К статье МУСУЛЬМАНЕ Население империи серьезно пострадало в период бессилия халифов. Возрождение их власти, связанное с новыми тяжкими налогами, никак не могло способствовать повышению уровня жизни населения. Двор превратился в арену сведения счет ов и закулисных интриг, в которых погрязли халифские чиновники (катибы). При халифе аль-Муктадире (правил в 908-932) Аббасиды так и не установили справедливого правления и не следовали истинным предписаниям. Их несостоятельность в это время уже была очевидной. Поскольку они считали себя суннитами, оппозиционно настроенное население все чаще обращалось к шиизму. Повсюду говорили о махди , боговдохновенном имам е, происходившем по прямой линии от Али и Фатимы, который явится, чтобы "наполнить землю справедливостью и равенством так же, как сейчас она наполнена несправедливостью и угнетением". Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифа т (909-1171). Исмаилиты-семеричники, сторонники одной из ветвей шиизма, чьи имамы прослеживают свое происхождение от Али и Фатимы через имама Исмаила, не признанного другими шиитскими движениями, развернули активную деятельность в Северной Африке. В марте 909 тайный агент исмаилитов Абу Абдаллах аш-Шии, имевший связи с берберами из племени кутама, поднял мятеж в Ифрикийе (совр. Тунис). Племя захватило Кайруан, прогнало после днего аглабидского эмира и посадило на трон имама Убайдаллаха Махди, провозгласив его истинным халифом и долгожданным избавителем. Из построенной в 920 столицы - Махдии в Тунисе - исмаилитские войска совершали походы на восток и в 969 после нескольких неудачных попыток овладели Египтом. Построив новую столицу, Каир , исмаилиты , или, как они себя называли, Фатимиды, правили там до 1171. Во второй половине 10 в. и первой половине 11 в. Фатимиды занимали ведущее положение в общине. Их тайная пропаганда пользовалась успехом, особенно среди ремесленников больших город ов. Их идеи опирались на новую интерпретацию ислам а, вобравшую достижения поздней эллинистической науки и метафизики. Фатимидские халифы требовали для себя еще больших почестей, чем Аббасиды, и считались их последователями, боговдохновенными и непогрешимыми. Один из них, аль-Хаким би-Амри-ллах (правил в 996-1021), даже объявил себя воплощением Божества, и ему по сей день поклоняются друзы в Ливане и Сирии, превратившиеся в этноконфессиональную мусульманскую секту. Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945-1055). Стремление Фатимидов к продвижению на восток столкнуло их не с суннитами, а с другими шиитскими правителями. В 945 Буиды из традиционно шиитской горной провинции Дейлем, расположенной недалеко от побережья Каспийского моря, захватили большую часть Ирана и Ирака. Они вынудили Аббасидов пожаловать им титул "повелителя повелителей" (амир аль-умара). Буиды вспомнили также о сасанидском титуле шахиншаха, царя царей. Возможно, они принадлежали к главенствующему в шиизме направлению имамитов (двенадцатеричников), считавших, что двенадцатый и последний имам, таинственно скрывшийся в 9 в., и будет долгожданным махди. Буидам было выгодно поддерживать положение, при котором они могли противопоставить претензиям Фатимидов на халифат возможно сть держать в своих руках аббасидского халифа и, пока он пребывал в состоянии "почетного плена", удерживать власть в пределах своей семьи. В Северной Сирии араб ские племена , обратившиеся к шиизму, за время упадка правления Аббасидов укрепили свои позиции . Древний город Алеппо и район Мосула (в Северном Ираке) находились в руках арабской семьи Хамдани. Саманиды (875-999). Единственной крупной суннитской династией в империи были Саманиды, правившие в восточных областях Ирана и в Центральной Азии. Сменившие Тахиридов Саманиды происходили из знатного иранского рода . Они сохраняли верность Аббасидам и покровительствовали возрождению иранской культуры на подвластных им землях. Со времен завоевания в Иране была принята арабская письменность ; при Саманидах древний язык региона стал языком литературы, хотя при этом использовался арабский алфавит . Пробудился живой интерес к персидскому фольклору и старине. Наступил период расцвета искусства в разных его формах, и по торговым путям суннитский ислам, главным образом благодаря мистикам (суфиям), распространялся среди народов Средней Азии. В Мавераннахре при Саманидах родился великий философ и врач Ибн Сина ( Авиценна ) (980-1037), перебравшийся затем в Иран. Омейядский халифат в Испании. Ободренные примером Фатимидов, омейядские правители в Испании в 929 также решили провозгласить себя халифами. От осуществления этой древней мечты их ранее удерживали улемы , ученые-богословы. С самого начала мусульманская армия в Испании осела на земле - арабы на равнине, берберы в горах, - и старые кровные обиды и племенные раздоры не утихали. Это порождало постоянную нестабильность, которая давала о себе знать в периоды напряженности, но под умелым правлением испанских Омейядов трудолюбие и сельскохозяйственные навыки населения привели к процветанию страны. Множество христиан в это время перешли в ислам, а этносы завоевателей и местного населения все более сближались благодаря смешанным бракам и тесным культурным контактам. При эмире Абд ар-Рахмане II (правил в 822-852) всегда бывшая суннитским оплотом Испания стала родиной блестящей исламской цивилизации, уходившей корнями на Восток , но при этом самобытной. Эта культура передавалась также испанцам-католикам, жившим на исламской территории, - мосарабам (араб. "мустариба" - "арабизированные"), которых их епископы осуждали за то, что они больше интересуются арабским языком, чем латынью. В период халифата Марокко и Западное Среди земноморье находились под контролем Омейядов. Столица испанских Омейядов, Кордова , затмевала Европу и соперничала в роскоши с Константинополем и Багдадом. Омейядский халифат в Испании просуществовал до 1031 и распался под воздействием внутренних причин, но его высокая цивилизация сохранилась, и не только в россыпи мелких эмиратов, образовавшихся в Испании, но также в Марокко. Когда в Европе пробудился интерес к эллинистической науке и философии, он был во многом удовлетворен за счет изучения наследия испанского ислама, а также научных традиций сицилийских мусульман.
Что такое мусульмане: мусульманский мир в 10 в.? Значение мусульмане: мусульманский мир в 10 в. в энциклопедии Кольера
мусульмане: мусульманский мир в 10 в. - К статье МУСУЛЬМАНЕ
Население империи серьезно пострадало в период бессилия халифов. Возрождение их власти, связанное с новыми тяжкими налогами, никак не могло способствовать повышению уровня жизни населения. Двор превратился в арену сведения счетов и закулисных интриг, в которых погрязли халифские чиновники (катибы). При халифе аль-Муктадире (правил в 908-932) Аббасиды так и не установили справедливого правления и не следовали истинным предписаниям. Их несостоятельность в это время уже была очевидной. Поскольку они считали себя суннитами, оппозиционно настроенное население все чаще обращалось к шиизму. Повсюду говорили о махди, боговдохновенном имаме, происходившем по прямой линии от Али и Фатимы, который явится, чтобы "наполнить землю справедливостью и равенством так же, как сейчас она наполнена несправедливостью и угнетением".
Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифат (909-1171). Исмаилиты-семеричники, сторонники одной из ветвей шиизма, чьи имамы прослеживают свое происхождение от Али и Фатимы через имама Исмаила, не признанного другими шиитскими движениями, развернули активную деятельность в Северной Африке.
В марте 909 тайный агент исмаилитов Абу Абдаллах аш-Шии, имевший связи с берберами из племени кутама, поднял мятеж в Ифрикийе (совр. Тунис). Племя захватило Кайруан, прогнало последнего аглабидского эмира и посадило на трон имама Убайдаллаха Махди, провозгласив его истинным халифом и долгожданным избавителем. Из построенной в 920 столицы - Махдии в Тунисе - исмаилитские войска совершали походы на восток и в 969 после нескольких неудачных попыток овладели Египтом. Построив новую столицу, Каир, исмаилиты, или, как они себя называли, Фатимиды, правили там до 1171.
Во второй половине 10 в. и первой половине 11 в. Фатимиды занимали ведущее положение в общине. Их тайная пропаганда пользовалась успехом, особенно среди ремесленников больших городов. Их идеи опирались на новую интерпретацию ислама, вобравшую достижения поздней эллинистической науки и метафизики. Фатимидские халифы требовали для себя еще больших почестей, чем Аббасиды, и считались их последователями, боговдохновенными и непогрешимыми. Один из них, аль-Хаким би-Амри-ллах (правил в 996-1021), даже объявил себя воплощением Божества, и ему по сей день поклоняются друзы в Ливане и Сирии, превратившиеся в этноконфессиональную мусульманскую секту.
Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945-1055). Стремление Фатимидов к продвижению на восток столкнуло их не с суннитами, а с другими шиитскими правителями. В 945 Буиды из традиционно шиитской горной провинции Дейлем, расположенной недалеко от побережья Каспийского моря, захватили большую часть Ирана и Ирака. Они вынудили Аббасидов пожаловать им титул "повелителя повелителей" (амир аль-умара). Буиды вспомнили также о сасанидском титуле шахиншаха, царя царей. Возможно, они принадлежали к главенствующему в шиизме направлению имамитов (двенадцатеричников), считавших, что двенадцатый и последний имам, таинственно скрывшийся в 9 в., и будет долгожданным махди. Буидам было выгодно поддерживать положение, при котором они могли противопоставить претензиям Фатимидов на халифат возможность держать в своих руках аббасидского халифа и, пока он пребывал в состоянии "почетного плена", удерживать власть в пределах своей семьи.
В Северной Сирии арабские племена, обратившиеся к шиизму, за время упадка правления Аббасидов укрепили свои позиции. Древний город Алеппо и район Мосула (в Северном Ираке) находились в руках арабской семьи Хамдани.
Саманиды (875-999). Единственной крупной суннитской династией в империи были Саманиды, правившие в восточных областях Ирана и в Центральной Азии. Сменившие Тахиридов Саманиды происходили из знатного иранского рода. Они сохраняли верность Аббасидам и покровительствовали возрождению иранской культуры на подвластных им землях. Со времен завоевания в Иране была принята арабская письменность; при Саманидах древний язык региона стал языком литературы, хотя при этом использовался арабский алфавит. Пробудился живой интерес к персидскому фольклору и старине. Наступил период расцвета искусства в разных его формах, и по торговым путям суннитский ислам, главным образом благодаря мистикам (суфиям), распространялся среди народов Средней Азии. В Мавераннахре при Саманидах родился великий философ и врач Ибн Сина (Авиценна) (980-1037), перебравшийся затем в Иран.
Омейядский халифат в Испании. Ободренные примером Фатимидов, омейядские правители в Испании в 929 также решили провозгласить себя халифами. От осуществления этой древней мечты их ранее удерживали улемы, ученые-богословы. С самого начала мусульманская армия в Испании осела на земле - арабы на равнине, берберы в горах, - и старые кровные обиды и племенные раздоры не утихали. Это порождало постоянную нестабильность, которая давала о себе знать в периоды напряженности, но под умелым правлением испанских Омейядов трудолюбие и сельскохозяйственные навыки населения привели к процветанию страны. Множество христиан в это время перешли в ислам, а этносы завоевателей и местного населения все более сближались благодаря смешанным бракам и тесным культурным контактам.
При эмире Абд ар-Рахмане II (правил в 822-852) всегда бывшая суннитским оплотом Испания стала родиной блестящей исламской цивилизации, уходившей корнями на Восток, но при этом самобытной. Эта культура передавалась также испанцам-католикам, жившим на исламской территории, - мосарабам (араб. "мустариба" - "арабизированные"), которых их епископы осуждали за то, что они больше интересуются арабским языком, чем латынью.
В период халифата Марокко и Западное Средиземноморье находились под контролем Омейядов. Столица испанских Омейядов, Кордова, затмевала Европу и соперничала в роскоши с Константинополем и Багдадом.
Омейядский халифат в Испании просуществовал до 1031 и распался под воздействием внутренних причин, но его высокая цивилизация сохранилась, и не только в россыпи мелких эмиратов, образовавшихся в Испании, но также в Марокко.
Когда в Европе пробудился интерес к эллинистической науке и философии, он был во многом удовлетворен за счет изучения наследия испанского ислама, а также научных традиций сицилийских мусульман.
Соседние слова
Что такое мусульмане: исламский мир в xi-xviii вв. - г. духовное развитиеЧто значит мусульмане: исламский мир в xi-xviii вв. - д. альмохады
Что означает мусульмане: исламский мир и современность
Значение мусульмане: монгольские нашествия
↑ мусульмане: мусульманский мир в 10 в. ↓
Что такое мусульмане: первые завоевания
Что значит мусульмане: первые халифы
Что означает муфтовые соединения
Значение муфтовые соединения: гидродинамическая муфта
Однокоренные и похожие слова:
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- мьянма: история - К статье МЬЯНМА Историческое ядро Мьянмы и родина собственно ...
- мьянма - Союз Мьянма (бывшая Бирма), государство в ЮгоВосточной Азии. ...
- мышь домовая - (Mus musculus). Хотя мышами называют многих мелких "мышевидных" ...
- мышцы - органы тела животных и человека, за счет сокращения ...
- мыло - чистящее вещество, моющее средство. Мыло увлажняет и обволакивает ...
- муэдзин - (от араб. "му'аззин" "объявляющий"), мусульманский глашатай, который ...
- муций сцевола, гай - (Gaius Mucius Scaevola), легендарный римский герой, пытавшийся убить ...
- мусульмане: ислам после монгольского нашествия - к. династия моголов - (15261857) К статье МУСУЛЬМАНЕ: ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ В 1526 ...
- мусульмане: ислам после монгольского нашествия - и. государства в магрибе - К статье МУСУЛЬМАНЕ: ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ Берберские династии ...
- мусульмане: ислам после монгольского нашествия - ж. иран: сефевиды и каджары - К статье МУСУЛЬМАНЕ: ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ Уничтожение традиций ...
- мусульмане: ислам после монгольского нашествия - д. османское господство - К статье МУСУЛЬМАНЕ: ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ С новой ...
- мусульмане: ислам после монгольского нашествия - в. религиозная нетерпимость - К статье МУСУЛЬМАНЕ: ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ В этот ...
- мусульмане: ислам после монгольского нашествия - а. обращение монголов в ислам - К статье МУСУЛЬМАНЕ: ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ Первые монгольские ...
- мусульмане: династия омейядов - з. аббасидское движение - К статье МУСУЛЬМАНЕ: ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ Вооруженное восстание, которое положило ...
- головной мозг человека: нейрохимия мозга - К статье ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА К числу самых важных ...