Что такое Модальности? Значение слова Модальности в философском словаре

Модальности - - система атрибутов воспроизводственной деятельности субъекта , а также всех его аспектов; мышления, культуры, (форм деятельности. М. - определенный аспект субъектно- субъектных/ субъектнообъектных/ отношений. М. составляют дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности, что превращает М. в процесс преодоления противоречий между этими полюсами. 1. Субъектная М. - способность субъекта воспроизводить свои цели, ценности , потребности, которые всегда фиксированы, записаны в сознании, в культуре. Их содержание - результат организованного концентрированного в процессе всей прошлой воспроизводственной деятельности опыта . Этот прошлый опыт постоянно осваивается субъектом, т. е. превращается из накопленного культурного богатства, запечатленного в знаках, текстах, вещах, отношениях и т. д., в содержание сознания и деятельности. Это процесс совпадает со становлением определенности субъекта, содержанием его воспроизводственных функций. Через субъектную М. может рассматриваться вся реальность , любой ее элемент , но в ракурсе потребностей, целей, ценностей субъекта. 2. Предметная М. - способность субъекта воспроизводить объективное содержание реальности, выступающее как объективное знание , как предметное содержание воспроизводства. Предметная М. - результат освоения субъектом внекультурной реальности, превращение ее в содержание сознания и деятельности. Тем самым субъект приобретает способность воспроизводить саму реальность, выступающую как условия , средство, как среда , как природные и социальные процессы, социальные отношения . Через предметную реальность можно рассматривать мир в целом, все его явления, но взятые в ракурсе объекта . 3. Полярная противоположность этих модальностей означает, что в любой точке жизнедеятельности субъекта между ними неизбежно возникает противоречие , так как " субъективность по своей организации противоположна способу организации вещи " (Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону. 1984. С. 45). Это дезорганизует воспроизводство , принятие решений, мысли, культуру субъекта как социальную реальность. Отсюда необходимость детективной М., т. е. способности субъекта постоянно преодолевать противоречия между этими М., постоянно находить меру , точку пересечения между ними. что требует их целостного развития, т. е. углубления потребностей, ценностей, целей, например, потребностей в квалифицированной творческой деятельности, углубления и расширения предметных знаний и т. д. Это открывает возможность находить точку пересечения между модальностями в процессе постоянного их выхода за исторически сложившиеся рамки, в процессе критики их исторически сложившегося содержания. Именно здесь раскрывается творческая рефлективная сущность человека . Существование М. позволяет анализировать формы человеческой деятельности, формы культуры и сознания с точки зрения их воспроизводственного содержания. Анализ той или иной функции культуры не сводится к ее отождествлению с модальностью , но должен выявить лежащую в ее конкретно-исторической форме структуру М., выявить ведущую М. Например, наука в свете М. может рассматриваться как форма культуры, нацеленная преимущественно на предметность . То обстоятельство, что эта тенденция никогда не достигает абсолюта , не вытесняет полностью другие модальности , не дает основания для отрицания науки как специфической формы культуры. Это относится и к другим формам культуры, включая идеологию, религию, право и т. д. Этот анализ структуры модальностей включает также и то, в какой степени модальности вышли за рамки синкретизма , т. е. в какой степени и они вычленились из нерасчлененного целого. Например, в мифе модальности еще не выделились из целого. Еще одну систему модальностей можно видеть в системе категорий: условие , средство, цель .

Модальности

- система атрибутов воспроизводственной деятельности субъекта , а также всех его аспект ов; мышления, культуры, (форм деятельности. М. - определенный аспект субъектно- субъектных/ субъектнообъектных/ отношений. М. составляют дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности, что превращает М. в процесс преодоления противоречий между этими полюсами. 1. Субъект ная М. - способность субъекта воспроизводить свои цели, ценности , потребности , которые всегда фиксированы, записаны в сознании, в культуре. Их содержание - результат организованного концентрированного в процессе всей прошлой воспроизводственной деятельности опыт а . Этот прошлый опыт постоянно осваивается субъектом, т. е. превращается из накопленного культурного богатства, запечатленного в знаках, текстах, вещах, отношения х и т. д., в содержание сознания и деятельности. Это процесс совпадает со становлением определенности субъекта, содержанием его воспроизводственных функций. Через субъектную М. может рассматривать ся вся реальность , любой ее элемент , но в ракурсе потребностей, целей, ценностей субъекта. 2. Предметная М. - способность субъекта воспроизводить объективное содержание реальности, выступающее как объективное знание , как предметное содержание воспроизводства. Предметная М. - результат освоения субъектом внекультурной реальности, превращение ее в содержание сознания и деятельности. Тем самым субъект приобретает способность воспроизводить саму реальность, выступающую как условия , средство , как среда , как природные и социальные процессы, социальные отношения . Через предметную реальность можно рассматривать мир в целом , все его явления , но взятые в ракурсе объекта . 3. Полярная противоположность этих модальностей означает, что в любой точке жизнедеятельности субъекта между ними неизбежно возникает противоречие , так как " субъективность по своей организации противоположна способу организации вещи " ( Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону . 1984. С. 45). Это дезорганизует воспроизводство , принятие решений, мысли, культуру субъекта как социальную реальность. Отсюда необходимость детективной М., т. е. способности субъекта постоянно преодолевать противоречия между этими М., постоянно находить меру , точку пересечения между ними. что требует их целостного развития, т. е. углубления потребностей, ценностей, целей, например, потребностей в квалифицированной творческой деятельности, углубления и расширения предметных знаний и т. д. Это открывает возможность находить точку пересечения между модальностями в процессе постоянного их выхода за исторически сложившиеся рамки , в процессе критики их исторически сложившегося содержания. Именно здесь раскрывается творческая рефлективная сущность человека . Существование М. позволяет анализировать формы человеческой деятельности, формы культуры и сознания с точки зрения их воспроизводственного содержания. Анализ той или иной функции культуры не сводится к ее отождествлению с модальностью , но должен выявить лежащую в ее конкретно-исторической форме структуру М., выявить ведущую М. Например , наука в свете М. может рассматриваться как форма культуры, нацеленная преимущественно на предметность . То обстоятельство , что эта тенденция никогда не достигает абсолюта , не вытесняет полностью другие модальности , не дает основания для отрицания науки как специфической формы культуры. Это относится и к другим формам культуры, включая идеологию, религию, право и т. д. Этот анализ структуры модальностей включает также и то, в какой степени модальности вышли за рамки синкретизма , т. е. в какой степени и они вычленились из нерасчлененного целого. Например, в мифе модальности еще не выделились из целого. Еще одну систему модальностей можно видеть в системе категорий: условие , средство, цель .

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мера - философская категория традиционно используемая в контексте отображения ...
  • Материализм - (лат. materialis вещественный) философское миропонимание, мировоззрение ...
  • Манихейство - религиознофилософское учение возникшее в 3 в. на ...
  • Мудрый - Философский смысл термина : Разумный ( человек ), ...
  • Мнение - Философский смысл термина : Мнение предположение воображение фантазия ...
  • Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, ...
  • Модель - (от лат. modulus мера образец норма ) ...
  • Метафилософия - Вспомогательный аппарат, ис следующий систематически излагаемое или систематически ...
  • Материализм - Спонтанно замаскированная под реализм разновидность идеализма основанная либо ...
  • Локаята - — материалистическое учение Древн. Индии. Самые ранние сведения ...
  • Логос - (греч. logos — слово мысль разум закон ) ...
  • Логистика - — первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц нередко ...
  • Личность - — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, ...
  • Ли - (в кит. философии) — понятие означающее закон порядок ...
  • Шахматы - игра и ничего больше. Игра в шахматы ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари