философов, проживающих за пределами Китая, преимущественно в США, — Ду Веймин, Юй Инши, Чэн Чжуньин. Их идеи были восприняты и поддержаны рядом видных философов КНР: Цзан Дайнанем, Тан Юйджи, Пан Пу. "Новые конфуцианцы" стремятся возродить интерес к традиционной китайской метафизике, полагая, что она принципиально отлична от западной, поскольку не признает онтологического дуализма . Для них характерно также особое внимание к проблемам соотношения традиции и модернизации; утверждение возможности существования незападных моделей модернизации; отказ от некритического восприятия западных идей, ценностей, институтов; аргументированная критика сциентизма ; признание непримиримых противоречий между индивидуальной свободой и общественным благом ; отстаивание необходимости "трансцендентного (т. е. религиозного) как конечного источника ценности "22. " Новое конфуцианство " не стало основным направлением философской мысли в современном Китае. Оно вызвало оппозицию со стороны официальных идеологов. Тем не менее влияние его оказалось столь значительным, что даже они вынуждены признать "новое конфуцианство" наряду с марксизмом и либерализмом западного типа одним из трех основных направлений китайской мысли со времен "движения 4 мая".

Постмаоизм

Необходимость поисков внутренних ресурсов, способных поднять экономику страны, с особой остротой стала осознаваться в Китае в связи с наметившимся в 80-е годы отходом от политического курса , проводившегося под идеологическим знаменем маоизма. Известно, что Мао Цзедун, постоянно противопоставлял практику теории , принижая значение теоретического знания . "Великому кормчему" принадлежат формулы, вроде "Простолюдины — самые умные, аристократы — самые глупые", " Мудрость проистекает от народ ных масс , интеллигенция — наиболее невежественная часть общества" и т.п. Противник "книжного знания" Мао тем не менее использовал положения некоторых из "книжников" для обоснования правоты собственных идеологических воззрений. Столь избирательный подход к национальному духовному наследию в наиболее уродливых формах проявился во времена "культурной революции". Конфуций и его последователи были объявлены реакционерами, выражавшими интерес ы рабовладельцев, а легисты ( Сюнь-цзы , Шан Ян, Хань Фейцзы) — прогрессивными мыслителями, представлявшими новые общественные силы : феодалов. Что касается даосизма и буддизма , то наследие этих направлений вообще не принималось во внимание . В постмаоистском Китае провозглашен отказ от огульной критики традиции и объявлено начало "эпохи из учения традиции". Конфуцианство вновь признано "фундаментальной ориентацией китайской культуры" . Непосредственный толчок к возрождению интереса к конфуцианству был дан, вероятно , самым значительным философом постмаоистского Китая — Ли Цзэхоу, опубликовавшим в начале 1978 г. статью под названием "Переоценка Конфуция", в которой пересматривалось негативное отношение к наследию "Учителя", наблюдавшееся в предшествующие три десятилетия, особенно во время китайской культурной революции. Авторитет Конфуция и Мен-цзы не только восстановлен, но их взгляды стали объектом пристального изучения и рефлексии для приверженцев "конфуцианского возрожденчества" как в самом Китае, так и за его пределами (Фэн Ци, Лян Шумин, Чжан Ливэнь, Моу Цзунсань, Юй Инши, Ду Вэймин, Лю Шусянь). Изучение и в то же время переосмысление национальной философской традиции идет в двух основных направлениях, а именно по пути выявления содержащихся в ней потенций к восприятию научного знания и гуманизма , признающего автономию индивида и его свободу воли. Наиболее видные из числа китайских философов (Фэн Ци, Ли Цзэхоу) выступают за замену ранее распространенного тезиса "Китайская — субстанция , западная — функция " антитезой: "Западная — субстанция, китайская — функция". Под "западной субстанцией" подразумевается современная модернизация , а под "китайской функцией" — методы приложения "западной субстанции" к китайской реальности. По словам Ли Цзэхоу, китайский народ должен реконструировать "китайское изучение " в соответствии с "западной субстанцией", которая включает в себя науку, технологию, производительные силы , институты управления и администрации, западную идеологию ( марксизм и все другие важные направления современной мысли), а также сознательно использовать последнюю для трансформации китайского менталитета . Современное направление китайской мысли, развивающееся в русле конфуцианской парадигмы, в отличие от классического конфуцианства именуется "новым конфуцианством". Получившее начало в контексте дискурса , развернувшегося в Китае с 1978 г. в связи с провозглашением "эры реформ и открытости", т.е. процесса модернизации Китая, оно сфокусировано на двух центральных проблемах : автономии личности и национального самосознания. В отличие от Ли Цзэхоу, демонстрировавшего эстетический подход к конфуцианству (его главный труд не случайно назван "Китайская эстетика "), "новые конфуцианцы" акцентируют этико-религиозные стороны конфуцианского учения. По-существу, инициатором "нового конфуцианства" стала группа китайских философов, проживающих за пределами Китая, преимущественно в США, — Ду Веймин, Юй Инши, Чэн Чжуньин. Их идеи были восприняты и поддержаны рядом видных философов КНР: Цзан Дайнанем, Тан Юйджи, Пан Пу. "Новые конфуцианцы" стремятся возродить интерес к традиционной китайской метафизике, полагая, что она принципиально отлична от западной, поскольку не признает онтологического дуализма . Для них характерно также особое внимание к проблемам соотношения традиции и модернизации; утверждение возможности существования незападных моделей модернизации; отказ от некритического восприятия западных идей , ценностей, институтов; аргументированная критика сциентизма ; признание непримиримых противоречий между индивидуальной свободой и общественным благом ; отстаивание необходимости "трансцендентного (т. е. религиозного) как конечного источника ценности "22. " Новое конфуцианство " не стало основным направлением философской мысли в современном Китае. Оно вызвало оппозицию со стороны официальных идеологов. Тем не менее влияние его оказалось столь значительным, что даже они вынуждены признать "новое конфуцианство" наряду с марксизмом и либерализмом западного типа одним из трех основных направлений китайской мысли со времен "движения 4 мая".

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Позитивизм - (лат. positivus положительный) (1) парадигмальная гносеометодологическая ...
  • Подтверждение - один из видов обоснования, состоящий в выведении ...
  • Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, ...
  • Плетон - см. ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ПЛАТОНИКИ ...
  • Персонализм - (лат. persona личность ) концепция человека ...
  • Патристика - (лат. patres отцы) направление философскотеологической мысли ...
  • Пантеизм - (греч. pan все и theos Бог) ...
  • Память - способность к воспроизведению прошлого опыта одно из ...
  • Постмодернизм - Англ. POSTMODERNISM, франц. POSTMODERNISME, нем. POSTMODERNISMUS. Многозначный и ...
  • Письмо - Франц. ECRITURE. Концепция «письма» Жака Дерриды (также голосписьмо ...
  • Пастиш - Франц. PASTICHE (от итал. PASTICCIO — опера составленная ...
  • Паноптизм - Франц. PANOPTISME — «всеподнадзорность». Концепция самоконтроля общества за ...
  • Психоанализ - (от греч. psyche — душа и analysis — ...
  • Противоречие - — два высказывания, из которых одно является отрицанием ...
  • Идеализм - (от греч. idea идея образ ) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари