Что такое Самопознание? Значение слова Самопознание в философском словаре

1) Самопознание - - 1) В древних учениях: познание своей глубины, в которой открывается нечто божественное. В индуизме это под знаком формулы " Атман есть Брахман ". В античной философии познание себя соединялось с проработкой внутренних душевных состояний, с духовным возрастанием, а также с познанием космоса : согласно принципу эквивалентности " микрокосма " ( человека ) " макрокосму " (Вселенной), познать себя значит постичь мир. 2) В христианстве: познание своей сотворенности по образу и подобию Божию; при этом покаянное осознание своей греховности соединяется с согласием принять спасение через Христа. Познание глубин своего внутреннего мира выводит человека за пределы себя, оно больше открывает о Творце, чем исследование всей Вселенной, уподобляет Богу. "Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих" (Августин). Согласно ап. Павлу, самопознание для христианина - не его личное дело, как в нехристианской философии, а формируется Словом Божиим и жизнью в Церкви (1 Тим.4.16). Отцы- аскеты предпочитали всем путям высоких познаний "смиренное самопознание" - духовную работу, совершаемую нами вместе со Христом, и ее осуществимость зависит от нашей веры: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы?" (2 Кор.13.5). Сравн. у св. Серафима Саровского: "Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя". (См. также: СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА ).

2) Самопознание - как и самооценка , имеет важные отличия от самонаблюдения: 1) эти процессы куда сложнее н продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке; 2) сведения о себе человек получает не только (часто – и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних историков – объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр. Самопознание – познание себя – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами: 1) человек должен развить свои познавательные способности , накопить соответствующие способы, а потом уже применить их к самопознанию; 2) должен накопиться материал для познания – человек должен чем-то, кем-то стать , притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта ; 3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта : узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима – ведь всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании. Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание . Сперва ребенок учится отделять себя от физическою мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление : он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме : в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его. Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание "духовного Я" – своих психических способностей, характера , нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта , который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться " идеальное Я" – осознанный личный идеал . Сопоставление с ним часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование .

3) Самопознание - — познание человеком самого себя. Некоторые философы очень высоко ценили С., усматривая в нем условие всякой добродетели ( Сократ ), начало или центр человеческой мудрости (Г.Э. Лессинг, И. Кант); др. относились к С. с известным скептицизмом и советовали не переоценивать результаты углубления индивида в свое Я. И.В. Гёте, в частности, писал, что для него «звучащая столь значительно задача: познай самого себя — вызывает такое же недоверие, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир , и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя — только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган ». В др. работе Гёте замечает: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено». Некоторые философы сомневаются в существовании Я или даже отрицают его. Так, Д. Юм отмечал в « Трактате о человеческой природе», что кроме пучка следующих друг за другом ощущений, ничто не дает основания полагать, что понятие Я может быть распознание посредством интроспекции.

4) Самопознание - - познание Я, самости, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. Познай самого, себя, было написано над входом в храм Аполлона в Дельфах. Это изречение Фалеса (по др. источникам - Хилона). Сократ видел в самопознании предварительное условие всякой добродетели. Лессинг называл его центром, а Кант - началом всей человеческой мудрости. Гёте, напротив, считал, что для него "звучащая столь значительно задача : познай самого себя - вызывает такое же недоверие&&, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир , и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя - только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган " ("Bedeutende Fцrdernis", 1923). "Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг - и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено" ("Максимы и рефлексии"); см. Самонаблюдение , Самость .

Самопознание

- 1) В древних учениях: познание своей глубины, в которой открывается нечто божественное. В индуизме это под знаком формулы " Атман есть Брахман ". В античной философии познание себя соединялось с проработкой внутренних душевных состояний, с духовным возрастанием, а также с познанием космоса : согласно принципу эквивалентности " микрокосма " ( человека ) " макрокосму " (Вселенной), познать себя значит постичь мир. 2) В христианстве: познание своей сотворенности по образу и подобию Божию; при этом покаянное осознание своей греховности соединяется с согласием принять спасение через Христа . Познание глубин своего внутреннего мира выводит человека за пределы себя, оно больше открывает о Творце, чем исследование всей Вселенной, уподобляет Богу. "Ты же был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих" ( Августин ). Согласно ап. Павлу, самопознание для христианина - не его личное дело , как в нехристианской философии, а формируется Словом Божиим и жизнью в Церкви (1 Тим.4.16). Отцы- аскеты предпочитали всем путям высоких познаний "смиренное самопознание" - духовную работу, совершаемую нами вместе со Христом, и ее осуществимость зависит от нашей веры: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы?" (2 Кор.13.5). Сравн. у св. Серафима Саровского: "Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого , что не стараемся познать самих себя". (См. также: СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА ).

как и самооценка , имеет важные отличия от самонаблюдения: 1) эти процессы куда сложнее н продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке; 2) сведения о себе человек получает не только (часто – и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних историков – объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр. Само познание – познание себя – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причи нами : 1) человек должен развить свои познавательные способности , накопить соответствующие способы, а потом уже применить их к самопознанию; 2) должен накопиться материал для познания – человек должен чем-то, кем-то стать , притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта ; 3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта : узнав о себе нечто , он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима – ведь всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании. Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание . Сперва ребенок учится отделять себя от физическою мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление : он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме : в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его. Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание "духовного Я" – своих психических способностей, характера , нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта , который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться " идеальное Я" – осознанный личный идеал . Сопоставление с ним часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование .

— познание человеком самого себя . Некоторые философы очень высоко ценили С., усматривая в нем условие всякой добродетели ( Сократ ), начало или центр человеческой мудрости (Г.Э. Лессинг, И. Кант); др. относились к С. с известным скептицизмом и советовали не переоценивать результаты углубления индивида в свое Я. И.В. Гёте, в частности, писал, что для него «звучащая столь значит ельно задача: познай самого себя — вызывает такое же недоверие, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир , и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя — только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган ». В др. работе Гёте замечает: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено». Некоторые философы сомневаются в существовании Я или даже отрицают его. Так, Д. Юм отмечал в « Трактате о человеческой природе», что кроме пучка следующих друг за другом ощущений, ничто не дает основания полагать, что понятие Я может быть распознание посредством интроспекции.

- познание Я, самости, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. Познай самого, себя , было написано над входом в храм Аполлона в Дельфах. Это изречение Фалеса (по др. источникам - Хилона). Сократ видел в самопознании предварительное условие всякой добродетели. Лессинг называл его центром, а Кант - началом всей человеческой мудрости. Гёте, напротив, считал, что для него "звучащая столь значит ельно задача : познай самого себя - вызывает такое же недоверие&&, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир , и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя - только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган " ("Bedeutende Fцrdernis", 1923). "Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг - и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено" ("Максимы и рефлексии"); см. Самонаблюдение , Самость .

Значение слова Самопознание в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сон - один из путей постижения иного мира, относимый ...
  • Созерцание - в платонизме : прямое видение разумом идей ...
  • Соборность - русскоязычный аналог кафоличности, ее неточный перевод. У ...
  • Смерть - 1) в античной мысли рассматривалась как освобождение ...
  • Скептицизм - (греч. skeptikos исследующий) сомнение в возможности ...
  • Синкретизм - (греч. synkretismos соединение) общекультурное явление аналогичное ...
  • Символ - вещь свидетельствующая о чемто большем, чем она ...
  • События - Мы обнаружим, если не ошибаюсь, что физические объекты ...
  • Скромность - Скромность рассматривается как добродетель но что касается ...
  • Синтетический - Все суждения, которые не являются тавтологиями, мы будем ...
  • Счастье - внутр. удовлетворенность жизнью сознание полноты своего бытия, ...
  • Схима - (греч. монаш. облачение, букв. внешний вид, ...
  • Сфинкс - (греч. sphinx душительница) фантастич. существо с ...
  • Сутры - (от санскр. нить) краткое изложение в ...
  • Ерд - В Северной Германии богиня Земли, то же, что ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари