( греч . maieutike - повивальное искусство ) - метафора , с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог , прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею "не беременна". Развернутое описание "метода" М. осуществил Платон : "Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела . Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... от знания ; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула . Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этом у повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец , из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной , пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно , что от меня они не получили ничего , и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден - я и боги". М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого - лишь вопрошать . Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов . Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.)
(от гр.-повивальное искусство ): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ , задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ , методы духовного, софийного возрождения личности.
буквально - повивальное искусство , с которым герой платон овских диалог ов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы , побуждать других самим находить истину.
( греч . maieutike - повивальное искусство ) - метафора , с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую-щего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. М. базируется на отождествлении философа с чистым со знание м , функция которого - лишь вопрошать . Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего ". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов . Последнее выступает образцом для рассуждений Платон а об эйдосах. Д.В. Майборода
( греч . maieutike, букв, повивальное искусство ) - предложенное Сократ ом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.