Что такое Душа? Значение слова Душа в философском словаре

1) Душа - (др.-евр. mall, греч. psyche , лат. anima) - по религ. представлениям, духовная сущность человека , особое начало , противопоставленное телесному и определяющее жизнь , способности и личность человека . Вера в Д. восходит к первобытн. анимистич. истолкованию таких естеств. явлений, как дыхание, сновидения , тень , смерть и т. д. Миф о Д. эволюционирует от наивных представлений о Д. как уменьшенной и утонченной копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то сугубо нематериальном, бесплотном и автономном. Осн. психологич. корень веры в Д. - страх перед смертью. В позднейших религиях представление о Д. связывается с учением о даровании Д. богом при рождении и об отторжении ее от тела после смерти. Д. приписывается бессмертие , т. е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме , бесконечное посмертное переселение в др. тела. На доктрине о бессмертной Д. основана вся система религ. догматики , идеологии и культа , ею пронизана вся религ. психология , черпающая в вере в Д. иллюзорное утешение, надежду на преодоление смерти и загробное блаженство . Религ. учение о Д. имеет ярко выраженный реакц. соц. характер , т. к. способствует духовному закабалению людей, переориентируя их внимание и волю с борьбы за освобождение от соц. гнета в этом мире на спасение Д. в «царствии небесном». Миф о Д. лежит в основе всей религ. морали, т. к. все нравств. нормы соотносит со спасением Д. от греха и смерти. Совр. наука о человеч. психике (нейрофизиология, психология, психиатрия и др.) убедительно опровергает представление о Д. как о самостоят. духовной сущности и подтверждает тезис науч.-материали-стич. мировоззрения о сознании как свойстве высокоорганизованной материи.

2) Душа - (греч. psyche , лат. anima) - в религиозной философии жизненный принцип индивидуального существования, нематериальная сущность , которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью . Самоопределяясь изнутри, душа способна превозмогать детерминирующие влияния извне от природного и социального миров и становиться источником совершенствования внешнего мира, его очеловечивания. Некоторые считают душу индивидуализацией общечеловеческого родового начала - души всего человечества. Душа человека отличается от его духа тем, что дух ориентирован на Высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед Высшим, в жажде Бога и устремлении к Нему, тогда как душа задает конституцию внутренней жизни человека, раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир . Но сама по себе она сверхкосмична: "Весь земной шар не может быть в большей беде, чем одна душа" (Л.Витгенштейн).

3) Душа - принцип жизни, основа мыслей и чувств. Начиная с античности различают два значения: в древнееврейской культуре – органическая душа и душа мыслящая, в романской – анимус и анима. Сведение второго значения к первому характерно для витализма , первого ко второму – для спиритуализма ( Платон , Лейбниц, Гегель ). Проблему соединения души и тела рассматривал Декарт; вопрос о бессмертии души развернут Платоном в диалоге «Федон».Как принцип жизни, основа мыслей и чувств, душа «организует» бытие человека в мире, в обществе, определяет отношение к другим людям, то есть обусловливает его «оциальный модус ».

4) Душа - (греч. psyhe, лат. anima) — одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. появляется вместе с самой философией в пифагореизме : одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне-пифагорейских учений — учение о бессмертии Д. и метемпсихозе . Учение Платона о Д. формировалось в оппозиции к софистическому пониманию Д. как только средоточия ощущений. В диалоге Платона “Федон”, с одной стороны, проведены пифагорейские учения о теле как гробнице Д., о метемпсихозе (переселении душ) и палингенесии (новых рождениях), с другой — опровергнуто пифагорейское учение о Д.-гармонии и даны четыре доказательства бессмертия Д. Образованию и воспитанию Д. здесь придан фундаментальный онтологический смысл , поскольку, по Платону, Д. не несет с собой на тот свет ничего, “кроме воспитания и образа жизни”. Аристотель в учении о Д. исходит из двух ее основных проявлений в живом существе: движения и ощущения; помимо этого он формально признает бестелесность Д. как того, что не есть тело , но что, однако, не может существовать без тела. Не признавая Д. как причину всякого движения, Аристотель рассматривает Д. в своей системе категорий как сущность , или первичную осуществленность, энтелехию естественного органического тела, обладающего возможностью жизни. По Аристотелю, Д. нет самой по себе, но есть живое существо, состоящее из Д. и тела. Аристотель отказывается от представления в мировой Д., но вводит ее своеобразный эрзац: природу, которая имманентна миру так же, как отдельная Д. — отдельному живому существу. Традиция христианского богословия в учении о Д. исходила из противопоставления Д. животных и Д. человека : человек, созданный по образу и подобию Бога, и его бессмертная Д. суть , по Григорию Богослову, Божие дыхание и свет Божий. Д. должна быть для тела тем же, чем Бог является для Д. Показывая ложность платоно-пифагорейского учения о предсущест-вовании Д. (принимавшегося, в частности, Оригеном), об эманации Д. из Бога, естественном размножении Д., о душепереселении, о Д. как гармонии, о мировой Д., отцы церкви подчеркивали креационистский мо- мент в возникновении Д. (хотя и могли толковать его по-разному), необходимость очищения Д., павшей в результате первородного греха , и возможность возвращения ее к Богу через Христа — главу церкви, причем вплоть до самых высших уровней иерархии мироздания. Эпоха Возрождения начинает с утверждения традиционных общецерковных воззрений на отсутствие Д. мира ( Николай Кузанский ). Но в дальнейшем возрожденческая натурфилософия в лице Ф. Патрици, решительно оспаривая схоластическое учение о Д., вновь возвращается к учению о мировой Д. Антицерковный пафос воодушевляет Дж. Бруно, также признающего мировую Д. и в связи с этим прямо ссылающегося на Плотина . По существу, такого рода возвращения к языческим концепциям открывали путь к независимому изучению природы, хотя непосредственно и не вели к действительному развитию физики. Дальнейшая эволюция представлений о Д. происходила в связи с актуализацией оппозиции Д. и тела у Р. Декарта: отмечая, что наша Д. нам лучше знакома, чем наше тело, Декарт считает ее основным свойством мышления, как основным свойством тела является протяжение. Выделяя два вида мышления — разум и волю, Декарт открывает возможность абсолютизации того и др. и их самостоятельного рассмотрения. При этом особую роль приобретает индивидуальный внутренний опыт , который постепенно выстраивается как общий (новоевропейский) внутренний опыт, верифи-цируемость которого предполагается. После этого уже легко было усмотреть все наше достоинство в одной только мысли (Б. Паскаль) и считать свойственную Д. познавательную способность лучшей нашей частью, властной обуздать аффекты и определять могущество Д. (Б. Спиноза). Но при этом тут же оказывалось, что сама Д. по сравнению с этой своей способностью остается чем-то пустым и почти лишним: у Дж. Локка Ц,. оказывается лишенной каких бы то ни было врожденных принципов и все свои идеи (у него — восприятия) она получает из опыта. Такого человека вместе с его Д., бессмертие которой недоказуемо, можно только анатомировать. Именно такой анатомический подход и предлагает Д. Юм. То, что, по Декарту, составляло сущность Д., у Юма вообще лишено силы, потому что мы теперь знаем только определенные частные качества и восприятия, и наши аффекты суть единственные скрепы нашего мышления. У Д. и тела, по Юму, все общее . Человек с такой Д. постепенно оказывается всего только очень сложной машиной, и Д. в нем целиком зависит от его темперамента и вообще состояний тела (Ж. Ламетри). Как дуализм Декарта, так и сенсуализм Локка не могли не вызвать реакции. Против Декарта решительно выступает Г.В. Лейбниц с учением о монадах , иерархия которых, по существу, представляет собой иерархию Д. или способностей Д., причем каждая монада есть микрокосм , в котором снята противоположность мышления и протяжения. Против Локка выступает Дж. Беркли, утверждающий, что в собственном смысле существуют только мыслящие субстанции, тогда как для других их бытие состоит в возможности быть воспринятым. Нет иной субстанции, кроме духа, или Д., причем Д. есть субъект , который проявляет волю и мыслит. Беркли возвращается к Платону и неоплатоникам в своем утверждении о произ- водности тел от духа и с удовольствием приводит мысль Плотина, утверждавшего, что не Д. в теле, но тело в Д., а также Ямвлиха , признававшего Д. более высокой, чем природа . Попытка примирения разных т.зр. была предпринята в эклектической системе X. Вольфа. Воспитанный на его философии И. Кант оказался и его принципиальным противником. Кант показывает, что бессмертие Д. — постулат практического разума, т.е. теоретически недоказуемое положение, поскольку существование Д. после смерти выходит за рамки возможного опыта. С Кантом, сокрушившим метафизику, вопрос о Д. в новоевропейской философии принципиально переходит из сферы онтологии и гносеологии в сферу морали. Но, с др. стороны, под влиянием Канта развивается исследование Д. в той самой опытной сфере, которая нам безусловно доступна: речь идет об экспериментальной психологии, отыскивающей эмпирико-психологические обоснования метафизических вопросов, и Д., бывшая у Юма связкой представлений, становится связкой влечений, сил и способностей (Ф.А. Бенеке). Как эмпирическая наука психология постепенно стремится противопоставить себя философии и объединиться с антропологией, биологией, физиологией. Психометрия, психофизика , детальное изучение и классификация ощущений постепенно приводят к исчезновению человеческой Д. как онтологически насыщенного филос. понятия, что поддерживалось также эволюционистскими концепциями происхождения человека (Ч. Дарвин). Неуклонное исчезновение Д. из новоевропейской философии сопровождается теистическими тенденциями в находившейся под влиянием Г.В.Ф. Гегеля протестантской теологии и развитием понятия человеческой личности. Наряду с сенсуализмом и материализмом (Л. Фейербах), а также механицизмом (К. Фохт) развивается спиритуализм ; метафизическую природу понятия Д. защищает Р. Г. Лотце. К И. Г. Фихте восходят интуитивистски-волюнтаристские концепции , также постепенно вытесняющие Д. из поля зрения философии: воля к жизни А. Шопенгауэра, жизненный порыв А. Бергсона. Наконец, парапсихология , психоанализ (3. Фрейд), аналитическая психология (К.Г. Юнг), психопатология (К. Ясперс) приводят к необыкновенному разбуханию психологии — науки о Д., не признающей Д. как таковой, что вполне соответствует многообразным формам новоевропейской духовности, не признающей духа, и новоевропейской культуры, не признающей бытийно наполненного религиозного культа . С этой т.зр. представляют несомненный интерес ряд установок рус. философии, подчеркивавшей не- сводимость душевной сферы к рациональной и интеллектуальной, а также возрождение гностических мотивов и учения о Д. мира у B.C. Соловьева с его учением о Софии как о Д. миров и единой царице всех душ и в рус. символизме . О Steel C.G. The changing self. A study on the soul in later Neo-platonism: Jamblichus, Damasciusand Priscianus. Bruxelles, 1978; Essays on Aristotles “De anima”. 1992; Corps et ame. Sur le “De aniraa” dAristote. Paris, 1996; Robinson T.M. Platos Psychology. Toronto, 1995. Ю.А. Шичаяин

5) Душа - нематериальная жизненная сила , вложенная Богом в человека . Душа зеркало духа. В отличие от свободного духа душа всегда воплощена, сопряжена со своим телом . Основное экзистенциальное противоречие души состоит в том, что она рвется наружу в безграничный духовный мир и в то же время прижизненно заключена в своем теле.

6) Душа - - динамичный аспект внутреннего содержания самобытия (самобытия иноэнергийно оформленного).

7) Душа - (греч. psyche , лат. anima): 1. В религии под Д. понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность ( природа ) человека , его " двойник ", активное начало , которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет ("одушевляет") его, а покидая - приносит смерть , сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (напр., в брахманизме , буддизме ). 2. В истории философии термин Д. употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека, отождествляемый с особой нематериальной субстанцией. Понятие Д. восходит к анимистическим верованиям. Платон отождествлял Д. с вечной идеей, развивая учение о мировой Д. как одном из универсальных принципов бытия; Аристотель понимал под Д. активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него; у Гегеля Д. - низшее, чувственное проявление духа по отношению к материи (чувствующая и деятельная Д.); в дуалистических учениях (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс) - исходное и существующее наряду с телом начало. В новоевропейской философии термин Д. употребляется чаще всего для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. В психологии понятие Д. было вытеснено термином психика . А.А. Круглов

8) Душа - (греч. psyche , лат. anima) - в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека ; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа (см. Дух) - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. Чувство ) и стремлений ( витальная душа ). Результат наблюдений над душой анализирует психология . До нового времени предметом метафизики был вопрос , является ли душа субстанцией. При возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый "выдыхал" душу). Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о - душе, существующей независимо от тела. Развитие душевной жизни (греч. " психогенезис ") исследуется как психогенетически, так и онтогенетически - детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле ) исторического развития душевной жизни занимается психология развития . 4 Психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. Где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз - в определенной форме" (Штумпф). Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса. В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии. По Платону , душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. Согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве, является господствующим. Против него выступает Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума . Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом , но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. Представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией. Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности . В 1863 В. Бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. Вильгельм Вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах "Grundzьge der physiologischen Psychologie" (1908-1911) и "Vцlkerpsychologie" (1908 - 1917). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием . Для Па ладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, "прерывно". Для современной психологии душа - носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальткачества ) микрокосмоса , которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (см. Одушевленность, Психотерапия ).

9) Душа - — термин , употребляемый иногда в качестве синонима термина психика . Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека , отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Д. рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.) В религии под Д. понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила , имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в “потустороннем” мире. В идеалистической философии Д. отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея , у Гегеля — низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуалистических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеме). В домарксовском материализме (Демокрит, метафизический материализм) Д. понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом Д., психическая деятельность , сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы -материалисты допускали всеобщую одушевленность мира ( Гилозоизм ). В русле идеализма ( неоплатонизм , Шеллинг, Соловьев) представления об одушевленной природе как организме выражались в идее “мировой души”. Научное объяснение человеческой психики дается в диалектическом материализме.

Душа

(др.-евр. mall, греч . psyche , лат. anima) - по религ. представлениям, духовная сущность человека , особое начало , противопоставленное телесному и определяющее жизнь , способности и личность человека . Вера в Д. восходит к первобытн. анимистич. истолкованию таких естеств. явлений, как дыхание , сновидения , тень , смерть и т. д. Миф о Д. эволюционирует от наивных представлений о Д. как уменьшенной и утонченной копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то сугубо нематериальном, бесплотном и автономном. Осн. психологич. корень веры в Д. - страх перед смертью. В позднейших религиях представление о Д. связывается с учение м о даровании Д. богом при рождении и об отторжении ее от тела после смерти. Д. приписывается бессмертие , т. е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме , бесконечное посмертное переселение в др. тела. На доктрине о бессмертной Д. основана вся система религ. догматики , идеологии и культа , ею пронизана вся религ. психология , черпающая в вере в Д. иллюзорное утешение , надежду на преодоление смерти и загробное блаженство . Религ. учение о Д. имеет ярко выраженный реакц. соц. характер , т. к. способствует духовному закабалению людей, переориентируя их внимание и волю с борьбы за освобождение от соц. гнета в этом мире на спасение Д. в «царствии небесном». Миф о Д. лежит в основе всей религ. морали, т. к. все нравств. нормы соотносит со спасением Д. от греха и смерти. Совр. наука о человеч. психике ( нейрофизиология , психология, психиатрия и др.) убедительно опровергает представление о Д. как о самостоят. духовной сущности и подтверждает тезис науч.-материали-стич. мировоззрения о сознании как свойстве высокоорганизованной материи.

( греч . psyche , лат. anima) - в религиозной философии жизненный принцип индивидуального существования, нематериальная сущность , которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью . Самоопределяясь изнутри, душа способна превозмогать детерминирующие влияния извне от природного и социального миров и становиться источником совершенствования внешнего мира, его очеловечивания. Некоторые считают душу индивидуализацией общечеловеческого родового начала - души всего человечества. Душа человека отличается от его духа тем, что дух ориентирован на Высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед Высшим, в жажде Бога и устремлении к Нему, тогда как душа задает конституцию внутренней жизни человека, раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир . Но сама по себе она сверхкосмична: "Весь земной шар не может быть в большей беде, чем одна душа" (Л.Витгенштейн).

принцип жизни, основа мыслей и чувств. Начиная с античности различают два значения: в древнееврейской культуре – органическая душа и душа мыслящая, в романской – анимус и анима. Сведение второго значения к первому характер но для витализма , первого ко второму – для спиритуализма ( Платон , Лейбниц, Гегель ). Проблему соединения души и тела рассматривал Декарт; вопрос о бессмертии души развернут Платоном в диалоге «Федон».Как принцип жизни, основа мыслей и чувств, душа «организует» бытие человека в мире, в обществе, определяет отношение к другим людям, то есть обусловливает его «оциальный модус ».

( греч . psyhe, лат. anima) — одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. появляется вместе с самой философией в пифагореизме : одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне-пифагорейских учений — учение о бессмертии Д. и метемпсихозе . Учение Платона о Д. формировалось в оппозиции к софистическому пониманию Д. как только средоточия ощущений. В диалоге Платона “Федон”, с одной стороны, проведены пифагорейские учения о теле как гробнице Д., о метемпсихозе (переселении душ) и палингенесии (новых рождениях), с другой — опровергнуто пифагорейское учение о Д.-гармонии и даны четыре доказательства бессмертия Д. Образованию и воспитанию Д. здесь придан фундаментальный онтологический смысл , поскольку, по Платону, Д. не несет с собой на тот свет ничего, “кроме воспитания и образа жизни”. Аристотель в учении о Д. исходит из двух ее основных проявлений в живом существе: движения и ощущения; помимо этого он формально признает бестелесность Д. как того, что не есть тело , но что, однако, не может существовать без тела . Не признавая Д. как причину всякого движения, Аристотель рассматривает Д. в своей системе категорий как сущность , или первичную осуществленность, энтелехию естественного органического тела, обладающего возможностью жизни. По Аристотелю, Д. нет самой по себе, но есть живое существо, состоящее из Д. и тела. Аристотель отказывается от представления в мировой Д., но вводит ее своеобразный эрзац: природу, которая имманентна миру так же, как отдельная Д. — отдельному живому существу. Традиция христианского богословия в учении о Д. исходила из противопоставления Д. животных и Д. человека : человек, созданный по образу и подобию Бога, и его бессмертная Д. суть , по Григорию Богослову, Божие дыхание и свет Божий. Д. должна быть для тела тем же, чем Бог является для Д. Показывая ложность платоно-пифагорейского учения о предсущест-вовании Д. (принимавшегося, в частности, Оригеном), об эманации Д. из Бога, естественном размножении Д., о душепереселении, о Д. как гармонии, о мировой Д., отцы церкви подчеркивали креационистский мо- мент в возникновении Д. (хотя и могли толковать его по-разному), необходимость очищения Д., павшей в результате первородного греха , и возможность возвращения ее к Богу через Христа — главу церкви, причем вплоть до самых высших уровней иерархии мироздания. Эпоха Возрождения начинает с утверждения традиционных общецерковных воззрений на отсутствие Д. мира ( Николай Кузанский ). Но в дальнейшем возрожденческая натурфилософия в лице Ф. Патрици, решительно оспаривая схоластическое учение о Д., вновь возвращается к учению о мировой Д. Антицерковный пафос воодушевляет Дж. Бруно, также признающего мировую Д. и в связи с этим прямо ссылающегося на Плотина . По существу, такого рода возвращения к языческим концепциям открывали путь к независимому изучению природы, хотя непосредственно и не вели к действительному развитию физики. Дальнейшая эволюция представлений о Д. происходила в связи с актуализацией оппозиции Д. и тела у Р. Декарта: отмечая, что наша Д. нам лучше знакома, чем наше тело, Декарт считает ее основным свойством мышления, как основным свойством тела является протяжение. Выделяя два вида мышления — разум и волю, Декарт открывает возможность абсолютизации того и др. и их самостоятельного рассмотрения. При этом особую роль приобретает индивидуальный внутренний опыт , который постепенно выстраивается как общий (новоевропейский) внутренний опыт, верифи-цируемость которого предполагается. После этого уже легко было усмотреть все наше достоинство в одной только мысли (Б. Паскаль) и считать свойственную Д. познавательную способность лучшей нашей частью, властной обуздать аффекты и определять могущество Д. (Б. Спиноза). Но при этом тут же оказывалось, что сама Д. по сравнению с этой своей способностью остается чем-то пустым и почти лишним: у Дж. Локка Ц,. оказывается лишенной каких бы то ни было врожденных принципов и все свои идеи (у него — восприятия) она получает из опыта. Такого человека вместе с его Д., бессмертие которой недоказуемо, можно только анатомировать. Именно такой анатомический подход и предлагает Д. Юм. То, что, по Декарту, составляло сущность Д., у Юма вообще лишено силы, потому что мы теперь знаем только определенные частные качества и восприятия, и наши аффекты суть единственные скрепы нашего мышления. У Д. и тела, по Юму, все общее . Человек с такой Д. постепенно оказывается всего только очень сложной машиной, и Д. в нем целиком зависит от его темперамента и вообще состояний тела (Ж. Ламетри). Как дуализм Декарта, так и сенсуализм Локка не могли не вызвать реакции. Против Декарта решительно выступает Г.В. Лейбниц с учением о монадах , иерархия которых, по существу, представляет собой иерархию Д. или способностей Д., причем каждая монада есть микрокосм , в котором снята противоположность мышления и протяжения. Против Локка выступает Дж. Беркли, утверждающий, что в собственном смысле существуют только мыслящие субстанции, тогда как для других их бытие состоит в возможности быть воспринятым. Нет иной субстанции, кроме духа, или Д., причем Д. есть субъект , который проявляет волю и мыслит. Беркли возвращается к Платону и неоплатоникам в своем утверждении о произ- водности тел от духа и с удовольствием приводит мысль Плотина, утверждавшего, что не Д. в теле, но тело в Д., а также Ямвлиха , признававшего Д. более высокой, чем природа . Попытка примирения разных т.зр. была предпринята в эклектической системе X. Вольфа. Воспитанный на его философии И. Кант оказался и его принципиальным противником. Кант показывает, что бессмертие Д. — постулат практического разума, т.е. теоретически недоказуемое положение, поскольку существование Д. после смерти выходит за рамки возможного опыта. С Кантом, сокрушившим метафизику, вопрос о Д. в новоевропейской философии принципиально переходит из сферы онтологии и гносеологии в сферу морали. Но, с др. стороны, под влиянием Канта развивается исследование Д. в той самой опытной сфере, которая нам безусловно доступна: речь идет об экспериментальной психологии, отыскивающей эмпирико-психологические обоснования метафизических вопросов, и Д., бывшая у Юма связкой представлений, становится связкой влечений, сил и способностей (Ф.А. Бенеке). Как эмпирическая наука психология постепенно стремится противопоставить себя философии и объединиться с антропологией, биологией, физиологией. Психометрия, психофизика , детальное изучение и классификация ощущений постепенно приводят к исчезновению человеческой Д. как онтологически насыщенного филос. понятия, что поддерживалось также эволюционистскими концепциями происхождения человека (Ч. Дарвин). Неуклонное исчезновение Д. из новоевропейской философии сопровождается теистическими тенденциями в находившейся под влиянием Г.В.Ф. Гегеля протестантской теологии и развитием понятия человеческой личности. Наряду с сенсуализмом и материализмом (Л. Фейербах), а также механицизмом (К. Фохт) развивается спиритуализм ; метафизическую природу понятия Д. защищает Р. Г. Лотце. К И. Г. Фихте восходят интуитивистски-волюнтаристские концепции , также постепенно вытесняющие Д. из поля зрения философии: воля к жизни А. Шопенгауэра, жизненный порыв А. Бергсона. Наконец, парапсихология , психоанализ (3. Фрейд), аналитическая психология (К.Г. Юнг), психопатология (К. Ясперс) приводят к необыкновенному разбуханию психологии — науки о Д., не признающей Д. как таковой, что вполне соответствует многообразным формам новоевропейской духовности, не признающей духа, и новоевропейской культуры, не признающей бытийно наполненного религиозного культа . С этой т.зр. представляют несомненный интерес ряд установок рус. философии, подчеркивавшей не- сводимость душевной сферы к рациональной и интеллектуальной, а также возрождение гностических мотивов и учения о Д. мира у B.C. Соловьева с его учением о Софии как о Д. миров и единой царице всех душ и в рус. символизме . О Steel C.G. The changing self. A study on the soul in later Neo-platonism: Jamblichus, Damasciusand Priscianus. Bruxelles, 1978; Essays on Aristotles “De anima”. 1992; Corps et ame. Sur le “De aniraa” dAristote. Paris, 1996; Robinson T.M. Platos Psychology. Toronto, 1995. Ю.А. Шичаяин

нематериальная жизненная сила , вложенная Богом в человека . Душа зеркало духа. В отличие от свободного духа душа всегда воплощена, сопряжена со своим телом . Основное экзистенциальное противоречие души состоит в том, что она рвется наружу в безграничный духовный мир и в то же время прижизненно заключена в своем теле.

- динамичный аспект внутреннего содержания самобытия (самобытия иноэнергийно оформленного).

( греч . psyche , лат. anima): 1. В религии под Д. понимается данная Богом бессмертная, духовная , бестелесная и независимая от тела сущность ( природа ) человека , его " двойник ", активное начало , которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет ("одушевляет") его, а покидая - приносит смерть , сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (напр., в брахманизме , буддизме ). 2. В истории философии термин Д. употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека, отождествляемый с особой нематериальной субстанцией. Понятие Д. восходит к анимистическим верованиям. Платон отождествлял Д. с вечной идеей, развивая учение о мировой Д. как одном из универсальных принципов бытия; Аристотель понимал под Д. активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него; у Гегеля Д. - низшее, чувственное проявление духа по отношению к материи (чувствующая и деятельная Д.); в дуалистических учениях (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс) - исходное и существующее наряду с телом начало. В новоевропейской философии термин Д. употребляется чаще всего для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. В психологии понятие Д. было вытеснено термином психика . А.А. Круглов

( греч . psyche , лат. anima) - в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека ; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа (см. Дух) - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. Чувство ) и стремлений ( витальная душа ). Результат наблюдений над душой анализирует психология . До нового времени предметом метафизики был вопрос , является ли душа субстанцией. При возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыхание м живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый "выдыхал" душу). Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о - душе, существующей независимо от тела. Развитие душевной жизни (греч. " психогенезис ") исследуется как психогенетически, так и онтогенетически - детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле ) исторического развития душевной жизни занимается психология развития . 4 Психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. Где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз - в определенной форме" (Штумпф). Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса. В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии. По Платону , душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. Согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве, является господствующим. Против него выступает Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума . Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом , но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. Представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией. Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности . В 1863 В. Бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. Вильгельм Вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах "Grundzьge der physiologischen Psychologie" (1908-1911) и "Vцlkerpsychologie" (1908 - 1917). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием . Для Па ладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, "прерывно". Для современной психологии душа - носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальткачества ) микрокосмоса , которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (см. Одушевленность, Психотерапия ).

— термин , употребляемый иногда в качестве синонима термина психика . Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека , отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Д. рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.) В религии под Д. понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила , имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в “потустороннем” мире. В идеалистической философии Д. отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея , у Гегеля — низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуалистических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеме). В домарксовском материализме (Демокрит, метафизический материализм) Д. понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом Д., психическая деятельность , сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы -материалисты допускали всеобщую одушевленность мира ( Гилозоизм ). В русле идеализма ( неоплатонизм , Шеллинг, Соловьев) представления об одушевленной природе как организме выражались в идее “мировой души”. Научное объяснение человеческой психики дается в диалектическом материализме.

Значение слова Душа в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Дуализм - 1) в метафизике способ объяснения многообразия сущего ...
  • Добродетель - (греч. arete лат. virtus) способность человека совершать ...
  • Диалектика - (от греч. dialegesdai обсуждать в диалоге ) ...
  • Детерминизм - ( от лат. determino определяю) убеждение ...
  • Демонология - учение о демонах, составная часть многих античных ...
  • Демон - (греч. daimon, daimonion ) в древнегреческой философии ...
  • Демифологизация - (от греч. mythos предание сказание, слово ) ...
  • Добродетель - свойство характера одобряемое с моральной т. зр.; ...
  • Диптих - (греч. diptychos сложенный вдвое) икона в ...
  • Дионис - в др.греч. мифологии бог виноградарства и виноделия. ...
  • Диана - богиня охоты в др.римск. мифологии. Соответствует др.греч. ...
  • Дзэн - яп. эквивалент кит. «чань» или «чаньна» от ...
  • Джихад - (араб.) усердие, рвение в деле распространения ислама ...
  • Джатаки - (санскр., букв. о прежних рождениях) в буддизме ...
  • Синергетика - относительно новая наука об "самоорганизующихся" процессах в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари