Что такое Форма? Значение слова Форма в философском словаре

1) Форма - - то, что налагает на вещь определенный способ бытия, является принципом ее упорядоченности, структурированности, качественной определенности, завершенности. У Аристотеля и у Фомы Аквинского форма активна, она организует материю вещи , дает индивидуальной вещи реальное бытие . Если форма актуальна, то материя только потенциальна, ее "актуализирует" форма, чтобы возникла вещь. Формы постижимы разумом и благодаря этому вещи постигаемы. Формы различаются по степени охвата бытия и иерархически подразделяются. Нижележащие формы становятся чем-то вроде материи для форм вышележащих. Высшая Форма всех форм - бестелесный Ум у Аристотеля, который дает формы всем вещам. В томизме , в отличие от Аристотеля, Бог дает вещам не только формф, но и бытие. В новоевропейской философии распространилось иное понимание формы как чего-то, не выражающего сути вещей, вторичного и внешнего по отношению к содержанию; последнее должно само определять свои формы, менять худшие на лучшие и пр. В таком понимании устойчивые вещи предстают чем-то косным, а значит, препятствующим их обновлению. Приняв такое противопоставление, Гегель заявил, что разумное логичное мышление пригодно лишь для познания внешних форм, но для понимания содержания в его динамике требуется особая диалектика . За пределами гегельянства эта точка зрения не была признана удовлетворительной.

2) Форма - - конкретная реализация сущности вещи , точнее - одна из конкретных реализаций, не меняющая сущности вещи, являющейся содержанием вещи, но добавляющая ей определенные обусловленные формой свойства, образуя тем самым третью вещь . Сущность вещи - содержание формы. Иногда под содержанием понимают материал, из которого изготовлена вещь и, если это определяет ее сущность, то это верно. В таких случаях: форма - нематериальная вещь, придающая второй материальной вещи, которая является ее наполнением (содержанием), определенные свойства третьей вещи. Сама форма является независимой от содержания. Содержание также является вещью, в общем случае нематериальной, независимой от формы. Форма - система устойчивых связей третьей вещи, но "подразумевает ли она содержание и является ли она им сама?" - вопрос пока (в данной работе) открытый. Формы третьей вещи все время меняются - сущности же второй и третьей вещей остаются при этом без изменения. Особенностью отношения между формой и содержанием является то, что содержание может быть реализовано различными формами. Если это не так, то мы имеем дело с другим отношением и говорить о форме уже нельзя . Меняются формы ведения войн, управления большими массами людей, присвоения прибавочной стоимости, мошенничества и грабежа и т.д. По литературным данным: Форма - способ организации и способ существования вещи ( предмета , процесса , явления) [2]. Определение достаточно непонятное, так как не определен термин способ (в философском словаре [2] его нет, в философской энциклопедии [1] тоже). В связи с этим мы будем вынуждены дать свое определение термина способ. Но сам факт применения неопределенного термина через который определяются другие базовые философские категории в справочной (!) литературе заставляет усомниться в доброкачественности учения. Такое состояние можно охарактеризовать как кризис философии. Существуют мир форм (идей) и мир вещей [1] (это сказал не я -В.Г.). Уже Платон подчеркивал устойчивость формы по сравнению с содержанием и ее активность . В современной философии проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. Следует отметить, что мысль о том, что форма активна, сомнений не вызывает, что устойчива по сравнению с содержанием - вопрос. Можно также считать, что содержание - функция формы. В последнем случае мы можем различать: форму и содержание третьей вещи, и содержание формы (форма формы, содержание формы - третья вещь). Ассоциативный блок. Форма - область топологических эффектов.

3) Форма - - внешнее выражение содержания.

4) Форма - - см. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА , ГИЛЕОМОРФИЗМ

5) Форма - - философская категория , употребляющаяся для обозначения специфической организации содержания; понятие , связанное с понятием структуры; Форма - есть способ существования, содержания, охватывает систему устойчивых связей предмета . В 70-х гг. XX в. структуру вещей иногда трактовали как их внутреннюю форму.

6) Форма - (лат. forma) - прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета , внешнее выражение какого-либо содержания (см. Гештальт ), а также и внутреннее строение, структура , определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его "аморфного" материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. Формальный , Формализм , Морфология ). Понятие " форма " употреблялось Платоном в том же смысле , что и понятие " идея ", " эйдос ", для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной ( causa fotmalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в Новое время , в особенности схоластическими системами. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции суть отделенные от материи формы, а Бог - чистая форма ( actus purus ). По мере того как новая философия отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы . Так, формы созерцания ( пространство и время ) и мышления ( категории ) у Канта означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме . В полемике с формалистической этикой Канта М. Шелер развил свою феноменологически обоснованную, материальную ценностную этику (см. Этика ценностей ). Наиболее всеобъемлющую систему философии форм создал Г. Фридман. Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение па сравнению с механистическим.


Синонимы: фигура, форма

Форма

- то, что налагает на вещь определенный способ бытия, является принципом ее упорядоченности, структурированности, качественной определенности, завершенности. У Аристотеля и у Фомы Аквинского форма активна, она организует материю вещи , дает индивидуальной вещи реальное бытие . Если форма актуальна, то материя только потенциальна, ее "актуализирует" форма, чтобы возникла вещь. Формы постижимы разумом и благодаря этому вещи постигаемы. Формы различаются по степени охвата бытия и иерархически подразделяются. Нижележащие формы становятся чем-то вроде материи для форм вышележащих. Высшая Форма всех форм - бестелесный Ум у Аристотеля, который дает формы всем вещам. В томизме , в отличие от Аристотеля, Бог дает вещам не только формф, но и бытие. В новоевропейской философии распространилось иное понимание формы как чего-то , не выражающего сути вещей, вторичного и внешнего по отношению к содержанию; последнее должно само определять свои формы, менять худшие на лучшие и пр. В таком понимании устойчивые вещи предстают чем-то косным, а значит , препятствующим их обновлению. Приняв такое противопоставление , Гегель заявил, что разумное логичное мышление пригодно лишь для познания внешних форм, но для понимания содержания в его динамике требуется особая диалектика . За пределами гегельянства эта точка зрения не была признана удовлетворительной.

- конкретная реализация сущности вещи , точнее - одна из конкретных реализаций, не меняющая сущности вещи, являющейся содержанием вещи, но добавляющая ей определенные обусловленные формой свойства, образуя тем самым третью вещь . Сущность вещи - содержание формы. Иногда под содержанием понимают материал, из которого изготовлена вещь и, если это определяет ее сущность, то это верно. В таких случаях: форма - нематериальная вещь, придающая второй материальной вещи, которая является ее наполнением (содержанием), определенные свойства третьей вещи. Сама форма является независимой от содержания. Содержание также является вещью, в общем случае нематериальной, независимой от формы. Форма - система устойчивых связей третьей вещи, но "подразумевает ли она содержание и является ли она им сама?" - вопрос пока (в данной работе) открытый. Формы третьей вещи все время меняются - сущности же второй и третьей вещей остаются при этом без изменения. Особенностью отношения между формой и содержанием является то, что содержание может быть реализовано различными формами. Если это не так, то мы имеем дело с другим отношением и говорить о форме уже нельзя . Меняются формы ведения войн, управления большими массами людей, присвоения прибавочной стоимости, мошенничества и грабежа и т.д. По литературным данным: Форма - способ организации и способ существования вещи ( предмета , процесса , явления) [2]. Определение достаточно непонятное, так как не определен термин способ (в философском словаре [2] его нет, в философской энциклопедии [1] тоже). В связи с этим мы будем вынуждены дать свое определение термина способ. Но сам факт применения неопределенного термина через который определяются другие базовые философские категории в справочной (!) литературе заставляет усомниться в доброкачественности учения. Такое состояние можно охарактеризовать как кризис философии. Существуют мир форм (идей) и мир вещей [1] (это сказал не я -В.Г.). Уже Платон подчеркивал устойчивость формы по сравнению с содержанием и ее активность . В современной философии проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. Следует отметить, что мысль о том, что форма активна, сомнений не вызывает, что устойчива по сравнению с содержанием - вопрос. Можно также считать, что содержание - функция формы. В последнем случае мы можем различать: форму и содержание третьей вещи, и содержание формы (форма формы, содержание формы - третья вещь). Ассоциативный блок. Форма - область топологических эффектов.

- внешнее выражение содержания.

- см. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА , ГИЛЕОМОРФИЗМ

- философская категория , употребляющаяся для обозначения специфической организации содержания; понятие , связанное с понятием структуры; Форма - есть способ существования, содержания, охватывает систему устойчивых связей предмета . В 70-х гг. XX в. структуру вещей иногда трактовали как их внутреннюю форму.

(лат. forma) - прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета , внешнее выражение какого-либо содержания (см. Гештальт ), а также и внутреннее строение, структура , определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его "аморфного" материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. Формальный , Формализм , Морфология ). Понятие " форма " употреблялось Платоном в том же смысле , что и понятие " идея ", " эйдос ", для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной ( causa fotmalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в Новое время , в особенности схоластическими системами. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции суть отделенные от материи формы, а Бог - чистая форма ( actus purus ). По мере того как новая философия отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы . Так, формы созерцания ( пространство и время ) и мышления ( категории ) у Канта означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме . В полемике с формалистической этикой Канта М. Шелер развил свою феноменологически обоснованную, материальную ценностную этику (см. Этика ценностей ). Наиболее всеобъемлющую систему философии форм создал Г. Фридман. Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение па сравнению с механистическим.

Значение слова Форма в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Факт - событие которое было или есть на самом ...
  • Фоноцентризм - см.: Деконструкция . ...
  • Физикализм - один из подходов к реализации идеала "унифицированной ...
  • Феномен - понятие соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ...
  • Фальсификация - (от лат. falsus ложный и facio ...
  • Футурология - собирательный термин для обозначения различных исследований будущих ...
  • Фрейм - (от англ. frame каркас, остов) понятие ...
  • Фригг - (старосканд. frigg, др.готск. Frija возлюбленная, госпожа) ...
  • Фрейр - в сканд. мифологии бог плодородия, брака изобилия ...
  • Францисканцы - католич. нищенствующий монаш. орден. Создан Франциском Ассизским ...
  • Фортуна - в др.римск. мифологии богиня судьбы, счастья, ...
  • Флагелланты - (от лат. flagellum бич), бичующиеся религ. ...
  • Филиокве - (лат. fflioque и от сына) сформулированное ...
  • Филактерии - (греч. phylakteriоп сберегатель, хранитель), тефиллин (др.евр. — ...
  • Авторитет - практически во всех религиях мира имеются догматы ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари