Что такое мусульмане: первые халифы? Значение мусульмане: первые халифы в энциклопедии Кольера

мусульмане: первые халифы - К статье МУСУЛЬМАНЕ

Омар (правил в 634-644) и нововведения в управлении. Халифат Абу Бакра продлился всего два года, но в этот период завоевания шли полным ходом. Верный памяти пророка, он стремился доказать, что по праву носит титул "преемник посланника Бога". В качестве собственного преемника он назначил с согласия общины одного из первых обращенных в ислам мекканцев - энергичного Омара Ибн аль-Хаттаба, которому был обязан своим избранием и который являлся его ближайшим советником. Омар прибавил к своим титулам новый - "повелитель верующих".

Завоевания привели к необходимости перестроить систему государственного управления. При Омаре побежденные евреи и христиане принуждались к выплате дани, но могли сохранять свои обычаи и религию, а также свое имущество в тех районах, где подчинение носило мирный характер. По-видимому, Египет платил больший объем дани, чем другие области. Религиозная терпимость со стороны арабов особенно устраивала евреев, а также несториан и монофизитов, которые подвергались дискриминации со стороны православной церкви и императорского двора в Византии. Такая терпимость гарантировалась исламом всем "людям Писания", т.е. монотеистам, имевшим Священное Писание, при условии, что они выплачивают дань. Терпимость была позже распространена на зороастрийцев в Персии, что существенным образом облегчило завоевание этой страны.

Арабы-христиане Южной Аравии и евреи оазиса Хайбар в Центральной Аравии были изгнаны с полуострова, получив в компенсацию земли на завоеванных территориях. Ни один мусульманин не мог быть обращен в рабство. Население Аравийского полуострова образовало гарнизоны на вновь завоеванных землях, где жило в относительной изоляции от остальных жителей, имея свою веру, язык и профессию. Покоренные народы, если они не принимали ислам, не имели права нести военную службу, от них требовалось платить налоги и поддерживать мир на своих территориях. Завоеватели оставили в неприкосновенности систему бюрократического управления, налоговый аппарат и местные законы; византийские и персидские монеты оставались в обращении. Как правило, мусульманские войска дислоцировались в военных лагерях вблизи пустынь: в Куфе и Басре в Ираке, Фустате в Египте, Кайруане в Тунисе; исключение составляла Сирия, где арабские войска были расквартированы в городах. Все перечисленные лагеря со временем превратились в новые мусульманские города - важные центры исламской цивилизации. Во главе каждой провинции стоял эмир, командовавший войсками, возглавлявший молитву и имевший широкие властные полномочия.

Одним из наиболее значительных мероприятий Омара была перепись арабов-мусульман, которую провели по племенам, и все члены общины, включая женщин и детей, были внесены в списки для получения содержания. Каждый мусульманин получал содержание в зависимости от длительности и характера его службы на благо ислама, от вдов и сподвижников пророка до младенцев самого незначительного арабского племени. Омар даже настоял на том, чтобы в племена принимались мусульмане-неарабы (в большинстве своем обращенные в ислам бывшие рабы), которых должны были брать в армию, если они годились для военной службы.

Некоторые из командиров арабского войска были нечисты на руку, и Омар жестоко расправлялся с теми, кто был в этом уличен. Сам он, как и его предшественники, вел очень простой образ жизни. Его прямота, обязательность, аскетичность стали образцом для мусульман. До сих пор в мусульманском предании бытуют истории о том, как он, абсолютный властитель великой империи, носил рваную одежду, ел грубую пищу, ходил по улицам Медины с кнутом и творил на месте справедливый суд.

Осман (правил в 644-656). Омара убил перс-невольник. Как повествует традиция, умирая, Омар назначил шестерых наиболее способных из сподвижников Мухаммеда, чтобы они выбрали преемника. Они же были и основными претендентами на пост Халифа. Что произошло дальше, не совсем ясно. Наиболее популярны были две кандидатуры - Али, зять пророка, и Осман Ибн Аффан, представитель старой курейшитской аристократии. Очевидно, остальные четверо решили голосовать за Османа, потому что он был более слабым политиком и потому казался им более покладистым претендентом. Сторонники Али (шииты) с горечью называли это собрание "заговором", целью которого было отнять власть у семьи пророка.

Хотя Осман был человеком благочестивым и относился к числу первых обращенных, его семья, мекканский аристократический клан Омейядов, долгое время возглавляла движение сопротивления Мухаммеду и приняла ислам только тогда, когда дальнейшее сопротивление стало быссмысленным. С самого начала своего халифата, который продолжался с 644 по 656, Осман находился под большим влиянием семьи. Он назначал родственников военачальниками, закрывал глаза на коррупцию и бесчинства. Когда один незнатный, но всеми уважаемый сподвижник Мухаммеда возмутился пьянством, распутством и расточительностью назначенных им военачальников, Осман повелел изгнать его в пустыню. Важным мероприятием его эпохи стала кодификация текста Корана, существовавшего в то время в нескольких версиях. В итоге был создан критически выверенный священный текст, существующий и поныне.

Осман жил намного роскошнее своих предшественников и к тому же разрешал членам своей семьи и наиболее видным сподвижникам Мухаммеда покупать большие поместья в завоеванных странах. Недовольство новым халифом бурлило в лагерях, где стояли арабские войска, в Медине то и дело составлялись заговоры. Многие племена считали, что все доходы должны делиться поровну между членами общины; известно было, что так же думает и Али. На одиннадцатом году правления Османа против него выступили войска, расквартированные в Куфе, и сместили назначенного им губернатора. Оппозиция ширилась. Когда в 656 повстанцы осадили дворец Османа в Медине, число его сторонников начало катастрофически таять. Несмотря на осаду, он отказывался уйти "с должности, данной ему Богом". В конце концов группа его противников во главе с сыном Абу Бакра прорвалась в дом и изрубила 82-летнего халифа, который вышел им навстречу с Кораном в руках.

Али (правил в 656-661). Восставшие поспешили провозгласить Али халифом. Потрясенный убийством Османа, Али неохотно дал себя уговорить двум членам собрания преемников Омара, голосовавшим за Османа, - Тальхе Ибн Убайдалле и Зубейру Ибн аль-Авваму, которые позже перешли в оппозицию к Осману, а теперь убедили Али в интересах общины дать свое согласие занять пост халифа.

Тальха и Зубейр скоро остыли к Али и стали обвинять его в том, что он причастен к убийству Османа и что его избрание незаконно. Вместе с Айшой, дочерью Абу Бакра и любимой женой пророка, они бежали в Басру, где стали собирать войско против Али.

Али поспешил в Куфу, чтобы не дать этому важному центру попасть в руки мятежников; впоследствии он сделал Куфу своей столицей, признав таким образом, что база политической власти вместе с армией переместилась из столицы в провинцию. Хотя его сторонники сумели разгромить войска Тальхи и 3убейра, а их самих убить в "битве верблюда", трудности для Али только начинались. Он опирался главным образом на склонные к восстаниям племенные группировки, лишившись поддержки жителей Мекки и Медины, когда "принял халифат из рук убийц".

Как и следовало ожидать, на политической сцене халифата появился мститель за убитого халифа, командующий арабскими войсками в Сирии Муавия, близкий родственник Османа. Сирийская армия была предана Муавии, на его сторону перешли многие из мекканских лидеров и героев завоеваний, к тому же у него была сильная позиция с этической точки зрения. Муавия был также талантливым полководцем и дипломатом. Сначала он поставил Али в сложное положение, когда тот вынужден был согласиться на третейский суд для разбора разногласий. Этим он настроил против себя благочестивых мусульман в собственной армии. Они стали покидать его, утверждая, что, согласившись на посредничество с Муавией, он нарушил слово Божье, Коран, в котором говорится: "И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха" (49:9). Так возникли хариджиты (от араб. "хаваридж" - "вышедшие <из общины>"), образовавшие особую секту.

Третейский суд объявил Али низложенным, что было подстроено сторонниками Муавии, которого и "избрали" халифом. Обе стороны стали готовиться к войне. Первый удар нанес Али, разгромив группу хариджитов, но последовавшая за этим кровавая резня оттолкнула от него многих верных приверженцев. Умелое правление и тонкая дипломатия Муавии завоевывали ему провинцию за провинцией, пока Али с самыми близкими сторонниками не оказался изолированным в своей столице Куфе. На 40 году хиджры (661), во время молитвы в мечети Али был смертельно ранен хариджитом и через два дня скончался. Али был глубоко религиозным человеком и поддерживал социальные и экономические реформы. Шииты (сторонники Али) считали, что он должен был с самого начала стать преемником пророка. Очень скоро после смерти его и его потомков стали почитать почти как пророков; наиболее рьяные из его сторонников даже утверждали, что Али и его потомки являются эманацией божества.

мусульмане: первые халифы

К стать е МУСУЛЬМАНЕ Омар (правил в 634-644) и нововведения в управлении. Халифа т Абу Бакра продлился всего два года, но в этот период завоевания шли полным ходом . Верный памяти пророка, он стремился доказать , что по праву носит титул "преемник посланника Бога". В качестве собственного преемника он назначил с согласия общины одного из первых обращенных в ислам мекканцев - энергичного Омара Ибн аль-Хаттаба, которому был обязан своим избрание м и который являлся его ближайшим советником. Омар прибавил к своим титулам новый - "повелитель верующих". Завоевания привели к необходимости перестроить систему гос удар ственного управления. При Омаре побежденные евреи и христиане принуждались к выплате дани, но могли сохранять свои обычаи и религию, а также свое имущество в тех районах, где подчинение носило мирный характер . По-видимому, Египет платил больший объем дани, чем другие области. Религиозная терпимость со стороны араб ов особенно устраивала евреев , а также несториан и монофизитов, которые подвергались дискриминации со стороны православной церкви и императорского двора в Византии. Такая терпимость гарантировалась исламом всем "людям Писания", т.е. монотеистам, имевшим Священное Писание , при условии, что они выплачивают дань . Терпимость была позже распространена на зороастрийцев в Персии, что существенным образ ом облегчило завоевание этой страны. Арабы-христиане Южной Аравии и евреи оазиса Хайбар в Центральной Аравии были изгнаны с полуострова, получив в компенсацию земли на завоеванных территориях. Ни один мусульман ин не мог быть обращен в рабство . Население Аравийского полуострова образовало гарнизоны на вновь завоеванных землях, где жило в относительной изоляции от остальных жителей, имея свою веру, язык и профессию. Покоренные народы, если они не принимали ислам, не имели права нести военную службу, от них требовалось платить налоги и поддерживать мир на своих территориях. Завоеватели оставили в неприкосновенности систему бюрократического управления, налоговый аппарат и местные законы; византийские и персидские монеты оставались в обращении. Как правило , мусульманские войска дислоцировались в военных лагерях вблизи пустынь : в Куфе и Басре в Ираке, Фустате в Египте, Кайруане в Тунисе; исключение составляла Сирия, где арабские войска были расквартированы в городах. Все перечисленные лагеря со временем превратились в новые мусульманские города - важные центры исламской цивилизации. Во главе каждой провинции стоял эмир , командовавший войсками, возглавлявший молитву и имевший широкие властные полномочия. Одним из наи более значительных мероприятий Омара была перепись арабов-мусульман, которую провели по племена м, и все члены общины, включая женщин и детей, были внесены в списки для получения содержания. Каждый мусульманин получал содержание в зависимости от длительности и характера его службы на благо ислама, от вдов и сподвижник ов пророка до младенцев самого незначительного арабского племени . Омар даже настоял на том, чтобы в племена принимались мусульмане-неарабы (в большинстве своем обращенные в ислам бывшие рабы), которых должны были брать в армию, если они годились для военной службы. Некоторые из командиров арабского войска были нечисты на руку, и Омар жестоко расправлялся с теми , кто был в этом уличен. Сам он, как и его предшественники, вел очень простой образ жизни. Его прямота , обязательность , аскетичность стали образцом для мусульман. До сих пор в мусульманском предании бытуют истории о том, как он, абсолютный властитель великой империи, носил рваную одежду, ел грубую пищу, ходил по улицам Медины с кнутом и творил на месте справедливый суд. Осман (правил в 644-656). Омара убил перс-невольник. Как повествует традиция , умирая, Омар назначил шестерых наиболее способных из сподвижников Мухаммеда, чтобы они выбрали преемника. Они же были и основными претендентами на пост Халифа. Что произошло дальше , не совсем ясно . Наиболее популярны были две кандидатуры - Али, зять пророка, и Осман Ибн Аффан, представитель старой курейшитской аристократии. Очевидно, остальные четверо решили голосовать за Османа, по тому что он был более слабым политиком и потому казался им более покладистым претендентом. Сторонники Али ( шииты ) с горечью называли это собрание "заговором", целью которого было отнять власть у семьи пророка. Хотя Осман был человеком благочестивым и относился к числу первых обращенных, его семья , мекканский аристократический клан Омейядов, долгое время возглавляла движение со против ления Мухаммеду и приняла ислам только тогда , когда дальнейшее сопротивление стало быссмысленным. С самого начала своего халифат а, который продолжался с 644 по 656, Осман находился под большим влиянием семьи. Он назначал родственник ов военачальниками, закрывал глаза на коррупцию и бесчинства. Когда один незнатный, но всеми уважаемый сподвижник Мухаммеда возмутился пьянством, распутством и расточительностью назначенных им военачальников, Осман повелел изгнать его в пустыню. Важным мероприятием его эпохи стала кодификация текст а Корана , существовавшего в то время в нескольких версиях. В итоге был создан критически выверенный священный текст, существующий и поныне. Осман жил намного роскошнее своих предшественников и к тому же разрешал членам своей семьи и наиболее видным сподвижникам Мухаммеда покупать большие поместья в завоеванных странах. Недовольство новым халифом бурлило в лагерях, где стояли арабские войска, в Медине то и дело составлялись заговоры. Многие племена считали, что все доходы должны делиться поровну между членами общины; известно было, что так же думает и Али. На одиннадцатом году правления Османа против него выступили войска, расквартированные в Куфе, и сместили назначенного им губернатора. Оп позиция ширилась. Когда в 656 повстанцы осадили дворец Османа в Медине, число его сторонников начало катастрофически таять . Несмотря на осаду, он отказывался уйти "с должности, данной ему Богом". В конце концов группа его противников во главе с сыном Абу Бакра прорвалась в дом и изрубила 82-летнего халифа, который вышел им навстречу с Кораном в руках. Али (правил в 656-661). Восставшие поспешили провозгласить Али халифом. Потрясенный убийством Османа, Али неохотно дал себя уговорить двум членам собрания преемников Омара, голосовавшим за Османа, - Тальхе Ибн Убайдалле и Зубейру Ибн аль-Авваму, которые позже перешли в оппозицию к Осману, а теперь убедили Али в интересах общины дать свое согласие занять пост халифа. Тальха и Зубейр скоро остыли к Али и стали обвинять его в том, что он причастен к убийству Османа и что его избрание незаконно . Вместе с Айшой, дочерью Абу Бакра и любимой женой пророка, они бежали в Басру, где стали собирать войско против Али. Али поспешил в Куфу, чтобы не дать этому важному центру попасть в руки мятежников; в после дствии он сделал Куфу своей столицей, признав таким образом, что база политической власти вместе с армией переместилась из столицы в провинцию. Хотя его сторонники сумели разгромить войска Тальхи и 3убейра, а их самих убить в "битве верблюда", трудности для Али только начинались. Он опирался главным образом на склонные к восстаниям племенные группировки, лишившись поддержки жителей Мекки и Медины, когда "принял халифат из рук убийц". Как и следовало ожидать , на политической сцене халифата появился мститель за убитого халифа, командующий арабскими войсками в Сирии Муавия, близкий родственник Османа. Сирийская армия была предана Муавии, на его сторону перешли многие из мекканских лидеров и героев завоеваний, к тому же у него была сильная позиция с этической точки зрения. Муавия был также талантливым полководцем и дипломатом. Сначала он поставил Али в сложное положение , когда тот вынужден был согласиться на третейский суд для разбора разногласий. Этим он настроил против себя благочестивых мусульман в собственной армии. Они стали покидать его, утверждая, что, согласившись на посредничество с Муавией, он нарушил слово Божье, Коран, в котором говорится: "И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха" (49:9). Так возникли хариджиты (от араб. "хаваридж" - "вышедшие "), образовавшие особую секту. Третейский суд объявил Али низложенным, что было подстроено сторонниками Муавии, которого и "избрали" халифом. Обе стороны стали готовиться к войне. Первый удар нанес Али, разгромив группу хариджитов, но последовавшая за этим кровавая резня оттолкнула от него многих верных приверженцев. Умелое правление и тонкая дипломатия Муавии завоевывали ему провинцию за провинцией, пока Али с самыми близкими сторонниками не оказался изолированным в своей столице Куфе. На 40 году хиджры (661), во время молитвы в мечети Али был смертельно ранен хариджитом и через два дня скончался. Али был глубоко религиозным человеком и поддерживал социальные и экономические реформы . Шииты (сторонники Али) считали, что он должен был с самого начала стать преемником пророка. Очень скоро после смерти его и его потомков стали почитать почти как пророков; наиболее рьяные из его сторонников даже утверждали, что Али и его потомки являются эманацией божества.

Однокоренные и похожие слова:

зурна мусульман мусульман м. устар. мусульмане мусульмане: аббасидская империя мусульмане: аббасидская империя - а. религия при аббасидах мусульмане: аббасидская империя - б. эллинистические влияния мусульмане: аббасидская империя - в. восстановление власти аббасидов мусульмане: возникновение ислама мусульмане: династия омейядов мусульмане: династия омейядов - а. муавия мусульмане: династия омейядов - б. язид мусульмане: династия омейядов - в. убийство хусейна мусульмане: династия омейядов - г. экспансия при омейядах мусульмане: династия омейядов - д. завоевания в средней азии мусульмане: династия омейядов - е. проникновение в индию мусульмане: династия омейядов - ж. экспансия в европе мусульмане: династия омейядов - з. аббасидское движение мусульмане: ислам после монгольского нашествия мусульмане: ислам после монгольского нашествия - а. обращение монголов в ислам мусульмане: ислам после монгольского нашествия - б. бейбарс мусульмане: ислам после монгольского нашествия - в. религиозная нетерпимость мусульмане: ислам после монгольского нашествия - г. тамерлан умер в 1405 мусульмане: ислам после монгольского нашествия - д. османское господство мусульмане: ислам после монгольского нашествия - е. османская экспансия 16 в мусульмане: ислам после монгольского нашествия - ж. иран: сефевиды и каджары мусульмане: ислам после монгольского нашествия - з. шах исмаил мусульмане: ислам после монгольского нашествия - и. государства в магрибе мусульмане: ислам после монгольского нашествия - й. ислам в индии мусульмане: ислам после монгольского нашествия - к. династия моголов мусульмане: ислам после монгольского нашествия - л. ислам в юго-восточной азии мусульмане: ислам после монгольского нашествия - м. ислам в африке мусульмане: исламский мир в xi-xviii вв. мусульмане: исламский мир в xi-xviii вв. - а. политические события мусульмане: исламский мир в xi-xviii вв. - б. падение саманидов мусульманин м. мусульманка ж.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари