Что такое мусульмане: мусульманский мир в 10 в.? Значение мусульмане: мусульманский мир в 10 в. в энциклопедии Кольера

мусульмане: мусульманский мир в 10 в. - К статье МУСУЛЬМАНЕ

Население империи серьезно пострадало в период бессилия халифов. Возрождение их власти, связанное с новыми тяжкими налогами, никак не могло способствовать повышению уровня жизни населения. Двор превратился в арену сведения счетов и закулисных интриг, в которых погрязли халифские чиновники (катибы). При халифе аль-Муктадире (правил в 908-932) Аббасиды так и не установили справедливого правления и не следовали истинным предписаниям. Их несостоятельность в это время уже была очевидной. Поскольку они считали себя суннитами, оппозиционно настроенное население все чаще обращалось к шиизму. Повсюду говорили о махди, боговдохновенном имаме, происходившем по прямой линии от Али и Фатимы, который явится, чтобы "наполнить землю справедливостью и равенством так же, как сейчас она наполнена несправедливостью и угнетением".

Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифат (909-1171). Исмаилиты-семеричники, сторонники одной из ветвей шиизма, чьи имамы прослеживают свое происхождение от Али и Фатимы через имама Исмаила, не признанного другими шиитскими движениями, развернули активную деятельность в Северной Африке.

В марте 909 тайный агент исмаилитов Абу Абдаллах аш-Шии, имевший связи с берберами из племени кутама, поднял мятеж в Ифрикийе (совр. Тунис). Племя захватило Кайруан, прогнало последнего аглабидского эмира и посадило на трон имама Убайдаллаха Махди, провозгласив его истинным халифом и долгожданным избавителем. Из построенной в 920 столицы - Махдии в Тунисе - исмаилитские войска совершали походы на восток и в 969 после нескольких неудачных попыток овладели Египтом. Построив новую столицу, Каир, исмаилиты, или, как они себя называли, Фатимиды, правили там до 1171.

Во второй половине 10 в. и первой половине 11 в. Фатимиды занимали ведущее положение в общине. Их тайная пропаганда пользовалась успехом, особенно среди ремесленников больших городов. Их идеи опирались на новую интерпретацию ислама, вобравшую достижения поздней эллинистической науки и метафизики. Фатимидские халифы требовали для себя еще больших почестей, чем Аббасиды, и считались их последователями, боговдохновенными и непогрешимыми. Один из них, аль-Хаким би-Амри-ллах (правил в 996-1021), даже объявил себя воплощением Божества, и ему по сей день поклоняются друзы в Ливане и Сирии, превратившиеся в этноконфессиональную мусульманскую секту.

Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945-1055). Стремление Фатимидов к продвижению на восток столкнуло их не с суннитами, а с другими шиитскими правителями. В 945 Буиды из традиционно шиитской горной провинции Дейлем, расположенной недалеко от побережья Каспийского моря, захватили большую часть Ирана и Ирака. Они вынудили Аббасидов пожаловать им титул "повелителя повелителей" (амир аль-умара). Буиды вспомнили также о сасанидском титуле шахиншаха, царя царей. Возможно, они принадлежали к главенствующему в шиизме направлению имамитов (двенадцатеричников), считавших, что двенадцатый и последний имам, таинственно скрывшийся в 9 в., и будет долгожданным махди. Буидам было выгодно поддерживать положение, при котором они могли противопоставить претензиям Фатимидов на халифат возможность держать в своих руках аббасидского халифа и, пока он пребывал в состоянии "почетного плена", удерживать власть в пределах своей семьи.

В Северной Сирии арабские племена, обратившиеся к шиизму, за время упадка правления Аббасидов укрепили свои позиции. Древний город Алеппо и район Мосула (в Северном Ираке) находились в руках арабской семьи Хамдани.

Саманиды (875-999). Единственной крупной суннитской династией в империи были Саманиды, правившие в восточных областях Ирана и в Центральной Азии. Сменившие Тахиридов Саманиды происходили из знатного иранского рода. Они сохраняли верность Аббасидам и покровительствовали возрождению иранской культуры на подвластных им землях. Со времен завоевания в Иране была принята арабская письменность; при Саманидах древний язык региона стал языком литературы, хотя при этом использовался арабский алфавит. Пробудился живой интерес к персидскому фольклору и старине. Наступил период расцвета искусства в разных его формах, и по торговым путям суннитский ислам, главным образом благодаря мистикам (суфиям), распространялся среди народов Средней Азии. В Мавераннахре при Саманидах родился великий философ и врач Ибн Сина (Авиценна) (980-1037), перебравшийся затем в Иран.

Омейядский халифат в Испании. Ободренные примером Фатимидов, омейядские правители в Испании в 929 также решили провозгласить себя халифами. От осуществления этой древней мечты их ранее удерживали улемы, ученые-богословы. С самого начала мусульманская армия в Испании осела на земле - арабы на равнине, берберы в горах, - и старые кровные обиды и племенные раздоры не утихали. Это порождало постоянную нестабильность, которая давала о себе знать в периоды напряженности, но под умелым правлением испанских Омейядов трудолюбие и сельскохозяйственные навыки населения привели к процветанию страны. Множество христиан в это время перешли в ислам, а этносы завоевателей и местного населения все более сближались благодаря смешанным бракам и тесным культурным контактам.

При эмире Абд ар-Рахмане II (правил в 822-852) всегда бывшая суннитским оплотом Испания стала родиной блестящей исламской цивилизации, уходившей корнями на Восток, но при этом самобытной. Эта культура передавалась также испанцам-католикам, жившим на исламской территории, - мосарабам (араб. "мустариба" - "арабизированные"), которых их епископы осуждали за то, что они больше интересуются арабским языком, чем латынью.

В период халифата Марокко и Западное Средиземноморье находились под контролем Омейядов. Столица испанских Омейядов, Кордова, затмевала Европу и соперничала в роскоши с Константинополем и Багдадом.

Омейядский халифат в Испании просуществовал до 1031 и распался под воздействием внутренних причин, но его высокая цивилизация сохранилась, и не только в россыпи мелких эмиратов, образовавшихся в Испании, но также в Марокко.

Когда в Европе пробудился интерес к эллинистической науке и философии, он был во многом удовлетворен за счет изучения наследия испанского ислама, а также научных традиций сицилийских мусульман.

мусульмане: мусульманский мир в 10 в.

К статье МУСУЛЬМАНЕ Население империи серьезно пострадало в период бессилия халифов. Возрождение их власти, связанное с новыми тяжкими налогами, никак не могло способствовать повышению уровня жизни населения. Двор превратился в арену сведения счет ов и закулисных интриг, в которых погрязли халифские чиновники (катибы). При халифе аль-Муктадире (правил в 908-932) Аббасиды так и не установили справедливого правления и не следовали истинным предписаниям. Их несостоятельность в это время уже была очевидной. Поскольку они считали себя суннитами, оппозиционно настроенное население все чаще обращалось к шиизму. Повсюду говорили о махди , боговдохновенном имам е, происходившем по прямой линии от Али и Фатимы, который явится, чтобы "наполнить землю справедливостью и равенством так же, как сейчас она наполнена несправедливостью и угнетением". Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифа т (909-1171). Исмаилиты-семеричники, сторонники одной из ветвей шиизма, чьи имамы прослеживают свое происхождение от Али и Фатимы через имама Исмаила, не признанного другими шиитскими движениями, развернули активную деятельность в Северной Африке. В марте 909 тайный агент исмаилитов Абу Абдаллах аш-Шии, имевший связи с берберами из племени кутама, поднял мятеж в Ифрикийе (совр. Тунис). Племя захватило Кайруан, прогнало после днего аглабидского эмира и посадило на трон имама Убайдаллаха Махди, провозгласив его истинным халифом и долгожданным избавителем. Из построенной в 920 столицы - Махдии в Тунисе - исмаилитские войска совершали походы на восток и в 969 после нескольких неудачных попыток овладели Египтом. Построив новую столицу, Каир , исмаилиты , или, как они себя называли, Фатимиды, правили там до 1171. Во второй половине 10 в. и первой половине 11 в. Фатимиды занимали ведущее положение в общине. Их тайная пропаганда пользовалась успехом, особенно среди ремесленников больших город ов. Их идеи опирались на новую интерпретацию ислам а, вобравшую достижения поздней эллинистической науки и метафизики. Фатимидские халифы требовали для себя еще больших почестей, чем Аббасиды, и считались их последователями, боговдохновенными и непогрешимыми. Один из них, аль-Хаким би-Амри-ллах (правил в 996-1021), даже объявил себя воплощением Божества, и ему по сей день поклоняются друзы в Ливане и Сирии, превратившиеся в этноконфессиональную мусульманскую секту. Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945-1055). Стремление Фатимидов к продвижению на восток столкнуло их не с суннитами, а с другими шиитскими правителями. В 945 Буиды из традиционно шиитской горной провинции Дейлем, расположенной недалеко от побережья Каспийского моря, захватили большую часть Ирана и Ирака. Они вынудили Аббасидов пожаловать им титул "повелителя повелителей" (амир аль-умара). Буиды вспомнили также о сасанидском титуле шахиншаха, царя царей. Возможно, они принадлежали к главенствующему в шиизме направлению имамитов (двенадцатеричников), считавших, что двенадцатый и последний имам, таинственно скрывшийся в 9 в., и будет долгожданным махди. Буидам было выгодно поддерживать положение, при котором они могли противопоставить претензиям Фатимидов на халифат возможно сть держать в своих руках аббасидского халифа и, пока он пребывал в состоянии "почетного плена", удерживать власть в пределах своей семьи. В Северной Сирии араб ские племена , обратившиеся к шиизму, за время упадка правления Аббасидов укрепили свои позиции . Древний город Алеппо и район Мосула (в Северном Ираке) находились в руках арабской семьи Хамдани. Саманиды (875-999). Единственной крупной суннитской династией в империи были Саманиды, правившие в восточных областях Ирана и в Центральной Азии. Сменившие Тахиридов Саманиды происходили из знатного иранского рода . Они сохраняли верность Аббасидам и покровительствовали возрождению иранской культуры на подвластных им землях. Со времен завоевания в Иране была принята арабская письменность ; при Саманидах древний язык региона стал языком литературы, хотя при этом использовался арабский алфавит . Пробудился живой интерес к персидскому фольклору и старине. Наступил период расцвета искусства в разных его формах, и по торговым путям суннитский ислам, главным образом благодаря мистикам (суфиям), распространялся среди народов Средней Азии. В Мавераннахре при Саманидах родился великий философ и врач Ибн Сина ( Авиценна ) (980-1037), перебравшийся затем в Иран. Омейядский халифат в Испании. Ободренные примером Фатимидов, омейядские правители в Испании в 929 также решили провозгласить себя халифами. От осуществления этой древней мечты их ранее удерживали улемы , ученые-богословы. С самого начала мусульманская армия в Испании осела на земле - арабы на равнине, берберы в горах, - и старые кровные обиды и племенные раздоры не утихали. Это порождало постоянную нестабильность, которая давала о себе знать в периоды напряженности, но под умелым правлением испанских Омейядов трудолюбие и сельскохозяйственные навыки населения привели к процветанию страны. Множество христиан в это время перешли в ислам, а этносы завоевателей и местного населения все более сближались благодаря смешанным бракам и тесным культурным контактам. При эмире Абд ар-Рахмане II (правил в 822-852) всегда бывшая суннитским оплотом Испания стала родиной блестящей исламской цивилизации, уходившей корнями на Восток , но при этом самобытной. Эта культура передавалась также испанцам-католикам, жившим на исламской территории, - мосарабам (араб. "мустариба" - "арабизированные"), которых их епископы осуждали за то, что они больше интересуются арабским языком, чем латынью. В период халифата Марокко и Западное Среди земноморье находились под контролем Омейядов. Столица испанских Омейядов, Кордова , затмевала Европу и соперничала в роскоши с Константинополем и Багдадом. Омейядский халифат в Испании просуществовал до 1031 и распался под воздействием внутренних причин, но его высокая цивилизация сохранилась, и не только в россыпи мелких эмиратов, образовавшихся в Испании, но также в Марокко. Когда в Европе пробудился интерес к эллинистической науке и философии, он был во многом удовлетворен за счет изучения наследия испанского ислама, а также научных традиций сицилийских мусульман.

Однокоренные и похожие слова:

зурна мусульман мусульман м. устар. мусульмане мусульмане: аббасидская империя мусульмане: аббасидская империя - а. религия при аббасидах мусульмане: аббасидская империя - б. эллинистические влияния мусульмане: аббасидская империя - в. восстановление власти аббасидов мусульмане: возникновение ислама мусульмане: династия омейядов мусульмане: династия омейядов - а. муавия мусульмане: династия омейядов - б. язид мусульмане: династия омейядов - в. убийство хусейна мусульмане: династия омейядов - г. экспансия при омейядах мусульмане: династия омейядов - д. завоевания в средней азии мусульмане: династия омейядов - е. проникновение в индию мусульмане: династия омейядов - ж. экспансия в европе мусульмане: династия омейядов - з. аббасидское движение мусульмане: ислам после монгольского нашествия мусульмане: ислам после монгольского нашествия - а. обращение монголов в ислам мусульмане: ислам после монгольского нашествия - б. бейбарс мусульмане: ислам после монгольского нашествия - в. религиозная нетерпимость мусульмане: ислам после монгольского нашествия - г. тамерлан умер в 1405 мусульмане: ислам после монгольского нашествия - д. османское господство мусульмане: ислам после монгольского нашествия - е. османская экспансия 16 в мусульмане: ислам после монгольского нашествия - ж. иран: сефевиды и каджары мусульмане: ислам после монгольского нашествия - з. шах исмаил мусульмане: ислам после монгольского нашествия - и. государства в магрибе мусульмане: ислам после монгольского нашествия - й. ислам в индии мусульмане: ислам после монгольского нашествия - к. династия моголов мусульмане: ислам после монгольского нашествия - л. ислам в юго-восточной азии мусульмане: ислам после монгольского нашествия - м. ислам в африке мусульмане: исламский мир в xi-xviii вв. мусульмане: исламский мир в xi-xviii вв. - а. политические события мусульмане: исламский мир в xi-xviii вв. - б. падение саманидов мусульманин м. мусульманка ж.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари