глобальная реакция организма на возбудитель . Поведение – то, что объективно наблюдается в реакции индивида , независимо от его мыслей и психологической установки. С этой точки зрения различают поведение и « образ действий », предполагающий психологическую установку ( образ действий = поведение = человеческое значение ).
- присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) н внутренней (психической) активностью . Термин "П." применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). П. изучается конкретными науками: биологией, этологией, психологией и т.д. Философия включает П. в предмет своего исследования с целью выявления общих и специфических закономерностей и механизмов взаимодействия материальных систем с окружающей средой, определением роли биологических форм отражения (раздражимости, чувствительности, психики, зачаточного интеллекта ) и сознания человека в регуляции П. Философия обращает внимание на то, что П. возникает в живой природе, когда ее живые системы ( организмы ) приобретают способность воспринимать, перерабатывать, хранить и использовать информацию для приспособления к условиям существования и регуляции внутреннего состояния. Взаимодействие человека с миром характеризуется понятиями П. и деятельности. При этом смысловой акцент в понятии П. делается на приспособлении человека к природным и социальным условиям существования, в понятии деятельности - на творчески-пре образ овательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом. Динамика конкретно-научных представлении о П. (моделей П.) тесно связана со сменой концепции детерминизма в науке. Механический детерминизм определял понимание П. живых существ как автоматические реакции на получаемые извне раздражители (Декарт, Ж. Леб). Органический детерминизм, сложившийся в эволюционном учении Дарвина, позволил раскрыть сложную структуру П. и объяснить целесообразность реакций через формирование в высшей нервной деятельности животных системы безусловных и условных рефлексов (Сеченов, Павлов). П. как системное единство психических и физиологических компонентов, обеспечивающих направленность опережающих реакций на получение полезного для живой системы результата, выбор и корректировку целевых программ адекватного действия, раскрыла теория функциональных систем П.К. Анохина, используя категориальный аппарат системно-функционального детерминизма. П. человека тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием , но также и социальными институтами и правовыми нормами, моралью и политикой. П. человека многоуровнево и многоструктурно и поэтому не может с достаточной полнотой быть раскрыто в какой-либо одной конкретно-научной модели П. Его научное объяснение возможно лишь на основе комплексного подхода со стороны естественных и социально-гуманитарных наук. Е.В. Петушкова
(моральное) - совокупность поступков человека , имеющих нравственное значение , совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях . Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то П. охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке ( независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям). В отличие от обычая, к-рый предполагает однородные поступки различных лиц, П. охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива , организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характера . Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива. Марксистская этика исходит из того, что П. человека - это в конечном счете единственный объективный показатель его нравственного облика, его моральных качеств и в том числе его мотивов. Ей чуждо идеалистическое противопоставление «внутреннего» духовного мира человека и его «внешних» действий, к-рое характерно для большинства этических теорий прошлого. Это противопоставление и связанные с ним попытки найти некий внутренний , субъективный показатель подлинной нравственности возникают потому, что в классовом об-ве человеку постоянно приходится совершать поступки, противоположные его мотивам· и намерениям, так или иначе вступать на путь лицемерия. До тех пор, пока противоречие между устремлениями отдельного человека и общества в целом кажется неустранимым, и П. рассматривается как недостаточный показатель нравственности. Марксистская же этика исходит из возможности и необходимости преодоления этого противоречия в процессе ликвидации классового и построения коммунистического об-ва. Поэтому мотивы и деяния, намерения и дела человека она ций, во время войны, а также исключительных обстоятельствах в повседневной жизни (напр., когда: в результате несчастного случая создается угроза человеческой жизни), В ходе общественного развития постоянно возникают ситуации, требующие от людей «необычных» поступков, выходящих за рамки общепринятых нравственных требований. Коммунистическая нравственность требует от человека в исключительных обстоятельствах напряжения всех физических и духовных сил для; совершения исключительных поступков, превосходящих все обычные нормы. Эту исключительность П., однако, не следует понимать односторонне. Он не является уделом лишь выдающихся личностей, Значение П. может состоять в том, что он явится почином массового движения, и тогда исключительное) становится обычным. Вместе с тем, коммунистическая мораль не проповедует в качестве каждодневной нормы поведения всеобщий аскетизм , самопожертвование или при-й менение крайних средств в повседневной общественной жизни.
- см. Среда .