Что такое Монолог? Значение слова Монолог в философском словаре

1) Монолог - - противоположность диалога , составляющая с ним дуальную оппозицию, полюса которой находятся друг с другом в состоянии амбивалентности. М. - выраженное в слове, в речи откровение высшей Правды. Абсолютизация М. вытекает из абсолютизации инверсии, что тесно связано с отказом от диалога, с признанием его второстепенной значимости как формы освоения М. М. рассматривается как единственный источник Правды-истины, противостоящей заблуждению, бесовщине плюрализма . Его субъектом является тотем , его потомство, первое лицо , божество и т. д. Цель личности - партиципация к тотему, к его М. Поскольку М. рассматривается как воплощение единственно возможной Правды, его можно утверждать любыми средствами, включая насилие , истребление носителей кривды. Высшее социальное воплощение М. в крайнем авторитаризме, перерастающем в тоталитаризм , в воплощающем его первом лице, которое "весь народ за одного себя считает!" (Платонов А. Чевенгур).

2) Монолог - (от греч.- один и - слово , речь , мысль ) - относительно обособленный "отрезок" мысли или речи, тип мышления и разговора, образуемый в результате активной мыслительной и речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие . Иногда М. определяется как внутриличностный мыслительный или речевой процесс . Для М. типичны относительно целостные отрезки текста , состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. М., как тип коммуникации, в онтологическом смысле связан с присущим европейской классической философии разделением мира на субъект и объект . Традиционно субъект считается активным - познающим, воспринимающим, оценивающим объект ; объект, в свою очередь, - воспринимаемым, постигаемым, зависящим от активности субъекта. В этом смысле М. противостоит диалогу как взаимному и равноправному общению двух или более сознаний, "межсубъектной" коммуникации. С т. зр., разделявшейся многими мыслителями нашего столетия, такими как М. Бубер, Г. Марсель, ?. ?. Бахтин, европейская классическая философия была именно "философией монолога ". Но они полагали, что "монологическое" мышление в философии не было исконным и видели в нем, скорее, искажение и деформацию, нежели воплощение традиции - традиции философии, которая сама вырастает из диалога и многим обязана ему и своим методом " диалектики ", и своей проблематикой, и, возможно, самим пониманием бытия. Но человеческое сознание не может быть полностью самотождественным и самозамкнутым, и в этом смысле любой М. в той или иной степени диалогизирован. "Обращенный" М. содержит риторические вопросы , которые стремятся повысить духовную активность адресата, в М. включаются диалогизмы и т. п. приемы. М. осуществляет реальное общение ; носитель речи в этом случае направленно воздействует на сознание тех, к кому адресуется, хотя двусторонний контакт говорящего и слушающих слабо выражен, их "роли" строго разграничены и остаются неизменными. Что же касается "уединенного", "внутреннего" М., то он осуществляет, как выражается Ю. М. Лотман, автокоммуникацию по типу "Я - Я" в противоположность диалогической коммуникации по типу "Я - Ты". Тем самым, Лотман актуализирует древнюю культурно-философскую традицию, приписывающую особое значение "разговору со своей душой". Для последовательного описания этого случая очень важно учитывать представление о "полифонии" сознания, разработанное М. М. Бахтиным, полагавшим, что не может быть "смысла в себе" - он существует только для другого смысла. Понятие "внутреннего монолога" во многом совпадает с понятием "поток сознания" ("наше Я, которое длится"). Это последнее понятие исследовалось представлениями разных философских школ ( прагматизм , философия жизни , феноменология , экзистенциализм и др.) и описывалось в многочисленных литературных произведениях (М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вулф, В. В. Набоков и т. д.). (См. "Диалог", " Другой ".) Т. П. Лифинцева

Монолог

- противоположность диалога , составляющая с ним дуальную оппозицию, полюса которой находятся друг с другом в состоянии амбивалентности. М. - выраженное в слове, в речи откровение высшей Правды . Абсолютизация М. вытекает из абсолютизации инверсии, что тесно связано с отказом от диалога, с признанием его второстепенной значимости как формы освоения М. М. рассматривается как единственный источник Правды-истины, противостоящей заблуждению, бесовщине плюрализма . Его субъектом является тотем , его потомство , первое лицо , божество и т. д. Цель личности - партиципация к тотему, к его М. Поскольку М. рассматривается как воплощение единственно воз можно й Правды, его можно утверждать любыми средствами, включая насилие , истребление носителей кривды. Высшее социальное воплощение М. в крайнем авторитаризме, перерастающем в тоталитаризм , в воплощающем его первом лице, которое "весь народ за одного себя считает!" ( Платонов А. Чевенгур).

(от греч.- один и - слово , речь , мысль ) - относительно обособленный "отрезок" мысли или речи , тип мышления и разговора, образуемый в результате активной мыслительной и речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие . Иногда М. определяется как внутриличностный мыслительный или речевой процесс . Для М. типичны относительно целостные отрезки текста , состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. М., как тип коммуникации, в онтологическом смысле связан с присущим европейской классической философии разделением мира на субъект и объект . Традиционно субъект считается активным - познающим, воспринимающим, оценивающим объект ; объект, в свою очередь, - воспринимаемым, постигаемым, зависящим от активности субъекта. В этом смысле М. противостоит диалогу как взаимному и равноправному общению двух или более сознаний, "межсубъектной" коммуникации. С т. зр., разделявшейся многими мыслителями нашего столетия, такими как М. Бубер, Г. Марсель, ?. ?. Бахтин, европейская классическая философия была именно "философией монолога ". Но они полагали, что "монологическое" мышление в философии не было исконным и видели в нем, скорее, искажение и деформацию, нежели воплощение традиции - традиции философии, которая сама вырастает из диалога и многим обязана ему и своим методом " диалектики ", и своей проблематикой, и, воз можно , самим пониманием бытия. Но человеческое сознание не может быть полностью самотождественным и самозамкнутым, и в этом смысле любой М. в той или иной степени диалогизирован. "Обращенный" М. содержит риторические вопросы , которые стремятся повысить духовную активность адресата, в М. включаются диалогизмы и т. п. приемы. М. осуществляет реальное общение ; носитель речи в этом случае направленно воздействует на сознание тех, к кому адресуется, хотя двусторонний контакт говорящего и слушающих слабо выражен, их "роли" строго разграничены и остаются неизменными. Что же касается "уединенного", "внутреннего" М., то он осуществляет, как выражается Ю. М. Лотман, автокоммуникацию по типу "Я - Я" в противоположность диалогической коммуникации по типу "Я - Ты". Тем самым, Лотман актуализирует древнюю культурно-философскую традицию, приписывающую особое значение "разговору со своей душой". Для последовательного описания этого случая очень важно учитывать представление о "полифонии" сознания, разработанное М. М. Бахтиным, полагавшим, что не может быть "смысла в себе" - он существует только для другого смысла. Понятие "внутреннего монолога" во многом совпадает с понятием "поток сознания" ("наше Я, которое длится"). Это последнее понятие исследовалось представлениями разных философских школ ( прагматизм , философия жизни , феноменология , экзистенциализм и др.) и описывалось в многочисленных литературных произведениях (М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вулф, В. В. Набоков и т. д.). (См. "Диалог", " Друг ой ".) Т. П. Лифинцева

Значение слова Монолог в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Метафизика - собрание четырнадцати книг Аристотеля разнородного содержания, традиционно ...
  • Мера - философская категория традиционно используемая в контексте отображения ...
  • Материализм - (лат. materialis вещественный) философское миропонимание, мировоззрение ...
  • Манихейство - религиознофилософское учение возникшее в 3 в. на ...
  • Мудрый - Философский смысл термина : Разумный ( человек ), ...
  • Мнение - Философский смысл термина : Мнение предположение воображение фантазия ...
  • Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, ...
  • Монокатегории - Термин относимый к сущностям, не теряющим смысл ...
  • Метафилософия - Вспомогательный аппарат, ис следующий систематически излагаемое или систематически ...
  • Материализм - Спонтанно замаскированная под реализм разновидность идеализма основанная либо ...
  • Локаята - — материалистическое учение Древн. Индии. Самые ранние сведения ...
  • Логос - (греч. logos — слово мысль разум закон ) ...
  • Логистика - — первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц нередко ...
  • Личность - — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, ...
  • Предприниматель - человек который на свои и заемные средства ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари