Что такое Причинность? Значение слова Причинность в философском словаре

1) Причинность - - философский принцип цельности и неразрывности природы, утверждающий всеобщность причинности, и ориентирующийся на исследование причинно-следственных взаимосвязей. Причинность имеет много сторон: производство одним объективным явлением другого; воздействие одного предмета на другой ; связь , существующая вне и независимо от сознания субъекта ; связь во времени. Все явления обусловлены, но не все связи и отношения наступают одинаково: одни из них неизбежны, другие случайны.

2) Причинность - (в морали). - По вопросу о роли П. в мире в истории философии существовали два противоположных взгляда, Первый, детерминистский (лат. determinare - определять), состоит в том, что все явления и процессы , происходящие в природе, об-ве и сознании, причинно обусловлены. Др. взгляд на мир ( индетерминизм ) так или иначе, отрицает это. Проблема П. применительно к морали связана с решением следующих гл. вопросов: во-первых, существует ли объективное основание нравственных требований, определяется ли их содержание уеловиями, находящимися за пределами морального сознания, или же самим этим сознанием ; во-вторых, если признать, что поведение человека причинно обусловлено, то как совместить детерминизм со способностью человека делать моральный выбор и е его ответственностью за те поступки, к-рые он совершил. В истории этических учений имели место самые различные толкования детерминизма. Утверждалось, что содержание моральных требований определяется законами вселенной ( Космической телеологии этика ), биологической эволюцией ( Эволюционная этика ), внеисторически понимаемой природой человека, присущим ему стремлением к наслаждению, счастью ( Гедонизм , Эвдемонизм ) и т. д. Все эти разновидности этического натурализма не улавливали специфического характера П. в морали, толковали ее механистически, что иногда вело к фатализму в понимании общественной истории и человеческого поведения. В противовес детерминизму неоднократно предпринимались попытки доказать, что история якобы развивается в соответствии с нравственными представлениями людей. А происхождение самих моральных представлений чаще всего усматривалось в расположениях, склонностях людей. Это часто приводило к моральвому волюнтаризму ( Экзистенциализм , Неопозитивизм ). Согласно марксистско-ленинскому пониманию П., требования нравственности отражают социально-историческую необходимость , а же противостоят ей в качестве субъективных пожеланий людей. Это ни в коей мере не умаляет значения личной деятельности людей. « Идея детерминизма, - писал В. И. Левия, - устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума , ни совести человека, яя оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде ii возможна строгая и правильная оценка ...» (т. 1., с. 159). Конфликт , возникающий между требованиями иравсгвемности и объективными условиями для их осуществления, является отражением противоречивости самого исторического процесва. В каждый его момент возникают новые потребности , к-рые разрешаются лишь в ходе последующего развития об-ва. П. в морали лмеет, однако, свою специфику. Социальная необходимость отражается в моральном сознании в виде идеи о должном, в виде цели, к-рую человек должен осуществить, а не просто как причина , действующая помимо era воли. Именно доэтому личность ответственна за свои действия, и ее поступки могут оцениваться как добро или зло (Оценла моральная).

3) Причинность - ( каузальность , лат. causa — причина ) — философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из к-рых одно (наз. причиной) обусловливает др. (наз. следствием или действием ). Различают полную причину и причину специфическую. Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии к-рых необходимо наступает следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоятельств, появление к-рых (при наличии мн. др. обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации и до наступления следствия и образующих собой условия действия причины) ведет к появлению следствия. Установление полной . причины оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, и обычно научное исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления. Это происходит еще и потому, что в специфическую причину объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины. Материализм отстаивает тезис об объективном и всеобщем характере П., считает причинные связи связями самих вещей, существующими вне и независимо от сознания. Субъективный идеализм либо вообще отрицает П., сводя ее лишь к привычной для человека последовательности ощущений (Юм), либо, признавая П. как необходимую связь , считает, что она привносится в мир явлений познающим субъектом, имеет априорный характер (Кант). Объективный идеализм может признавать существование П., независимой от познающего субъекта , но корни ее видит в духе, идее, понятии, к-рые считает независимыми от субъекта. Диалектический материализм не только признает объективный и всеобщий характер П., но и отвергает упрощенный взгляд на нее, в частности характерное для метафизики противопоставление друг другу причины и следствия, и рассматривает их как моменты взаимодействия, в к-ром следствие, определяясь причиной, в свою очередь играет активную роль , оказывая обратное воздействие на причину. Причинные связи носят многообразный характер, и их нельзя сводить, как это делал метафизический материализм (напр., лапласовский детерминизм , к-рый абсолютизировал механическую П.), к к.-л. одной форме, Развитие совр. науки, отвергая абсолютизацию ранее известных форм причинно-следственных связей, раскрывая их многообразный характер, подтверждает, углубляет и обобщает диалектико-материалистическое понимание П. Особенно выпукло это выступает в квантовой физике, где существует противоречие между эмпирическим фактом неоднозначности результата взаимодействия макроскопического тела с микрообъектом и традиционным пониманием П., согласно к-рому одинаковые причины при одинаковых условиях сопровождаются одинаковыми следствиями. Это означает следующее: либо мы должны признать, что в микромире реализуется статистическая П. и при одинаковых условиях одинаковые микрообъекты ведут себя в известных пределах по-разному, либо должны надеяться, что неоднозначность результата взаимодействия макротела с микрообъектом будет объяснена вариациями состояния макротела на более глубоких уровнях материи. В настоящее время этот вопрос дискутируется, но большинство ученых склоняется к первому решению. Категория П. представляет одну из ведущих категорий научного исследования, к-рое в конечном счете всегда направлено на раскрытие осн. причинных зависимостей ( Детерминизм и индетерминизм ).

Причинность

- философский принцип цельности и неразрывности природы, утверждающий всеобщность причинности, и ориентирующийся на исследование причинно-следственных взаимосвязей. Причинность имеет много сторон: производство одним объективным явлением другого; воздействие одного предмета на другой ; связь , существующая вне и независимо от сознания субъекта ; связь во времени . Все явления обусловлены, но не все связи и отношения наступают одинаково : одни из них неизбежны, другие случайны.

(в морали). - По вопросу о роли П. в мире в истории философии существовали два противоположных взгляда, Первый, детерминистский (лат. determinare - определять), состоит в том, что все явления и процессы , происходящие в природе, об-ве и сознании, причинно обусловлены. Др. взгляд на мир ( индетерминизм ) так или иначе, отрицает это. Проблема П. применительно к морали связана с решением следующих гл. вопросов: во-первых, существует ли объективное основание нравственных требований, определяется ли их содержание уеловиями, находящимися за пределами морального сознания, или же самим этим сознанием ; во-вторых, если признать, что поведение человека причинно обусловлено, то как совместить детерминизм со способностью человека делать моральный выбор и е его ответственностью за те поступки, к-рые он совершил. В истории этических учений имели место самые различные толкования детерминизма. Утверждалось, что содержание моральных требований определяется законами вселенной ( Космической телеологии этика ), биологической эволюцией ( Эволюционная этика ), внеисторически понимаемой природой человека, присущим ему стремлением к наслаждению, счастью ( Гедонизм , Эвдемонизм ) и т. д. Все эти разновидности этического натурализма не улавливали специфического характера П. в морали, толковали ее механистически, что иногда вело к фатализму в понимании общественной истории и человеческого поведения. В противовес детерминизму неоднократно предпринимались попытки доказать, что история якобы развивается в соответствии с нравственными представлениями людей. А происхождение самих моральных представлений чаще всего усматривалось в расположениях, склонностях людей. Это часто приводило к моральвому волюнтаризму ( Экзистенциализм , Неопозитивизм ). Согласно марксистско-ленинскому пониманию П., требования нравственности отражают социально-историческую необходимость , а же противостоят ей в качестве субъективных пожеланий людей. Это ни в коей мере не умаляет значения личной деятельности людей. « Идея детерминизма, - писал В. И. Левия, - устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума , ни совести человека, яя оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде ii возможна строгая и правильная оценка ...» (т. 1., с. 159). Конфликт , возникающий между требованиями иравсгвемности и объективными условиями для их осуществления, является отражением противоречивости самого исторического процесва. В каждый его момент возникают новые потребности , к-рые разрешаются лишь в ходе последующего развития об-ва. П. в морали лмеет, однако, свою специфику. Социальная необходимость отражается в моральном сознании в виде идеи о должном, в виде цели, к-рую человек должен осуществить, а не просто как причина , действующая помимо era воли. Именно доэтому личность ответственна за свои действия, и ее поступки могут оцениваться как добро или зло (Оценла моральная).

( каузальность , лат. causa — причина ) — философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из к-рых одно (наз. причиной) обусловливает др. (наз. следствием или действием ). Различают полную причину и причину специфическую. Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии к-рых необходимо наступает следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоятельств, появление к-рых (при наличии мн. др. обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации и до наступления следствия и образующих собой условия действия причины) ведет к появлению следствия. Установление полной . причины оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, и обычно научное исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления . Это происходит еще и потому, что в специфическую причину объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины. Материализм отстаивает тезис об объективном и всеобщем характере П., считает причинные связи связями самих вещей, существующими вне и независимо от сознания. Субъективный идеализм либо вообще отрицает П., сводя ее лишь к привычной для человека последовательности ощущений (Юм), либо, признавая П. как необходимую связь , считает, что она привносится в мир явлений познающим субъектом, имеет априорный характер (Кант). Объективный идеализм может признавать существование П., независимой от познающего субъекта , но корни ее видит в духе, идее, понятии, к-рые считает независимыми от субъекта. Диалектический материализм не только признает объективный и всеобщий характер П., но и отвергает упрощенный взгляд на нее, в частности характерное для метафизики противопоставление друг другу причины и следствия, и рассматривает их как моменты взаимодействия, в к-ром следствие, определяясь причиной, в свою очередь играет активную роль , оказывая обратное воздействие на причину. Причинные связи носят много образный характер, и их нельзя сводить, как это делал метафизический материализм (напр., лапласовский детерминизм , к-рый абсолютизировал механическую П.), к к.-л. одной форме, Развитие совр. науки, отвергая абсолютизацию ранее известных форм причинно-следственных связей, раскрывая их многообразный характер, подтверждает, углубляет и обобщает диалектико-материалистическое понимание П. Особенно выпукло это выступает в квантовой физике, где существует противоречие между эмпирическим фактом неоднозначности результата взаимодействия макроскопического тела с микрообъектом и традиционным пониманием П., согласно к-рому одинаковые причины при одинаковых условиях сопровождаются одинаковыми следствиями. Это означает следующее: либо мы должны признать, что в микромире реализуется статистическая П. и при одинаковых условиях одинаковые микрообъекты ведут себя в известных пределах по-разному, либо должны надеяться, что неоднозначность результата взаимодействия макротела с микрообъектом будет объяснена вариациями состояния макротела на более глубоких уровнях материи. В настоящее время этот вопрос дискутируется, но большинство ученых склоняется к первому решению. Категория П. представляет одну из ведущих категорий научного исследования, к-рое в конечном счете всегда направлено на раскрытие осн. причинных зависимостей ( Детерминизм и индетерминизм ).

Значение слова Причинность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Палингенезис - (Греч.) Преобразование или новое рождение. ...
  • Палеолитический - Нововведенный термин в геологии означающий "древний каменный" век, ...
  • Падма - (Санскр.) Лотос ; имя Лакшми индусской Венеры, которая ...
  • Павана - (Санскр.) Бог ветра; предполагаемый отец обезьяныбога Ханумана. (См. ...
  • Павака - (Санскр.) Один из трех персонифицированных огней старших ...
  • Пространство - форма бытия материи. Пространствоесть форма координации сосуществующих ...
  • Прогнозирование - вероятностное суждение о возможном состоянии какоголибо явления ...
  • Психопат - (от гр. душа и претерпевание): человек имеющий психическое ...
  • Психодиагностика - область психологии, в рамках которой разрабатываются методы ...
  • Психика - все, что относится к сознанию человека определяет его ...
  • Процесс - последовательное изменение ряда состояний определенного явления в жизни ...
  • Профан - (лат.лишенный святости, непосвященный): 1.В эзотерике П. – это ...
  • Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве (наряду ...
  • Протекционизм - государственная экономическая политика сутью которой является защита отечественных ...
  • Неофрейдизм - — обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари