Что такое Эмпириосимволизм? Значение слова Эмпириосимволизм в философском словаре

1) Эмпириосимволизм - (от греч empeiria - опыт , symbolon - знак , символ ) - разновидность эмпириокритицизма , предложенная Юшкевичем. Под истинным, подлинным, бытием он понимал "системы символов, объединяющих опыт" ( Материализм и критический реализм . Спб., 1908. С. 128), а сам опыт толковал как "бесконечно-пеструю массу ощущений", или элементов, составляющих действительность . Осн. идея Э., заключающаяся в том, что общие понятия и отношения между ними ( закон , причинность , время , пространство , сущность и т. д.) суть символы-конвенции (эмпириосимволы), не отражающие фактически ничего предметно-реального, была заимствована Юшкевичем у А. Пуанкаре и Э. Маха, видевшего, напр., в материи не более чем "мысленный символ относительно устойчивого комплекса чувственных элементов" ( Анализ ощущений. Спб., 1908. С. 294). Справедливо подчеркивая возросшую роль знаков и символов в научном познании XX в., Юшкевич резко противопоставил знаки-копии и знаки-символы (соответственно понятия-копии и понятия-символы). При этом он умалил значение первых, сведя их к простым представлениям и отнеся к обыденному, донаучному мышлению, и преувеличил, а в ряде случаев абсолютизировал значение вторых, особенно их операциональные и гносеологические аспекты . В итоге он пришел к выводу , что лежащий в основе нашего познания иррациональный "поток данного", т. е. "поток сознания" (для него он также элементарная реальность , первичное бытие), систематизируется и рационализируется с помощью понятий-символов и только после этого становится "настоящей реальностью". По Юшкевичу, "вообще быть реальностью... значит собственно быть известным эмпириосимволом" (Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма //Очерки по философии марксизма . М., 1910. С. 188). Это очень похоже на субъективно-идеалистический тезис Дж. Беркли: существовать - значит быть воспринимаемым. Именно субъективизм и недиалектичность взглядов Юшкевича (а не его конкретные соображения относительно роли символов в познании) были подвергнуты критике Лениным и Плехановым.

2) Эмпириосимволизм - (греч. ernpeiria— опыт И symbolon—условный знак , символ ) — термин , к-рым философ Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма . Осн. идея Э.— всеобщие понятия ( истина , бытие , сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают — была заимствована им у Маха (считавшего, напр., материю всего-навсего логическим символом). В статье “Современная энергетика”, помещенной в махистском сб. “Очерки по философии марксизма ” (1908) и в книге “ Материализм и критический реализм ” (1908), Юшкевич пытался доказать, что объективный мир — это совокупность эмпириосимволов (т. е. символов идеалистически толкуемого опыта), к-рые призваны систематизировать “первичные данные” коллективного человеческого сознания. Выбор же той или иной системы символики диктуется, по Юшкевичу, удобством интерпретации опыта (здесь очевидно влияние на Э. прагматизма и конвенционализма ). Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм” показал, что Э.— субъективный идеализм , для к-рого внешний мир и его законы являются лишь символами познавательной способности человека .

Эмпириосимволизм

(от греч empeiria - опыт , symbolon - знак , символ ) - разновидность эмпириокритицизма , предложенная Юшкевич ем. Под истинным, подлинным, бытие м он понимал "системы символов, объединяющих опыт" ( Материализм и критический реализм . Спб., 1908. С. 128), а сам опыт толковал как "бесконечно-пеструю массу ощущений", или элементов, составляющих действительность . Осн. идея Э., заключающаяся в том, что общие понятия и отношения между ними ( закон , причинность , время , пространство , сущность и т. д.) суть символы-конвенции (эмпириосимволы), не отражающие фактически ничего предметно-реального, была заимствована Юшкевичем у А. Пуанкаре и Э. Маха , видевшего, напр., в материи не более чем "мысленный символ относительно устойчивого комплекса чувственных элементов" ( Анализ ощущений. Спб., 1908. С. 294). Справедливо подчеркивая возросшую роль знаков и символов в научном познании XX в., Юшкевич резко противопоставил знаки-копии и знаки-символы ( соответственно понятия-копии и понятия-символы). При этом он умалил значение первых, сведя их к простым представлениям и отнеся к обыденному, донаучному мышлению, и преувеличил, а в ряде случаев абсолютизировал значение вторых, особенно их операциональные и гносеологические аспекты . В итоге он пришел к выводу , что лежащий в основе нашего познания иррациональный "поток данного", т. е. "поток сознания" (для него он также элементарная реальность , первичное бытие), систематизируется и рационализируется с помощью понятий-символов и только после этого становится "настоящей реальностью". По Юшкевичу, "вообще быть реальностью... значит собственно быть известным эмпириосимволом" (Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма //Очерки по философии марксизма . М., 1910. С. 188). Это очень похоже на субъективно-идеалистический тезис Дж. Беркли : существовать - значит быть воспринимаемым. Именно субъективизм и недиалектичность взглядов Юшкевича (а не его конкретные соображения относительно роли символов в познании) были подвергнуты критике Лениным и Плехановым.

( греч . ernpeiria— опыт И symbolon—условный знак , символ ) — термин , к-рым философ Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма . Осн. идея Э.— все общие понятия ( истина , бытие , сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают — была заимствована им у Маха (считавшего, напр., материю всего-навсего логическим символом). В статье “Современная энергетика ”, помещенной в махистском сб. “Очерки по философии марксизма ” (1908) и в книге “ Материализм и критический реализм ” (1908), Юшкевич пытался доказать, что объективный мир — это совокупность эмпириосимволов (т. е. символов идеалистически толкуемого опыта), к-рые призваны систематизировать “первичные данные” коллективного человеческого сознания. Выбор же той или иной системы символики диктуется, по Юшкевичу, удобством интерпретации опыта (здесь очевидно влияние на Э. прагматизма и конвенционализма ). Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм” показал, что Э.— субъективный идеализм , для к-рого внешний мир и его закон ы являются лишь символами познавательной способности человека .

Значение слова Эмпириосимволизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Эвиденция - (от лат. evidens проявляться, выявляться) очевидность ...
  • Эвдемонизм - (от греч. eudamonia блаженство ) этическое направление, ...
  • Этикет - (фр. etiquette ярлык этикетка) совокупность ...
  • Эсхатология - (или эшатология, греч. eschatosпоследний и logos учение ...
  • Эпикур - (341270 до н. э.) древнегреч. философ материалист, ...
  • Эмоции - (лат. emovere возбуждать, волновать) эффективная форма ...
  • Экзистенциализм - (лат. exsistentia существование ) одно из ...
  • Эпистема - концепция теория модельный конструкт создаваемый в рамках ...
  • Энтропия - в современной методологии познания систем Э. ...
  • Элиминация - выведение за пределы ч.либо, устранение. ...
  • Элевация - поднятие, возвышение, возведение содержания и смысла простых ...
  • Экстенсивный - связанный с простым внешним (поверхностным) количественным расширением ...
  • Экополис - крупнейшее урбанизированное формирование, сочетающее традиционные городские структуры ...
  • Эклектика - механическое соединение последовательности разнородных идейных направлений, взглядов, ...
  • Эпистемология - (от греч. episteme знание ) раздел ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари