Что такое Пессимизм? Значение слова Пессимизм в философском словаре

1) Пессимизм - (от лат. pessimum - наихудший) - умонастроение, придающее основное значение в жизни действию злой судьбы и считающее его неизбежным, признает основной в человеке предрасположенность ко злу, а не к добру, откуда делает вывод о тщете всяких человеческих усилий. " Пессимизм - это вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не стоит того, чтобы жить, чтобы утверждать ее" (М.Хайдеггер). Пессимизм - результат личного выбора , а иногда - симптом болезненности психики данного лица. Пессимистичны языческие религии, культуры и связанные с ними метафизические и антропологические учения. В европейской культуре начиная с Нового времени пессимизм имплицитно или явно присутствует в нигилизме , фатализме , материализме , циклизме , в ряде направлений экзистенциализма , в философии жизни и др. Но и христианские философы нередко отдавали дань пессимизму, когда заявляли, что христианская история и культура в конечном счете несостоятельны. В христианстве пессимизм преодолевается в надежде и в радости от победы Христовой над грехом и смертью . Если христианин убежден, что добро и зло на земле распределены более или менее равномерно, что идеальное общество невозможно построить из далеко не идеального человеческого материала и что царство зла в ходе истории постоянно возрастает, - это не пессимизм как выбор души, а результат трезвого обобщения опыта . Личный выбор проявляется прежде всего в вере, а не в знаниях, что и выразил А.Швейцер в известных словах: "Мое знание пессимистично, но моя вера оптимистична". "В серьезном пессимизме есть благородство" (Н.Бердяев). Но навсегда перестанет быть пессимистом тот, кто с полным доверием примет слова ап. Павла о том, что Бог "во всем содействует ко благу" любящих его (Рим.8.28).

2) Пессимизм - (от лат. pessimis - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Что люди субъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени - это не требует объяснения, и упомянутый вид пессимизма есть вполне естественная и практически неизбежная иллюзия , от которой мы теоретически освобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи, при самых разнообразных исторических условиях . Пессимистическому взгляду на историю противополагается идея постоянного возрастания человеческого благополучия. Сознание , что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причем с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный , выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана. Полную формулу безусловного пессимизма мы находим в основном буддийском учении о "4 благородных истинах ": 1) существование есть мучение, 2) причина его есть бессмысленно хотение, не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавление от мучительного существования возможно через уничтожение всякого хотения, 4) путь такого избавления ведет через познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана , полное "погашение" бытия. Этот основной пессимистический взгляд на бытие , как на страдание или мучение, и на небытие, как на избавление от муки, - к которому ничего существенно не прибавили новейшие сторонники абсолютного. Пессимизм дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования (ниданы) и об агрегатах (сканды), составляющих человека . Из 12 "нидан" принципиальное значение имеют: 1-я - неведение или бессмыслие (этим исключается понятие разумности или целесообразности существования); 2-я - закон моральной причинности ( карма ), в силу которого каждый акт имеет свои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я - жажда бытия; 11-я - рождение в определенной форме; 12-я - старость и смерть . "Ниданы" определяют процесс мучительного существования; что касается до его субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность в смысле духовной субстрации и в каждом живом существе видит лишь агрегат нескольких агрегатов (сканд) физических и психологических, распадающихся в момент смерти. В силу закона моральной причинности, дела совершенные каждым, создают, вслед за его смертью, новый агрегат, подлежащий соответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасения от этой "сингары" (вечного мучения) возможно только через указанный путь отречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий, в силу чего, после покрытия прежней кармы остальным страданием, погашается и всякое бытие, за отсутствием для него всяких новых причин. При оценке этой системы безусловного пессимизма должно обратить внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание . Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивший нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы не была степень исторической достоверности этого сказания, в нем ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь , даже при самых исключительно-благоприятных условиях, сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь , старость и смерть - общий удел живых существ: такой пессимизм есть аксиома . Широкая система безусловного отрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании, лишена, однако, всякой устойчивости и различается от внутренних противоречий, не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшей метафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается в двусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Он представляется сначала венцом всяких зол: лишь при виде мертвеца в уме Будды созревает безусловный пессимизм и решимость стать на путь отречения. Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма , признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этой точки зрения, есть величайшее зло. Для пессимизма, признающего, что жизнь, по существу, есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот, величайшим благом - а в таком случае мировоззрение опять получает оптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, что вместе с мучительной болезнью неизбежно дается и радикальное от нее лекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляется буддийская теория многих преемственных рождений, чем будто бы отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самом деле и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть есть конец всех страданий, ибо это существо есть только совокупность агрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстракции, переживающей этот момент и сохраняющей свое единство , буддизм не допускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится из его дел по закону "кармы", находится вне их обоих: теория не может утверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо это противоречит очевидности: никто не помнит своих прежних существований, то есть прежних воплощений своей "кармы", хотя для каждого таких воплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единство самосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, то ими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа. Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует, лишь поскольку сознается - а страдание для философии пессимизма есть не более как мозговое явление (Gehimphдnomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о "мировом страдании", но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть единое метафизическое начало - " воля ", " бессознательное " и т. п. - не может страдать; для этого оно должно было бы, по крайней мере, обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью состояния - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются. Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать "за пределами своей кожи", то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его "кожи", то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом безусловный пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство . Попытка Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нем истребляется не сущность зла ( мировая воля ), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления оно хочет избавиться от своей жизни, как мучительного явления - и такой цели оно несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своем пессимизме, не может утверждать, чтобы мертвые страдали. Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг , тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма, конечно, исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, но нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный пессимизм, как первоначально явился, так и до конца останется лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая в отдельности взята, есть только "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", приводит размышляющий ум к истинному заключению, что "мир весь во зле лежит", чем и исчерпывается правда пессимизма. Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта , то, вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни, получается ложное утверждение , что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принцип безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но и ведет к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние , а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как приходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводить безусловный пессимизм и в нравственной сфере. - Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признает реальность и важное значение зла в мире, но лишь от вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов (См. Манихейство , Платон , Плотин , Сведенборг , а также Свобода воли ). Вл. С.

3) Пессимизм - (от лат. pessimum — наихудший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму . В обыденном понимании — подавленное настроение , склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная реакция на неудачи. В филос. понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса . В филос. размышление пессимистические мотивы впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, буддизм , утверждая, что “ жизнь есть страдания”, хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше существование — бесцельным вращением в круге постоянных перерождений. Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнаружить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит мысль , которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма : “Первое благо — совсем не рождаться, второе — родившись, умереть поскорей”. Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый “ золотой век ” остался в далеком прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добродетельной жизни согласно логосу , сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное счастье , ни на посмертное воздаяние. В некоторых религиозных доктринах ( гностицизм , манихейство ) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом , не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде , семье, мудрости. Христианская философия , хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический характер , проникнута трагическими переживаниями греховности человека , по вине которого “мир во зле лежит”. В новоевропейской мысли кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёме), а также в философии близкого к романтизму Ф.В. И. Шеллинга о “темной стороне Бога” и зловещей “бездне” в душе человека. Однако рационализм тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о “радикальном зле” в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума . Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени. Наиболее последовательно принцип П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому “наше бытие таково, что лучше бы его совсем не было” “ судьба жестока, а люди жалки”. Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в “домашнее животное” и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма . Ницшеанский пафос “переоценки ценностей” оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая “органическая” культура , подвергнутая “неорганическому” промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу. 20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха , тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. В мире “овеществления” человек теряет способность вникать в глубинные смыслы бытия, убеждается в абсурдности действительности (А. Камю), а все уникальные всплески гениальности душатся господствующей массовой культурой (X. Ортега-и- Гасет ). Сегодня, несмотря на общее оптимистическое благодушие, связанное с построением гуманистического открытого общества, ряд филос. направлений ( традиционализм , постмодернизм ) пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной человек теряет свободу и свое предназначение.

4) Пессимизм - (лат. pessimus - наихудший) - воззрение, согласно к-рому в мире преобладает зло, человек обречен на страдания и будущее не обещает ему ничего хорошего. Противоположен оптимизму . Настроения П. обычно порождаются ломкой устоявшихся общественных отношений, когда отдельные социальные группы или целые классы теряют под собой. историческую почву и обречены на исчезновение. Пессимистические настроения порой распространяются и в среде трудящихся, к-рые угнетены экономически и социально и не видят путей и способов изменить свое положение, не видят, «какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам «ломки» (Ленин В. И., т. 20, с. 102). Настроения обреченности и бесцельности существования трагически влияют на жизнь человека и нередко приводят его к гибели. Это отчетливо проявляется в кризисные периоды истории (когда мн. люди переживают крушение своих идеалов), а также в периоды засилья реакции и антидемократизма, когда человек лишен духовной свободы и возможности творчески относиться к своей социально-политической деятельности. Черты П. заметны уже в поэзии эпохи разложения первобытнообщинного строя. Так, греч. поэт Гесиод (VIII-VII в. до н. э.) считал, что горя и страданий человеку «избегнуть никак невозможно»: такова воля богов. П. в оценке человека присущ этике стоицизма . Пессимистична в основе своей религнозная мораль . Согласно христианскому учению, мир пребывает во зле, а человек греховен по своей природе. «И возненавидел я жизнь ... - читаем мы в Библии слова Екклезиаста , - ибо все суета и томление духа... Все произошло из праха, и все возвратится в прах»; «Человек рождается на страдание », - говорится в книге Иова. В религии буддизма все, что привязывает человека к жизни, признается причиной страданий. Правда , религиозная мораль «смягчает» свой П. признанием возможности избавиться от горя и страданий в потустороннем мире ( христианство ) или в состоянии нирваны, т. е. при полной отрешенности человека от всего земного (буддизм). Но подобный оптимизм иллюзорен: он строится на отрицании ценности реальной жизни человека, на эсхатологических чаяниях, на ожидании конца мира, на вере в пришествие мистического царства духа. Распространение настроений П. в новое время вызвано социальными противоречиями, связанными с периодом становления, а затем господства и гибели капиталистических отношений. В литературе и поэзии он находит непосредственное выражение в декадентском восприятии действительности. «Горечь и скука-вот вся наша жизнь; она такова, ибо мир - ничтожество... - говорит итал. поэт-романтик Дж. Леопарди. - Судьба уделила нашему роду одну только смерть ». Складываются и философские концепции П. Напр., по Шопенгауэру, желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому «жизнь со всех сторон по существу своему -страдание». Избавиться от него можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Э. Гартман полагает, что человечество , осознав невозможность счастья, неизбежность и вечность страданий, признает существование мира абсурдным и проникнется жаждой небытия. Их нем. последователь Ф. Мейнлендер говорит уже о воле к смерти, т, к. др. цели у человечества в гибнущем мире быть не может. Своеобразную концепцию П, развил Ницше. Отвергая философию упадка и П. шопенгауэровского типа, Ницше (ради достижения идеала сверхчеловека ) призывает к оправданию жизни, в т. ч. и «ее наиболее ужасных, двусмысленных и лживых сторон». Смертельную борьбу со слабыми, предрасположение к жестокому, злому, ужасному он называет дионисским П. или П. силы. Эту идею у Ницше заимствовали и истолковали в расистском духе идеологи фашизма . Для О. Шпенглерз, назвавшего себя «решительным пессимистом», человечество является «зоологической величиной». В совр. философии пессимистическое воззрение выражено, напр., в экзистенциализме ( идея свободы и бытия для смерти и т. п.). Марксистская этика отвергает пессимистическое воззрение на мир, т. к. оно находится в противоречии со всей историей развития об-ва и парализует социальную активность человека. Она связывает этот вопрос не просто с тем, каково соотношение добра и зла в каждый конкретный момент (в истории часто зло торжествовало над добром ), а с пониманием законов поступательного развития об-ва, представлением о социальном и моральном прогрессе . Поэтому правильный взгляд на действительность , противоположный П., подразумевает не отрицание существования социального и морального зла, а понимание необходимости борьбы с ним.

5) Пессимизм - (от лат. pessimum наихудший, самое плохое) - в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее ; изображение всего в мрачном свете . Такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму , рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование - до конца бессмысленным. Религи-озное выражение пессимизм находит, в частности, в буддизме , Ветхом завете и христианстве. Меланхолия - патологическая форма пессимизма. Представители философского пессимизма - Шопенгауэр и Гартман. Пессимист - человек , склонный к пессимизму; пессимистически и - проникнутый пессимизмом.

Пессимизм

(от лат. pessimum - наихудший ) - умонастроение , придающее основное значение в жизни действию злой судьбы и считающее его неизбежным, признает основной в человеке предрасположенность ко злу, а не к добру, откуда делает вывод о тщете всяких человеческих усилий. " Пессимизм - это вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не стоит того , чтобы жить , чтобы утверждать ее" (М.Хайдеггер). Пессимизм - результат личного выбор а , а иногда - симптом болезненности психики данного лица . Пессимистичны языческие религии, культуры и связанные с ними метафизические и антропологические учения . В европейской культуре начиная с Нового времени пессимизм имплицитно или явно присутствует в нигилизме , фатализме , материализме , циклизме , в ряде направлений экзистенциализма , в философии жизни и др. Но и христианские философы нередко отдавали дань пессимизму, когда заявляли, что христианская история и культура в конечном счете несостоятельны. В христианстве пессимизм преодолевается в надежде и в радости от победы Христовой над грехом и смертью . Если христианин убежден, что добро и зло на земле распределены более или менее равномерно , что идеальное общество невозможно построить из далеко не идеального человеческого материала и что царство зла в ходе истории постоянно возрастает, - это не пессимизм как выбор души, а результат трезвого обобщения опыта . Личный выбор проявляется прежде всего в вере, а не в знаниях, что и выразил А.Швейцер в известных словах: "Мое знание пессимистично, но моя вера оптимистична". "В серьезном пессимизме есть благородство" (Н.Бердяев). Но навсегда перестанет быть пессимистом тот, кто с полным доверием примет слова ап. Павла о том, что Бог "во всем содействует ко благу" любящих его (Рим.8.28).

(от лат. pessimis - наихудший ) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Что люди субъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени - это не требует объяснения, и упомянутый вид пессимизма есть вполне естественная и практически неизбежная иллюзия , от которой мы теоретически освобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи, при самых разнообразных исторических условиях . Пессимистическому взгляду на историю противополагается идея постоянно го возрастания человеческого благополучия. Со знание , что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причем с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный , выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана. Полную формулу безусловного пессимизма мы находим в основном буддийском учении о "4 благородных истинах ": 1) существование есть мучение, 2) причина его есть бессмысленно хотение, не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавление от мучительного существования возможно через уничтожение всякого хотения, 4) путь такого избавления ведет через познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана , полное "погашение" бытия. Этот основной пессимистический взгляд на бытие , как на страдание или мучение, и на небытие, как на избавление от муки, - к которому ничего существенно не прибавили новейшие сторонники абсолютного. Пессимизм дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования (ниданы) и об агрегатах (сканды), составляющих человека . Из 12 "нидан" принципиальное значение имеют: 1-я - неведение или бессмыслие (этим исключается понятие разумности или целесообразности существования); 2-я - закон моральной причинности ( карма ), в силу которого каждый акт имеет свои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я - жажда бытия; 11-я - рождение в определенной форме; 12-я - старость и смерть . "Ниданы" определяют процесс мучительного существования; что касается до его субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность в смысле духовной субстрации и в каждом живом существе видит лишь агрегат нескольких агрегатов (сканд) физических и психологических, распадающихся в момент смерти. В силу закона моральной причинности, дела совершенные каждым, создают, вслед за его смертью, новый агрегат, подлежащий соответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасения от этой "сингары" (вечного м учения ) возможно только через указанный путь отречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий, в силу чего, после покрытия прежней кармы остальным страданием, погашается и всякое бытие, за отсутствием для него всяких новых причин. При оценке этой системы безусловного пессимизма должно обратить внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание . Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивший нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы не была степень исторической достоверности э того сказания, в нем ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь , даже при самых исключительно-благоприятных условиях, сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь , старость и смерть - общий удел живых существ: такой пессимизм есть аксиома . Широкая система безусловного отрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании, лишена, однако, всякой устойчивости и различается от внутренних противоречий, не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшей метафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается в двусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Он представляется сначала венцом всяких зол: лишь при виде мертвеца в уме Будды созревает безусловный пессимизм и решимость стать на путь отречения. Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма , признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этой точки зрения, есть величайшее зло. Для пессимизма, признающего, что жизнь, по существу, есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот, величайшим благом - а в таком случае мировоззрение опять получает оптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, что вместе с мучительной болезнью неизбежно дается и радикальное от нее лекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляется буддийская теория многих преемственных рождений, чем будто бы отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самом деле и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть есть конец всех страданий, ибо это существо есть только совокупность агрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстракции, переживающей этот момент и сохраняющей свое единство , буддизм не допускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится из его дел по закону "кармы", находится вне их обоих: теория не может утверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо это противоречит очевидности: никто не помнит своих прежних существований, то есть прежних воплощений своей "кармы", хотя для каждого таких воплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единство самосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, то ими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа. Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует, лишь поскольку сознается - а страдание для философии пессимизма есть не более как мозговое явление (Gehimphдnomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о "мировом страдании", но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть единое метафизическое начало - " воля ", " бессознательное " и т. п. - не может страдать; для этого оно должно было бы, по крайней мере, обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью состояния - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются. Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать "за пределами своей кожи", то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его "кожи", то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом безусловный пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство . Попытка Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нем истребляется не сущность зла ( мировая воля ), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления оно хочет избавиться от своей жизни, как мучительного явления - и такой цели оно несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своем пессимизме, не может утверждать, чтобы мертвые страдали. Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг , тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма, конечно, исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничто жить мучительное существование, но нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный пессимизм, как первоначально явился, так и до конца останется лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая в отдельности взята, есть только "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", приводит размышляющий ум к истинному заключению, что "мир весь во зле лежит", чем и исчерпывается правда пессимизма. Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта , то, вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни, получается ложное утверждение , что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принцип безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но и ведет к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние , а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как приходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводить безусловный пессимизм и в нравственной сфере. - Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признает реальность и важное значение зла в мире, но лишь от вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов (См. Манихейство , Платон , Плотин , Сведенборг , а также Свобода воли ). Вл. С.

(от лат. pessimum — наихудший ) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму . В обыденном понимании — подавленное настроение , склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная реакция на неудачи. В филос. понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса . В филос. размышление пессимистические мотивы впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, буддизм , утверждая, что “ жизнь есть страдания”, хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше существование — бесцельным вращением в круге постоянных перерождений. Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнару жить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит мысль , которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма : “Первое благо — совсем не рождаться, второе — родившись, умереть поскорей”. Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый “ золотой век ” остался в далеко м прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добро детельной жизни согласно логосу , сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное счастье , ни на посмертное воздаяние. В некоторых религиозных доктринах ( гностицизм , манихейство ) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом , не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде , семье, мудрости. Христианская философия , хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический характер , проникнута трагическими переживаниями греховности человека , по вине которого “мир во зле лежит”. В новоевропейской мысли кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёме), а также в философии близкого к романтизму Ф.В. И. Шеллинга о “темной стороне Бога” и зловещей “бездне” в душе человека. Однако рационализм тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о “радикальном зле” в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума . Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени . Наи более последовательно принцип П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому “наше бытие таково, что лучше бы его совсем не было” “ судьба жестока, а люди жалки”. Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в “домашнее животное” и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма . Ницшеанский пафос “переоценки ценностей” оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая “органическая” культура , подвергнутая “неорганическому” промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу. 20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха , тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. В мире “овеществления” человек теряет способность вникать в глубинные смыслы бытия, убеждается в абсурдности действительности (А. Камю), а все уникальные всплески гениальности душатся господствующей массовой культурой (X. Ортега-и- Гасет ). Сегодня, несмотря на общее оптимистическое благодушие, связанное с построением гуманистического откры того общества, ряд филос. направлений ( традиционализм , постмодернизм ) пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной человек теряет свободу и свое предна значение .

(лат. pessimus - наихудший ) - воззрение, согласно к-рому в мире преобладает зло, человек обречен на страдания и будущее не обещает ему ничего хорошего. Противоположен оптимизму . Настроения П. обычно порождаются ломкой устоявшихся общественных отношений, когда отдельные социальные группы или целые классы теряют под собой. историческую почву и обречены на исчезновение. Пессимистические настроения порой распространяются и в среде трудящихся, к-рые угнетены экономически и социально и не видят путей и способов изменить свое положение, не видят, «какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам «ломки» (Ленин В. И., т. 20, с. 102). Настроения обреченности и бесцельности существования трагически влияют на жизнь человека и нередко приводят его к гибели. Это отчетливо проявляется в кризисные периоды истории (когда мн. люди переживают крушение своих идеалов), а также в периоды засилья реакции и антидемократизма, когда человек лишен духовной свободы и возможности творчески относиться к своей социально-политической деятельности. Черты П. заметны уже в поэзии эпохи разложения первобытнообщинного строя. Так, греч. поэт Гесиод (VIII-VII в. до н. э.) считал, что горя и страданий человеку «избегнуть никак невозможно »: такова воля богов. П. в оценке человека присущ этике стоицизма . Пессимистична в основе своей религнозная мораль . Согласно христианскому учению, мир пребывает во зле, а человек греховен по своей природе. «И возненавидел я жизнь ... - читаем мы в Библии слова Екклезиаста , - ибо все суета и томление духа... Все произошло из праха, и все возвратится в прах»; «Человек рождается на страдание », - говорится в книге Иова. В религии буддизма все, что привязывает человека к жизни, признается причиной страданий. Правда , религиозная мораль «смягчает» свой П. при знание м возможности избавиться от горя и страданий в потустороннем мире ( христианство ) или в состоянии нирваны, т. е. при полной отрешенности человека от всего земного (буддизм). Но подобный оптимизм иллюзорен: он строится на отрицании ценности реальной жизни человека, на эсхатологических чаяниях, на ожидании конца мира, на вере в пришествие мистического царства духа. Распространение настроений П. в новое время вызвано социальными противоречиями, связанными с периодом становления, а затем господства и гибели капиталистических отношений. В литературе и поэзии он находит непосредственное выражение в декадентском восприятии действительности. «Горечь и скука-вот вся наша жизнь; она такова, ибо мир - ничтожество... - говорит итал. поэт-романтик Дж. Леопарди. - Судьба уделила нашему роду одну только смерть ». Складываются и философские концепции П. Напр., по Шопенгауэру, желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому «жизнь со всех сторон по существу своему -страдание». Избавиться от него можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Э. Гартман полагает, что человечество , осознав невозможность счастья, неизбежность и вечность страданий, признает существование мира абсурдным и проникнется жаждой небытия. Их нем. последователь Ф. Мейнлендер говорит уже о воле к смерти, т, к. др. цели у человечества в гибнущем мире быть не может. Своеобразную концепцию П, развил Ницше. Отвергая философию упадка и П. шопенгауэровского типа, Ницше (ради достижения идеала сверхчеловека ) призывает к оправданию жизни, в т. ч. и «ее наи более ужасных, двусмысленных и лживых сторон». Смертельную борьбу со слабыми, предрасположение к жестокому, злому, ужасному он называет дионисским П. или П. силы. Эту идею у Ницше заимствовали и истолковали в расистском духе идеологи фашизма . Для О. Шпенглерз, назвавшего себя «решительным пессимистом», человечество является «зоологической величиной». В совр. философии пессимистическое воззрение выражено, напр., в экзистенциализме ( идея свободы и бытия для смерти и т. п.). Марксистская этика отвергает пессимистическое воззрение на мир, т. к. оно находится в противоречии со всей историей развития об-ва и парализует социальную активность человека. Она связывает этот вопрос не просто с тем, каково соотношение добра и зла в каждый конкретный момент (в истории часто зло торжествовало над добро м ), а с пониманием законов поступательного развития об-ва, представлением о социальном и моральном прогрессе . Поэтому правильный взгляд на действительность , противоположный П., подразумевает не отрицание существования социального и морального зла, а понимание необходимости борьбы с ним.

(от лат. pessimum наихудший , самое плохое) - в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее ; изображение всего в мрачном свете . Такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму , рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование - до конца бессмысленным. Религи-озное выражение пессимизм находит, в частности, в буддизме , Ветхом завете и христианстве. Меланхолия - патологическая форма пессимизма. Представители философского пессимизма - Шопенгауэр и Гартман. Пессимист - человек , склонный к пессимизму; пессимистически и - проникнутый пессимизмом.

Значение слова Пессимизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пророчество - в иудейскохристианской традиции возвещение воли Божией и ...
  • Прогресс - (от лат. progressus движение вперед) процесс ...
  • Провидение - (лат. Providentia) "целесообразное действие Высшего Существа, направленное ...
  • Природа - 1) Исследователи древних мифов считают представление о ...
  • Призвание - (нем. Beruf) 1) У Платона : призвание ...
  • Предрассудок - (от нем. Voruhrteil предсуждение) предварительное суждение ...
  • Предание - 1) В герменевтике Г.Г.Гадамера: традиция как объективная ...
  • Панпсихизм - тип учений, в которых все существующее представлено ...
  • Память - не просто хранилище информации о прежде бывшем ...
  • Привязчивость - Привязчивость это эмоциональная привычка которая хороша ...
  • Праведность - Праведность не может родиться, пока живо самооправдание. ...
  • Покорность - Впрочем, покорность тоже играет роль в достижении счастья, ...
  • Пятница - — день недели, крый христ. предание связывает с ...
  • Пятидесятники - протест, течете, возникшее в начале 20 в. ...
  • Атрибут - (лат. attribuo придаю, наделяю) неотъемлемое свойство ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари