Что такое Эпистемология? Значение слова Эпистемология в философском словаре

1) Эпистемология - (от греч. episteme - знание ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможность и границы познания тех или иных областей сущего. В любом философском направлении есть своя Э. Однако далеко не во всех из них анализ познания играет заметную роль . В XX в. наибольший вклад в развитие Э. внесли неокантианство , феноменология , неореализм , неорационализм , критический рационализм , неопозитивизм и постпозитивизм , а также аналитическая философия в целом, поскольку эпистемологические проблемы занимают в ней центральное место .

2) Эпистемология - (греч. episteme - знание , logos - учение ) - философско-методологическая дисциплина , в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура , функционирование и развитие . Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях . Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции " субъект - объект ", то для Э. базовой является оппозиция "объект - знание". Эпистемологи исходят не из "гносеологического субъекта", осуществляющего познание , а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы "жизни", изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний ( реальность ).(Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в античности. Таковы, например, " идеи " Платона и предложенная им референционная концепция "истины", апории Зенона , тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизирующий и нормативно-методологический характер . Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к одному и тому же объекту и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы за счет нормировки научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило в дальнейшем создать образцы систематической организации знания. " Начала " Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля. В средние века критическая и исследовательская составляющие Э. в большой степени сковываются и ограничиваются нормативным характером аристотелевской логики. Яркое выражение средневековой Э. - схоластический спор "номиналистов" и "реалистов". Новые мотивы вносит Возрождение . Пробуждается интерес к опытному знанию, меняется представление о месте и назначении знания в общей картине мира. Николай Кузанский вводит представление о проблемах как "ученом незнании", т.е. знании о незнании, что формирует в перспективе новую эпистемологическую стратегию. С другой стороны, философская рефлексия все больше обращается к субъекту и его познавательным способностям. В этой связи актуализируется введенное фактически уже Петром Абеляром понятие сознания как индивидуальной способности и действительности существования концептов. "Великое усовершенствование наук", провозглашенное Ф. Бэконом и развернувшееся в 17-18 вв., порождает новую формацию знания - новоевропейскую науку. Новая организация знания требовала критической рефлексии и теоретического оформления. Эпистемологические схемы античности и средневековья не могли решить этих задач. На их месте начинает складываться гносеологическая концепция познания, которая переорганизует философско-методологические представления о знании на основе субъект-объектных схем. До 20 в. Э. не имела собственных институциональных форм, а соответствующая ей проблематика развивалась в основном в логике (прежде всего в английской аналитической традиции ) и в рамках гносеологии. Однако уже с конца 19 в. эпистемологическая проблематика начинает эмансипироваться от гносеологической. Исследователи (прежде всего логики) стремились уйти от субъективизма и психологизма , порождаемого сенсуалистическими и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. В 20 в. этот процесс приводит к оформлению новых философско-методологических направлений и подходов. Развиваются аналитические, операциональные, нормативные, стуктурно-функциональные приемы и методы исследования знания. В 1970-х Поппер дал онтологическое обоснование эмансипации Э., выдвинув концепцию "третьего мира" (объективного содержания знания) и "познания без познающего субъекта". Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, необходимо отметить следующие: 1) отношение знания и объекта выходит за рамки чисто познавательных ситуаций. Складываются комплексные практики, где помимо познания, необходимо рассматривать функционирование знания в других типах деятельности: инженерии, проектировании, управлении, обучении; 2) классическое отношение "истинности" дополняется (а иногда и замещается) рядом других отношений: "непротиворечивости", "полноты", "интерпретируемости", "реализуемости" и др.; 3) типология знания становится все более разветвленной и дифференцированной: наряду с практико-методологическим, естественно-научным, гуманитарным и инженерно-техническим знанием выделяются более частные его варианты; 4) особым предметом исследования становится семиотическая структура знания; 5) помимо "знания" интенсивно исследуются и другие эпистемологические единицы (например, " языки "); 6) обозначился кризис сциентизма : научное знание перестает рассматриваться как основная форма знания, все больший интерес вызывают когнитивные комплексы , связанные с различными историческими и духовными практиками, выходящими за рамки традиционных представлений о рациональности. А.Ю. Бабайцев

3) Эпистемология - - букв. идущее за учением (например: epinomis - послезаконие). Часть теории познания (обычно - ее орудийно-инструментальное оснащение), которая излагается после конкретных исследований и научных изысканий, т. е. стоит над ними в средствах и способах оформления и организации обобщенной научной мысли, выказывая трансдисциплинарный, общенаучный характер ; содержательно то же, что и теория познания, гносеология . Оба понятия, первое и последнее, вошли в философский оборот в Древней Греции примерно в одну и ту же эпоху и различаются лишь частностями, доступными в понимании и интерпретации лишь узкому специалисту .

4) Эпистемология - (от греч. episteme - знание и logos - учение ) - теория познания . Эпистемологический - теоретико-познавательный.

5) Эпистемология - (греч. episte-me — знание и logos — учение , слово )— теория познания, гносеология . Термин “Э.” употребляется в англ. и амер., реже во фр. и нем. буржуазной философии. Введение термина “Э.” приписывается шотландскому философу Дж. Ф. Ферье (“Основы метафизики”, 1854), делившему философию на онтологию и Э.

Эпистемология

(от греч . episteme - знание ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы по знания , отношения знания к реальности, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможность и границы познания тех или иных областей сущего. В любом философском направлении есть своя Э. Однако далеко не во всех из них анализ познания играет заметную роль . В XX в. наибольший вклад в развитие Э. внесли неокантианство , феноменология , неореализм , нео рационализм , критический рационализм , неопозитивизм и постпозитивизм , а также аналитическая философия в целом , поскольку эпистемологические проблемы занимают в ней центральное место .

( греч . episteme - знание , logos - учение ) - философско-методологическая дисциплина , в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура , функционирование и развитие . Традиционно отождествляется с теорией по знания . Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях . Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции " субъект - объект ", то для Э. базовой является оппозиция "объект - знание". Эпистемологи исходят не из "гносеологического субъекта", осуществляющего познание , а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы "жизни", изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний ( реальность ).(Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в античности. Таковы, например, " идеи " Платона и предложенная им референционная концепция "истины", апории Зенона , тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизирующий и нормативно-методологический характер . Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к одному и тому же объекту и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы за счет нормировки научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило в дальнейшем создать образцы систематической организации знания. " Начала " Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля. В средние века критическая и исследовательская составляющие Э. в большой степени сковываются и ограничиваются нормативным характером аристотелевской логики. Яркое выражение средневековой Э. - схоластический спор "номиналистов" и "реалистов". Новые мотивы вносит Возрождение . Пробуждается интерес к опытному знанию, меняется представление о месте и назначении знания в общей картине мира. Николай Кузанский вводит представление о проблемах как "ученом незнании", т.е. знании о незнании, что формирует в перспективе новую эпистемологическую стратегию. С другой стороны, философская рефлексия все больше обращается к субъекту и его познавательным способностям. В этой связи актуализируется введенное фактически уже Петром Абеляром понятие сознания как индивидуальной способности и действительности существования концептов. "Великое усовершенствование наук", провозглашенное Ф. Бэконом и развернувшееся в 17-18 вв., порождает новую формацию знания - новоевропейскую науку. Новая организация знания требовала критической рефлексии и теоретического оформления. Эпистемологические схемы античности и средневековья не могли решить этих задач. На их месте начинает складываться гносеологическая концепция познания, которая переорганизует философско-методологические представления о знании на основе субъект-объектных схем. До 20 в. Э. не имела собственных институциональных форм, а соответствующая ей проблематика развивалась в основном в логике (прежде всего в английской аналитической традиции ) и в рамках гносеологии. Однако уже с конца 19 в. эпистемологическая проблематика начинает эмансипироваться от гносеологической. Исследователи (прежде всего логики) стремились уйти от субъективизма и психологизма , порождаемого сенсуалистическими и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. В 20 в. этот процесс приводит к оформлению новых философско-методологических направлений и подходов. Развиваются аналитические, операциональные, нормативные, стуктурно-функциональные приемы и методы исследования знания. В 1970-х Поппер дал онтологическое обоснование эмансипации Э., выдвинув концепцию "третьего мира" (объективного содержания знания) и "познания без познающего субъекта". Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, необходимо отметить следующие: 1) отношение знания и объекта выходит за рамки чисто познавательных ситуаций. Складываются комплексные практики, где помимо познания, необходимо рассматривать функционирование знания в других типах деятельности: инженерии, проектировании, управлении, обучении; 2) классическое отношение "истинности" дополняется (а иногда и замещается) рядом других отношений: "непротиворечивости", "полноты", "интерпретируемости", "реализуемости" и др.; 3) типология знания становится все более разветвленной и дифференцированной: наряду с практико-методологическим, естественно-научным, гуманитарным и инженерно-техническим знанием выделяются более частные его варианты; 4) особым предметом исследования становится семиотическая структура знания; 5) помимо "знания" интенсивно исследуются и другие эпистемологические единицы (например, " языки "); 6) обозначился кризис сциентизма : научное знание перестает рассматриваться как основная форма знания, все больший интерес вызывают когнитивные комплексы , связанные с различными историческими и духовными практиками, выходящими за рамки традиционных представлений о рациональности. А.Ю. Бабайцев

- букв. идущее за учением (например: epinomis - послезаконие). Часть теории по знания (обычно - ее орудийно-инструментальное оснащение), которая излагается после конкретных исследований и научных изысканий, т. е. стоит над ними в средствах и способах оформления и организации обобщенной научной мысли, выказывая трансдисциплинарный, общенаучный характер ; содержательно то же, что и теория познания, гносеология . Оба понятия, первое и последнее, вошли в философский оборот в Древней Греции примерно в одну и ту же эпоху и различаются лишь частностями, доступными в понимании и интерпретации лишь узкому специалисту .

(от греч . episteme - знание и logos - учение ) - теория по знания . Эпистемологический - теоретико-познавательный.

( греч . episte-me — знание и logos — учение , слово )— теория по знания , гносеология . Термин “Э.” употребляется в англ. и амер., реже во фр. и нем. буржуазной философии. Введение термина “Э.” приписывается шотландскому философу Дж. Ф. Ферье (“Основы метафизики”, 1854), делившему философию на онтологию и Э.

Значение слова Эпистемология в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Экзистенциальный - относящийся к чувству экзистенции (существования). Экзистенциальная философия – ...
  • Эзотеризм - (скрытый, тайный, противополжность – экзотеризм, открытость): совокупность знаний ...
  • Эготизм - термин созданный Стендалем (и принятый современной философией) ...
  • Эго - латинское выражение применяемое в психоанализе для обозначения ««Я» ...
  • Эвристика - комплексная дисциплина целью которой является открытие нового в ...
  • Эффект - [от лат.effectus действие ] 1) результат действия ...
  • Этика - философская наука изучающая мораль . Иногда слово ...
  • Этнометодология - одно из влиятельных направлений в современной социологии. ...
  • Эсхатология - учение о конечности мира и человека о ...
  • Эмерджент - (англ. emergent внезапно возникающий, от лат. emerge ...
  • Экономия - (греч. управление устройство) термин используемый в ...
  • Эйдос - (eidos вид, форма образ ): 1 ) ...
  • Этость - (лат. haecceitas ) у Иоанна Дунса Скота ...
  • Эсхатология - учение о "последних днях", о "конце света ...
  • Метод - (от греч. methodos путь исследование, прослеживание) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари