Что такое Молитвы? Значение слова Молитвы в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Молитвы -

Молитвы - составляют неизменную принадлежность всякого религиозногокульта. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всехвыдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к нимгрозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетаниe, испрошение урожая и т.п.) установлены были особые формулы М., которые при общественныхбогослужениях произносились жрецами или магистратами. М. вообщеприписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурнымпредзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие М.; кней приступали, умыв предварительно руки. Во время М. древние воздевалируки к небу. Греки молились с непокрытой головой, римлянеИудеи) - спокрытой. Ср. Lasaulx, Ueber die Gebete der Griechen und Romer" (Вюрцб.,1842). Индусы считают свои М. по шарикам или кораллам, в чем усматриваютпрототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическоеотношение к М. достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, укоторых существуют молитвенные машины или мельницы, впервые появившиесяв Индии около 400 г. по Р. Хр. Это - деревянные цилиндры, достигающиеиногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси рукамиили ветренными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокругцилиндра; много раз повторяется М. ламаитов: ом-ма-ни и т. д. Одномуобороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как ипроизнесению этой М. столько раз, сколько раз она отпечатана нацилиндре. У мусульман М. считается делом особенно благочестивым;Мохаммед сам установил все омовения, коленопреклонения и др. обряды,сопровождающие М. Мусульмане читают М. главным образом, про себя: всостав общественного богослужения они почти не входят. М. носят у нихболее характеры славословий и благодарений, чем прошений. Во время М.мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается М. у суннитов пять раз,а у пиитов - три раза в сутки. В Ветхом Завете встречаются частыеуказания на факта совершены М. (напр. Исаак молился о Ревекке), ноточные формулы М. установлены в нем лишь на случай представлениядесятины (Второзак., XXVI, 13 - 15). Лишь в эпоху после первого изгнанияМ. подверглись тщательной регламентации; еще до пришествия Христаустановлены были часы для совершения М.: третий (наш девятый пополуночи), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня.Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытойголовой, в филактериях предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних(т. е. имеющих право надевать филактерии), которое называется миньон. М.читаются исключительно на древнееврейском языке; в числе их, помимопсалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своейпространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. ИисусХристос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие ималосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5 - 8), преподав вместе с темсовершеннейшую из всех М. христианских. Об этой молитве Господней см.Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии - это молитва.Мытаря ("Боже, милостив буди мне грешному"; Еванг. от Луки, XVIII, 13),переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примеромСвоим, так и в поучениях Своих, Спаситель постоянно указывал наспасительное значение М.: "бдите, молитеся, не весте бо, когда времябудет" (Ев. от Марка, XIII, 33); "бдите на всяко время молящеся" (Ев. отЛуки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковьпостепенно выработала единообразные правила, определяющие порядоксовершения М. как в общественном богослужении, так и в домашнеммолитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25),только кающимся это было запрещено; от иудейского же культа заимствованобыло и коленопреклонение. Уже в апостольские времена христиане сталиосенять себя при М. крестным знамением (XVI, 648). В древней церквисуществовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражаниеМоисею, молившемуся при сражении между иудеями и амалскитянами своздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник вовремя литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьмарано утвердился греч. обычай молиться с непокрытой головой; но дляженщин установлено было противоположное правило (1 Посл. к корине. XI, 4и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М., христиане молилисьво все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день иночь на 12 равных частей, и дневные часы делили на 4 части: 1-й (наш 7-йчас по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то вхристианской церкви, сверх литургии (XVII 838), издревле установлены 8ежедненных служб: вечерня, повечерня, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9часы. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой,так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. по 8 раз вдень. С течением времени церковь, в виду заняли христиан в частной иобщественной жизни, начала совершать эти службы большей частью в тривремени дня: утром (полунощницу, утреню и последование первого часа),перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) ивечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Разли чают М.совершаемую без слов и др. внешних знаков - одним умом и сердцем (М.внутренняя, духовная, сердечная), и М., которая произносится словами исопровождается разными знаками благоговения (М. внешняя, наружная). Посодержанию своему, М. распадаются на славословия, прошения иблагодарения; есть еще М. ходатайственная за других. В отношении формы,М. распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Ср.Staudlin, "Geschichte der Vorstellungen und Lehren fon dem Gebet"(Геттиyген, 1825); Wiener, "Das Gebet" (Гота, 1885); Christ, "Die Lehrev. Gebet nach d. Ne3nen Testament" (Лейден, 1886); А. Никольский,"Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковномупотреблении" (Москва, 1884).

Молитвы

Молитвы - составляют неизменную принадлежность всяко го религиозногокульта. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всехвыдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к нимгрозило гневом богов. На отдельные случаи ( рождение , бракосочетаниe, испрошение урожая и т.п.) установлены были особые формулы М., которые при общественныхбогослужениях произносились жрецами или магистратами. М. вообщеприписывалась чудодейственная сила ; обмолвки и запинки считались дурнымпредзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие М.; кней приступали, умыв предварительно руки . Во время М. древние воздевалируки к небу. Греки молились с непокрытой головой, римляне (и Иудеи ) - спокрытой. Ср. Lasaulx, Ueber die Gebete der Griechen und Romer" (Вюрцб.,1842). Индусы считают свои М. по шарикам или кораллам, в чем усматриваютпрототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическоеотношение к М. достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, укоторых существуют молитвенные машины или мельницы, впервые появившиесяв Индии около 400 г. по Р. Хр. Это - деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси рукамиили ветренными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокругцилиндра; много раз повторяется М. ламаитов: ом-ма-ни и т. д. Одномуобороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как ипроизнесению этой М. с только раз, сколько раз она отпечатана нацилиндре. У мусульман М. считается делом особенно благочестивым;Мохаммед сам установил все омовения , коленопреклонения и др. обряды,сопровождающие М. Мусульман е читают М. главным образом, про себя : всостав общественного богослужения они почти не входят. М. носят у нихболее характер ы славословий и благодарений, чем прошений. Во время М.мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается М. у суннитов пять раз,а у пиитов - три раза в сутки . В Ветхом Завете встречаются частыеуказания на факта совершены М. (напр. Исаак молился о Ревекке), ноточные формулы М. установлены в нем лишь на случай представлениядесятины (Второзак., XXVI, 13 - 15). Лишь в эпоху после первого изгнанияМ. подверглись тщательной регламентации; еще до пришествия Христа установлены были часы для совершения М.: третий (наш девятый пополуночи ), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня.Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытойголовой, в филактериях предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних(т. е. имеющих право надевать филактерии ), которое называется миньон . М.читаются исключительно на древнееврейском языке; в числе их, помимопсалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своейпространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. ИисусХристос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие ималосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5 - 8), преподав вместе с темсовершеннейшую из всех М. христианских. Об этой молитве Господней см.Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии - это молитва.Мытаря ("Боже, милостив буди мне грешному"; Еванг. от Луки, XVIII, 13),переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примеромСвоим, так и в по учения х Своих, Спаситель по стоя нно указывал наспасительное значение М.: "бдите, молитеся, не весте бо, когда времябудет" (Ев. от Марка , XIII, 33); "бдите на всяко время молящеся" (Ев. отЛуки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила , определяющие порядоксовершения М. как в общественном богослужении, так и в домашнеммолитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25),только кающимся это было запрещено; от иудейского же культа заимствованобыло и коленопреклонение . Уже в апостольские времена христиане сталиосенять себя при М. крестным знамением (XVI, 648). В древней церквисуществовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражаниеМоисею, молившемуся при сражении между иудеями и амалскитянами своздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник вовремя литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьмарано утвердился греч . обычай молиться с непокрытой головой; но дляженщин установлено было противоположное правило (1 Посл. к корине. XI, 4и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М., христиане молилисьво все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день иночь на 12 равных частей, и дневные часы делили на 4 части: 1-й (наш 7-йчас по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то вхристианской церкви, сверх литургии (XVII 838), издревле установлены 8ежедненных служб: вечерня , повечерня, полунощница, утреня , 1, 3, 6 и 9часы. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой,так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. по 8 раз вдень. С течением времени церковь, в виду заняли христиан в частной иобщественной жизни, начала совершать эти службы большей частью в тривремени дня: утром (полунощницу, утреню и последование первого часа),перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) ивечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие ). Разли чают М.совершаемую без слов и др. внешних знаков - одним умом и сердцем (М.внутренняя, духовная , сердечная), и М., которая произносится словами исопровождается разными знаками благоговения (М. внешняя, наружная). Посодержанию своему, М. распадаются на славословия, прошения иблагодарения; есть еще М. ходатайственная за других. В отношении формы,М. распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Ср.Staudlin, "Geschichte der Vorstellungen und Lehren fon dem Gebet"(Геттиyген, 1825); Wiener, "Das Gebet" ( Гота , 1885); Christ, "Die Lehrev. Gebet nach d. Ne3nen Testament" ( Лейден , 1886); А. Никольский,"Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковномупотреблении" ( Москва , 1884).

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Монтевидео - Монтевидео (Montevideo, попортуг. Монте Вео) приморский порт ...
  • Монсиньи - Монсиньи (Pierre Alexandre Monsigny) французский оперный композитор(1729 ...
  • Монреаль - Монреаль (Montreal) гор. в пров. Квебек, самый ...
  • Монотеизм - Монотеизм (от monos единый и deos Бог) ...
  • Монолог - Монолог речь наедине, произносимая действующим лицом в ...
  • Монограмма - Монограмма (от греч. слов: monoV = один и ...
  • Монгольфьер - Монгольфьер, Монгольфьер (Mongolfier): 1) Иoсиф Мишель (1740 ...
  • Модуляция - Модуляция (лат. modulatio) перемена ладов. Модулируют, т. ...
  • Модель - Модель подобие какоголибо предмета, сделанное из дерева, ...
  • Могилы - Могилы. С какого времени человек стал заботиться ...
  • Многоножки - Многоножки (Myriapoda) класс суставчатоногих или членистоногих(Arthropoda), дышащие ...
  • Мнемосина - Мнемосина (Мnhmosunh) в греч. мифологии титанка, мать ...
  • Мичиган - Мичиган, oзepo (Michigan Lake) самое большое озеро ...
  • Михайловский - Михайловский (Николай Константинович) выдающийся публицист,социолог и критик. ...
  • Мулла - Мулла перс.тур. переделка арабс. слова "мевла" (господин). ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари