Что такое Отказ? Значение слова Отказ в философском словаре

Отказ - Франц. REFUS. Один из многочисленных терминов Ю. Кристевой периода активного формирования телькелевского варианта французской версии постмодернизма . Вместе с такими понятиями, как « негативность », разнородность, гетерогенность , отказ служит для Кристевой одним из способов описания импульсивного действия либидо . Используя эту терминологию, исследовательница в основном опиралась на современные ей теории французских лингвопсихоаналитиков Сержа Леклэра, Рене Шпитца, Синклера де-Зварта. Ее задача заключалась прежде всего в том, чтобы обосновать прямое воздействие либидальной энергии на процесс художественного творчества. Из этого и проистекает ее теория «отказа» как особого явления, порожденного (или порождаемого) орально-анальными спазмами (вспомним « Анти-Эдипа » Делеза и Гваттари, где муссируется та же проблематика), — проявления действия соматических импульсов, каждый из которых способен реализовываться и как соединение гетерогенного в нечто связное, приводящее в конечном счете к образованию символического «сверх я», так и к разрушению, распаду всякой цельности (что и происходит у художников слова — в первую очередь поэтов — на уровне «фено- текста » — в виде нарушения фонетической, вербальной и синтаксической, а, соответственно, и смысловой «правильности»). В связи с идеей «отказа» Кристева приводит высказывание Рене Шпитца: «По моему мнению, в нормальном состоянии взаимоналожения двух импульсов агрессивность выполняет роль , сравнимую с несущейся волной. Агрессия позволяет направить оба импульса вовне, на окружающую среду. Но если эти два импульса не могут наложиться друг на друга, то происходит их разъединение, и тогда агрессия обращается против самого человека , и в данном случае либидо уже более не может быть направлено вовне» (Spitz:1979, с. 221-222). Из этого положения Кристева делает вывод : «Если в результате взаимоотталкивания импульсов или по какой другой причине происходит усиление отказа — носителя импульсов, или, точнее, его негативного заряда, то в качестве канала прохождения он выбирает мускулярный аппарат, который быстро дает выход энергии в виде кратковременных толчков: живописная или танцевальная жестикуляция, жестомоторика неизбежно соотносятся с этим механизмом. Но отказ может передаваться и по вокальному аппарату: единственные среди внутренних органов, не обладающие способностью удерживать энергию в связанном состоянии, — полость рта и голосовая щель дают выход энергетическому разряду через конечную систему фонем, присущих каждому языку , увеличивая их частоту, нагромождая их или повторяя, что и определяет выбор морфем, даже конденсацию многих морфем, «заимствованных» у одной лексемы. Благодаря порождаемой им новой фонематической и ритмической сетке, отказ становится источником «эстетического» наслаждения. Таким образом, не отклоняясь от смысловой линии, он ее разрывает и реорганизует, оставляя на ней следы прохождения импульса через тело : от ануса до рта» (Kristeva:1974, с. 141),  


Синонимы: отказ

Отказ

Франц . REFUS. Один из многочисленных терминов Ю. Кристевой периода активного формирования телькелевского варианта французской версии постмодернизма . Вместе с такими понятиями, как « негативность », разнородность, гетерогенность , отказ служит для Кристевой одним из способов описания импульсивного действия либидо . Используя эту терминологию, исследовательница в основном опиралась на современные ей теории французских лингвопсихоаналитиков Сержа Леклэра, Рене Шпитца, Синклера де-Зварта. Ее задача заключалась прежде всего в том, чтобы обосновать прямое воздействие либидальной энергии на процесс художественного творчества. Из этого и проистекает ее теория «отказа» как особого явления , порожденного (или порождаемого) орально-анальными спазмами (вспомним « Анти-Эдипа » Делеза и Гваттари, где муссируется та же проблематика ), — проявления действия соматических импульсов, каждый из которых способен реализовываться и как соединение гетерогенного в нечто связное, приводящее в конечном счете к образованию символического «сверх я», так и к разрушению, распаду всякой цельности (что и происходит у художников слова — в первую очередь поэтов — на уровне «фено- текста » — в виде нарушения фонетической, вербальной и синтаксической, а, соответственно , и смысловой «правильности»). В связи с идеей «отказа» Кристева приводит высказывание Рене Шпитца: «По моему мнению, в нормальном состоянии взаимоналожения двух импульсов агрессивность выполняет роль , сравнимую с несущейся волной. Агрессия позволяет направить оба импульса вовне , на окружающую среду. Но если эти два импульса не могут наложиться друг на друга, то происходит их разъединение , и тогда агрессия обращается против самого человека , и в данном случае либидо уже более не может быть направлено вовне» (Spitz:1979, с. 221-222). Из этого положения Кристева делает вывод : « Если в результате взаимоотталкивания импульсов или по какой другой причине происходит усиление отказа — носителя импульсов, или, точнее, его негативного заряда, то в качестве канала прохождения он выбирает мускулярный аппарат , который быстро дает выход энергии в виде кратковременных толчков: живописная или танцевальная жестикуляция , жестомоторика неизбежно соотносятся с этим механизмом. Но отказ может передаваться и по вокальному аппарату: единственные среди внутренних органов, не обладающие способностью удерживать энергию в связанном состоянии, — полость рта и голосовая щель дают выход энергетическому разряду через конечную систему фонем, присущих каждому языку , увеличивая их частоту, нагромождая их или повторяя, что и определяет выбор морфем, даже конденсацию многих морфем, «заимствованных» у одной лексемы. Благодаря порождаемой им новой фонематической и ритмической сетке, отказ становится источником «эстетического» наслаждения. Таким образом, не отклоняясь от смысловой линии, он ее разрывает и реорганизует, оставляя на ней следы прохождения импульса через тело : от ануса до рта» (Kristeva:1974, с. 141),  

Значение слова Отказ в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Опыт - 1) философская категория фиксирующая целостность и универсальность ...
  • Оправдание - один из видов обоснования научного знания, опирающийся ...
  • Операционализм - (лат. operatio действие ) направление в ...
  • Онтология - (греч. on, ontos сущее logos учение ...
  • Окказионализм - (лат. occasio случай occasionalis случайный) ...
  • Объяснение - функция познания, науки, научной теории, реализуемая через ...
  • Общество - понятие фиксирующее предмет социальной философии: в качестве ...
  • Объективация - (от лат. objectivus — предметный) опредмечивание, превращение в ...
  • Офис - (Греч.) То же, что Хнуф или Неф, Логос ...
  • Офиозены - (Греч.) Название кипрских заклинателей ядовитых змей идругих пресмыкающихся ...
  • Осса - (Гр.) Холм, место погребения великанов ( аллегорически). ...
  • Оркус - (Греч.) Бездонная яма в "Кодексе" назареев. ...
  • Орел - Этот символ является одним из самых древних. У ...
  • Онех - (Евр.) Феникс, так названный по Еноху или Феноху. ...
  • Метапсихология - (греч. meta после, за, через, над и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари