( греч . - возвращение в прежнее состояние , восстановление ) - понятие , посредством которого обозначалось необходимое возвращение вещей в свое былое обличье . Учение об А., восходящее истоками к пифагорейской школе и взглядам Гераклита, нашло концептуальное оформление в воззрениях школы стоиков, утверждавших тождественность сменяющихся миров и, следовательно , неизбежное возвращение в каждый новый мир вещей, живых существ ( идея реинкарнации) и событий, присущих миру предыдущему. В раннехристианской традиции понятие А. обозначало время , когда после Страшного Суда Христова были должны исполниться пророчества об утверждении Царства Божия на земле, о предстоящем обращении всех людей в христианство и об обретении святыми вечного блаженства. Идея А. коррелировалась с апокалиптическими представлениями о судьбе мира . Ориген не исключал из процедуры полного "спасения", просветления и соединения с Богом ( независимо от их воли) всех душ и духов , даже дьявола , а также постулировал, вследствие этого , временный характер мук грешников в аду. В 6 в. церковь объявила такие мысли ересью , что не помешало им проявиться вновь в 9 в. в воззрениях Иоанна Скотта Эриугены, отрицавшего сущностную реальность зла, которое, по его мнению, существует лишь как собственное отрицание , как " ничто ".
( греч . - всеобщее восстановление , возврат к исходному состоянию). Ориген (III в.) учил, что все существа, сотворенные Богом сначала в виде разумных духов и ставшие затем кто ангелами, кто демонами, а кто и "охладевшими" человеческими душами, в конечном итоге будут спасены. Оппонентами Оригена были Августин и Иероним. Церковь в целом не приняла это учение , настаивая, что Откровение говорит также и о наказании в вечности за особо тяжкие грехи , но сторонники апокатастасиса появлялись в религиозной философии неоднократно (напр., св. Григорий Нисский , Иоанн Скот Эриугена , Ф.Шлейермахер, Н.Бердяев и др.).