- чувственная форма , в к-рой проявляются лютые и намерение к совершению к.-л. поступка. По своей психологической природе П. представляет собой двигательный импульс , эмоционально-волевое устремление , направляющее действия человек а . Исходя из чувственной формы П., ; сторонники бихевиоризма и фрейдиэма в этике делали неправильный вывод о том, что сознательные мотив ы вообще не играют сколько-нибудь существенной роли в поведении людей, что человек не осознает рационально подлинные мотивы своей деятельности, а осуществляет ее «подсознательно»,;! Марксистско-ленянская этика указывает на необходимость отличать содержание мотива (то, что побуждает человека, хотя он может и не осознавать э того в данный момент ) от его психологической формы (того, как мотив переживается человеком в том или ином случае). Если в результате нравственного воспитания человек начинает выполнять требования морали по внутренней склонности , личной потребности , по непосредственному П., то это вовсе не означает, что его поступки не мотивированы. Напротив , иногда это означает, что нравственный мотив настолько глубоко укоренился в сознании человека, что он перестает отличать эти мотивы от П., продиктованных его личными интересами ( Чувства , Привычки , Склонности ).
- см. Раздражение .