- два высказывания, из которых одно является отрицание м друг ого. Напр.: "Латунь - химический элемент " и "Латунь не является химическим элементом", "2 - простое число " и "2 не является простым числом". В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом это же самое отрицается, причем утверждение и отрицание касаются одного и того же объекта , взятого в одно и то же время и рассматриваемого в одном и том же отношении. П. является одним из центральных понятий логики. Поскольку слово "П." много значно, пару отрицающих друг друга высказываний называют иногда "логическим П." или абсурдом. П. недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью . Но у П. в обычном языке много разных задач. Оно может выступать в качестве основы сюжета, быть средством достижения особой художественной выразительности, комического эффекта и т. д. Реальное мышление - и тем более художественное мышление - не сводится к одной логичности. В нем важны ясность и неясность , доказательность и зыбкость , точное определение и чувственный образ и т. д., может оказаться нужным даже П., если оно стоит на своем месте.
- (в формальной логике) появление в ходе рассуждения (доказательства, вывода ) в качестве логически вытекающих из принятых в нем посылок пары противоположных суждений, то есть суждений, из которых одно является отрицание м друг ого. Закон противоречия гласит, что два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными. Противоречие (в диалектике) - категория диалектики , выражающая внутренний источник всякого движения, корень жизненности, принцип развития."... Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...(В.И.Ленин. Т.29.С.227). Что такое корень жизненности - непонятно. Лучше будет сказать, что противоречие - это не источник, а одно из условий движения. Противоречия в обществе делятся на антагонистические (непримиримые) и неантагонистические (?). Антагонистические противоречия - отношения классов, групп, слоев общества, в основе которых лежат непримиримые интересы . Характерной чертой антагонистических противоречий является то, что в процессе своего развития они обостряются. Неантагонистические противоречия выражают интересы, позволяющие в процессе развития установить некоторый баланс.
отношение между двумя явлениями, когда одно противоречит друг ому. В логике различают противоречивые термины (которые будут всеобщими) и противоположные (которые представляют собой частный случай ). Например, « движение » противоречит «покою» в той мере, в какой все вещи в мире находятся либо в движении либо в покое. Но «белое» противоположно «черному»», хотя объект , который не является белым, не обязательно должен быть черным; он может быть желтым, зеленым и т.д. Выделяют логическое противоречие : А есть не А и реальное противоречие , когда дух индивидов или социальных групп находится в противоречии и мы имеем в результате реальный опыт страдания и разрешения, преодоления противоречий путем поиска согласия.
— два высказывания, из которых одно является отрицание м друг ого. Напр.: “Латунь — химический элемент ” и “Латунь не является химическим элементом”, “2 — простое число ” и “2 не является простым числом”. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом это же самое отрицается, причем утверждение и отрицание касаются одного и того же объекта , взятого в одно и то же время и рассматриваемого в одном и том же отношении. П. является одним из центральных понятий логики. Поскольку слово “П.” много значно, пару отрицающих друг друга высказываний называют иногда “логическим П.” или абсурдом. П. недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью . Но у П. в обычном языке много разных задач. Оно может выступать в качестве основы сюжета, быть средством достижения особой художественной выразительности, комического эффекта и т.д. Реальное мышление — и тем более художественное мышление — не сводится к одной логичности. В нем важны ясность и неясность , доказательность и зыбкость , точное определение и чувственный образ и т.д., может оказаться нужным даже П., если оно стоит на своем месте.
- центральная категория диалектики . В принципе диалектика сводится к изучению П. в самой сущности предметов. Становление категории П. в истории философии связано с вопросом об источниках движения. При его обсуждении обнаружились две основные точки зрения, две концепции - метафизическая и диалектическая. Если для метафизика источник движения всякого предмета - толчок, какое-то внешнее обстоятельство или условие , то диалектик видит этот источник в самом предмете (предметах). Это особого рода отношение - отношение между противоположными (т.е. взаимосвязанными и в то же время существенно различающимися, взаимоисключающимися) сторонами, свойствами предмета, или П. " Противоречие , - писал Гегель , - ...есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно". Существование П. связано с много образ ием элемент ов единого целого. Всякое несоответствие, рассогласованность в его структуре означают возникновение П. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одно м реальном предмете нет, постольку П. носит универсальный характер , и мир находится в постоянном изменении и развитии. Рассогласованность в зарядах электронов и атомного ядра влечет изменение химического элемента ; неспособность существующей теории объяснять новые факты требует создания новой теории, означающей скачок в развитии научного знания. Как правило , предмет представляет собой систему взаимодействующих П. Одни выражают борьбу внутренних сил в предмете (внутренние П.), др. характерны для связей с др. предметами (внешние П.). Например, ассимиляционно-диссимиляционные несоответствия, приводящие к росту живых организмов, являются внутренними П., в то время как П. организмов со средой суть внешние относительно этих организмов. Среди внутренних П. есть главные, основные, ведущие, непосредственно связанные с сущностью предмета, и неосновные, второстепенные, зависимые от основных и лежащие как бы на периферии его развития. Категория П. позволила сформулировать один из важнейших законов диалектики, ее "ядро", - закон единства и борьбы противоположностей . П. в формальной логике - отношение между двумя суждениями, из которых одно является отрицание м др.: А и не-А. Формально-логические П. недопустимы в строгом рассуждении, поскольку смешивают истину и ложь . В.Ф. Верное
- единство противоположностей, которые отрицают, обусловливают, дополняют друг друга. Факт несоответствия исходных посылок и выводов, получаемых в процессе логического доказательства некоторого утверждения.
- 1) положение, при котором одно высказывание исключает др. высказывание ( суждение , мнение ), несовместимое с ним; 2) в логике наличие (в рассуждении, теории) двух высказываний, из которых одно - отрицание друг ого; в более широком смысле - утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Закон противоречия (principium contradictionis) гласит, что два контрадикторных (см. Контрадикция ) суждения не могут быть одновременно истинными и если одно из их истинно, то другое обязательно ложно. Или иначе: одно и то же суждение не может одновременно быть и утвердительным и отрицательным.
— категория , выражающая внутренний источник всякого развития, движения. П., понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего П., единства внутреннего и внешнего П. отличает диалектику от метафизики. “... Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...” (Ленин В. И. Т. 29. С. 227). Иначе говоря, диалектика отличается от метафизики не вообще признанием П., а признанием П. именно в сущности предметов, т. е. признанием существенных, внутренних, необходимых П. Рассматриваемые диалектикой П. нужно отличать от так называемых “логических” П., выражающих путаницу и непоследовательность мысли. П., рассматриваемое диалектикой, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития П. в самой сущности предметов относятся тождество , различие , противоположность , П., или собственно П. Следовательно, категория “П.” характеризует и все ступени развития П. в сущности предметов и высшую его ступень . Уже тождество есть зародыш П., т. к. старое , будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т. е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных тождеству. Различие также есть еще не вполне развитое П., ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образ овалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым. В противоположности П. еще более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание , исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого. На высшей ступени П., или на ступени собственно П., новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. На ступени П. главным становится не отрицание сторонами П. друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Это — кульминационная ступень П. “Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности,— при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую” (Ленин В. И. Т. 29. С. 98). Достижение высшей ступени П. тем или иным предметом означает одно временно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень П. есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением . Диалектика по своей сути “в позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 22). П., рассматриваемое диалектикой, всеобще, действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.