Что такое Необходимость? Значение слова Необходимость в философском словаре

1) Необходимость - - то, что обязательно должно произойти в данных условиях и при соответствующих условиях наступает неизбежно. Необходимость имеет причину своего появления в самом себе и обусловлена внутренними причинами. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость и случайность объективно существуют, тесно связаны и неотделимы друг от друга, могут переходить друг в друга, меняться местами. Они проявляются в виде свойств и связей, отражают различные типы связей в объективном мире и его познании. Каждое явление возникает в силу необходимости, но разнообразны условия, в которых оно осуществляется, многочисленны влияния на него, и это отражается в случайностях, сопровождающих явление. Основная задача науки - познание необходимого. Познание закономерностей объективного мира позволяет устанавливать связи между явлениями или событиями и условиями, которые определяют их появление. Если можно указать комплекс условий, при каждой реализации которого событие (явление) наступает неизбежно, то такое событие (явление) называют достоверным. Если событие не может произойти при реализации данного комплекса условий, его называют невозможным. Однако предсказать с полной определенностью наступление того или иного явления удается не всегда. Это связано с тем, что часто указываемый комплекс условий не отражает всей совокупности причинно-следственных связей между явлениями (либо они не все известны). Такие события или явления и называют случайными.

2) Необходимость - - то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе.

3) Необходимость - — категория , используемая в философии, научном познании и логике и выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылками и заключением в дедуктивных умозаключениях. В онтологическом смысле Н. отображает такое отношение между объективными событиями реального мира, при наличии которого одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или определяет др. событие. Обычно такая Н. противопоставляется логической Н., которая считается априорной, поскольку вытекает из законов логики, а не из объективной реальности. Онтологическая Н. считается априорной: она устанавливается с помощью эмпирического исследования. В этом отношении она сходна с номической (греч. nomos — закон ) Н., устанавливаемой на основе законов природы и общества, выражающих регулярность или повторяемость реальных событий или процессов, исследуемых естественными и общественными науками. Однако повторяемость, свойственная номической Н., может иметь разный характер. В законах универсального типа она приводит к достоверным предсказаниям, в статистических законах — лишь к вероятным, или правдоподобным. В этом факте находит свое выражение связь между Н. и случайностью , существующая в реальном мире. Без обращения к объективному миру нельзя найти и правильный ответ на фундаментальный вопрос : в чем состоит источник Н.? Некоторые философы видели его в существовании особого мира идей, который обладает необходимым характером. Так, допущение существования универсалий, или форм, по мнению Платона , может объяснить всеобщий и необходимый характер математических и логических истин. В христианской философии источником Н. выступает Божественная воля , которая может изменить существующий порядок вещей и сотворить чудо . В философии Нового времени происхождение Н. объясняется ссылками на рационально- объективный характер мышления. Так, для Г.В.Ф. Гегеля необходимость чувственно воспринимаемого мира есть результат саморазвития абсолютной идеи . Др. позиция состоит в том, что Н. вносится в природу самим субъектом. В этом отношении типична т.зр. И. Канта, который считал, что субъект обладает априорными категориями, которые вносит в свои восприятия, и поэтому он в состоянии познать созданную им самим Н. Такие категории , как “ пространство ” и “ время ”, “ причинность ” и “Н.”, являются априорными и в синтезе с эмпирическими данными придают положениям естествознания необходимый характер. Сторонники эмпиризма пытались вывести необходимый характер принципов и законов науки с помощью индуктивных умозаключений из опыта . Однако критика Д. Юма, показавшего, что индуктивные выводы не обладают характером логической Н., серьезно подорвала их позицию. Под влиянием этой критики не-которые философы стали придерживаться скептической позиции , а другие вместе с Юмом считают, что вера в Н. основывается на привычке, приобретаемой в ходе неоднократного повторения опыта. Наиболее радикальным является отрицание существования к.-л. Н. в мире, однако такую позицию можно защищать теоретически, но ей трудно следовать практически. По сути дела, многовековая практика человечества свидетельствует о том, что люди всегда руководствовались убеждением , что в мире существует определенная Н. В противном случае они были бы не в состоянии вести целесообразную рациональную деятельность . От реальной Н., обсуждаемой в философии и научном познании, следует отличать логическую Н., которая опирается на законы логики и связанные с ними правила дедуктивных умозаключений. Напр., истинное значение конъюнкции высказываний “Снег бел” и “Снег не бел” зависит не от реального состояния вещей, а исключительно от закона противоречия классической логики, согласно которому такая конъюнкция должна считаться необходимо ложным высказыванием . Напротив, дизъюнкция указанных высказываний в силу закона исключенного третьего рассматривается как необходимо истинная. Все подобного рода логические положения, называемые тавтологиями логики, можно рассматривать как логически необходимые утверждения в узком смысле слова. В более широком смысле логически необходимыми считаются утверждения, действительные в каждом из возможных миров, под которыми подразумеваются любые воображаемые миры. О Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Plantinga A. The Nature of Necessity. Oxford, 1974; Kripke S.A. Naming and Necessity. Oxford, 1980. Г.И. Рузаеин

4) Необходимость - - философская категория , выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. Так, напр., сущее в себе еще не является необходимым (см. Ничто ), но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) "живое", напр. организм , переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. Необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи (как правило , для многих др. вещей). Эта цепь начинается с мыслимого как наиболее всеобщего и оканчивается мыслимым как наиболее индивидуальным. Необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие - к наличному бытию; см. Всеобщее , Индивидуация . Логически необходимой называют мысль , которая не может быть заменена никакой другой , в противном случае должно возникнуть противоречие этой новой мысли с уже данными предпосылками (см. Постулат ). Реально или физически необходимым считается такое явление , которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия , или должно произойти, если последует нечто.


Синонимы: необходимость, нужда

Необходимость

- то, что обязательно должно произойти в данных условия х и при соответствующих условиях наступает неизбежно . Необходимость имеет причину своего по явления в самом себе и обусловлена внутренними причинами. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость и случайность объективно существуют, тесно связаны и неотделимы друг от друга, могут переходить друг в друга, меняться местами . Они проявляются в виде свойств и связей, отражают различные типы связей в объективном мире и его познании. Каждое явление возникает в силу необходимости, но разнообразны условия, в которых оно осуществляется, многочисленны влияния на него , и это отражается в случайностях, сопровождающих явление. Основная задача науки - познание необходимого. Познание закономерностей объективного мира позволяет устанавливать связи между явлениями или события ми и условиями, которые определяют их появление . Если можно указать комплекс условий, при каждой реализации которого событие (явление) наступает неизбежно, то такое событие (явление) называют достоверным. Если событие не может произойти при реализации данного комплекса условий, его называют невозможным. Однако предсказать с полной определенностью наступление того или иного явления удается не всегда . Это связано с тем, что часто указываемый комплекс условий не отражает всей совокупности причинно-следственных связей между явлениями ( либо они не все известны). Такие события или явления и называют случайными.

- то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе.

— категория , используемая в философии, научном познании и логике и выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылками и заключением в дедуктивных умозаключениях. В онтологическом смысле Н. отображает такое отношение между объективными события ми реального мира , при наличии которого одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или определяет др. событие. Обычно такая Н. противопоставляется логической Н., которая считается априорной, поскольку вытекает из законов логики, а не из объективной реальности. Онтологическая Н. считается априорной: она устанавливается с помощью эмпирического исследования. В этом отношении она сходна с номической (греч. nomos — закон ) Н., устанавливаемой на основе законов природы и общества, выражающих регулярность или повторяемость реальных событий или процессов, исследуемых естественными и общественными науками. Однако повторяемость, свойственная номической Н., может иметь разный характер. В законах универсального типа она приводит к достоверным предсказаниям, в статистических законах — лишь к вероятным, или правдоподобным. В этом факте находит свое выражение связь между Н. и случайность ю , существующая в реальном мире. Без обращения к объективному миру нельзя найти и правильный ответ на фундаментальный вопрос : в чем состоит источник Н.? Некоторые философы видели его в существовании особого мира идей, который обладает необходимым характером. Так, допущение существования универсалий, или форм, по мнению Платона , может объяснить всеобщий и необходимый характер математических и логических истин. В христианской философии источником Н. выступает Божественная воля , которая может изменить существующий порядок вещей и сотворить чудо . В философии Нового времени происхождение Н. объясняется ссылками на рационально- объективный характер мышления. Так, для Г.В.Ф. Гегеля необходимость чувственно воспринимаемого мира есть результат саморазвития абсолютной идеи . Др. позиция состоит в том, что Н. вносится в природу самим субъектом. В этом отношении типична т.зр. И. Канта, который считал, что субъект обладает априорными категориями, которые вносит в свои восприятия, и поэтому он в состоянии познать созданную им самим Н. Такие категории , как “ пространство ” и “ время ”, “ причинность ” и “Н.”, являются априорными и в синтезе с эмпирическими данными придают положениям естествознания необходимый характер. Сторонники эмпиризма пытались вывести необходимый характер принципов и законов науки с помощью индуктивных умозаключений из опыта . Однако критика Д. Юма, показавшего, что индуктивные выводы не обладают характером логической Н., серьезно подорвала их позицию. Под влиянием этой критики не-которые философы стали придерживаться скептической позиции , а друг ие вместе с Юмом считают, что вера в Н. основывается на привычке, приобретаемой в ходе неоднократного повторения опыта. Наиболее радикальным является отрицание существования к.-л. Н. в мире, однако такую позицию можно защищать теоретически, но ей трудно следовать практически. По сути дела, многовековая практика человечества свидетельствует о том, что люди всегда руководствовались убеждением , что в мире существует определенная Н. В противном случае они были бы не в состоянии вести целесообразную рациональную деятельность . От реальной Н., обсуждаемой в философии и научном познании, следует отличать логическую Н., которая опирается на законы логики и связанные с ними правила дедуктивных умозаключений. Напр., истинное значение конъюнкции высказываний “Снег бел” и “Снег не бел” зависит не от реального состояния вещей, а исключительно от закона противоречия классической логики, согласно которому такая конъюнкция должна считаться необходимо ложным высказыванием . Напротив, дизъюнкция указанных высказываний в силу закона исключенного третьего рассматривается как необходимо истинная. Все подобного рода логические положения, называемые тавтологиями логики, можно рассматривать как логически необходимые утверждения в узком смысле слова. В более широком смысле логически необходимыми считаются утверждения, действительные в каждом из возможных миров, под которыми подразумеваются любые воображаемые миры. О Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Plantinga A. The Nature of Necessity. Oxford, 1974; Kripke S.A. Naming and Necessity. Oxford, 1980. Г.И. Рузаеин

- философская категория , выражающая объективные связи материального мира ; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области воз можно го в сферу наличного бытия. Так, напр., сущее в себе еще не является необходимым (см. Ничто ), но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) "живое", напр. организм , переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. Необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи (как правило , для многих др. вещей). Эта цепь начинается с мыслимого как наиболее всеобщего и оканчивается мыслимым как наиболее индивидуальным. Необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие - к наличному бытию; см. Всеобщее , Индивидуация . Логически необходимой называют мысль , которая не может быть заменена никакой друг ой , в противном случае должно возникнуть противоречие этой новой мысли с уже данными предпосылками (см. Постулат ). Реально или физически необходимым считается такое явление , которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия , или должно произойти , если последует нечто.

Значение слова Необходимость в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Назар - (Евр.) "Избранный"; временный класс безбрачных монахов, упомянутый в ...
  • Нагарджуна - (Санскр.) Архат отшельник (уроженец Западной Индии), обращенный в ...
  • Нагал - Титул главного Колдуна или "знахаря" у некоторых племен ...
  • Нага - (Санскр.) Букв., "Змий". В индийском Пантеоне название ДуховЗмиев ...
  • Набу - (Халд.) Обычно, Нэбу или Нэбо ; халдейский бог ...
  • Набатеяне - Секта, которая в своих верованиях почти идентична с ...
  • Ноосфера - (греч. noos ум, разум и sphaira ...
  • Ничто - небытие. Термин обозначает не столько физическое небытие (пустоту), ...
  • Нигилизм - полное отрицание веры. Нигилизм возник в России в ...
  • Нервныи - тип харакгпера, отличительными особенностями которого будут: эмоциональность безынициативность ...
  • Неотомизм - – современная модификация томизма усматривающая основную задачу философии ...
  • Ненависть - активная враждебность, полярность любви. Отрицательное отношение доведенное до ...
  • Национализм - превращение живого народного, этнического самосознания в отвлеченный идеологический ...
  • Насилие - использование силы для достижения определенных целей. В современном ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари